Рабочая программа учебного курса «Общая биология»





Скачать 444.26 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Общая биология»
страница1/4
Дата публикации24.09.2014
Размер444.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №111» г. Барнаула



«ПРИНЯТО»

Руководитель МО________________

Протокол№ ____от

«___» _______________2013

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ______________Г.Р. Зеленина

Приказ № _______от

«_____»______________2014



Рабочая программа

учебного курса «Общая биология» для 10 класса

(уровень обучения базовый)

на 2013 – 2014 учебный год.


Рабочая программа составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г. М. Пальдяева.- М.: дрофа, 2011.

Составитель учитель биологии

первой квалификационной

категории И.А. Истомина

Барнаул, 2013

1.Пояснительная записка

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

1.1.Цель и задачи курса «Общая биология»

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


1.2. Общая характеристика учебного курса «Общая биология»

Федеральный базисный учебный план отводит 245 часов для изучения на базовом уровне предмета «Биология». В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов из федерального компонента. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 111» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю.

Структура содержания учебного курса «Общая биология» соответствуют содержанию и структуре УМК «Общая биология» для 10 класса под редакцией Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального, основного и среднего общего образования(2004) по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования, программы «Общая биология» автора В.В. Пасечник

2.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

  1. знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  1. уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет - ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

3.Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Демонстрации, экскурсии




Раздел 1 Биология как наука. Методы научного познания

4







1

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

2







2

Тема 1.2. сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

2





Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».




Раздел 2 Клетка

10







3

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория

1







4

Тема 2.2. Химический состав клетки

4







5

Тема 2.3. Строение клетки

3

Л/Р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» Л/Р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Л/Р №3 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

6

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1







7

Тема 2.5. Вирусы

1










Раздел 3Организм

19







8

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1







9

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов

2







10

Тема 3.3. Размножение

4







11

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

2







12

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

7







13

Тема 3.6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология

3

Пр/Р №1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Пр/Р №2 «Составление простейших схем скрещивания»

Пр/Р №3 « Решение элементарных генетических задач»

Пр/Р №4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм»

Пр/Р №5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической...
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми...
Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconПротокол №6 от «20» июня 2011 г
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconСамостоятельную деятельность учащихся
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconБеляева Д. К., Дымшиц Г. М. Общая биология. 10-11 класс: Учебник...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю. Ведется по учебнику «Общая биология» А....
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconОтчет муниципального общеобразовательного учреждения Кадетская школа-интернат
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconРабочая программа по биологии «Общая биология»
«Общая биология» автора Н. И. Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconБиология общая биология
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа учебного курса «Общая биология» iconРабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год
Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск