Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура»





НазваниеМетодические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура»
страница1/7
Дата публикации30.03.2015
Размер0.9 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Моисеев А.Б., Киселев В.П.


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА

(СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ)

Методические указания, задания и учебный материал для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профилю – «Спортивная подготовка»


МОСКВА 2012 г.

УДК 796.093.645.1

М 74
Утверждены и рекомендованы

Экспертно-методическим советом

института «Спорта и физического воспитания»

ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»

Протокол № 14 от 27 декабря 2012г.

Моисеев А.Б., Киселев В.П.

Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье): Методические указания, задания и учебный материал для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профилю – «Спортивная подготовка», 2012 - 62 с.


Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Тышлер Д.А.

В методических рекомендациях представлены указания, задания и учебный материал по основным модулям дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)» предназначенные для организации и контроля самостоятельной работы студентов.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профилю – «Спортивная подготовка».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

  1. Планирование и обеспечение самостоятельной работы

студентов 12

  1. Состав, содержание и задания для самостоятельной работы

по семестрам изучаемого курса 13

    1. Самостоятельная работа студентов 1 курса 13

    2. Самостоятельная работа студентов 2 курса 20

    3. Самостоятельная работа студентов 3 курса 25

    4. Самостоятельная работа студентов 4 курса 34

  1. Организация и руководство самостоятельной работой

студентов 43

  1. Этапы и порядок самостоятельной работы 45

  2. Изучение теоретического материала курса 46

  3. Выполнение практических домашних заданий 48

  4. Контроль самостоятельной работы студентов 49

  5. Перечень ключевых слов 50

  6. Список рекомендуемой литературы 51

  7. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) 52

ВВЕДЕНИЕ

Развитие системы образования в нашей стране неразрывно связано с интеграцией в мировую образовательную систему. Для сближения систем образования государством было разработаны стандарты третьего поколения. Одним из отличительных особенностей данного подхода является ориентация учебного процесса на активное саморазвитие личности, что отражается в повышении объема часов на самостоятельную работу студентов. Восполняя пробелы в информационном обеспечении самостоятельной работы студентов, были разработаны данные методические рекомендаций.

Целями освоения дисциплины (модуля) «Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)» являются - изучение учебно-практического материала, необходимого для подготовки бакалавров по направлению 034300 "Физическая культура" для работы в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), училищах олимпийского резерва (УОР), и средних специальных учебных заведениях, владеющих теоретическими знаниями научных достижений в нашей стране и за рубежом и умеющих на практике эффективно воздействовать на ход подготовки спортсменов различного возраста, пола и квалификации.

Задачи курса:

- углубленное изучение теоретических положений и методов тренировки пятиборцев;

- совершенствование профессиональных знаний, умений и практических навыков подготовки спортсменов;

- приобретение навыков ведения учебно-тренировочной работы среди спортсменов всех уровней подготовленности; обеспечение их общего и спортивного прогресса;

- развитие творческого мышления студентов, навыков самостоятельного ведения научных исследований, критического анализа эффективности тренировочного процесса, умений выявить и внедрять в практику положительные приемы как личной, практической деятельности, так и опыта передовых отечественных и зарубежных специалистов;

- передача студентам системы знаний, умений, навыков;

- помощь в применении полученных знаний, умений в практике работы со спортсменами современного пятиборья;

- развитие умений самостоятельно повышать уровень знаний;

- воспитание интерес к будущей профессии тренера-преподавателя по современному пятиборью;

- повышение уровня двигательных возможностей студентов.

Учебная дисциплина «Теория и методика современного пятиборья» относится к профессиональному циклу базовой части основной образовательной программы (ООП) бакалавриата. Особое место данной дисциплины в подготовке бакалавра обусловлено необходимостью формирования у выпускников современных взглядов при решении сложных задач в различных ситуациях их спортивно-педагогической деятельности в области современного пятиборья.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как спортивно-педагогическое совершенствование, теория и методика физической культуры, теория и методика спорта, психология физической культуры, физиология спорта, биомеханика двигательной деятельности и спортивная метрология, Интернет-технологии в спорте, безопасность жизнедеятельности, восстановление в спорте, врачебный контроль, аналогичные видам современного пятиборья виды спорта и др.

Программа обучения включает в себя 36 модулей (разделов) по одной зачетной единице каждый. Модули распределяются в следующей дидактической последовательности:

  1. Введение в дисциплину «Теория и методика современного пятиборья».

  2. Обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревнований в современном пятиборье.

  3. Систематизация двигательных действий и терминология в современном пятиборье.

  4. Учебно-тренировочное занятие в видах современного пятиборья.

  5. Оздоровительная направленность современного пятиборья.

  6. Основы техники соревновательных упражнений в видах современного пятиборья.

  7. Задачи и организация НИР и УИРС по современному пятиборью».

  8. Семестровый экзамен для студентов первого курса.

  9. Методика обучения в видах современного пятиборья.

  10. Программирование процесса обучения пятиборцев.

  11. Организация учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ по современному пятиборью.

  12. Учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки.

  13. Применение технических средств в тренировке пятиборцев.

  14. Характеристика проявлений двигательных и психических качеств в видах современного пятиборья.

  15. Методики исследования в современном пятиборье.

  16. Семестровый экзамен для студентов второго курса.

  17. Спортивная тактика в современном пятиборье.

  18. Средства и методы спортивной тренировки в современном пятиборье.

  19. Виды подготовки пятиборцев.

  20. Учебно-тренировочный процесс на этапе начальной специализации.

  21. Организация и проведение соревнований по современному пятиборью.

  22. Объективные условия спортивной деятельности в современном пятиборье.

  23. Отбор в процессе многолетней подготовки пятиборцев.

  24. Учебно-тренировочный процесс на этапе углубленной специализации.

  25. Подготовка выпускной квалификационной работы.

  26. Семестровый экзамен для студентов третьего курса.

  27. Управление подготовкой пятиборцев.

  28. Прогнозирование спортивных результатов пятиборцев.

  29. Учебно-тренировочный процесс на этапе спортивного совершенствования.

  30. Моделирование спортивной деятельности пятиборца.

  31. Профессионально-педагогическая деятельность тренера по современному пятиборью.

  32. Рекреация пятиборцев.

  33. Агитация и пропаганда.

  34. Питание пятиборца.

  35. Подготовка и апробация выпускной квалификационной работы.

  36. Семестровый экзамен для студентов четвертого курса.

Повышение качества дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)» во многом связывается с освоением в учебном процессе государственных образовательных стандартов третьего поколения. Новая цель образовательного процесса направлена на воспитание компетентной личности, способной решать задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Освоение материала студентами в учебном процессе проходит на теоретических (лекции), семинарских, практических занятиях и в виде самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является составной частью дисциплины, ее особое место обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения, воспитания их творческой активности и инициативы.

СРС в соответствии с ФГОС ВПО должна составлять не менее 50% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы, при недельной норме не более 54 часов в неделю.

Самостоятельное изучение студентами данной дисциплины, проводится с целью развития их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

- систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения;

- формировать умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- формировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию и самореализации;

- развивать исследовательские умения.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине в основном складывается из следующих элементов:

- изучение и усвоение программного материала в соответствии с учебным планом;

- планирование обучения и совершенствования спортсменов, занимающихся современным пятиборьем;

- представление самостоятельной работы в виде презентаций;

- составление конспектов занятий по видам современного пятиборья;

- выполнение письменных контрольных работ и рефератов;

- подготовка и сдача зачетов, курсовых работ и итоговых экзаменов;

- написание и защита дипломной работы.

Самостоятельная работа проводится в форме:

- индивидуального занятия (домашние задания);

- конспектирования лекций;

- получения консультаций для разъяснений по изучаемым вопросам в ходе освоения дисциплины;

- подготовка к тестированию уровня знаний по разделам программы обучения;

- подготовка к экзамену;

- подготовка к практическим занятиям, требующим специализированных навыков;

- выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ;

- подготовка докладов, рефератов;

- анализ тренировочных и соревновательных ситуаций.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях (лекциях, практических, лабораторных занятиях и консультациях) под руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

В результате освоения самостоятельной работы по изучаемой дисциплине обучающийся должен:

Знать:

- сущность и социальную значимость профессии тренера по современному пятиборью;

- основные проблемы современного пятиборья и их взаимосвязь в системе знаний;

- закономерности психического, физического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды;

- санитарно-гигиенические основы проведения занятий по видам современного пятиборья;

- психофизические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся;

- функции психики, основные потребности человека, эмоции и чувства, мотивацию поведения и деятельности, социально-психологические особенности групп людей, психолого-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей;

- историю развития педагогической мысли, актуальные дидактические технологии, методы педагогического контроля и контроля качества обучения;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;

- методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся;

- историю, социальную сущность, структуру и функции физической культуры, цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;

- принципы и методы физического воспитания различных контингентов населения, основ теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;

- истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов в избранном виде спорта;

- социально-биологические основы, цели, задачи, основные направления двигательной рекреации с различными группами населения;

- факторы и причины травматизма, заболеваний, функциональных нарушений в процессе учебной и спортивной деятельности;

- историю, теорию и методику избранного вида спорта;

- основные положения управленческих наук, организационные основы сферы физической культуры и спорта;

- организационно-методические основы юношеского спорта и систему подготовки резерва в избранном виде спорта;

- Конституцию Российской Федерации, свои гражданские права и обязанности, законы Российской Федерации и нормативные документы органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования.

Уметь:

- использовать накопленные в области Физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;

- определять способности и уровень готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельности;

- определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования

- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

- использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;

- использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

- определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития;

- использовать методы педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся;

- определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движения, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;

- использовать информацию психолого-педагогических, медико-биологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс занятий;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, прогнозировать условия и направления ее развития в социально-культурном аспекте, формировать мотивации у населения для занятий избранным видом спорта;

- реализовывать в профессиональной деятельности права и свободы человека и гражданина;

- ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать действия в соответствии с законом;

- уметь критически оценивать и корректировать собственную профессиональную деятельности в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

- разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, заказывать и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;

- организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования;

- организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

Владеть:

- основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий. Катастроф, стихийных бедствий;

- навыками использования прав и исполнения обязанностей;

- умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни;

- различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;

- техническими элементами базовых видов спорта и избранного вида спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов;

- способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта;

- навыками рационального использования учебно-лабораторного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и инвентаря, современной компьютерной техники;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях поликультурной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, области, страны;

- методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности;

- методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 зачетных единиц.

Изучение дисциплины осуществляется с I курса (II курса заочного обучения) и продолжается в течение всего времени обучения бакалавров.

При изучении курса предусматривается сдача зачета в 1, 3, 5, 7 семестрах и экзамена в 2, 4, 6, 8 семестрах. Зачетно-экзаменационные требования сводятся к оценке знаний студентов по теории и методике современного пятиборья в рамках настоящей программы по каждому году обучения.

Изучение курса завершается выпускным квалификационным экзаменом, который включает опрос студентов по материалам программы за весь период обучения. Обязательным условием допуска студента к выпускному экзамену является сдача зачетов и экзаменов на всех семестрах обучения, выполнение выпускной квалификационной работы по дисциплине.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.1. Для студентов, по индивидуальным образовательным траекториям, составляется индивидуальный график самостоятельной работы.

1.2. СРС организуется на кафедрах вуза.

Самостоятельная работа студентов планируется преподавателем в программах каждой из учебных дисциплин. В программе должны быть указаны количество часов, результат (продукт) самостоятельной работы и форма контроля.

1.4. Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает от преподавателя информацию обо всех видах и формах СРС по курсу.

1.5. Общее руководство над выполнением запланированных мероприятий по контролю СРС осуществляется ведущим дисциплину преподавателем и заведующим кафедрой.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconМетодические рекомендации б физическая культура (велосипедный спорт)...
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconРекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ, рефератов и контрольных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специализации «Физическая реабилитация» специальности 032102. 65 «Физическая...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconОсновная образовательная программа магистратуры, реализуемая бфу...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки «Физическая культура», магистратура. 4
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconСписок литературы По дисциплине спс для студентов Гуманитарного института...
По дисциплине спс для студентов Гуманитарного института 3 курса, 1 группы обучающихся по направлению 034300. 62 Физическая культура,...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconСписок литературы По дисциплине Тимивс для студентов Гуманитарного...
По дисциплине Тимивс для студентов Гуманитарного института 3 курса, 1 группы обучающихся по направлению 034300. 62 Физическая культура...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По дисциплине «Легкая атлетика» раздел дисциплины «Физическая культура» для студентов Института спорта и физического воспитания 2...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconКафедра: Теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики,...
По дисциплине курса по выбору «Методические основы проведения занятий по аквааэробике» для студентов IV курса, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconРабочая программа дисциплины Политология Направление подготовки: 034300 «Физическая культура»
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconБиология с основами экологии учебно-методические рекомендации
Гос высшего профессионального образования для студентов заочного обучения, обучающихся по специальностям: 032100. 62 – «Физическая...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconКонтрольная работа по разделу «Общие основы теории шахмат»
По дисциплине спс для студентов Гуманитарного института 2 курса, 1 группы обучающихся по направлению 034300. 62 Физическая культура,...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconРоссийской федерации
Цель ооп развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconПособия
По направлению подготовки 034300. 62 Физическая культура составлены умд по следующим
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconОбучающихся по направлению 034300 Физическая культура
Основные требования к месту проведения тренировок по видам современного пятиборья
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура» iconУтверждено на заседании кафедры
«Теория и методика дзюдо» для студентов 1 курса, 1 семестра, обучающихся по специальности 034300. 62 Физическая культура


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск