План экзаменационной работы, 9 класс





Скачать 200.55 Kb.
НазваниеПлан экзаменационной работы, 9 класс
Дата публикации22.06.2013
Размер200.55 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник
Данный документ я называю «Шпаргалка 9», так как он представляет собой кодификатор к экзамену, дополненный краткой информацией к каждому вопросу. Некоторые комментарии к вопросу составлены мною лично, а некоторые – с использованием книги «Ьиология в таблицах» и материалов электронных учебников.

План экзаменационной работы, 9 класс.

  1. Роль биологии как науки. Методы биологии – моделирование (представление явления в воображении, компьютере), измерение (рост, вес), наблюдение (рассматривание объекта в естественных условиях), эксперимент (постановка опыта). Биологические науки – морфология – внешнее строение, анатомия – внутреннее строение, физиология – процессы жизнедеятельности и функции органов, гигиена – меры профилактики различных заболеваний, биометрия – измерения живых организмов, ботаника – растения, зоология – животные, экология – наука об окружающей среде и взаимоотношения организмов в ней, цитология – наука о клетке, гистология – наука о тканях,эволюция – историческое развитие живой природы.

  2. Клетка – структурно-функциональная единица живого. Р. Гук впервые увидел клетки под микроскопом и дал им названия, А. Левенгук – обнаружил одноклеточные организмы, Шванн и Шлейден обобщили данные и сформулировали клеточную теорию: все живое состоит из клеток, клетки всех живых организмов сходны между собой. Р. Вирхов дополнил клеточную теорию положением, что новые клетки появляются путем деления старых.

    Название органоида и функция

    Растит. клетка

    Животн. клетка

    Прокариот

    Грибы

    Клеточная стенка (защита)

    +, из целлюлозы

    -

    +, из муреина

    +, из хитина

    Мембрана (защита, транспорт в-в) Состоит из двойного липидного слоя с белками. Полупроницаема.

    +

    +

    +

    +

    Цитоплазма (связывает воедино все органоиды)

    +

    +

    +

    +

    Рибосомы (синтез белка) немебранные структуры округлой формы, состоят из 2 субъединиц

    +

    +

    +

    +

    Оформленное ядро (управление процессами в клетке, хранение насл. информации) ядерная оболочка (сост из двойной мембраны), ядерный сок, ядрышко, хромосомы (хроматин)

    +

    +

    -

    +

    ДНК в комплексе с белком называется хромосомой в неделящейся клетке, хроматин – в делящейся клетке. В профазе митоза и мейоза хромосомы спирализуются и становятся видимыми в световой микроскоп. Набор и строение хромосом для каждого вида организмов свой. В соматических (клетках тела) набор хромосом диплоидынй (двойной), а в половых клетках (спарматозоидах и яйцеклетках) – гаплоидный (одинарный).

    2n, молекулы линейные

    2n, молекулы линейные

    n , 1 кольцевая молекула ДНК

    2n, молекулы линейные

    Митохондрии (энергетические станции клетки, синтез АТФ) двумембранное строение, наружная мембрана –гладкая, внутр образует выросты – кристы, есть собств ДНК и рибосомы

    +

    +

    -

    +

    ЭПС (гладкая – синтез и транспорт липидов, шероховатая (на ней есть рибосомы) – синтез и транспорт белков. Одномембранный органоид, сост из канальцев, трубочек, цистерн

    +

    +

    -

    +

    Аппарат Гольджи (упаковка и вынос веществ) Одномембранный органоид, сост из канальцев, трубочек, цистерн

    +

    +

    -

    +

    Лизосомы (образование пищеварительных вакуолей, разложение веществ) Одномембранные шарообразные структуры клетки, содержат ферменты для переваривания.

    -

    +

    -

    +

    Пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты) -фотосинтез, запасание, придают окраску. Двумембранный органоид, наружная мембрана – гладкая, внутр образует тилакоиды, которые складываются в стопку –грану. Есть собств ДНК и рибосомы

    +

    -

    У некоторых

    -

    Центральная вакуоль (содержит клеточный сок) Мембранная полость, заполненная клеточным соком

    +

    -

    -

    -

    Пищеварительная вакуоль (переваривание)

    -

    +

    -

    -

    Клеточный центр (образование веретена деления)

    -

    +

    -

    -

  3. Свойства живого. Одинаковый хим состав, клеточное строение, обмен веществ и энергии, рост и развитие, раздражимость, размножение, наследственность,, изменчивость, адаптации, ритмичность.

  4. Царство Грибы. Сходства с растениями: неподвижность, рост в течение всей жизни, наличие клеточной стенки; сходства с животными: гетеротрофы, запасной углевод – гликоген, в клеточной стенке – хитин. Грибы бывают шляпочные (трубчатые и пластинчатые), плесневые и одноклеточные грибы – дрожжи. Шляпочные грибы состоят из нитей грибницы (мицелия), надземная часть которых образует плодовое тело из шляпки и ножки. Часто образуют микоризу (грибокорень) – симбиоз. Грибы –паразиты – трутовик, чага. Плесневые грибы – мукор, пеницилл. Являются сапротрофами (питаются готовыми веществами отмерших организмов). Размножаются делением мицелия, спорами. У мукора споры – черные.

  5. 6. Царство растения. Признаки: неподвижны, автотрофы (образуют органические вещества в ходе фотосинтеза), растут в течение всей жизни.

Растения

Низшие (тело не Высшие

Разделено на органы, называется слоевище или таллом .

Водоросли: отдел Зеленые водоросли (одноклет и многоклет), Споровые Семенные

Отдел Красные Водоросли (Багрянки) – порфира 1. Отдел Моховидные. 1. Голосеменные.

Отдел Бурые Водоросли – ламинария. Бурые и красные растут на 2. Отдел Папоротниковидные 2. Покрытосеменные.

глубине, поэтому

У них вместо хлорофилла пигменты красного и бурого цвета для (папоротники, хвощи, плауны)

Улавливания света на морских глубинах.

Мхи. Гаметофит (половое поколение) – взрослое растение преобладает над спорофитом - бесполое поколение (коробочка со спорами). Есть ризоиды, стебель, лист, плохо развиты механические и проводящие ткани. Кукушкин лен, сфагнум. Размножение зависит от воды.

Папоротники, хвощи, плауны. Спорофит (взрослое растение) преобладает над гаметофитом (зеленая пластинка- заросток). Есть корень, стебель, лист. В стебле есть центральный осевой цилиндр, состоящий из проводящих тканей. Хорошо развиты проводящие и механические ткани. Рзмножение зависит от воды.

Голосеменные (хвойные, гинковые, саговниковые). Корень, стебель, лист (хвоя), семена.. Только деревья и кустарники. Семязачатки и семена лежат открыто на чешуйках шишек. Размножение не зависит от воды.

Отдел Покрытосеменные (цветковые). Вегетативные органы (корень, стебель, лист, почка), генеративные 0 отвечают за размножение – цветок, семя, плод. Семязачатки и семена защищены завязью пестик, а затем плода. Размножение не зависит от воды.



  1. c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\resd6e2b92d-9e2f-4490-84d1-296a1b6e231bc:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\rese444b6e3-399c-4593-b801-91061310c454c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res42beef31-2739-47ae-80cc-96508c6964d3

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res4eb508bf-70a3-43b0-878e-65aa026c0f80c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res96910e6a-0954-4046-8b15-07ccc0eb5722c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\resf0da6f60-273f-4fcc-99f6-536897889d8d

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res9f7b8133-0a01-022a-01f8-25cc9aef86b6

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res9f7b812d-0a01-022a-00e8-6f415006e476c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res9f7b8128-0a01-022a-0168-5e305455c875c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res72711662-16f4-4bb4-a9ca-cf8816d19e70c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res9c1968cc-1a23-4d46-b452-54aa9d901ba0

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\resbe8dffbc-3646-4a6b-8d70-c3619306b6a2c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res06803a42-5efd-4659-b5f7-867f8ac5d15a

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\res2f759cb1-db3d-486e-917d-2fd39aa7dd88c:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\resc8717e5f-4b4d-409f-b80a-a3e49f83daaec:\program files\образовательные комплексы\биология, 6 класс. растения. бактерии. грибы. лишайники\edu_r75_bio6\data\res\resc4b2515a-827b-49eb-9deb-fb5ea7c43582

Ткани растений: образовательная (клетки молодые, активно делящиеся, находятся в зоне деления корня, в камбии), проводящие (сосуды и трахеиды – восходящий транспорт воды и минеральных солей от корня к органам, ситовидные трубки и клетки спутницы – нисходящий транспорт питательных орагнических веществ от листьев к другим органам, корню), механические (клетки с плотными клеточными стенками, часто мертвые, обеспечивают прочность орагнов растения), основные (фотосинтезирующие, запасающие и т.д.).

Ткани животных: эпителиальные (клетки плотно сомкнуты, межклеточного вещества мало – защита, покровы тела, железистй эпителий – выработка веществ), соединительные (клеток мало, межклеточного вещества много – кровь, лимфа, костная, хрящевая, жировая ткани), мышечные (гладкая – внутренние оргнаы, поперечнополосатая –скелетные мышцы, поперечнополосатая сердечная), нервная.

Органы растения: вегетативные (обеспечивают питание – корень, стебель, лист, почка) и генеративные (обеспечивают половое размножение – цветок, семя, плод). Зоны корня: чехлик (защита), зона деления и роста (деление и рост клеток, рост корня в длину), зона поглощения или всасывания (корневые волоски –выросты наружных клеток поглощают воду и миенарльные вещества), зона проведения (транспорт веществ). Стебель: пробка – защита, есть чечевички – дыхательные отверстия, луб (лубяные волокна – механическая ткань, обеспечивает прочность, ситовидыне трубки или флоэма – транспорторганических веществ), камбий (образовательная ткань – рост стебля в толщину), древесина (древесные волокна – обеспечивают прочность, древесина или ксилема – сосуды, транспорт воды и минеральных веществ), сердецевина (основная ткань, запасающая функция). Лист - кожица (эпидермис – защита, устьица – газообмен и траспирация), мякоть (столбчатая и губчатая ткани – фотосинтез), жилки (сосудистоволокнистые пучки – транспорт веществ, придают прочность.

7.8. Животные. А)еспозвоночные (нехордовые).

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res9652fde4-e4ba-4f4f-b1a9-1ba5ea0bc073c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res527b2168-cfa2-448a-a5ee-bd9ff8d2e919

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\resc4dde0d5-0a01-022a-0070-53a94e149a1ec:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\resc4dde0cd-0a01-022a-01ff-d9f142d03449

Тип Плоские черви (класс Ресничные – планарии, класс Сосальщики, класс Цепни.

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\resd94f263d-da67-4571-81bd-12c86e124e0e c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res5e69bd5e-457f-4b49-93f7-e1c2bf3034f7

Тип Круглые черви (аскарида).

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res8375ecf7-7674-472b-8093-ddad1ade2f28 c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res56e04d2f-d026-431f-8d85-090fbec8beeb

Тип Кольчатые черви (Класс Многощетинковые и класс Малощетинковые).

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res9f4572be-257f-4266-8e75-297b4c7b8252 c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res722a0076-b9a4-4c78-992d-758019ba6f4d

Тип Моллюски (Класс брюхоногие, класс двустворчатые, класс головоногие).c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res39d44c54-3c23-4e0b-aafb-4e0190babf82

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res76532826-b236-44ae-8de6-55d371a0e1e2c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\resfeddd93e-8a2e-46c7-a0bb-814f48298a43

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res21195491-5637-4e5b-8508-98696106464b

Тип Членистоногие (классы ракообразные, паукообразные, насекаомые).

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res3167b84a-6c76-44ac-9684-5daf9312ae67c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\resec9ce1f2-6b30-41fb-90f0-2be443c07a08

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res665e61e8-9ce8-4038-b89c-ef1133a3e83a

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res61081e53-b941-45e5-ad5e-e18ae3b299e0c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\res0cae60d4-c4f5-45c2-be79-23eefc16ab29

Насекомые с полным превращением: яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое (бабочки, жуки, пчелы).

Насекомые с неполным превращением: яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечики, саранча, клопы).

Б) Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные – хорда в течение всей жизни, нервная трубка не разделена на головной и спинной мозг, пример – ланцетник. Подтип Позвоночные – хорда заменена на позвоночник, нервна я рубка разделена на головной и спинной мозг. Надкласс рыбы, класс Земноводные (амфибии), класс пресмыкающиеся (рептилии), класс Птицы, класс Млекопитающие.



Систематические группы Надкласс Рыбы (класс Хрящевые рыбы – акулы и скаты, класс Костные Рыбы)

Класс Земноводные или Амфибии (отряд бесхвостые – лягушки, жабы, квакши, пикши, отряд Хвостатые – тритоны, саламандря, отряд безногие – червяги).

Класс Пресмыкающиеся или рептилии (отряд чешуйчатые –подотряд ящерицы, подотряд змеи, отряд Черепахи, отряд Крокодилы).

Класс Птицы (надотряд Пигвины, надотряд Страусы, надотряд типичные птицы).

Класс Млекопитающие или Звери (подкласс яйцекладущие – ехидна, утконос, подкласс сумчатые – кенгуру, подкласс Плацентарные).

9. Эволюция.

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 7 кл. животные\edu_r75_bio7\data\res\resc4dde99d-0a01-022a-0181-e2ed055b3e68

Кистеперые рыбы (латимерия) – земноводные – стегоцефалы (древние земноводные) – пресмыкающиеся дали начало птицам и млекопитающим. Промежуточная форма между пресмыкающимися и птицами – археоптерикс, между пресмыкающимися и млекопитающими – зверозубые ящеры.

10. Происхождение человека.

11. Рефлекторная теория поведения.

Типы рефлексов

Врождённые рефлексы

Приобретённые рефлексы







Безусловные

Условные







Наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма

Легко приобретаются, когда для этого возникают необходимые условия, и теряются организмом в течение жизни







При рождении организм имеет готовые рефлекторные дуги

Организм не имеет готовых нервных путей







Обеспечивают приспособление организма только к изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида

Образуются в результате сочетания безразличного раздражителя с безусловным или ранее выработанным условным рефлексом







Рефлекторные дуги проходят через спинной мозг или ствол мозга, кора головного мозга в них не участвует

Примеры – коленный рефлекс, отдергивание руки от горячего

Рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий головного мозга

Примеры – переход автодороги с осторожностью, выделение пищеварительных соков к привычному времени обеда







Инстинкты – более сложная форма врожденного поведения: это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов безусловных рефлексов.

Импритинг (запечатление) – сохранение в памяти ранних впечатлений (например ранние впечатления у детей первого года жизни). Условный рефлекс – это реакция на сигнал, предупреждающий о появлении значимого события. Он вырабатывается путем многократного сочетания безразличного раздражителя с появлением жизненно важного. Если сигнал не подкрепляется, становится ложным, условный рефлекс затормаживается (условное торможение). Постоянное неподкрепление превращает положительный условный рефлекс в отрицательный – тормозной. Дрессированная служебная собака не возьмет корм от постороннего, так как это действие систематически не подкреплялось. Благодаря условному торможению происходит различение истинных сигналов от похожих на них. Систему условно-рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге путем многократного повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности, называют динамическим стереотипом.

Условия формирования условного рефлекса. 1. Наличие 2 раздражителей – условного (зажигание лампочки) и безусловного (пища). 2 Условный раздражитель должен предшествовать безусловного (сначала включаем лампочку, затем даем собаке еду). 3. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. 4 Отсутствие отвлекающих раздражителей. 5 Бодрое состояние коры больших полушарий.



Безусловный раздражитель – типичный для безусловного рефлекса, например пища при слюноотделения. Условный раздражитель – нетипичный раздражитель, характерный для условного рефлекса, например включение лампочки вызывает слюноотделение.

12.Нейрогормональная регуляция.



Например реакция организма на стресс: 1)активизируется соматический отдел нервной системы (усиливает работу скелетных мышц); 2)начинает работать парасимпатический отдел вегетативной нервной системы (усиливает работу сердца); 3) надпочечники выделяет адреналин, который еще более активизирует внутренние органы, а поджелудочная – глюкагон, который расщепляет гликоген печени до глюкозы, повышает уровень сахара в крови для усиленного питания внутренних органов.





13. Внутренняя среда организма. Состоит из крови (функции –транспортная, регуляторная – перенос гормонов, защитная – иммунитет, выделительная), лимфы (обеззараживание тканевой жидкости, возвращение жидкости в кровяное русло), тканевая жидкость – осуществляет обмен веществ между кровью и клетками. Кровь выделяет вещества в тканевую жидкость, которая передает вещества в клетку. Вещества из клетки попадают в тканевую жидкость, затем в лимфу, где обеззараживаются, а затем в кровь.

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\reseec63383-db8e-40e7-b31d-b61ec0ca7618

14. Транспорт веществ. Кровь и лимфатическая система.



c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\resd458bd77-0a01-022a-0013-a8281337ca05Схема переливания крови.

1 группа – универсальный донор, 4 группа – универсальный рецепиент. Резус – фактор переливают в резус фактор. При несоблюдении правил переливания возникает тканевая несовместимость, так как чужая кровь содержит чужеродные белки.

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\res1b0ac90a-3ffa-40af-8a60-a6049f64bc2ec:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\resdbe4ce72-a380-45e6-8aff-de0eb9820fabc:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\rese8eb4c45-dd56-41bc-ba90-218f0d052b51

15. Дыхание. Этапы дыхания: 1)внешнее дыхание (перемещение воздуха по воздухоносным путям до легких включительно); 2)транспорт газов кровью; 3)тканевое или клеточное дыхание (окисление органических веществ в митохондриях клеток до углекислого газа и воды, высвобождающаяся при этом энергия запасается в виде АТФ). Дыхательная система делится на воздухоносные (нос, гортань, трахея, бронхи) и органы дыхания (легкие). Гортань содержит хрящи и участвует в звукообразовании.

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\resb311932d-3dd0-4725-baf7-b6561047311e





16. Обмен веществ.







17. опора и движение.

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\resf37f1591-bd52-4235-8dc8-727dc077e7a5

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\rescb106cde-affd-430c-9caf-79ea6952e3d2c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\res30f61f27-8a23-4b8f-ac57-e3dede512893c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\resd458bc31-0a01-022a-01a7-f14ff6debca9



18. Сенсорные системы человека, их роль.



Глаза расположены в глазницах черепа, парный оргна, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата (век, слезного аппарата, глазодвигательных мышц). Глазное яблоко: 1)белочна оболочка (склера) – соединительнотканная защитная оболочка (ее передняя часть роговица прозрачна); 2)сосудистая оболочка – сеть кровеносных сосудов, питающих ткани глаза (спереди – радужка, имеющая отверстие – зрачок);3)внутренняя оболочка – сетчатка. Состоит их фоторецепторов - колбочек (рецепторов цветного зрения), находящихся в центре сетчатки и палочек (рецепторов сумеречного зрения, которые воспинимают форму предметов), находятся по периферии сетчатки. Изображение на сетчатке получается уменьшенным, перевернутым и действительным. Оптическая система глаза (преломляет свет, чтобы изображение фокусировалось на сетчатке): роговица с водянистой власгой – хрусталик – стекловидное тело. Аккомодация – это изменение кривизны хрусталика. Близорукость, дальнозоркость. Здоровые глаза позволяют человеку одинаково хорошо видеть близкие и далекие предметы (рис. 85). Пожилые люди, читая без очков, часто далеко отодвигают книгу от глаз. Такое состояние зрения, когда лучше видны предметы на удалении, называется дальнозоркостью: изображение фокусируется за сетчаткой. Дефект исправляется двояковыпуклыми линзами очков. У детей школьного возраста часто возникает близорукость, при которой люди видят удаленные от них предметы нечетко. Изображение у близоруких людей фокусируется перед сетчаткой. Дефект исправляется очками с двояковогнутыми линзами

c:\program files\образовательные комплексы\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\resd458c20c-0a01-022a-006c-db70d03e5eb6.

Орган слуха (ухо). Парный орган, состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо – ушная раковина и наржный слухвой проход, оканчивающийся барабанной перепонкой. Улавливает звуковые колебания воздуха. Среднее ухо – камера, заполненная воздухом. Содержит слуховые косточки (молоточек, наковальню и стремечко), которые усиливают звуковые колебания и передают их овальному окну. Среднее ухо с ротовой полостью соединяет слуховая (Евстахиева труба), которая выравнивает при открытии рта давление воздуха на барабанную перепонку. Поэтому при громких звуках для сохранения целостности барабанной перепонки рекомендуют открыть рот. Внутренне ухо сосотоит из улитки (преобразует звуковые колебания в нервное возбуждение благодвря наличию слуховых рецепторов) и полукружных каналов (орган равновесия).



Орган вкуса. Вкус пищи человек воспринимает специальными группами вкусовых клеток с микроворсинками, которые находятся в стенках ротовой полости. Особенно много их на поверхности языка; они находятся в особых образованиях – вкусовых сосочках. Кончик языка воспринимает сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое. Нервные окончания раздражаются только веществами, растворенными в воде. Сухая пища кажется безвкусной. Орган обоняния расположен в стенках верхней раковины носовой полости. Он образован многочисленными обонятельными клетками с микроворсинками, от которых отходят веточки нервов в мозг. Обоняние позволяет человеку различать предметы по запаху. Человек ощущает запах вещества, даже если оно содержится в воздухе в незначительном количестве. Обоняние позволяет почувствовать запах несвежей пищи, вовремя предупреждает о наличии в воздухе вредных газов.Запахи воспринимаются при вдыхании воздуха. В носовой полости пахучие вещества вызывают возбуждение в нервных окончаниях. Возбуждение по нерву поступает в кору головного мозга. Возникает ощущение запаха.

19. Приемы оказания первой доврачебной помощи.

1) Первая помощь при травмах (ушибы, переломы, вывихи и растяжения связок)должна обеспечивать щадящую перевозку пострадавшего в травмпункт. Профессиональную помощь оказывает только врач.

Неподвижность травмированных конечностей обеспечивается шиной, уменьшение боли достигается воздействием холода.

При подозрении на травму позвоночника переносить пострадавшего можно только в лежачем положении на твердом щите.

При открытых травмах сначала останавливают кровотечение и обеззараживают рану, затем накладывают повязку и лишь после этого прибегают к холоду, а при поражении конечностей – к шинированию.

2) Различают капиллярное (слабое), артериальное (ярко-алая кровь бьет фонтаном) и венозное (вишневая кровь вытекает потоком)кровотечения. Наиболее опасно артериальное кровотечение. При травме конечностей для остановки артериального кровотечения используют жгут или закрутку. При венозном кровотечении можно ограничиться давящей повязкой. Если в ране находится посторонний предмет, извлекать его нельзя. Это может сделать только хирург травмпункта.

3) При попадании инородных тел в дыхательные пути все усилия оказывающего помощь направляются на то, чтобы оно было вытолкнуто струей воздуха. Пытаться извлечь застрявший в носу или гортани предмет нельзя, так как можно затолкнуть его еще глубже.

Первая помощь при утоплении, завалах землей, удушении осуществляется в несколько этапов. На первом этапе очищаются верхние дыхательные пути от грязи, удаляется вода из желудка и легких, на втором – приступают к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

При электротравмах прежде всего необходимо выключить рубильник, отбросить провод деревянным предметом. При остановке дыхания и сердечной деятельности применяют искусственное дыхание изо рта в рот и непрямой массаж сердца

4) В длительном походе в жаркую погоду, при усиленной физической работе в душном помещении может произойти перегревание организма – тепловой удар. Признаки теплового удара: головокружение, головная боль, помутнение в глазах, слабость, возможна потеря сознания. Лицо больного принимает багрово-красный цвет, дыхание и пульс учащаются. Температура тела повышается до 40°С. Продолжительное пребывание на солнце может вызвать солнечный удар. Болезненные признаки у пострадавшего такие же, как и при тепловом ударе.

Пострадавших от теплового и солнечного ударов необходимо в первую очередь перенести в прохладное место и освободить от стягивающей тело одежды. Голову приподнимают, кладут на лоб и сердце холодные компрессы. Дают прохладное питье. Вызывают врача. Если пострадавший перестал дышать и его пульс не прощупывается, нужно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

20. Экосистемы.

21. Внутренняя среда организма.

22. Эволюция органического мира.

23. Среды жизни.

24. Клетка – единица строения живых организмов.

25. Биология как наука (чтение графиков).

Часть 2.

В1. Отличительные особенности царства растений, животных, бактерий, грибов.

В2. Систематика живой природы. Систематика –этоо наука о делении живых организмов на группы (о родстве между организмами). Систематические единицы царства Растения: царство – подцарство – отдел – класс – порядок - семейство – род – вид. Систематические единицы царства Животные: Царство – подцарство – тип – класс – отряд – семейство – род – вид.

В3. Среды жизни.

В4. Сенсорные системы, их роль в жизни человека. Найти последовательность ответа.

Часть3. С1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. 1) Каков механимз влияния физических упражнений на систему орагнов дыхания человека?

2)Объясните, почему для полноценного сна следует ложиться спать в одно и то же время и за 1-2 часа до сна избегать напряженной работы и эмоционального возбуждения.

3)Объясните, почему вредно н6осить тесную обувь, а в подростковом возрасте – и обувь на высокос каблуке.

4)Объясните, почему рекомендуется принимать пищу в одно и то же время, не ранее 3 часа и не позже 4,5 часа после предыдущего приема, а продолжительность еды не должна быть менее или более 20-25 минут.

5)Какой вред наносит курение органам дыхания и пищеварения?

6)Объясните, почему одежда не должна быть свободной, не слишком длинной и шитрокой.

7)Объясните одно из главных правил утренней гимнастики: после выполнения упражнения пульс должен нормализлваться в течение 5 минут и должны отсутствовать признаки утомления.

8)Почему маленьких детей следует теплее одевать чем взрослых?

С2. Работа с текстом. С3. Ответы на вопросы по тексту.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению экзаменационной работы
На выполнение экзаменационной работы дается 1ч 30 мин. Работа состоит из двух частей и содержит 12 заданий
План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 8 классе
План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального обязательного экзамена по русскому языку в 7 классе
План экзаменационной работы, 9 класс iconМатематика. 9 класс
Демонстрационный вариант экзаменационной работы
План экзаменационной работы, 9 класс iconСистема оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 8 классе Часть 1
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей
План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей
План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4)
План экзаменационной работы, 9 класс iconРегиональный экзамен русский язык, 7 класс 2011 г
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения регионального экзамена по русскому языку в 7 классе
План экзаменационной работы, 9 класс iconГубернская естественно-математическая олимпиада Весенниада-2013....
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
План экзаменационной работы, 9 класс iconIx международная дистанционная олимпиада «Эрудит» по физике 9 класс, 2 тур Ответы Задача №1
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
План экзаменационной работы, 9 класс iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Мне о Законе»». Планов: «План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков», «План работы по...
План экзаменационной работы, 9 класс iconДемоверсия экзаменационной работы по биологии 9 класс (угл) зимняя сессия 2011-12 уч год Часть 1
А. П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи,...
План экзаменационной работы, 9 класс iconОбобщенный план экзаменационной работы
Российской Федерации, решением Ученого совета Университета от 29. 10. 2007 «Об эксперименте по переходу на рейтинговую систему в...
План экзаменационной работы, 9 класс iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 23


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск