Генетика человека





НазваниеГенетика человека
страница1/6
Дата публикации11.06.2015
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 82
Генетика человека.
Дидактическое пособие (профильный уровень)
Автор: Слепых Е.А., учитель биологии
Введение.

§ 1. Из истории генетики человека.
Формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ века, когда были переоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, мутация. Затем в течении е последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали выходить периодические издания, монографии, учебники.

Период 1920-1940 г.г. отмечен тем, что в генетике сложилась хромосомная теория наследственности, в рамках которой гены рассматривались как компоненты хромосом, расположенные линейно. Успехи в теории и методологии генетики привели к тому, что эта наука резко расширила объём исследований. Началось структурирование генетики по объектам и уровням изучения. Постепенно стали выделять в качестве отдельных разделов генетику человека, генетику растений, генетику микроорганизмов, популяционную генетику и др. Успехи следующего, революционного, этапа развития генетики, охватывающего 1940-1960 г.г., широко известны. Установление роли нуклеиновых кислот как носителей генетической информации, открытие двуспиральной структуры молекулы ДНК, выяснение связи между генами и белками в виде знаменитой формулы «один ген – одна полипептидная цепь» и ряд других выдающихся достижений качественно изменили генетику. Наука о наследственности и изменчивости обрела надёжную молекулярную базу.

Этап 1060-1980 г.г. начался с расшифровки генетического кода. Развитие методов секвенирования нуклеиновых кислот и белков дало ряд принципиальных результатов. Был расшифрован первый геном РНК-содержащего вируса. Наряду с секвенированием вирусных геномов важным шагом в науке стали расшифровки митохондриальных геномов и, что особенно важно, митохондриального генома человека. Позднее появилась дерзкая идея о полном и комплексном исследовании генома человека.

Начало геномной эры резко стимулировало развитие и использование ДНК-технологий, обеспечило проникновение генетических идей и методов во многие смежные области, особенно в медицину. Высокая структуризация – одна из характерных черт современной генетики человека. Более того, эта особенность имеет тенденцию к усилению. Сегодня мы становимся свидетелями завершающего этапа геномного периода развития генетики человека. Практически завершена международная программа «Геном человека». До недавнего времени лишь в воображении фантастов могли существовать клетки-гибриды, например человека и мыши, человека и бактерии, включающие в себя человеческие гены и производящие человеческий белок, который используется как лекарственный препарат. Невероятным казалось устатовление диагноза болезни задолго до рождения ребёнка. Сегодня дородовая (пренатальная) диагностика многих наследственных болезней широко применяется в практической медицине. Пренатальная диагностика позволяет предупредить появление больных детей в семьях, отягощённых наследственными заболеваниями. Ещё недавно практически нереальной выглядела перспектива направленного воздействия или перестройки генетического материала с целью лечения (генная терапия). Сегодня генная терапия для некоторых заболеваний уже осуществляется в рамках клинических испытаний. Соответственно особую значимость приобретают разработки правовых и этических проблем в современной генетике человека. Эти проблемы интересуют и хирургов, начинающих формировать новые направления в своей специальности с учётом достижений генетики человека.

Таким образом, современную генетику человека с уверенностью можно рассматривать как особо перспективную биологическую науку, которая предоставляет исследователям уникальную возможность принять участие в расширении горизонтов познания жизни.

§ 2. Человек как объект генетических исследований.
Основные закономерности наследственности, установленные для живых организмов, универсальны и в полной мере справедливы и для человека. Вместе с тем, как объект генетических исследований человек имеет свои преимущества и недостатки.

  • Для людей невозможно планировать искусственные браки. Ещё в 1923г. Н.К. Кольцов отмечал, что «…мы не можем ставить опыты, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, какие у них будут дети». Однако эта трудность преодолима, благодаря прицельной выборке из большого числа брачных пар, соответствующих целям данного генетического исследования.

  • Большое число хромосом (46) в значительной мере затрудняет возможности генетического анализа для человека. Разработка новейших методов работы с ДНК (метод гибридизации соматических клеток и др.) устраняют эту трудность.

  • Из-за небольшого числа потомков (во второй половине ХХ века в большинстве семей рождалось по 2-3 ребёнка) невозможен анализ расщепления в потомстве одной семьи. Однако в больших популяциях можно выбрать семьи с интересующими исследователя признаками.

  • Ещё одна трудность связана с длительностью смены поколений у человека. Одно поколение занимает в среднем около 30 лет, и, следовательно, генетик не может наблюдать более одного-двух поколений.

  • Для человека характерен генотипический и фенотипический полиморфизм. Появление многих признаков и болезней в значительной степени зависит от условий внешней среды. Следует отметить, что понятие «среда» для человека более широкое, чем для растений и животных. Наряду с питанием, климатом и другими абиотическими и биотическими факторами для человека средой являются социальные факторы, которые трудно изменяются по желанию исследователя. Вместе с тем, человека как генетический объект широко изучают врачи всех специальностей, что нередко позволяет установить различные генетические отклонения.


Тема № 1.

Методы изучения наследственности человека.

§ 3. Генеалогический метод.

Данный метод опирается на генеалогию – учение о родословных. Суть метода заключается в составлении родословной и последующем её анализе. Генеалогический метод широко используется для решения как научных, так и прикладных проблем. Он позволяет выявить наследственный характер признака и определить тип наследования, позволяет установить сцепленное наследование, определить тип взаимодействия генов и пенетрантность аллелей. Метод лежит в основе медико-генетического консультирования и состоит из двух этапов: составления родословной и её анализа.


  1. Составление родословной.

Сбор сведений о семье начинают с пробанда – обычно это больной с изучаемым заболеванием. Дети одной родительской пары (братья и сёстры) называются сибсами. При составлении родословной ведется краткая запись данных о каждом члене рода с указанием его родства по отношению к пробанду. Обычно указываются фамилия, имя и отчество, дата рожде­ния и смерти, возраст, национальность, профессия, место житель­ства, наличие хронических заболеваний в семье, причины смерти умерших и др.

Сбор генетической информации проводится путем опроса, ан­кетирования, личного обследования семьи. Опрос начинается обычно с бабушки и дедушки по материнской линии, с указанием внуков — детей каждого их ребенка. В родословную вносят сведе­ния о выкидышах, абортах, мертворожденных детях, бесплодных браках и др. После сбора сведений составляют графическое изображение ро­дословной, используя систему условных обозначений. Вы­полняя эту работу, важно соблюдать следующие правила:

  1. составление родословной начинают с пробанда; братья и сес­тры располагаются в порядке рождения слева направо, начи­ная со старшего;

  2. все члены родословной располагаются строго по поколениям в один ряд;

  3. поколения обозначаются римскими цифрами слева от родос­ловной сверху вниз;

  4. арабскими цифрами нумеруется слева направо (в один ряд) потомство одного поколения;

5) в связи с тем, что некоторые болезни проявляются в разные периоды жизни, указывается возраст членов семьи;

6) отмечаются лично обследованные члены родословной.

2. Генетический анализ родословной. Задача генетического ана­лиза — установление наследственного характера заболевания и типа наследования, выявление гетерозиготных носителей мутантного гена, а также прогнозирование рождения больных детей в семьях с наследственной патологией.

Анализ родословной включает следующие этапы: 1) установле­ние, является ли данный признак или заболевание единичным в семье или имеется несколько случаев (семейный характер). Если признак встречается несколько раз в разных поколениях, то можно предположить, что он имеет наследственную природу; 2) определе­ние типа наследования признака.

Для этого анализируют родослов­ную, учитывая следующие моменты:

  1. встречается ли изучаемый признак во всех поколениях и мно­гие ли члены родословной обладают этим признаком;

  2. одинакова ли частота признака у лиц обоих полов, у лиц ка­кого пола он встречается чаще;

  3. лицам какого пола передается признак от больного отца и больной матери;

  4. есть ли в родословной семьи, в которых у обоих здоровых ро­дителей рождались больные дети или у обоих больных роди­телей рождались здоровые дети;

  5. какая часть потомства в семьях, где болен один из родителей, имеет наследуемый признак.

В зависимости от типа наследования общая картина родослов­ной выглядит по-разному.

Аутосомно-доминантное наследование характеризуется тем, что мутантный ген связан с аутосомой и проявляется как в гомозигот­ном (АА), так и в гетерозиготном (Аа) состояниях. В силу этого прослеживаются следующие особенности наследования: передача патологии от больных родителей к детям; оба пола поражаются в равных пропорциях; здоровые члены семьи обычно имеют здоро­вое потомство; отец и мать одинаково передают мутантный ген до­черям и сыновьям; возможна передача болезни от отца к сыну.

При аутосомно-рецессивном типе наследования мутантный ген проявляет свое действие только в гомозиготном состоянии. По этой причине в гетерозиготном состоянии он может существовать во многих поколениях, не проявляясь фенотипически. При данном типе наследования заболевание встречается в родословной редко и не во всех поколениях. Вероятность заболевания у девочек и мальчиков одинакова. Признак может проявиться у детей, родители ко­торых были здоровы, но являлись гетерозиготными носителями мутантного гена. Возможно несколько вариантов таких браков:

  1. мать (аа) х отец (аа) — все дети будут больными (генотип аа);

  2. мать (Аа) х отец (аа) — 50% детей будут больными (генотип аа) и 50% фенотипически здоровыми (генотип Аа), являясь гетерози­готными носителями дефектного гена;

  3. мать (Аа) х отец (Аа) — 25 % детей будут больными (генотип аа), 75% фенотипически здоровыми (генотипы АА и Аа), но 50% из них будут носителями мутантного гена (генотип Аа).

Известно, что частота возникновения наследственных рецессивно-аутосомных болезней находится в прямой зависимости от сте­пени распространенности мутантного гена среди населения. Час­тота таких болезней особенно повышается в изолятах и среди насе­ления с высоким процентом кровнородственных браков. Такие браки отрицательно влияют на потомство. На это указывает тот факт, что умственная отсталость среди детей от родственных бра­ков в 4 раза выше, чем в семьях с неродственными браками.

Наследование заболеваний, сцепленных с полом, определяется тем, что мутантный ген расположен в Х- или Y-хромосоме. Известно, что у женщин имеется две половые Х-хромосомы, а у мужчин — одна Х- и одна Y-хромосома. У человека в Х-хромосоме локализо­вано более 200 генов, которые могут быть рецессивными или доми­нантными.

У женщин мутантный ген может находиться в обеих Х-хромосомах или только в одной из них; в первом случае она гомозиготна, во втором - гетерозиготна. Мужчины, являясь гемизиготными (имеют только одну хромосому X), передают ее только дочерям и никогда сыновьям. Любой ген, как доминантный, так и рецессивный, лока­лизованный в Х-хромосоме, обязательно будет проявляться. В этом главная особенность Х-сцепленного наследования. Для Х-сцепленного рецессивного наследования характерны следующие особенности:

  • заболевание встречается чаще у лиц мужского пола;

-- от здоровых родителей могут родиться больные дети (если мать гетерозиготна по мутантному гену)

  • больные мужчины не передают заболевание своим сыновь­ям, но их дочери становятся гетерозиготными носителями болезни;

  • больные женщины могут родиться только в семьях, где отец болен, а мать гетерозиготна по мутантному гену.



Задание № 1.

  1. В медико-генетическую консультацию обратился юноша (пробанд), страдавший глухотой. У него есть сёстры с нормальным слухом. Мать и отец пробанда также имеют нормальный слух. У матери пробанда пять сестёр с нормальным слухом и один брат, страдающий глухотой. Три сестры матери пробанда замужем за здоровыми мужчинами. У одной сестры матери пробанда растёт здоровая дочь, у второй – здоровый сын, у третьей – здоровая дочь и глухой сын. Бабка пробанда по линии матери и её муж были здоровы. У бабки пробанда по линии матери есть три здоровые сестры и два брата, один здоровый, а другой – глухой. Здоровые сёстры бабки по линии матери имели здоровых мужей, а здоровый брат был женат на здоровой женщине. У первой сестры бабки пробанда четыре здоровые дочери и один глухой сын. У второй сестры бабки здоровая дочь и глухой сын. У третьей сестры бабки здоровая дочь и два сына, один здоровый, а другой глухой. Отец и мать бабки пробанда по линии матери здоровы.

Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

Определить, какова вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он женится на здоровой женщине, отец которой страдает тем же недугом, что и пробанд. Составить генеалогическое древо, определить вероятность рождения здоровых детей.

Примечание.

Глухонемота связана с врождённой глухотой, которая препятствует усвоению речи. Глухота может быть звуковоспринимающего и звукопроводящего типов. Наследственно обусловлено около половины всех заболеваний глухонемотой, другая половина – фенокопии. Наследственные формы чаще передаются рядом неаллельных аутосомных рецессивных генов. Имеются аутосомно-доминантные и рецессивные сцепленные с Х-хромосомой формы.


  1. В медико-генетическую консультацию обратилась молодая пара, собирающаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что молодые люди – троюродные брат с сестрой Юноша (пробанд) страдает рахитом, который не излечивается обычными дозами витамина Д. Эта форма рахита наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом. Сестра пробанда здорова. Мать – больна рахитом, отец здоров. У матери пробанда двое братьев – оба здоровы. Дед пробанда по линии матери болен, бабка здорова. Дед имел двух братьев: здорового и больного. У здорового брата деда от здоровой жены было два здоровых сына. У больного брата деда жена была здорова, от их брака родились две больные дочери и здоровый сын. У одной больной дочери брата деда пробанда от здорового мужа родилась здоровая дочь; у другой больной дочери, состоящей в браке со здоровым мужчиной, ролились два сына, один из которых болен и больная дочь. У здорового сына брата деда пробанда жена здорова, здоровы и их дети – мальчики близнецы.

Составить родословную, определить вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда, если он вступает в брак со своей здоровой троюродной сестрой.

Примечание.

Рахит, резистентный к витамину Д, наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом. Клиническая картина сходна с рахитом. Характерно искривление длинных трубчатых костей, голеностопный и коленные суставы деформированы. При отсутствии лечения дети утрачивают способность ходить. Отмечается необычайно низкая концентрация неорганического фосфора в крови.


  1. В медико-генетическую консультацию обратился мужчина (пробанд), страдающий дефектом ногтей и коленной чашечки. Его брат нормален. Этот синдром имелся у отца пробанда, а мать была здорова. Дедушка пробанда по линии отца имел подобный синдром, а бабушка была здорова. Отец пробанда имел трёх братьев и четырёх сестёр, из них два брата и две сестры с синдромом дефекта ногтей и коленной чашечки. Больной дядя по линии отца женат на здоровой женщине и имеет здоровых детей: двух дочерей и сына.

Составить генеалогическое древо, рассчитать вероятность рождения в данной семье здорового ребёнка с 4 группой крови с учётом того, что у пробанда 3 группа крови, а его супруга иаеет 2 группу крови и не страдает дефектом ногтей и коленной чашечки.

Примечание.

У человека ген, определяющий синдром дефекта ногтей и коленной чашечки – доминантный и находится в одной хромосоме на расстоянии 10 морганид от гена группы крови по системе АВО


  1. В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара, обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что родители женщины были не вполне здоровы: мать страдала ночной слепотой, отец – цветовой слепотой.

Определить вероятность рождения здоровых детей.

Примечание.

Гемералопия – ночная, или куриная, слепота выражается в отсутствии способности видеть при сумеречном или ночном освещении, обычно – это составная часть каких-либо синдромов. Чаще наследуется как рецессивный сцепленный с Х-хромосомой признак. Имеется аутосомно-рецессивный тип наследования. Есть случаи аутосомно-доминантного наследования этого признака.

Частичная цветовая слепота – дальтонизм. Этот признак вызывается рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой.


  1. В медико-генетическую консультацию обратилась семейная пара, обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что оба супруга страдают лёгкой формой талассемии. Кроме того, у женщины резус-фактор – отрицательный, а у мужчины – положительный.

Определите вероятность рождения здорового резус-отрицательного ребёнка, если мать мужчины была резус-отрицательная.

Примечание.

Талассемия, или анемия Кули обусловлена расстройством синтеза нормального гемоглобина. Кроме нарушения морфологии эритроцитов, наблюдается в различной степени выраженная желтуха, изменения в скелете и др. Гомозиготы в 90-95% случаев гибнут в раннем возрасте, у гетерозигот талассемия протекает в относительно лёгкой форме. Наследование аутосомное с неполным доминированием. Резус-фактор – один из множества антигенных свойств крови. Резус-положительность доминирует над резус-отрицательностью.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Генетика человека iconПояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной...
В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному...
Генетика человека iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Генетика человека iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Генетика человека iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Генетика человека iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...
Генетика человека iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Генетика человека iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной...
Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;...
Генетика человека iconЭкологическая физиология учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...
Генетика человека iconКонспект урока по теме "Генетика человека и ее значение для медицины...
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь охарактеризовать суть основных методов
Генетика человека iconПримерная программа дисциплины оп. 05. Генетика человека с основами...

Генетика человека iconТема урока: Генетика и проблемы здоровья человека
Запишите, что среди множественных уродств встречаются … (Симметричные и асимметричные)
Генетика человека iconЗачет по теме «Генетика человека»
Основной причиной болезни Дауна (трисомия по 21-й паре хромосом) является нарушение процесса
Генетика человека iconПояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека»
Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г
Генетика человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека ”. 10 класс
Генетика человека iconУчебно-методический комплекс Дисциплины «Экологическая и популяционная генетика»
Инге Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: Учеб пособие для биол спец ун-тов / С. Г. Инге-Вечтомов.— М. Высш шк., 1989.— 591с...
Генетика человека iconОбластное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего...
Большешапова В. А. – преподаватель дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск