Скачать 244.47 Kb.
|
Пояснительная записка Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Поступающий в аспирантуру должен иметь представление о фундаментальных работах и публикациях, значимых в избранной области, ориентироваться в проблематике научных дискуссий и разных точках зрения на рассматриваемые проблемы, логично излагать материал, проявить способность к анализу исследуемого материала, свободно оперировать фактами. Сдача экзамена поступающими в аспирантуру осуществляется в устной форме. Оценка выставляется по пятибалльной шкале. Требования к уровню знаний будущего аспиранта: Иметь:
Знать:
Уметь:
Владеть:
В ходе подготовки к экзамену поступающий должен:
Все материалы учебно-методических комплексов дисциплин «Клиническая диагностика», «Внутренние незаразные болезни» можно найти в библиотеке, на образовательном. В ходе ответа на экзамене поступающий должен:
Требования к ответу:
Содержание разделов
Диагностика систем организма предполагает изучение трех основных ее разделов: 1) методов исследования больного животного – диагностическая техника; 2) патогенеза симптомов и признаков болезни – семиология; 3) особенностей врачебного мышления при идентификации болезней – общая методика диагноза. Диагноз должен основываться на симптоматической, синдромной характеристике болезни, учитывать патолого-анатомические, функциональные, наследственные, видовые, возрастные, индивидуальные, этиологические, конституциональные факторы, состояния резистентности и реактивности организма.
Объектом клинической биохимии является биологический материал, получаемый от исследуемого животного: универсальный - кровь, моча, кал и лимфа. Исследование химического состава данных биологических объектов, отражает функцию многих органов и систем, имеет важное диагностическое значение при различных заболеваниях. Исследуется данный материал для установления общего состояния здоровья животных и уровня обмена веществ. Материал специальный (выпотные жидкости, рубцовое и желудочное содержимое, мокрота, биоптаты органов и др.) - отбирается и исследуется при определенных показаниях с целью дифференциации процесса и постановки диагноза.
Биогеоценотическая диагностика – включает распознавание массовых болезней, возникающих у животных вследствие неблагоприятных изменений в биогеоценозах. При биогеоценотическом подходе животное должно рассматриваться в аспекте экологии в связи с геохимическими и физическими условиями среды. В настоящее время особую актуальность приобретает изучение техногенных загрязнений и процессов адаптации к ним организмов. Дисбаланс микроэлементов в окружающей среде ведет к значительному напряжению адаптационно - компенсаторных механизмов регуляции гомеостаза, срыв которых приводит к значительным морфологическим изменениям. Под влиянием хозяйственной деятельности человека изменяется биотический круговорот макро- и микроэлементов, формируются геохимические аномалии. Для биогеоценотической патологии характерна подвижная граница нозоареала, которая может изменяться в связи с внесением минеральных удобрений, изменением структуры рациона, изменением обеспеченности животных макро- и микроэлементами.
Нарушение функций отдельных ферментов и их координированной деятельности при различных патологических и физиологических состояниях, использование ферментов в органоспецифической диагностике и терапии. Нарушение каталитических функций отдельных энзиматических систем.
Нейроэндокринная система функционирует как единое целое, и нарушение в одном из его звеньев приводит к гормональному дисбалансу – развитию эндокринных заболеваний. Нарушение гормонообразования в периферических эндокринных железах может быть первичным и вторичным. Образование и выделение рилизинг-гормонов включает гиппокамп, миндалевидное ядро, лимбическую часть среднего мозга и подкорковые структуры; синтез гормонов осуществляется в апудоцитах; функциональная активность эндокринных желез связана деятельностью внутренних органов, чувств, половой сферы.
Общая терапия включает правила и методы лечения, направленные на устранение причинных факторов заболевания, нормализацию обмена веществ, восстановление нарушенных функций отдельных органов и систем, продуктивных и репродуктивных качеств животных. Современная терапия основывается на принципах физиологичности, активности, комплексной и экономической эффективности. Принцип физиологичности лечения обеспечивается созданием режима кормления и содержания, использованием средств регулирующих нейрофизиологические функции. Принцип активной терапии включает устранение этиологических факторов, применение наиболее эффективных средств и методов лечения. Комплексная терапия предусматривает использование обоснованных схем лечения с применением методов и средств, направленных на устранение внешних и внутренних причин болезни с использованием этиотропной, патогенетической, стимулирующей и других видов терапий.
Болезни сердечно-сосудистой системы составляют от 4,5 до 35 % общего числа внутренних заболеваний. Причин, обуславливающих возникновение этих заболеваний, много. Они могут возникать вследствие осложнения течения инфекционных и инвазионных заболеваний, как результат травм. Часто болезни сердца обуславливаются различными заболеваниями внутренних органов. Существует тесная взаимосвязь между органами кровообращения и другими системами организма. Поэтому заболевания последних отражается и на сердечно-сосудистой системе. Симптомы сердечно-сосудистой недостаточности относят нарушения сердечного ритма, одышку цианоз. Болезни сердечно-сосудистой системы: болезни перикарда, миокарда, эндокарда, пороки сердца и болезни кровеносных сосудов.
Патология органов дыхания регистрируется среди всех видов животных, особенно среди молодняка и носит сезонный характер. При поражении органов дыхания в организме ухудшается газообмен, что приводит к нарушению функций сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной и других систем. Респираторные болезни – полиэтилогические и возникают в результате комбинированного воздействия на организм неблагоприятных факторов. Все причины делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние причины - механические, физические, химические и биологические. Внутренние снижающие естественную резистентность организма относят: рождение гипотрофичного, с пониженной жизнестойкостью молодняка вследствие недостатка в рационе белка, отдельных аминокислот, витаминов, минеральных веществ, генетическая предрасположенность, близкородственное спаривание.
Патология органов пищеварения занимает первое место среди всех форм внутренних незаразных болезней. Изменения режима кормления и быстрая смена кормов отрицательно сказываются на состоянии пищеварения. Большое значение в поддержании функций и нормального состояния обмена веществ имеют количество кормов, полноценность и структура кормового рациона. Болезни пищеварительной системы подразделяются на четыре группы: болезни ротовой полости, глотки и пищевода; болезни преджелудков и сычуга жвачных; болезни желудка и кишечника; желудочно-кишечные колики.
Из нозологических форм болезней печени выделяют гепатит, гепатозы, цирроз, абсцессы, из болезней желчных путей – холицестит холангит, желчнокаменную болезнь. Синдромы при болезнях печении желчных путей – желтуха, печеночная недостаточность, портальная гипертензия, почечная кома, печеночная колика, гапетолиенальный синдром. Причины: поступление из кишечника ядовитых веществ кормового происхождения, возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.
Перитонит - воспаление брюшины. Перитонит может быть общий и ограниченный, по характеру процесса серозный, фибринозный, геморрагический, гнойный и гнилостный. Перитонит является вторичным заболеванием. Различают перитонит острый и хронический. Асцит брюшной полости (брюшная водянка) - скопление в брюшной полости жидкости невоспалительного характера. Развивается при различных заболеваниях в результате застоя в системе воротной вены при опухолях, циррозе печени, при заболеваниях сердца и почек. В переводе с греческого «асцит» означает брюхо, кожаный мешок.
Классификация болезней молодняка по происхождению предусматривает разделение их на следующие условные группы: болезни, обусловленные внутриутробным нарушением развития плода (антенатальные); патология у приплода, возникающая в период родов матери (перинатальные); болезни в пору новорожденности (неонатальные) и заболевания последующего роста и развития молодняка (поснатальные).
С кроветворной системой связана клеточная и гуморальная защита организма. При этом кроветворная ткань выполняет функцию гемопоэза, лимфоидная ткань функционирует как иммунная система. Патология системы крови наиболее часто проявляется анемическим, геморрагическим и иммунодефицитным синдромами. В зависимости от того какой синдром является ведущим, различают две группы болезней :анемии и геморрагические диатезы.
Болезни мочевой системы регистрируются у всех видов животных. Классификация болезней основана на анатомическом принципе, клинических симптомах мочевой системы и результатах функциональных расстройств. Классификация предусматривает следующие болезни мочевой системы: нефрит, нефроз, нефросклероз; болезни мочевыводящих путей: пиелит, мочекаменная болезнь, уроцистит, спазм мочевого пузыря, парез и паралич мочевого пузыря.
Болезни обмена веществ возникают на фоне дефицита или избытка энергии, питательных или биологически активных веществ в рационах животных. Обмен веществ и энергии включает четыре стадии – 1) метаблизм (пищеварение); 2) всасывание; 3) синтез белков, жиров и углеводов с потреблением энергии, окислительно- восстановительный распад; 4) выделение конечных продуктов обмена веществ. Нарушение обмена веществ может быть на любой стадии метаболизма, что должно учитываться при определении этологии, патогенеза и лечебно-профилактических мероприятиях.
Витамины относятся к веществам высокой биологической активности и участвуют во вех жизненно важных процессах, протекающих в организме. Высокая биокаталитическая активность объясняется тем, что они входят в состав коферментов. Гипо- и гипервитаминозы могут быть экзогенными и эндогенными.
К болезням органов эндокринной системы относят болезни гипоталамуса и гипофиза. Гипоталамус вырабатывает и секретирует гормон вазопрессин (антидиуретический гормон), а гипофиз – депонирует этот гормон. Основные болезни эндокринной системы: несахарный диабет, сахарный диабет, тиреотоксикоз, эндемический зоб.
При нарушении и ослаблении иммунного статуса снижается и ослабляется противомикробная устойчивость, угнетается противоопухолевая защита, возникают аутоиммунные расстройства, и аллергические заболевания. У животных наиболее часто встречаются возрастные и приобретенные иммунные дефициты: недостаточность клеточного иммунитета (Т-системы лимфоцитов),; недостаточность гуморального иммунитета (В-системы лимфоцитов); недостаточность системы фагоцитов (макро-и микрофагов); недостаточность системы комплемента; комбинированная иммунная недостаточность.
Незаразные болезни птиц классифицируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических и патологоанатомических данных, условий содержания птицы.
Из незаразных болезней пушных зверей, разводимых в неволе особое место занимают заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, заболевания органов дыхательной и пищеварительной системы. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
Вопросы вступительных испытаний
Разработчик Н.В.Мантатова Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО. 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. 1.1 Цель дисциплины – дать аспирантам необходимый объём знаний, умений и навыков в освоении цитологии, гистологии и эмбриологии, так как они являются теоретической базой для всех ветеринарных дисциплин и вместе с анатомией, зоологией, физиологией, генетикой составляют биологическую основу современного промышленного животноводства. 1.2 Задачи дисциплины – изучить клеточный уровень структурной организации живых организмов: закономерности развития животных в пре- и постнатальном периодах онтогенеза; тканевый уровень организации живых организмов: органный уровень структурной организации животных организмов. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 2.1 В результате изучения курса аспирант должен знать: - строение и функции клетки, - способы деления клеток, - гаметогенез, - оплодотворение, - этапы эмбриогенеза хордовых, - развитие, строение и функции тканей; 2.2 В результате изучения курса аспирант должен уметь: - пользоваться микроскопом, - изготавливать гистологические препараты, - читать гистологические препараты в объёме программы курса 2.3 В результате изучения курса аспирант должен владеть: - гистологическими и гистохимическими методами, - методами взятия материала для гистоисследования; - методами фиксации гистоматериала; 3. Структура и содержание дисциплины «Гистология, цитология, эмбриология» 3.1. Содержание разделов дисциплины: 1. Значение современной морфологии (эволюционной, функциональной, экологической) в формировании материалистического мировоззрения. Краткая история развития морфологических дисциплин – гистологии, эмбриологии и цитологии. 2. Эпителиальные ткани. Секреция. Строение желез. Происхождение и общие черты эпителиальных тканей. Классификация эпителиев по структуре и функции. Строение и распространение в организме однослойных эпителиев. Строение и распространение в организме многослойных эпителиев. 3. Кровь и лимфа. Функции крови. Физическое состояние и химический состав плазмы крови и лимфы. Форменные элементы крови, их микро-, субмикроскопическое строение, развитие и функции. Видовые, породные, возрастные, половые различия в составе крови. Изменения его под влиянием кормления, содержания и различных технологических приёмов. 4. Опорно – трофические ткани. Общие принципы строения и классификация опорно – трофических тканей. Мезенхима. 5. Соединительные ткани: волокнистая, рыхлая, неоформленная и оформленная плотные соединительные ткани, соединительные ткани со специальными свойствами (ретикулярная, жировая), хрящевая и костная ткани. Перестройка соединительных тканей в процессе индивидуального развития и под влиянием кормления и содержания. 6. Мышечные ткани. Характеристика мышечных тканей. Принципы строения и функционирования. Гладкая мышечная ткань, её происхождение строение и расположение в организме. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань, её происхождение, строение и расположение в организме. Механизм мышечного сокращения. Сердечная поперечнополосатая мышечная ткань. Её происхождение, строение и особенности функционирования. Изменения в мышечной ткани в процессе онтогенеза, под влиянием кормления, откорма, тренинга, кастрации и других факторов. 7. Нервная ткань. Общая характеристика и происхождение нервной ткани. Микроскопическое и субмикроскопическое строение нейрона. Классификация нейронов по структуре и функции. Типы нервных волокон и их строение. Классификация (типы) нервных окончаний и их строение. Виды нейроглии и её роль. Рефлекторная дуга. 8. Типы яиц. Морфология и биологическая роль оплодотворения. Сравнительно-эмбриологический обзор развития ланцетника, рыб, птиц и млекопитающих: дробление, бластула, гаструла, образование зародышевых листков и мезенхимы, формирование осевых органов. Плодные оболочки, их образование и физиологическое значение. Плацента. Типы плацент у млекопитающих. Экзаменационные вопросы для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности «гистологии, цитология, эмбриология»
21. Общая характеристика, классификация эпителиальных тканей 22. Понятие о ткани, её основная функция. Гистогенез и классификация тканей 23. Структурно-функциональная характеристика гладкой мускулатуры 24. Гистоструктура поперечнополосатой мышечной ткани, её регенерация 25. Гистологическая и функциональная характеристика соединительных тканей со специальными свойствами 26. Общая характеристика нервной ткани и её элементов (нейроны, нервные волокна и окончания) 27. Мезенхима и ретикулярная ткань 28. Классификация, гистологическое строение и регенерация костной ткани 29. Гистоструктура и функция хрящевой ткани 30. Нервные окончания, рефлекторная дуга и синапсы 31. Спинальные ганглии и периферические нервы 32. Спинной мозг, его цитоархитектоника и проводящие пути 33. Строение коры больших полушарий головного мозга. Оболочки мозга 34. Морфофункциональная характеристика гипоталамуса 35. Строение и функция мозжечка 36. Общая характеристика вегетативной (автономной) нервной системы. Вегетативные ганглии. Вегетативные стволы и сплетения 37. Классификация, структура и функциональная характеристика желёз 38. Структурные различия желез в зависимости от механизма секреции 39. Строение и структурные элементы органа слуха 40. Развитие и строение глаза 41. Характеристика крови как ткани. Форменные элементы крови 42. Классификация, строение и функция артерий, вен и сосудов микроциркуляторного русла 43. Микроструктура и функция красного костного мозга 44. Тимус – орган кроветворения и иммунной защиты. Строение и функция 45. Структурно-функциональная организация лимфатического узла 46. Морфофункциональная характеристика селезёнки, особенности её строения 47. Структурно-функциональная характеристика надпочечника 48. Структурно-функциональная организация паращитовидной железы 49. Морфофункциональная характеристика щитовидной железы 50. Строение и функция эпифиза 51. Гистоструктура и функция кожного покрова млекопитающих и птиц 52. Гистоструктура дермы кожи, потовые и сальные железы, классификация и строение волос 53. Гистологическая и функциональная характеристика молочной железы 54. Гистоструктура и функция толстого отдела кишечника 55. Строение пищевода и преджелудков 56. Гистоструктура и функция желудка 57. Особенности структурно-функциональной организации слюнных желез 58. Морфофункциональная организация тонкого отдела кишечника 59. Структурно-функциональная организация поджелудочной железы 60. Структурно-функциональная характеристика печени 61. Морфофункциональная характеристика лёгких 62. Гистоструктура органов дыхания 63. Типы плацент млекопитающих, особенности их структурно-функциональной организации 64. Гистологическая и функциональная характеристика семенников 65. Гистофизиология яичников, развитие и строение жёлтого тела 66. Морфофункциональная характеристика почек 67. Структурно-функциональная организация стенки влагалища и матки 68. Морфофункциональная характеристика добавочных половых желез самцов 69. Микроструктура, функция яйцевода и матки. Изменения структурно-функциональной организации стенки матки в различные периоды полового цикла Примерные темы рефератов: 1. Применение гормональных препаратов в сельском хозяйстве 2. Влияние гормонов на половую систему самок и самцов. 3. Гистологические и гистохимические изменения в половой системе под влиянием экзогенных половых гормонов. 4. Бесплодие, яловость и эмбриональная смертность у животных. 5. Оплодотворяемость коров и телок под влиянием половых гормонов. 6. Онкологические болезни у собак и кошек. 7.Онкология – наука об опухолях, определение, этиология, патоморфология. Руководство самостоятельной работой В подготовке к экзаменам поступающий должен ознакомиться с разделами дисциплины в целом, просмотреть список обязательной литературы. Изучить вопросы по конспекту вузовских лекций и учебной литературы. Конспектировать первоисточники. В специальной тетради составить развернутый план ответа на все вопросы занятия. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:1. Александровская О.В., Радостина Т.И., Козлов Н.А. Цитология, гистология и эмбриология животных.- М.: Агропромиздат, 1987.-448 с. 2. Иванов И.Ф., Ковальский П.А. Цитология, гистология и эмбриология животных.- М.:Колос,1976.-448 с. 3. Сиразиев Р.З., Игумнов Г.А., Цыдыпов Р.Ц. Руководство к практическим занятиям по цитологии, гистологии и эмбриологии.- Улан-Удэ.: изд-во ФГБОУ ВПО «БГСХА им В.Р.Филиппова»,2006.-151 с. Дополнительная литература: 4. Вракин В.Ф., Сидорова М.В. Морфология сельскохозяйственных животных.-М.: Агропромиздат, 1991.-528 с.5. Соколов В.И., Чумасов С.И. Цитология, гистология и эмбриология.- М.:КолосС, 2004.-351 с. 6. Вракин В.Ф., Сидорова М.В. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М.:Колос, 2004.-269 с. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Морфометрическое програмное обеспечение Micromed Imades/ - htth://humbio.ru -htth://dapamojnik.info - htth://morphology.dp.ua - htth://weбemбrio.narod.ru Составитель: д.в.н., доцент кафедры анатомии, гистологии и патоморфологии Томитова Е.А. |
Программа вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины | Программа вступительного экзамена в аспирантуру для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины «Луговодство... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности Целью данного экзамена является проверка знаний курса экономики и управления, поступающих в аспирантуру, выявление умения и возможностей... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности... Требования к поступающим в аспирантуру: исходный уровень знаний и умений, которыми должны обладать поступающие в аспирантуру, приступая... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | ||
Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | Российской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая... Целью данного экзамена является проверка знаний курса экономики и управления поступающих в аспирантуру института, выявление умения... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная психиатрия» ... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Банковский менеджмент» ... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная медицина» ... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры |