Скачать 282.16 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра экологии и природопользования Ф.и.о. автора: Калганова Татьяна Николаевна Учебно-методический комплекс по дисциплинеМикробиология и вирусология (название) Специальность: 020201.65«Биология»(код по ОКСО) Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол № 6 «____» _____________ 2009 г. «17» февраля 2009 г. ________________________ Зав. кафедрой _________В.Н. Ефанов ЮЖНО-САХАЛИНСК2009 Автор-составитель: Калганова Татьяна Николаевна, доцент кафедры экологии и природопользования Учебно-методический комплекс Микробиология и вирусология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 020201.65 «Биология». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. Согласование с деканом обучающего факультета: Декан В.Н. Ефанов Директор библиотеки Е.В. Квитченко Автор-составитель Т.Н. Калганова Содержание
Сложность и специфика изучения микроорганизмов определили более позднее формирование микробиологической науки по сравнению с ботаникой и зоологией. Как никакая другая наука, микробиология связана с цитологией, поскольку изучает клетки прокариот и целиком зависит от развития микроскопической техники и различных методов выделения, культивирования и исследования микроорганизмов, применяемых в физиологии, биохимии, генетике и молекулярной биологии. Цель исследований состоит в вынесении роли микроорганизмов в живой природе, их строения, функционирования, выявлений связей с другими организмами, пользы или вреда для растений, животных и растений. Задачи методики многогранны: прежде всего не решен вопрос таксономии микробов, различных групп, входящих в надцарство прокариот; исследуется роль микроорганизмов в круговороте основных биогенных элементов в природе (С, О, N, P,S и др.); выясняется участие микроорганизмов в геохимических процессах, в формировании месторождений нефти, меди, марганца, фосфоритов и др.; разрабатываются биотехнологические направления по исследованию микроорганизмов в генной, клеточной инженерии и др. Изучая курс, студенты приобретают знания по строению и функционированию клеток различных групп микроорганизмов, их местоположению среди других царств живой природы, роли для человека и умение использовать полученную информацию в практических целях в своей жизни для решения таких актуальных проблем, как обеспечение человечества продуктами питания, возобновления энергетических ресурсов, разработки способов борьбы с инфекционными заболеваниями и по охране окружающей среды, а также многих других.
Тема 1. Введение в микробиологию (2 часа) Микробиология - наука о строении, физиологии, биохимии, генетике, экологии микроорганизмов, практическом использовании полезных свойств и устранении их вредного воздействия. Сформировавшись значительно позднее ведущих биологических дисциплин - ботаники и зоологии, эта наука к настоящему времени заняла ведущее место в биологии по уровню теоретических и прикладных исследований. Основную группу микроорганизмов составляют бактерии, служащие предметом изучения микробиологии. Кроме бактерий, в эту группу входят актиномицеты. грибы, водоросли, простейшие и вирусы, т.е. организмы различных систематических групп, имеющие сходное строение, экологию деятельности, объединяемые общностью методов исследования и культивирования в связи с их размерами. Изучение морфологии, структур и ультраструктур клеток проводится с помощью различных методов световой и электронной микроскопии. Изучение физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов включает выделение микроорганизма в чистую культуру для изоляции из смешанной природной популяции бактерий и последующее выращивание на искусственной питательной среде в лаборатории в стерильных условиях с применением разнообразных методов исследования этих наук. Соответственно профилю в связи с потребностями человека и жизнеобитанием микроорганизмов в науке выделяют следующие разделы: общая, медицинская, техническая, сельскохозяйственная, ветеринарная, водная микробиология, а также появившиеся в последнее время космическая микробиология, вирусология, генетика микроорганизмов. Развитие микробиологии шло в тесной связи с общим прогрессом и запросами практики. С конца 70-х годов перед человечеством встали глобальные проблемы: недостаток пищевого белка, вызванный ростом народонаселения; нарастающий дефицит природных ресурсов; антропогенное загрязнение окружающей среды. В решении этих проблем высокую роль должна сыграть современная биотехнология-использование биохимических, генетических свойств прокариот и самих микроорганизмов, а также культур клеток, тканей, органоидов эукариот для получения необходимых веществ или запрограммированных видов организмов. Основной ветвью биотехнологии является микробиология: ведь биохимические свойства организмов человек испокон веков использовал в практике для сбраживания молочных продуктов, в хлебопечении, сыроварении, получении спирта и т.д. В нашей стране промышленная микробиология поставлена на высокий технический уровень и служит для получения кормовых белков – белков одноклеточных организмов (БОО), аминокислот, витаминов, ферментов и многих лекарственных препаратов. В последнее время успешно развиваются клеточная и генная инженерия, благодаря которым появился новый подход в генетико-селекционной работе - получение соматических гибридов, мутагенез и клеточная селекция, избирательный перенос генов в клетку растений и микроорганизмов. В наши дни интенсифицировалось физико-химическое изучение процессов жизнедеятельности организмов на уровне молекулярных структур. Активизировались работы в области биологии клетки, физиологии, биологии развития и генетики. Высокий уровень метаболизма, уникальная скорость размножения при относительно простой структурной организации сделали прокариот излюбленной моделью в проводимых научных экспериментах. Царство бактерий чрезвычайно древнее и широко распространено на нашей планете. Микроорганизмы занимают беспредельные экологические ниши, обитая во льдах Арктики и Антарктики, нефтяных скважинах и горячих источниках, существуют и внутри живых организмов- эу -и прокариот, где ведут паразитический образ жизни. Всё это составляет зоны их жизнедеятельности. Поразительна их приспособленность к жизни: прокариоты могут быть аэробами и анаэробами, фото- и хемотрофами, авто-и гетеротрофами. Практически любые естественные продукты и вещества химического синтеза способны перерабатываться бактериями, они участвуют в геохимических процессах в формировании месторождений нефти, меди, железа, серы, марганца и фосфоритов. Минерализуя органические вещества, микроорганизмы возвращают в почву такие элементы, как S, Р, С, N и другие, в атмосферу- углекислоту, необходимую для фотосинтеза. Клубеньковые и свободноживущие азотфиксаторы связывают молекулярный азот, обогащают растения и почву азотистыми веществами, тем самым способствуя включению связанного азота в обменные процессы эукариот. Представители микромира, при всём многообразии их полезной деятельности и природе, играют негативную роль как возбудители особо опасных инфекционных заболеваний, и в этом случае также служат объектами изучения с целью профилактики и лечения таких болезней. Таким образом, решение многих актуальных проблем человечества связано с изучением представителей микромира и перспективами их практического использования в различных отраслях науки, медицины, промышленности и сельского хозяйства. |
Пояснительная записка «Микробиология и вирусология» ... | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Вопросы к экзамену для студентов специальности «Стоматология» по... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология,... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Рабочей учебной программы по дисциплине микробиология, вирусология 060601 Медицинская биохимия | Микробиология, вирусология микробиология полости рта Структуры внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными микробами и оппортунистами | ||
Программа учебной дисциплины основы физиологии кожи и волос ... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... ... | ||
Анализ современных представлений об иммунитете, аллергии с позиций... ... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Микробиология, вирусология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... |