Скачать 0.9 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» Моисеев А.Б., Киселев В.П. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА (СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ) Методические указания, задания и учебный материал для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профилю – «Спортивная подготовка» МОСКВА 2012 г. УДК 796.093.645.1 М 74 Утверждены и рекомендованы Экспертно-методическим советом института «Спорта и физического воспитания» ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» Протокол № 14 от 27 декабря 2012г. Моисеев А.Б., Киселев В.П. Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье): Методические указания, задания и учебный материал для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профилю – «Спортивная подготовка», 2012 - 62 с. Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Тышлер Д.А. В методических рекомендациях представлены указания, задания и учебный материал по основным модулям дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)» предназначенные для организации и контроля самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300.62 – «Физическая культура», профилю – «Спортивная подготовка». СОДЕРЖАНИЕ Введение 4
студентов 12
по семестрам изучаемого курса 13
студентов 43
ВВЕДЕНИЕ Развитие системы образования в нашей стране неразрывно связано с интеграцией в мировую образовательную систему. Для сближения систем образования государством было разработаны стандарты третьего поколения. Одним из отличительных особенностей данного подхода является ориентация учебного процесса на активное саморазвитие личности, что отражается в повышении объема часов на самостоятельную работу студентов. Восполняя пробелы в информационном обеспечении самостоятельной работы студентов, были разработаны данные методические рекомендаций. Целями освоения дисциплины (модуля) «Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)» являются - изучение учебно-практического материала, необходимого для подготовки бакалавров по направлению 034300 "Физическая культура" для работы в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), училищах олимпийского резерва (УОР), и средних специальных учебных заведениях, владеющих теоретическими знаниями научных достижений в нашей стране и за рубежом и умеющих на практике эффективно воздействовать на ход подготовки спортсменов различного возраста, пола и квалификации. Задачи курса: - углубленное изучение теоретических положений и методов тренировки пятиборцев; - совершенствование профессиональных знаний, умений и практических навыков подготовки спортсменов; - приобретение навыков ведения учебно-тренировочной работы среди спортсменов всех уровней подготовленности; обеспечение их общего и спортивного прогресса; - развитие творческого мышления студентов, навыков самостоятельного ведения научных исследований, критического анализа эффективности тренировочного процесса, умений выявить и внедрять в практику положительные приемы как личной, практической деятельности, так и опыта передовых отечественных и зарубежных специалистов; - передача студентам системы знаний, умений, навыков; - помощь в применении полученных знаний, умений в практике работы со спортсменами современного пятиборья; - развитие умений самостоятельно повышать уровень знаний; - воспитание интерес к будущей профессии тренера-преподавателя по современному пятиборью; - повышение уровня двигательных возможностей студентов. Учебная дисциплина «Теория и методика современного пятиборья» относится к профессиональному циклу базовой части основной образовательной программы (ООП) бакалавриата. Особое место данной дисциплины в подготовке бакалавра обусловлено необходимостью формирования у выпускников современных взглядов при решении сложных задач в различных ситуациях их спортивно-педагогической деятельности в области современного пятиборья. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как спортивно-педагогическое совершенствование, теория и методика физической культуры, теория и методика спорта, психология физической культуры, физиология спорта, биомеханика двигательной деятельности и спортивная метрология, Интернет-технологии в спорте, безопасность жизнедеятельности, восстановление в спорте, врачебный контроль, аналогичные видам современного пятиборья виды спорта и др. Программа обучения включает в себя 36 модулей (разделов) по одной зачетной единице каждый. Модули распределяются в следующей дидактической последовательности:
Повышение качества дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)» во многом связывается с освоением в учебном процессе государственных образовательных стандартов третьего поколения. Новая цель образовательного процесса направлена на воспитание компетентной личности, способной решать задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Освоение материала студентами в учебном процессе проходит на теоретических (лекции), семинарских, практических занятиях и в виде самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) является составной частью дисциплины, ее особое место обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения, воспитания их творческой активности и инициативы. СРС в соответствии с ФГОС ВПО должна составлять не менее 50% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы, при недельной норме не более 54 часов в неделю. Самостоятельное изучение студентами данной дисциплины, проводится с целью развития их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности. Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи: - систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения; - формировать умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; - формировать самостоятельность мышления, способности к саморазвитию и самореализации; - развивать исследовательские умения. Самостоятельная работа студентов по дисциплине в основном складывается из следующих элементов: - изучение и усвоение программного материала в соответствии с учебным планом; - планирование обучения и совершенствования спортсменов, занимающихся современным пятиборьем; - представление самостоятельной работы в виде презентаций; - составление конспектов занятий по видам современного пятиборья; - выполнение письменных контрольных работ и рефератов; - подготовка и сдача зачетов, курсовых работ и итоговых экзаменов; - написание и защита дипломной работы. Самостоятельная работа проводится в форме: - индивидуального занятия (домашние задания); - конспектирования лекций; - получения консультаций для разъяснений по изучаемым вопросам в ходе освоения дисциплины; - подготовка к тестированию уровня знаний по разделам программы обучения; - подготовка к экзамену; - подготовка к практическим занятиям, требующим специализированных навыков; - выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ; - подготовка докладов, рефератов; - анализ тренировочных и соревновательных ситуаций. В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях (лекциях, практических, лабораторных занятиях и консультациях) под руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняется во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. В результате освоения самостоятельной работы по изучаемой дисциплине обучающийся должен: Знать: - сущность и социальную значимость профессии тренера по современному пятиборью; - основные проблемы современного пятиборья и их взаимосвязь в системе знаний; - закономерности психического, физического развития и особенности их проявления в разные возрастные периоды; - санитарно-гигиенические основы проведения занятий по видам современного пятиборья; - психофизические и медико-биологические закономерности развития физических способностей и двигательных умений занимающихся; - функции психики, основные потребности человека, эмоции и чувства, мотивацию поведения и деятельности, социально-психологические особенности групп людей, психолого-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей; - историю развития педагогической мысли, актуальные дидактические технологии, методы педагогического контроля и контроля качества обучения; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; - методы медико-биологического, педагогического и психологического контроля состояния занимающихся; - историю, социальную сущность, структуру и функции физической культуры, цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры; - принципы и методы физического воспитания различных контингентов населения, основ теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности; - истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в детско-юношеском спорте и у спортсменов массовых разрядов в избранном виде спорта; - социально-биологические основы, цели, задачи, основные направления двигательной рекреации с различными группами населения; - факторы и причины травматизма, заболеваний, функциональных нарушений в процессе учебной и спортивной деятельности; - историю, теорию и методику избранного вида спорта; - основные положения управленческих наук, организационные основы сферы физической культуры и спорта; - организационно-методические основы юношеского спорта и систему подготовки резерва в избранном виде спорта; - Конституцию Российской Федерации, свои гражданские права и обязанности, законы Российской Федерации и нормативные документы органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования. Уметь: - использовать накопленные в области Физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к Отечеству, стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях; - определять способности и уровень готовности личности включиться в соответствующую физкультурно-спортивную деятельности; - определять общие и конкретные цели и задачи в сфере физического воспитания, спортивной подготовки и двигательной рекреации как составной части гармоничного развития личности, укрепления ее здоровья, физического совершенствования - планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся; - использовать в своей деятельности профессиональную лексику; - использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам; - использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий; - определять функциональное состояние, физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся в различные периоды возрастного развития; - использовать методы педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся; - определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движения, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования; - использовать информацию психолого-педагогических, медико-биологических методов контроля для оценки влияния физических нагрузок на индивида и вносить соответствующие коррективы в процесс занятий; - оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий; - аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, прогнозировать условия и направления ее развития в социально-культурном аспекте, формировать мотивации у населения для занятий избранным видом спорта; - реализовывать в профессиональной деятельности права и свободы человека и гражданина; - ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать действия в соответствии с законом; - уметь критически оценивать и корректировать собственную профессиональную деятельности в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся; - разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, заказывать и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь; - организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования; - организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности. Владеть: - основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий. Катастроф, стихийных бедствий; - навыками использования прав и исполнения обязанностей; - умениями и навыками психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни; - различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности; - техническими элементами базовых видов спорта и избранного вида спорта, а также приемами объяснения и демонстрации основных и вспомогательных элементов; - способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта; - навыками рационального использования учебно-лабораторного и управленческого оборудования, специальной аппаратуры и инвентаря, современной компьютерной техники; - способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере физической культуры и спорта в условиях поликультурной среды; - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды учреждения, региона, области, страны; - методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности; - методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом. Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 зачетных единиц. Изучение дисциплины осуществляется с I курса (II курса заочного обучения) и продолжается в течение всего времени обучения бакалавров. При изучении курса предусматривается сдача зачета в 1, 3, 5, 7 семестрах и экзамена в 2, 4, 6, 8 семестрах. Зачетно-экзаменационные требования сводятся к оценке знаний студентов по теории и методике современного пятиборья в рамках настоящей программы по каждому году обучения. Изучение курса завершается выпускным квалификационным экзаменом, который включает опрос студентов по материалам программы за весь период обучения. Обязательным условием допуска студента к выпускному экзамену является сдача зачетов и экзаменов на всех семестрах обучения, выполнение выпускной квалификационной работы по дисциплине. 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1.1. Для студентов, по индивидуальным образовательным траекториям, составляется индивидуальный график самостоятельной работы. 1.2. СРС организуется на кафедрах вуза. Самостоятельная работа студентов планируется преподавателем в программах каждой из учебных дисциплин. В программе должны быть указаны количество часов, результат (продукт) самостоятельной работы и форма контроля. 1.4. Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает от преподавателя информацию обо всех видах и формах СРС по курсу. 1.5. Общее руководство над выполнением запланированных мероприятий по контролю СРС осуществляется ведущим дисциплину преподавателем и заведующим кафедрой. |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины методические... Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300.... | Методические рекомендации б физическая культура (велосипедный спорт)... «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | ||
Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ, рефератов и контрольных работ Методические рекомендации предназначены для студентов специализации «Физическая реабилитация» специальности 032102. 65 «Физическая... | Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая бфу... Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки «Физическая культура», магистратура. 4 | ||
Список литературы По дисциплине спс для студентов Гуманитарного института... По дисциплине спс для студентов Гуманитарного института 3 курса, 1 группы обучающихся по направлению 034300. 62 Физическая культура,... | Список литературы По дисциплине Тимивс для студентов Гуманитарного... По дисциплине Тимивс для студентов Гуманитарного института 3 курса, 1 группы обучающихся по направлению 034300. 62 Физическая культура... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По дисциплине «Легкая атлетика» раздел дисциплины «Физическая культура» для студентов Института спорта и физического воспитания 2... | Кафедра: Теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики,... По дисциплине курса по выбору «Методические основы проведения занятий по аквааэробике» для студентов IV курса, обучающихся по направлению... | ||
Рабочая программа дисциплины Политология Направление подготовки: 034300 «Физическая культура» Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки | Биология с основами экологии учебно-методические рекомендации Гос высшего профессионального образования для студентов заочного обучения, обучающихся по специальностям: 032100. 62 – «Физическая... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | Контрольная работа по разделу «Общие основы теории шахмат» По дисциплине спс для студентов Гуманитарного института 2 курса, 1 группы обучающихся по направлению 034300. 62 Физическая культура,... | ||
Российской федерации Цель ооп развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии... | Пособия По направлению подготовки 034300. 62 Физическая культура составлены умд по следующим | ||
Обучающихся по направлению 034300 Физическая культура Основные требования к месту проведения тренировок по видам современного пятиборья | Утверждено на заседании кафедры «Теория и методика дзюдо» для студентов 1 курса, 1 семестра, обучающихся по специальности 034300. 62 Физическая культура |