Приложение № 8
к ООП ВПО __060201 Стоматология
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА Утверждено
Ученый совет ГБОУ ВПО Первый МГМУ
им.И.М.СеченоваМинздрава России «______»_____________________20____ протокол № ______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ _________Ортодонтия и детское протезирование____________________________
(наименованиедисциплины)
Направление подготовки (специальность) стоматология 060201_______________ Профиль____________________________________________________________________ Форма обучения очная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Трудоемкость дисциплины _____5__________________ зачетных единиц
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий у пациентов разного возраста с использованием современных достижений медицинской науки и практики и обладающий следующими компетенциями. Задачидисциплины: Знать
Морфологическую и функциональную характеристику жевательного аппарата в различные периоды развития биологическую роль зубо-челюстной области,
биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
основные законы биомеханики перемещения зубов и ее значение в ортодонтии;
изменения в костной ткани, происходящие при перемещении зубов
этиологические факторы, приводящие к развитию зубочелюстных аномалий,
классификации зубочелюстных аномалий,
клинические проявления аномалий развития зубов, зубных рядов, челюстных костей и окклюзии,
функциональные методы диагностики зубочелюстных аномалий,
антропометрические методы диагностики, используемые в ортодонтии,
методики анализа лучевых методов диагностики,
зуботехнические этапы изготовления ортодонтических аппаратов,
классификации, виды и показания к применению ортодонтических аппаратов,
Особенности ортопедического лечения при травмах челюстно-лицевой области.
Особенности ортопедического лечения при дефектах коронок зубов и зубных рядов.
методы ретенции и виды ретенционных аппаратов в ортодонтии,
причины рецидивов зубочелюстных аномалий и способы их предупреждения.
принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация ортодонтических пациентов;
взаимоотношения "врач-пациент," «врач-родственники";
роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний;
Уметь
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов,
провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию);
определять этиологические факторы, приведшие к аномалиям зубов, зубных рядов, челюстных костей и окклюзии,
использовать лучевые методы диагностики зубочелюстных аномалий,
выбирать конструкции и способы применения ортодонтических аппаратов.
Провести коррекцию ортодонтического аппарата.
Владеть
терминологией, классификацией зубочелюстных аномалий;
методикой снятия оттисков и изготовление диагностических моделей пациентов с зубочелюстными аномалиями;
Клиническими методами обследованияпациентов с зубочелюстными аномалиями.
Аппаратурными методами профилактики ортодонтических заболеваний
принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников и близких в соответствии с требованиями правил "информированного согласия";
2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Университета
2.1. Дисциплина «Ортодонтия и детское протезирование»относится к профессиональному циклу дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Стоматология». 2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками: Латинский язык. (Терминология для понимания различных ортодонтических классификаций) Анатомия человека – анатомия головы и шеи
(Кости черепа и лица человека. Полость рта. Артерии, вены, лимфатические сосуды и узлы шеи и головы. Периферическая нервная система (черепно-мозговые нервы). Биология
(Биологические основы жизнедеятельности человека.Наследственность и изменчивость.) Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта
(Функциональная морфология органов полости рта.Эмбриология органов полости рта) Биологическая химия - биохимия полости рта
(Витамины в стоматологии. Продукция органических кислот микрофлорой зубных отложений: возможные механизмы и роль в патологии зубов и периодонта. Биохимия твердых тканей зуба. Биохимия слюны: белки и ферменты. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. Гормоны.)
Нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области
(Единство организма и среды. Организм и его защитные системы. Регуляция физиологических функций. Структурно-функциональная организация челюстно-лицевой области. Функциональный элемент органа и функциональная система в стоматологии. Целенаправленная деятельность человека с участием органов полости рта в различные возрастные периоды.) Микробиология, вирусология – микробиология полости рта.
(Понятия об асептике и антисептике, Обеззараживание инфекционного материала.Заполнение бланков направлений бактериологических, вирусологических и серологических исследований.) Стоматология. Модуль «Пропедевтика стоматологических заболеваний»
(Знание основного оборудования, инструментария и материалов, необходимых для оснащения стоматологического кабинета.Умение проведения зондирования, перкуссии и определение степени подвижности зубов. Шлифовка и полировка пломб. Снятие оттисков с зубов и зубных рядов. Препарирование зуба под одиночную коронку. Проведение аппликационного, инфильтрационного и проводникового обезболивания в полости рта (на фантоме). Ортопедическая стоматология (Знаниепринципов организации и оказания амбулаторной ортопедической помощи; теоретических основ строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы в норме и при патологии твердых тканей зубов и зубных рядов. Знание методов обследования, диагностики и ортопедического лечения пациентов с патологией твердых тканей зубов и дефектов зубных рядов несъемными и съемными конструкциями зубных протезов; показаниий к применению различных видов несъемных и съемных протезов. Знание клинико-лабораторных этапов изготовления различных видов вкладок, коронок на фронтальную и жевательную группу зубов, штифтовых конструкций, мостовидных протезов, частичных съемных зубных протезов; ошибок и осложнениий при ортопедическом лечении дефектов твердых тканей зубов и зубных рядов, способы их предупреждения, выявления и устранения;
Умение проводить стоматологическое обследование пациентов с дефектами твердых тканей зубов, зубных рядов, требующими ортопедического лечения; интерпретировать результаты основных и дополнительных методов исследования и поставить диагноз с учетом Международной классификации болезней (МКБ);составить план ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов, зубных рядов, полным отсутствием зубов, заболеваниями пародонта;проводить клинические этапы изготовления ортопедических конструкций (препарировать зубы для изготовления штампованных и цельнолитых коронок;снимать оттиски стандартными ложками с использованием альгинатных и силиконовых масс;припасовывать и фиксировать штампованные и цельнолитые коронки и мостовидные протезы;припасовывать индивидуальные ложки и снимать ими слепки;определять центральное соотношение челюстей и центральную окклюзию;припасовывать и накладывать съемные пластиночные частичном отсутствии зубов.))
Стоматология. Модуль « Пародонтология»
(Знание понятия о пародонтальном комплексе, особенности функционирования и биомеханики пародонта, этиопатогенетические аспекты развития заболеваний пародонта. Знание классификаций болезней пародонта. Знание алгоритм обследования пациента с заболеваниями пародонта. Знание основных методов обследования (осмотр, индексная оценка) и дополнительных методов исследования (рентгенография, определение состояния сосудов десны, лабораторные методы).Знание общих принципов лечения заболеваний пародонта, методов (терапевтические, хирургические, ортопедические, ортодонтические, физиотерапевтические), используемых в комплексном лечении заболеваний пародонта.
Умение провести зондирование пародонтальных карманов, провести индексную оценку состояния тканей пародонта.ручными и аппаратными методами удаления зубных отложений, Уметь провести шинирование, избирательное пришлифовывание зубов при заболеваниях пародонта. Проведение удаления зубных отложений ручными и аппаратными методами.)
Стоматологическое материаловедение.
Знание преимущества и недостатков материалов различной химической природы при их использовании в стоматологии; влияние состава и технологии применения материалов на эффективность их применения в стоматологии. Знать сравнительную характеристику стоматологических материалов и твердых тканей зуба по физико-механическим свойствам, а также основные критерии качества стоматологических материалов, определяющих возможность их применения в стоматологии; лабораторные технические методы испытаний стоматологических материалов. Иметь основные представления о биологической оценке и безопасном применении материалов в стоматологии, а также о стандартах стоматологических материалов и их использовании для обеспечения клинической практики материалами оптимального качества. Умение устанавливать возможности и ограничения использования стоматологического материала определенного назначения на основании знаний химической природы и основных компонентов его состава.
Умениеопределять химическую природу и выделять основные компоненты состава стоматологического материала при ознакомлении с инструкцией по применению его в клинике, а также понимать, как отклонение от рекомендаций по способу применения материала может сказаться на результате клинической процедуры и применять принципы материаловедения для решения реальных задач в оказании всесторонней стоматологической помощи пациентам; Стоматология детского возраста
(Знание принципов обследования детей врачом-стоматологом, значения специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний у детей; показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию;клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилактику, диагностику и лечение. Знание основ фармакотерапии в терапевтической стоматологии;принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации у детей. Знание анатомо-физиологических особенностей различных период развития у детей. Знание сроков прорезывания и смены зубов.получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оказать необходимую срочную помощь;
Умение провести обследование челюстно-лицевой области у детей, включая: обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы; зондирование зубов, патологических зубо-десневых карманов, перкуссию и термодиагностику зубов;электроодонтодиагностику;определение степени тяжести изменения слизистой полости рта, ее подвижности и податливости, а также степени подвижности зубов и атрофии тканей при заболеваниях пародонта.Умение определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), интерпретировать их результаты.)
2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:
Освоение дисциплины «Ортодонтия и детское протезирование» необходима для дальнейшего изучения следующих дисциплин:
Кариесология и заболевание твердых тканей зубов;
Хирургия полости рта;
Ортопедическая стоматология
Стоматология. Модуль «Терапевтическая стоматология»
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Код компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства*
| 1
| ОК-1
| Способностьи готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
| значимые проблемы и процессы в ортодонтии
| использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных,
| методами гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в
|
| 12
| ОК-5
| Способностьи готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
| Основы аргументированного анализа
| Проводить публичные беседы с пациентами
| Логическим и аргументированным анализом,
|
|
| ОК-8
| Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
| Знать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией
| Уметь осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм,
|
|
|
| ПК-1
| Способностьи готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
| этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами
| Уметь общаться с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
| Методами общения с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
|
|
| ПК-5
| Способностьи готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;
| Принцип ортодонтического осмотра и планирования лечения пациентов
| Интерпретировать полученные данные
| Современными методами диагностики
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-6
| Способностьи готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых;
| методы (принципы) диагностики ЗЧА
| Обосновывать используемые методы ортодонтического лечения
| Современными методами диагностики и лечения
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-9
| Способностьи готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
| Принцип владения компьютерной техникой для цефалометрического анализа
| Использовать медико-техническую аппаратуру, используемую в работе с пациентами. Уметь интерпретировать полученные данные
|
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-12
| Способностьи готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
| использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии ЗЧА
| проводить осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению ЗЧА
| Методами осмотра ЧЛО, диагностики зубочелюстных аномалий. Биометрическими методами диагностики. Анализ ОПТГ. ТРГ
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-13
| Способностьи готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;
| комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, вредными привычками
| Использовать профилактические ортодонтичские аппараты для предупреждения дальнейшего развития ортодонтической патологии
| Владеть мануальными навыками для припасовки и наложения профилактических ортодонтических аппаратов.
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-15
| Способностью и готовностью формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики
| комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, вредными привычками.
Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения;
|
|
|
|
| ПК-18
| способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур
| научные принципы стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки во избежание инфицирования при работе в стоматологической практике;
| применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно- диагностических и лечебных целях;
| методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки
| Тестовые задания
|
| ПК-19
| Способностьи готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта;
| Знать Методику опроса пациента. Знать патологические состояния, возникающие в полости рта пациента
| Собрать анамнез заболевания, Провести инструментальный осмотр полости рта пациента,
| Владеть мануальными навыками для проведения осмотра полости рта пациента.
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-23
| Способностьи готовность поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);
| Теоретические основы классификации МКБ.
Понятие нормы морфологической нормы для пациентов различных возрастных групп
| Провести осмотр челюстно-лицевой области. Выявить патологию зубов, зубных рядов, окклюзии
| Методами осмотра ЧЛО, диагностики зубочелюстных аномалий. Биометрическими методами диагностики. Анализ ОПТГ. ТРГ
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-24
| Способностьи готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов;
| Аномалии окклюзии, аномалии зубов, зубных рядов.
| Проведение инструментального осмотра пациента.
| Методами осмотра ЧЛО, диагностики зубочелюстных аномалий. Биометрическими методами диагностики. Анализ ОПТГ. ТРГ
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-25
| Способностьи готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы;
| Знать физиологические особенности организма человека, в частности зубочелюстной системы. Морфологические характеристики периодов развития прикуса.
| Уметь интерпретировать результаты современных диагностических технологий
| Владеть методами инструментального осмотра полости рта, методами биометрических расчетов диагностических моделей челюстей, ТРГ, ОПТГ
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-27
| способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
| Знать основные симптомы неотложных состояний для оказания помощи на до врачебном этапе
| оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях;
| основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с нарушениями иммунной системы; алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
|
|
| ПК-28
| Способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических.
|
|
|
|
|
| ПК-45
| Способностьи готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций;
| Принцип управления средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса
| Уметь управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса
| Навыками общения с медицинским персоналом
|
|
| ПК-46
| Способностьи готовность к использованию современных технологий менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы;
| Современнные технологии менеджмента и маркетинга в стоматологии
| Использовать современные технологии маркетинга при ведении ортодонтических пациентов
|
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-48
| Способностьи готовность оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний;
| Знать принцип диспансерного наблюдения, возрастные группы населения.
Знать принцип заполнения амбулаторных, диспансерных карт, и других видов медицинской документации.
| проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;
проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний
| оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно- половых групп;
методами диспансеризации в стоматологии у детей и взрослых
| Тестовые задания
Клинические и ситуационные задачи
|
| ПК-49
| Способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучению пациентов гигиене полости рта.
| Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения;
|
|
|
| |