МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 г.ХИМКИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 19
______________С.В.Муханов
«01»сентября 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ»
для 6 «А», «Б» классов
(68 часов в год, 2 часа в неделю)
Составитель: учитель биологии
МБОУ СОШ № 19
г. Химки
Мартинович Татьяна Алексеевна
2014-2015 уч. год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, оснловного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и на основе авторской программы И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Растения» ( 6 класс ) Обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков : изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков,способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии,
продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить целей Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КС
Нормативные правовые документы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Сведения о программе:
Рабочая программа составлена:
на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2004 г. стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)
в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:
И.Н. Пономарева,, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" /М., изд. дом "Вентана-Граф",2010г./ Обоснование выбора: Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МОУ СОШ № 48 и является логическим продолжением изучения предмета «Природоведение» в 5 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла. Место и роль учебного курса:
Курс биологии в 6 классе классе продолжает курс Природоведения в 5 классе. Он также начинает изучение живой природы в рамках предмета биологии, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию морфологии и физиологии растений, их роли в природе и жизни человека. Количество учебных часов:
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и лабораторных работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения биологии в 6-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю, том числе 12 лабораторных работ. Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа лабораторная работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером. Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра) Механизмы формирования ключевых компетенций:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома. Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Содержание учебной программы:
Введение-1ч. Тема 1. "Общее знакомство с растениями" – 6 часов.
Мир растений. Признаки и органы растений. Растение — живой организм — биосистема. Условия жизни растений. Среды жизни растений. Тема 2. " Клеточное строение растений" (5 часов)
Увеличительные приборы. Строение растительной клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Разнообразие тканей у растенй. Тема 3. "Органы цветкового растения" - 18 часов Внешнее и внутреннее строение семени. Условия прорастания семян. Значение семян. Внешнее строение корня, виды корней.Внутреннее строение корня. Значение корней, их разнообразие.Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение. Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение. Многообразие стеблей. Цветок. Соцветия. Плоды. Значение для растения. Тема 4. "Основные процессы жизнедеятельности растений - 11 часов
Питание растений: корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений. Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений) и вегетативное. Рост и развитие растительного организма. Тема 5. "Основные отделы царства растений" - 10 часов
Понятие по систематике растений. Водоросли: особенности строения и жизнедеятельности, их значение. Мохообразные. Папоротникообразные. Голосеменные. Покрытосеменные: класс Двудольные, класс Однодольные. Тема 6. "Историческое развитие многообразия растительного мира на земле" - 4 часа
Понятие об эволюции. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений. Тема 7. "Бактерии.“ - 3 часа
Строение и физиологические особенности бактерий. Роль в природе и жизни человека. Тема 8. «Грибы. Лишайник» - 3 часа
Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лишайники. Тема 9. «Природные сообщества»- 5 часов
Растительные сообщества. Приспособленность организмов. Взаимосвязь живой и неживой природы. Роль человека в природе. Заключение по курсу- 2часа Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен знать/понимать
признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры, актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России.
изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
давать характеристику растениям различных систематических групп;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
формулировать выводы на основе собранного материала;
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Московской области;
применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Московской области.
Литература:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008;
Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;
Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
дополнительная литература:
А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2010, - 96с.;
Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2008. -127с.;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Преподаватель Мартинович Татьяна Алексеевна
Предмет биология
Класс 6 «А», 6 «Б»
4. УМК авторская программа И.Н. Пономаревой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
УчебникИ.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко«Биология.Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», издательство: Вентана-Граф
рабочая тетрадьИ.Н.Пономарёва,О.А.Корнилова, О.А.Кучменко «Биология» 1и 2ч. издательство: Вентана-Граф 5.Дополнительная литература
для учителя:методическое пособиеИ.Н.Пономорёва,В.С.Кучменко, Л.В.Симонова«Биология: Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники».
для учащихся:учебники В.А. Корчагина «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», А.Г. Еленевский, М.А. Гуленкова « Биология: Растения. Бактерии. Грибы», пособиеА.М.Былова, Н.И.Шорина «Экология растений». 6.График лабораторных и проверочных работ:
МЕСЯЦ | ВИД КОНТРОЛЯ | НЕДЕЛЯ | Сентябрь
| Лабораторная работа №1«Знакомство с цветковым растением».
Экскурсия «Зимний сад школы».
| 08.09-13.09 15.09-20.09
| Октябрь
| Лабораторная работа №2 «Строение клетки мясистого листа лука».
Обобщающий урок по теме « Клеточное строение растений». Проверочный тест
Лабораторная работа №3 «Строение семени фасоли».
| 29.09-04.10 06.10-11.10 13.10-18.10
| Ноябрь
| Лабораторная работа№4 «Строение вегетативных и генеративных почек». Лабораторная работа№5 «Внешнее строение листа».
| 10.11-15.11 17.11-22.11
| Декабрь
| Обобщение по теме: «Органы цветковых растений». Проверочный тест.
| 15.12-20.12
| Январь
| Лабораторнаяработа №6«Черенкование комнатных растений».
| 26.01-31.01
| Февраль
| Обобщение по теме: «Основные процессы жизни деятельности растений».
Проверочный тест.
| 09.02-14.02
| Март
| Обобщающий урок по теме: « Основные отделы царства растений».
| 16.03-21.03
| Апрель
| Лабораторная работа№7«Изучение строения плесневых грибов».
| 20.04-25.04
| Май
| Экскурсия «Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе».
Экскурсия на тему: «Весна в жизни природного сообщества».
| 04.05-09.05
18.05-23.05
|
№ п/п
| Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| 1
| Введение(1ч.)
Наука о растениях – ботаника.
|
01.09-06.09
|
|
Общее знакомство с растениями (6 ч.)
|
|
| 2
| Мир растений.
| 01.09-06.09
|
| 3
| Строение растений. Семенные и споровые растения. Лабораторная работа №1«Знакомство с цветковым растением».
| 08.09-13.09
|
| 4
| Растение - живой организм.
| 08.09-13.09
|
| 5
| Условия жизни растений .
Экскурсия «Зимний сад школы».
| 15.09-20.09
|
| 6
| Среды жизни растений.
| 15.09-20.09
|
|
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ растений (5ч.)
|
|
| 7
| Увеличительные приборы.
| 22.09-27.09
|
| 8
| Строение растительной клетки и ткани. Лабораторная работа №2 «Строение клетки мясистого листа лука».
| 22.09-27.09
|
| 9
| Процессы жизнедеятельности клетки.
| 29.09-04.10
|
| 10
| Ткани растений и их виды.
| 29.09-04.10
|
| 11
| Обобщающий урок по теме « Клеточное строение растений». Проверочный тест.
| 06.10-11.10
|
| ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (18 ч.)
|
|
| 12
| Строение семени.
Лабораторная работа №3 «Строение семени фасоли».
| 06.10-11.10
|
| 13
| Условия прорастания семян.
| 13.10-18.10
|
| 14
| Значение семян.
| 13.10-18.10
|
| 15
| Корень и его внешнее строение.
| 20.10-25.10
|
| 16
| Внутреннее строение корня.
| 20.10-25.10
|
| 17
| Значение корней и их разнообразие.
| 27.10-01.11
|
| 18
| Побег. Строение и значение для растения.
| 27.10-01.11
|
| 19
| Почка - зачаточный побег растения.
Развитие побегов из почек.Лабораторная работа№4 «Строение вегетативных и генеративных почек».
| 10.11-15.11
|
| 20
| Лист – часть побега.
Лабораторная работа№5 «Внешнее строение листа».
| 10.11-15.11
|
| 21
| Значение листа в жизни растений.
| 17.11-22.11
|
| 22
| Стебель. Внешнее и внутреннее строение.
| 17.11-22.11
|
| 23
| Многообразие стеблей.
| 24.11-29.11
|
| 24
| Видоизменения подземных побегов.
| 24.11-29.11
|
| 25
| Цветок, его строение и значение.
| 01.12-06.12
|
| 26
| Цветение и опыление растений.
| 01.12-06.12
|
| 27
| Плод. Разнообразие и значение.
| 08.12-13.12
|
| 28
| Растительный организм как биосистема.
| 08.12-13.12
|
| 29
| Обобщение по теме: «Органы цветковых растений».Проверочный тест.
| 15.12-20.12
|
| ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ (11ч.)
|
|
| 30
| Корневое питание растений.
| 15.12-20.12
|
| 31
| Воздушное питание растений.
| 22.12-27.12
|
| 32
| Космическая роль зелёных растений.
| 22.12-27.12
|
| 33
| Дыхание растений и обмен веществ.
| 12.01-17.01
|
| 34
| Значение воды в жизни растений.
| 12.01-17.01
|
| 35
| Размножение и оплодотворение у растений.
| 19.01-24.01
|
| 36
| Вегетативное размножение растений.
| 19.01-24.01
|
| 37
| Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторнаяработа №6«Черенкование комнатных растений».
| 26.01-31.01
|
| 38
| Рост и развитие растительного организма.
| 26.01-31.01
|
| 39
| Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
| 02.02-07.02
|
| 40
| Обобщающий урок по теме: « Основные процессы жизнедеятельности растений».
Проверочный тест.
| 02.02-07.02
|
| ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ (10ч.)
|
|
| 41
| Классификация растений.
| 09.02-14.02
|
| 42
| Водоросли. Общая характеристика.
| 09.02-14.02
|
| 43
| Многообразие водорослей, их значение.
| 16.02-21.02
|
| 44
| Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
| 16.02-21.02
|
| 45
| Отдел Папоротниковидные.
| 23.02-28.02
|
| 46
| Отдел Голосеменные.
| 23.02-28.02
|
| 47
| Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
| 02.03-07.03
|
| 48
| Семейства класса Двудольные растения.
| 02.03-07.03
|
| 49
| Семейства класса Однодольные растения.
| 09.03-14.03
|
| 50
| Обобщающий урок по теме: « Основные отделы царства растений».
| 09.03-14.03
|
| ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
(4 ч.)
|
|
| 51
| Понятие об эволюции растительного мира.
| 16.03-21.03
|
| 52
| Эволюция высших растений.
| 16.03-21.03
|
| 53
| Многообразие и происхождение культурных растений.
| 30.03-04.04
|
| 54
| Дары Старого и Нового Света.
| 30.03-04.04
|
| Царство БАКТЕРИЙ (3 ч.)
|
|
| 55
56
| Общая характеристика бактерий и их строение.
Многообразие бактерий.
| 06.04-11.04
06.04-11.04
|
| 57
| Значение бактерий в природе и в жизни человека.
| 13.04-18.04
|
| Царство ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3 ч.)
|
|
| 58
| Царство Грибы. Общая характеристика.Лабораторная работа№7«Изучение строения плесневых грибов».
| 13.04-18.04
|
| 59
| Многообразие и значение грибов.
| 20.04-25.04
|
| 60
| Лишайники. Общая характеристика и строение.
| 20.04-25.04
|
| ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (5 ч.)
|
|
| 61
| Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.
| 27.04-02.05
|
| 62
| Экскурсия «Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе».
| 27.04-02.05
|
| 63
| Смена природных сообществ.
| 04.05-09.05
|
| 64
| Многообразие природных сообществ.
| 04.05-09.05
|
| 65
| Жизнь организмов в природе.
| 11.05-16.05
|
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО КУРСУ (2ч.)
|
|
| 66
| Экскурсия на тему: «Весна в жизни природного сообщества».
| 11.05-16.05
|
| 67
| Обобщение и повторение пройденного.
| 18.05-23.05
|
| 68
| Итоговый урок. Летние задания.
| 18.05-23.05
|
|
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_________ Г.А.Кузюкова
«01» сентября 2014г. |