Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения»





Скачать 432.47 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения»
страница1/4
Дата публикации29.12.2014
Размер432.47 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


для студентов

для подготовки к семинарскому занятию № 18 по дисциплине

«Мобилизационная подготовка здравоохранения»



Тема № 7: Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества



Обсуждено на заседании кафедры


«_27_»__февраля________2009_ г.

Протокол № _8__

Волгоград – 2009

Учебные вопросы:

  1. Определение, предназначение и история формирования государственного резерва.

  2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование работы с государственным материальным резервом.

  3. Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва.

  4. Учет и отчетность.

  5. Финансирование материальных ценностей мобилизационного резерва.


Целевая установка:

Ознакомиться с предназначением, порядком формирования и использования государственного материального резерва.
Основные понятия:

Государственный материальный (мобилизационный) резерв, система мобилизационного резерва, поставка материальных ценностей в государственный резерв, закладка материальных ценностей в государственный резерв, выпуск материальных ценностей из государственного резерва, ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, освежение запасов государственного резерва, заимствование материальных ценностей из государственного резерва, разбронирование материальных ценностей государственного резерва, замена материальных ценностей государственного резерва.
Методические рекомендации по подготовке к занятию:

Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанную целевую установку и используя рекомендуемую литературу.

В рабочей тетради рекомендуется записать формулировки основных понятий и определений, а также зафиксировать структуру законодательной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы организации работы с государственным материальным резервом, порядок ведения учета и отчетности, а также порядок финансирования материальных ценностей мобилизационного резерва.


Кроме того, рекомендуется подготовить реферативное сообщение по одной из предлагаемых руководителем занятий тем.

Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание формулировок основных понятий и определений.
Методические материалы для подготовки к занятию:

Вопрос № 1. Определение, предназначение и история формирования государственного резерва.

Понятие «Резерв» происходит от французского слова «reserve» или от латинского слова «reserves», что означает – сберегаю, сохраняю и имеет два значения:

  • запас чего-либо на случай надобности;

  • источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы.

Государственный резерв – это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества.

Государственный резерв предназначен для:

  1. обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

  2. обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  3. оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья;

  4. оказания гуманитарной помощи;

  5. оказания регулирующего воздействия на рынок.

В России общественные запасы появились в IX веке, когда родовую общину крестьян сменила соседская. Организационные основы накопления, хранения, учета, контроля и формирования централизованной системы управления государственными запасами были заложены при Петре I, а у истоков научного обоснования длительного хранения продукции стояли великие русские ученые М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев. Впоследствии отдельные исследования в области длительного хранения выделились в самостоятельные научные направления.

Сведения о сохранении зерна в доклассовом обществе были получены в результате раскопок поселений Трипольской культуры, относящейся к III тысячелетию до нашей эры и получившей название от села Триполье (недалеко от Киева). В то время зерно хранили в ямах, обмазанных изнутри глиной, или в больших сосудах – корчагах, размещенных в жилищах по 10-15 штук.

Как известно, к VI-VII вв. славяне прошли большой путь культурного развития и жили оседло. Они жили патриархально-родовыми общинами в поселениях, размещенных на возвышенных местах и огороженных рвом и валом с частоколом. В каждом селении имелись строения для хранения общинных продовольственных запасов, где зерно содержалось в больших деревянных кадках или цилиндрических ямах со сводчатым верхом, вырытых в материковой глине. Стены таких ям обычно перед загрузкой зерном обжигали. Ямы различных размеров и конфигурации, нередко выложенные изнутри деревом или берестой, расположенные под жилищем или по соседству с ним, были обнаружены при раскопках Донецкого городища вблизи Харькова, на месте древнего Киева, а также при раскопках одного из главных городов Булгарского государства X-XIV веков (на территории нынешней Татарии) и столицы Рязанского княжества.

При феодальном строе большие запасы продовольствия хранились в монастырях, замках, укрепленных княжеских или боярских усадьбах, на территории которых обязательно находились хозяйственные постройки и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары, клети и другие приспособления, в которых хранили зерно, вино, мед, орудия труда, вооружение ратников.

Большую роль в хранении продукции играла церковь. Все находившие в торговом центре города церкви и монастыри имели складские помещения, что получило отражение и в архитектуре древнерусских церквей, имевших так называемые подцерковья.

В Московском Кремле издавна существовал городской житный двор (городские житницы), расположенные вдоль Кремлевской стены от Собакиной башни до Троицких ворот (эта сторона Кремля была наиболее защищена от вражеских нападений). Улица в Кремле, шедшая от Никольских ворот к Троицким воротам, называлась Житницкой, так как на ней находились хранилища зерна.

Для создания запасов использовали дань, взимаемую натурой или деньгами, военную добычу, результаты труда эксплуатируемых смердов. Запасы князей и феодалов расходовались на ведение войн, содержание дружин, то есть имели государственное назначение.

В XV веке княжества объединились в единое государство с центром в Москве. При правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) на общегосударственное благо были созданы материальные запасы целевого назначения, прежде всего оборонного. Князь добился у Золотой Орды права собирать с русских земель дань для хана, при этом часть ее утаивал и умело использовал для единения земель вокруг Москвы.

Для смягчения губительного последствия частых неурожаев, Иван Калита учредил во всех городах магазины, где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3 запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. При Иване Калите впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные в последствии приказами. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии – проверке.

Значительное социально-экономическое явление в истории русского государства XVI-XVII веков представляли собой монастыри, которые активно осваивали огромные незаселенные пространства Древней Руси. Впоследствии они стали держателями больших запасов продовольствия. Дошедшие до нас подробные сведения о Соловецком монастыре свидетельствуют о том, что в нем многочисленные житницы и погреба были заполнены продуктами, которых могло хватить на многие годы.

Усилия государственной власти допетровской России в деле государственной системы снабжения войск продовольствием подготовили предпосылки для последующих радикальных реформ. Петр I коренным образом преобразовал систему продовольственного снабжения войск, в том числе и хранения запасов, создав сеть магазинов (1718 год – в Петербурге, 1719 год – в Риге, Ревеле, Смоленске, Киеве и Выборге). В указанных магазинах сверх плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности гарнизона города. Большое внимание уделялось качеству продуктов, предназначенных для запасов и их сохранности. Петром I был внесен существенный вклад и в создание государственных сырьевых и промышленных резервов (создаются запасы так называемых железоделательных и медеплавильных заводов, а также запасы различных руд, включая так называемые болотные руды). Были заложены организационные основы накопления, хранения и учета запасов, контроля за их расходованием, построена система централизованного управления запасами. Но идея Петра I о повсеместном создании хлебных запасных магазинов на случай неурожая не была реализована, несмотря на то, что к ней неоднократно возвращались в 1733, 1754 и 1758 годах.

При Екатерине II была сделана новая попытка создания государственных запасов в городах по указу от 20 августа 1762 года. А в 1766 году ею утверждена «Ведомость о запасном хлебе, полагаемом для содержания в магазинах».

Запасные хлебные магазины в Петербурге и Москве имели особое значение и находились в непосредственном ведении царицы, а хлеб в них должны были закупать из «первых рук».

К концу XVIII века наряду с хлебными запасами были созданы двухгодичные централизованные запасы соли.

С конца XVIII века в России в недрах феодально-капиталистической системы зарождаются капиталистические отношения. В связи с этим существенно меняются организация и содержание запасов, основанные на принципах свободной торговли, присущих капитализму. Государственные запасы заготавливаются подрядным способом по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее – комиссионерская закупка. А в 1816 году были разработаны и введены в практику законы, регламентирующие создание постоянных государственных запасов продовольствия для гражданского населения. В 1834 году при Николае I было разработано «Положение о запасах для пособия в продовольствие» (с 1857 года – «Устав о народном продовольствии»). После крестьянской реформы Устав был несколько переработан и действовал вплоть до 1917 года.

В 1834 году было разработано подробное наставление о строительстве сельских хлебных запасных магазинов, хранении, освежении и отпуске запасного хлеба, проверке запасов, обязанностях смотрителя магазина, причем эту должность утверждало волостное начальство или помещики. Смотритель должен бал принимать хлеб, следить за сохранностью и выдавать его. Хлеб в магазин принимали только зерном. В наставлении четко регламентировались положения о порядке возведения магазина: фундаменте, высоте от пола до потолка, покрытии крыши, отделениях с закромами, борьбе с грызунами, проветривании, сроках освежения запасов.

С отменой крепостного права, с 1861 года изменился и порядок создания запасов продовольствия для гражданского населения. Сельские магазины перешли в собственность крестьянских обществ, и помимо государственных запасов стали создавать общественные (страховые) запасы продовольствия. Сельский сход назначал смотрителей и определял размеры ссуд. Сохранность и использование запасного общественного хлеба контролировали сельские старосты и волостные старшины, а с 1864 года – земские учреждения.

После войны с Турцией (1877-1878 годы) были сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража в количестве, необходимом на период мобилизации и сосредоточения войск в случае войны. Достаточные продовольственные запасы были созданы только в районах, примыкающих к западным границам. На других границах продовольственные запасы были незначительными, особенно на Дальнем Востоке на границе с Японией. Война с Японией (1903-1905 годы) показала, что русская армия потерпела поражение из-за необеспеченности не только военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продовольствием. Русско-японская война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов продовольствия и управления ими.

В 1913 году были пересмотрены нормы запасов для муки и крупы, сроки их хранения (минимальные – три года, средние – пять лет и максимальные – десять лет).

Создание в мирное время больших запасов для целей войны считалось дорогим и хлопотным делом. Однако с первых дней войны 1914 года продовольственные запасы нарастали с каждым днем. В централизованном порядке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах – 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах – 540 млн. пудов. Снабжение гражданского населения продовольствием было недостаточным, и правительство вынуждено было только за период с 1 августа 1915 года по 1 февраля 1916 года передать из армейских запасов 31395 тыс. пудов различного хлеба.

Начало XX века ознаменовалось наступлением технической революции – эры моторов, в связи с чем возросла потребность в запасах топлива, в первую очередь государственных, для оборонных целей, а также для различных отраслей промышленности и транспорта. Рост добычи нефти и выработки нефтепродуктов поставил перед русскими учеными ряд сложных технических проблем по организации их транспортирования и хранения. Многие из них были решены В.Г. Шуховым, создавшим первые в России железные клепаные хранилища, которые использовались для хранения запасов топлива.

Производство цветных металлов (меди, свинца и цинка) в 1913 году было незначительным, а олово, никель, сурьма, алюминий, редкие металлы экспортировали, что вызвало необходимость создания их государственных запасов.

Рост объемов запасов вызвал необходимость хранения продовольственной продукции в консервированном виде в банках. Наравне с мясными консервами начали изготавливать сушеные овощи, а позже и мясорастительные консервы. В 1907 году была утверждена «Инструкция по наблюдению за изготовлением, укупоркой и приемом жестяночных томатных консервов, поступающих в неприкосновенные запасы» и устанавливался годичный срок их хранения.

Показатели качества продуктов и методы их определения на протяжении XVIII- XIX веков изменялись очень мало. Как писалось в Военном сборнике (1867 год) «... опытность и добросовестность приемщика служат единственной гарантией в доброкачественности продукта». Оценку качества продуктов производили несовершенными методами.

В 1867 году при Военном министерстве был создан технический комитет, в задачу которого входило следить за всеми новинками в производстве нужной для армии продукции и разрабатывать технические приемы для определения «истинного качества» продуктов. В 1869 году техническим комитетом разработаны требования к армейским продовольственным складам.

Первые годы после Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революций проходили в условиях голода, разрухи и развала железнодорожного транспорта и промышленности. Советское правительство прилагает титанические усилия по выводу страны из создавшегося серьезного положения. В период индустриализации (1925-1926 годы) в государстве все еще нет никаких продовольственных резервов. В истории страны 1926 год занимает особое место, так как в этом году было положено начало образованию постоянного государственного продовольственного фонда, а в 1927 году Совет Народных Комиссаров СССР принимает Положение о постоянном государственном хлебном фонде, регулирующее образование, хранение и использование государственных хлебных запасов.

В первые годы образования государственных продовольственных резервов СССР управление и контроль за ними осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны и в 1927 году создается мобилизационный фонд пшеницы, ржи, овса и крупы в объеме 1,6 млн. тонн. Проблема государственных хлебных ресурсов нашла отражение и в первом пятилетнем плане народного хозяйственного строительства СССР, утвержденном в 1929 году. Только в результате увеличения производства сельскохозяйственной продукции к 1931 году были созданы постоянные запасы хлеба и фуража. Таким образом, история государственных резервов советского периода фактически началась в конце 20-х – начале 30-х годов XX века.

В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов и возросшими объемами накопления постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны. Этот день считается датой рождения системы государственных резервов в СССР.

Первым руководителем Комитета резервов был назначен В.В. Куйбышев. В регионах в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 18 ноября 1931 года были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.

С образованием Комитета резервов в его ведение были переданы все мобилизационные запасы, находящиеся в разных учреждениях, организациях, предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды. В начальный период создания системы госрезервов объемы накопления материалов устанавливались исходя из годового потребления и производства. Первоначально резервы были незначительными и к концу 1931 года оценивались в 30 млн. рублей (2 млн. тонн хлеба, 1827 тыс. тонн угля и т.д.); в 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства по 11 наименованиям и 68 импортным. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи количественного учета запасов и контроль за экономным расходованием. В 1935 году Комитет резервов возглавил В.Я. Чубарь.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по...
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconПланы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарскому занятию
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации разработаны на основе нормативных документов...
Изучение литературы очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию курсовой работы, эссе, доклада...
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconУчебно-методический комплекс гражданское право по специальности (030500. 62) «Юриспруденция»
Планы семинарских занятий и список литературы к семинарскому занятию (темы рефератов к семинарскому занятию)
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации по работе с литературой Изучение литературы...
Изучение литературы очень трудоемкая и ответственная часть подготовки к семинарскому занятию, написанию курсовой работы, эссе, доклада...
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические указания для студентов-специалистов неюридических специальностей...
Выполнение домашних заданий к конкретному занятию, разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины, изучение рекомендованных...
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект по проведению занятий по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения»
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Молекулярная биология и биотехнология»
Гоу впо «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Министерства здравоохранения и социального развития»
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Молекулярная биология и биотехнология»
Гоу впо «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Министерства здравоохранения и социального развития»
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconМетодические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура», профилю...
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию №18 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения» iconПо учебной дисциплине Методические рекомендации для студентов и преподавателей
Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа по учебной дисциплине. Методические рекомендации для студентов и преподавателей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск