Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез»





Скачать 81.92 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез»
Дата публикации20.11.2017
Размер81.92 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на базе основного общего образования

на базе среднего (полного) общего образования

Специальность Фармация

Квалификация фармацевт


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2


Тема: «РАЗМНОЖЕНИЕ. ГАМЕТОГЕНЕЗ»

Согласовано на заседании ЦМК

№ протокола …………….

«___»____________ 2011 г.
Председатель ЦМК «Общепрофессиональных дисциплин»

(подпись) ……………… Донгузова Е. Е
Составитель …………….. (Плетюх Е.А.)
Красноярск 2011

Методические рекомендации для студентов
Тема «Размножение. Гаметогенез».
Значение изучения темы:

Размножение одно из свойств живого организма. Под размножением понимается способность организмов воспроизводить себе подобных. Это необходимое условие выживания вида и преемственности поколений внутри вида. При размножении клеток осуществляются механизмы, лежащие в основе наследования признаков поколения. Всем видам эукариотов свойственны два вида размножения половое и бесполое.

Индивидуальное развитие представляет собой целостный непрерывный процесс, в котором отдельные события связанны между собой. Существует несколько схем периодизации онтогенеза, каждая из которых является наиболее подходящей для решения конкретных научных или практических задач. Само рождение, т.е. выход развивающейся особи из яйца или организма матери, у разных видов происходит на разных стадиях. В тоже время у всех видов до рождения организм находится под защитой яйцевых оболочек или материнского организма и не способен питаться и осуществлять другие функции самостоятельно. После рождения он осуществляет связи с новой средой, начинает самостоятельно питаться и осуществлять другие функции.
На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен

Знать:

  • Основные типы деления эукариотических клеток

  • Клеточный цикл, его периоды

  • Биологическое значение митоза

  • Биологическое значение мейоза

  • Развитие сперматозоидов и яйцеклеток человека

  • Этапы индивидуального развития организмов

Уметь:

  • Работа с микроскопом и препаратами

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
План изучения темы:
1. Контроль исходного уровня знаний:


  1. Какие существуют типы деления клеток?

  2. Что такое митоз? В чем его биологический смысл?

  3. Какие процессы происходят в ядре в интерфазе?

  4. Какие изменения происходят в профазе митоза в ядре?

  5. Что характерно для метафазы митоза?

  6. Какие хромосомы расходятся к полюсам клетки в анафазе?

  7. Почему телофазу называют «профаза наоборот»?

  8. Сколько клеток образуется в результате митоза и с каким набором хромосом?

  9. Для каких клеток характерен мейоз?

  10. Какие хромосомы называют гомологичными?

  11. Как называются первый и второй этапы мейоза?

  12. Сколько клеток получается в результате мейоза 1 и с каким набором хромосом в каждой?

  13. Происходит ли синтез ДНК и удвоение хроматид после мейоза 1?

  14. Что такое конъюгация хромосом, когда она происходит и каково ее значение?

  15. Какие хромосомы расходятся к полюсам в анафазе 2?

  16. Сколько клеток получается в результате мейоза?

  17. Какова сущность мейоза1 и мейоза2?

  18. В чем отличие митоза от мейоза?

  19. Какие существуют формы размножения?

  20. Чем отличается вегетативное, бесполое и половое размножение?

  21. Какой способ деления клеток наблюдается во время роста организма?

  22. Какой способ деления клеток предшествует образованию половых клеток?

  23. Какое значение в эволюции организмов имеет половой процесс?

  24. Какой процесс называют гаметогенезом?

  25. Какие зоны выделяют в процессе прохождения сперматогенеза и овогенеза?

  26. Сколько гамет образуется из одного сперматоцита и из одного овоцита 1 порядка?

  27. Каково строение сперматозоида?

  28. Как устроена яйцеклетка?

  29. Что такое онтогенез?

  30. Какова периодизация онтогенеза?

  31. Охарактеризуйте постэмбриональный период развития.

  32. Охарактеризуйте эмбриональный период развития.

  33. Что такое дробление? Какие типы дробления существуют? Дать характеристику.

  34. Что такое гаструляция? Какие типы образования гаструлы существуют? Дать характеристику.

  35. Охарактеризуйте способы образования мезодермы.

  36. Какова роль провизорных органов: желточный мешок, амнион, хорион, аллантоис.

  37. Охарактеризуйте этапы постэмбрионального периода развития организма.


2. Краткое содержание темы:

Способность к размножению является неотъемлемым свойством живых существ. Различают два способа размножения: бесполое и половое.

Выделяют три способа деления эукариотических клеток: амитоз, митоз, мейоз.

Процесс образования половых клеток – гаметогенез, включает четыре стадии, ключевым моментом данного процесса является мейоз.

Онтогенез состоит из двух периодов: эмбриональный и постэмбриональный.
3. Самостоятельная работа:

Задание № 1. Записать в тетрадь схему «Бесполое размножение»

d:\печатать\генетика человека с основами мед генетики\лекции\image127.gif


Задание № 2. Заполнить таблицу: «Жизненный цикл клетки»

Период

Характеристика

1







2







3








Задание № 3.

Заполнить таблицу: «Фазы митоза»

Фаза митоза

Рисунок

Характеристика

Профаза






Метафаза






Анафаза

г — анафаза.




Телофаза

д — телофаза: от — формирующееся остаточное тельце.






Задание № 4.

Записать в тетрадь схему «Половое размножение»

сканирование0036

Задание № 5. Изучить и зарисовать в тетради микропрепараты:

  • Яичник млекопитающего

  • Сперматозоиды млекопитающих

Задание № 6. Заполнить таблицу: «Характеристика форм размножения»

Показатели


Формы размножения

Бесполое

Половое

Число родительских особей, дающих начало организму







Исходные клетки







Сущность каждой формы







Основной клеточный механизм образования клеток







Эволюционное значение







Задание № 7. Заполнить таблицу: «Фазы мейоза»

Фазы мейоза

Мейоз 1

Мейоз 2











Задание № 8. Зарисовать схему гаметогенеза.


Задание № 9. Записать схему«Развитие зародышевых листков».


Зародышевый листок

Системы органов

Эктодерма




Энтодерма




Мезодерма






Задание № 10. Изучить таблицу: «Последовательные стадии развития зародыша человека».


Время после зачатия, сут.

События

0 - 8

Дробление

6

Имплантация

21

Нейруляция

24

Начало развития нервной и пищеварительной систем и кровеносных сосудов

28 – 35

Зародыш особенно чувствителен к талидомиду, другим медикаментам, а также к вирусу краснухи

42

Дифференцировка семенников у зародыша мужского пола

75

Первое мейотическое деление ооцитов 1-го порядка у зародыша женского пола

90

Сформированы все основные системы органов, но размеры их еще очень малы

270

Роды


Задание № 11. Заполнить схему: «Периодизация онтогенеза животных»
d:\печатать\генетика человека с основами мед генетики\новый точечный рисунок (2).bmp














































4. Итоговый контроль знаний: фронтальный опрос.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание: Биология. В 2 кн. Кн.1. Под ред. В.Н. Ярыгина – стр. 54-59, 145-154, 202-220, 286-336, 340-366, 371-426.

5. Рекомендованная литература по теме занятия:
Основные источники:

  1. Биология. В 2 кн. Кн. 2: Учеб. для спец. вузов/ В.Н.Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова; Под ред. В.Н.Ярыгина.- 2-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 2008.

  2. Биология с общей генетикой. Слюсарев А.А. изд. 2-Е, М.: Медицина, 2007


Дополнительная литература:


  1. Биология . Пособие для пост, в ВУЗы биол.-мед. профиля. -М.: Школа-Пресс, 2008.

  2. Гилберт С. Биология развития: в 3 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 2008.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. / Пер. с англ. - М. : Мир, 2009.

  4. Богданова Т.Л. Биология: задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. - М.: Высшая школа, 2008.

  5. Морозов Е.И., Тарасевич Е.И., Анохин B.C. Генетика в вопросах и ответах. - Минск, 2007.

  6. Пехов А.П. Биология. Медицинская биология, генетика и паразитология. Учебник. Изд.2-е, испр. и доп.- М.: РУДН, 2007.- 664с.: ил.

  7. Дж. Харрисон и др. Биология человека //самая полная электронная библиотека книг: URL: http://bankknig.com/knigi/63750-biologiya-cheloveka.html (дата обращения 23.12.2010)

  8. Хен Ю.В. Усовершенствование человека (евгеника) как проблема биоэтики. // всемирный философский конгресс: URL: http://www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/21811.htm (дата обращения 23.12.2010)

  9. Биология и генетика пола // Генетика: URL: http://www.twirpx.com/files/medicine/genetics/(дата обращения 23.12.2010)

  10. Щербо С.Н. Генодиагностика в современной лаборатории // Этапы развития генодиагностики. Преимущества в использовании нуклеиновых кислот для диагностики. Молекулярно-генетические методы диагностики: URL: http://www.twirpx.com/file/297399/ (дата обращения 23.12.2010)

  11. Строение хромосом // Конспекты лекций, учебные пособия: URL: http://www.twirpx.com/file/329582/ (дата обращения 23.12.2010)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации для обучающихся к практическому занятию...
Общая распространённость снмп составляет 30%. Знание механизмов развития дгпж, клиническую картину, поможет обучающимся при оказании...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Гипертермический синдром, «белая» и «розовая» лихорадка. Дифференциальный диагноз фебрильных судорог и с судорожными состояниями...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Методы лабораторной диагностики гл: биохимический, иммунологический, вирусологический, оценка свертывающей системы крови. Их диагностическая...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз)....
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Принципы терапии. Определение типов и степеней дегидратации. Составление планов регидратационной оральной и парентеральной терапии....
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические указания для обучающихся для специальности Педиатрия...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по специальностям
Тема №6 Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодическая разработка к практическому занятию по теме №1
...
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому...
Тема №7: Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодическая разработка для преподавателей к интегрированному семинарско-практическому...
Тема: «Реализация лекарственных препаратов противовирусного и противогрибкового действия»
Методические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск