Тема: экология человека





Скачать 266.45 Kb.
НазваниеТема: экология человека
страница1/2
Дата публикации23.06.2013
Размер266.45 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Биология > Лекция
  1   2
ЛЕКЦИЯ 17

ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПЛАН:

1. Основные понятие экологии человека

1.2. Демографическая статистика как индикатор здоровья населения

2. Общие механизмы приспособления организма к окружающей среде. Понятие адаптации

2.1. Адаптация человека

2.2. Гомеостаз, саморегуляция, иммунитет

3. Человек и окружающая среда

3.1. Природная среда и здоровье – проблема обусловленности

3.2. Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека
Человек составляет часть природы и живет, подчиняясь ее законам. В биологическом и физиологическом отношении он повторяет наиболее характерные черты всякого живого организма.

Термин “экология человека” введен в науку американцем Р. Парком и Э. Берджесом в 1921 г. Совершенное определение, экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды. Она изучает вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психических возможностей человека, закономерности биосоциальной организации человеческих популяций, влияние различных факторов окружающей среды на человеческий организм.

Влияние внешних факторов окружающей среды на здоровье человека изучают и другие науки, такие, как медицинская география, экогигиена, валеология и др. Объектом исследования этих комплексов наук является человек и человеческие популяции, целью – сохранение и укрепление здоровья, а методом достижения цели - профилактика болезней и преждевременного изнашивания организма путем оздоровления окружающей среды и организация здорового образа жизни людей.

1. Основные понятие экологии человека

Главным понятием экологии человека является здоровье. Следует различить здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяций (популяционное здоровье).

Здоровье конкретного человека – это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и психологическую работоспособность, самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.

Основой является наследственные факторы и образ жизни человека.

Здоровье человеческой популяции (населения) – популяционное здровье – понятие статистическое, характеризующееся рядом показателей, среди которых особое значение имеют следующие.

  1. Рождаемость.

  2. Смертность.

  3. Средняя продолжительность жизни.

  4. Прирост популяции.

  5. Половозрастной состав населения.

  6. Физическое развитие.

  7. Заболеваемость, инвалидность.

Многообразные факторы, влияющие на здоровье людей, можно

объединить в четыре группы:

1. Окружающая природная среда, природно-климатически условия, загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы, резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.

2. Наследственность – предрасположенность к наследственным заболеваниям.

3. Образ жизни – условия быта, режим труда, обучения и отдыха, питание, физическая нагрузка, микроклимат в семье и работе, вредные привычки.

4. Здравоохранение – качество и своевременность оказания мед.помощи. Человеческий организм – это сложная, многокомпонентная, открытая для окружающей среды, биологическая система. Изменения в окружающей среде требуют от биологических систем приспособлений, соответствующих воздействиям, так как без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье существующего и будущих поколений людей, сохранить генофонд.

Человек живет в условиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием между внутренними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.

Чтобы это понять, необходимо иметь представление о механизмах, обеспечивающих единство организма с окружающей средой. И о возможностях их нарушения в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.

1.1. Основные уровни, модели и критерии здоровья

Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:

1) Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.

2) Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.

3) Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.

Каждый из рассмотренных уровней здоровья тесно связан с двумя остальными.

По современным представлениям здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20—25 % — от наследственности, на 20-25 % — от действия факторов окружающей среды (включая профессиональную среду) и лишь на 5-10 % от уровня развития здравоохранения. Эти цифры очень приблизительны и недостаточно обоснованы, они базируются на экспертных оценках. На наш взгляд, роль наследственности следовало бы увеличить за счет роли образа жизни, поскольку известно, что при благоприятной генетической базе порой даже очень нездоровый образ жизни долго не приводит к серьезным заболеваниям. На бытовом уровне человеку свойственно придавать преувеличенное значение медицине и лекарствам, возлагая ответственность за свое здоровье на медицину, и недооценивать значение своих вредных привычек и образа жизни. В то же время следует иметь в виду, что человек сам отвечает за свое здоровье, медицина лишь иногда способна исправить ошибки человека в отношении к своему здоровью

В последние десятилетия, особенно на постсоветском пространстве, в послеперестроечный период общее настроение людей таково, что им свойственно преувеличивать значение экологического неблагополучия как причины болезней. Причиной этого является изменение отношения к экологической информации, значительно большая открытость и прозрачность в данной сфере. Огромную роль сыграла в этом вопросе чернобыльская катастрофа, повлиявшая на сознание миллионов людей. Все это демонстрирует роль психологического фактора в формировании отношения к данной проблеме; разумное, взвешенное отношение к возможным причинам своих болезней у людей встречается далеко не всегда.

1.2. Демографическая статистика как индикатор здоровья населения

Начнем с наиболее глобальных уровней – здоровья популяции, здоровья населения, здоровья народа. Когда речь идет о больших контингентах людей, приемлемыми признаками состояния здоровья являются демографические показатели: рождаемость, смертность, их соотношение, половозрастная структура населения, продолжительность жизни, причины смерти. Разумеется, демографические показатели зависят также от множества других факторов (социальных, экономических, религиозных, национально-этнических). Тем не менее эти показатели, характеризующие в наиболее общем виде процесс развития и движения населения, имеют исключительную ценность для суждения о здоровье населения. Они дают возможность оценки глобальных тенденций и сопоставительного анализа здоровья населения различных стран и групп стран. Анализ этих данных дает возможность прогнозировать ситуацию и принимать стратегические решения.

Рассмотрим некоторые интересные факты, приведенные ВОЗ в 1998 г. и характеризующие глобальный уровень здоровья и тенденции его развития до 2025 г. В 1955 г. население земного шара составляло 2,5 млрд чел., в 1998 г. – 5,8 млрд чел., к 2025 г. ожидается рост народонаселения до 8 млрд чел. В 1997 г. ежедневно рождалось 365 тыс. и умирало 140 тыс. чел., естественный прирост населения в глобальном масштабе составлял 200 тыс. чел. в день. К 2025 г. ожидается, что 59 % людей будет жить в городах и 41 % — в сельской местности, что свидетельствует о дальнейшей глобальной тенденции к урбанизации. Ожидается дальнейшее постарение населения, что связано с увеличением продолжительности жизни и повышением уровня медицинского обеспечения пожилых людей Так, процент молодых людей в возрасте до 20 лет снизится с 40 % в настоящее время до 32 % от общей популяции в 2025 г., а часть пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке со стороны работоспособного населения, вырастет с 12,3 % до 17,2 % в 2025 г. Таким образом, увеличится экономическая нагрузка на трудоспособную часть населения. Продолжительность жизни, согласно прогнозу, достигнет в среднем 73 лет.



Рис.2. Возрастная структура смертности населения земного шара
Особый интерес представляет смерть людей в глобальной перспективе, в том числе причины смерти. В мире в 1999 г. умерло 52 млн чел. Важно видеть, в каком возрасте умирают люди (рис.2).

Как видно из приведенных данных, за последние 70 лет неуклонно снижается смертность детей в возрасте до 5 лет и подростков в возрасте до 19 лет и увеличивается смертность в группе пожилых людей старше 65 лет. В то же время смертность работоспособного населения (в возрасте от 19 до 64 лет) практически мало изменяется.

Большое значение имеет анализ причин смерти. Регистрация причин смерти на практике осуществляется больницами (патологоанатомическим бюро) или судебно-медицинскими бюро. При этом заполняется карта международного образца, позволяющая сводить воедино все данные по отдельным странам и предоставлять их в распоряжение ВОЗ. При анализе обращают внимание на смертность от инфекционных заболеваний, смертность от основных неинфекционных заболеваний, от злокачественных заболеваний, от травм и других причин. Основное внимание уделяется первым 6-10 причинам смерти и местам, занимаемым ими в структуре причин смерти различных возрастных групп населения.

По данным ВОЗ в 1997 г. в мире умерло в общей сложности 52,2 млн чел. Из них 17,3 млн (33,1 %) умерли от инфекционных и паразитарных заболеваний; 15,3 млн (29,3 %) – от заболеваний системы кровообращения; 6,2 млн (11,9 %) – от злокачественных заболеваний; 2,9 млн (5,6 %) – от заболеваний дыхательной системы и 3,6 млн (6,9 %) – от патологических состояний перинатального периода, т. е. непосредственно после рождения. Помимо естественных причин смерти, ежегодно около 1 млн чел. уходят из жизни добровольно (кончают жизнь самоубийством), еще большее число людей гибнет в результате травм и несчастных случаев, включая вооруженные конфликты, число которых, к сожалению, растет, хотя они и приобрели более локальный характер.

Обращает на себя внимание высокий уровень смертности от инфекционных заболеваний, т. е. в начале 21-го века, несмотря на весь прогресс медицины, инфекции все еще на первом месте среди причин смерти. Если рассмотреть, какие же именно инфекции носят смертельный характер, получается следующая картина. На первом месте (3,7 млн умерших) – инфекции нижних дыхательных путей, затем следует туберкулез (2,9 млн), различные виды кишечных инфекций (2,5 млн), СПИД (2,3 млн) и малярия (1,7 млн умерших).

Среди основных неинфекционных заболеваний в глобальном масштабе на первом месте как причина смерти стоят сердечно-сосудистые заболевания (инфаркт миокарда — 7,2 млн чел.), далее следуют цереброваскулярные заболевания (4,6 млн) и другие болезни сердца (3 млн). Среди злокачественных заболеваний на первом месте рак легких (1,1 млн), далее следуют рак желудка (0,77 млн), рак печени (0,5 млн) и рак груди (0,39 млн) Такие данные не только свидетельствуют о глобальных тенденциях здоровья человечества, но и имеют большое значение для рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, условий жизни людей, по принятию стратегических решений относительно направления усилий и экономическому обоснованию научных исследований в тех или иных областях медицины. Огромное значение имеют скоординированные усилия международного сообщества, направленные на повышение уровня экономического развития стран Африки и некоторых стран Юго-Восточной Азии, население которых растет наиболее быстрыми темпами и которые являются традиционными эндемичными очагами опасных инфекционных заболеваний. Улучшение доступа населения этих стран к современным медицинским технологиям и ресурсам квалифицированной медицинской помощи (что напрямую зависит от их экономического развития) может изменить структуру смертности населения земного шара.

В последнее время наметились новые тенденции в глобальной структуре смертности населения. Согласно докладу ВОЗ, хронические заболевания уносят 35 млн жизней из общего числа в 58 млн человек, умирающих во всем мире за год. Большинство смертей (80 %) в результате таких заболеваний, как болезни сердца, диабет и рак, произойдет в странах со слабым или средним уровнем развития экономики. Это противоречит широко распространенному мнению о том, что такие заболевания наблюдаются главным образом в высокоразвитых странах.

Необходимо отметить, что в аналитических обзорах, касающихся здоровья населения, отдельное внимание всегда уделяется здоровью новорожденных и детей – детской и младенческой смертности, причинам смерти детей различных возрастных групп, а также причинам смерти среди других возрастных групп населения (подростки, трудоспособное население, пожилые люди). Смертность новорожденных и детей является важным показателем уровня жизни, развития здравоохранения, она существенно зависит от социально-экономической ситуации в регионах, наличия военных конфликтов, распространенности насилия и агрессии.

Таким образом, демографический подход является одним из наиболее общих, глобальных способов оценки здоровья населения (популяции). Применительно к Украине данный подход не дает больших оснований для оптимизма – за последние 5 лет в Украине резко выражены процессы депопуляции, имеет место негативный баланс смертности и рождаемости, население страны уменьшилось примерно на 4 млн чел., средняя продолжительность жизни мужчин составляет 64 года, женщин – 72 года (при том, что в развитых странах Запада эти показатели примерно на 10 лет больше). Страна занимает одно из первых мест в мире по уровню самоубийств, крайне высока смертность от злокачественных заболеваний. В то же время за последние годы заметно снизилась младенческая и детская смертность.

2. Общие механизмы приспособления организма к окружающей среде. Понятие адаптации

2.1. Адаптация человека

Ключевым понятием, которое охватывает все изменения в организме и поведении человека в изменяющихся условиях среды обитания, является понятие адаптации. В самом широком, биологическом понимании адаптация – это приспособление строения и функций живых организмов к условиям существования. Существует генотипическая адаптация, в результате которой на основе наследственности, мутационного процесса и естественного отбора, под давлением внешней среды формировались современные биологические виды, в том числе человек. Этот процесс продолжается постоянно, однако его влияние сказывается на виде в целом и в очень больших временных промежутках, поэтому в рамках жизненного цикла одного или нескольких поколений не ощущается. Применительно к истории жизни конкретного человеческого организма первостепенное значение имеет фенотипическая адаптация, т. е. приспособительные перестройки в организме на основе существующих физиологических и биохимических систем, поддерживаемых устоявшимися генетическими программами.

Ключевым свойством адаптации является универсальность ее механизмов. Идет ли речь о приспособлении к природным (климатогеографическим) или социальным условиям, физическим, химическим или психоэмоциональным факторам – организм реагирует на происходящие изменения относительно небольшим набором внутренних изменений, происходящих на различных уровнях его структурной организации – системном, нейроэндокринном, органном, клеточном, субклеточном. Организм как бы «перебирает» набор существующих функциональных, структурных и поведенческих реакций для достижения оптимального приспособления Можно сказать, что адаптация – это все виды врожденной и приобретенной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях (Н. А. Агаджанян, Н. И. Торшин, 1994).

Биологический смысл активной адаптации состоит в поддержании гомеостаза – динамического постоянства внутренней среды организма при изменяющихся условиях внешней среды. Для достижения этого, за счет регулирующего влияния нейроэндокринной системы, в организме происходят многочисленные быстрые и медленные перестройки: на уровне физиологических функций (дыхание, сердцебиение, терморегуляция), на уровне клеточного метаболизма (разрушение старых функциональных систем и становление новых, более эффективных, повышение или снижение эффективности энергопродукции, экономизация энергозатрат), а также на уровне генетического аппарата клетки (активизация «молчащих генов», продукция стрессовых белков и транскрипционных факторов).

2.2. Гомеостаз, саморегуляция, иммунитет

Способность организма поддерживать свое устойчивое состояние (по К. Бернару) называется гомеостазом. У. Кеннон впервые дал понятие гомеостаз внутренней среды организма. Он представил живой организм как сложную, открытую систему, имеющую множество связей с окружающей средой. Эти связи осуществляются через органы дыхания, пищеварения и другие органы.

Факторы окружающей среды действуют через указанные пути и передаются соответствующим физиологическим системам, которые способны изменять свои функции в определенных пределах.

Следующим механизмом приспособления организма к окружающей среде является саморегуляция - основа резистентности (устойчивости) организма к воздействующим факторам.

Далее одним из механизмов приспособления организма к окружающей среде является работа функциональных систем (П. Анохин). Это сочетание процессов и механизмов, которые, формируясь, в зависимости от данных условий, приспосабливаются к этим условиям. Функциональная система создается всякий раз заново, наиболее экономно и рационально выводя организм из экстремальной ситуации.

Феномен адаптации – это самостоятельная категория механизма, результат эволюционного развития. Недостаточность механизмов адаптации это снижение надежности биологических систем.

Важная роль в механизмах приспособления принадлежит иммунной системе.

Иммунитет – невосприимчивость организма к заразным болезням, зависящая от естественных или приобретенных в течение жизни свойств организма, препятствующих развитию в нем инфекции. Бывают врожденный иммунитет (видовой или наследственный) – это устойчивость организма к определенным патогенным факторам. Они передаются по наследству. Приобретенный иммунитет развивается в результате перенесения инфекционного заболевания или создается искусственно прививкой соответствующей сыворотки или вакцины.

Еще одним механизмом приспособления является фактор большого “запаса прочности” организма. Запас прочности в живом организме достигается различными путями: резервными возможностями организма, изменением обмена веществ, включением других систем организма, изменением структуры клетки (гипертрофия, регенерация) и т.п. В ходе эволюции совершенствовалось “экономное и выгодное” расходование энергии и вещества. Принцип парности организмов, принцип дублирования функции, детоксическая функция печени, принцип системности и саморегуляции лежит в основе механизмов приспособления организма к факторам окружающей среды.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: экология человека iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Тема: экология человека iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека Рекомендуется...
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: формирование у студентов устойчивых базовых знаний об основах экологии человека...
Тема: экология человека iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Тема: экология человека iconТема №1
План работы для студентов по практике по дисциплине: «Гигиена и экология человека»
Тема: экология человека iconУчебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений...
«Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских...
Тема: экология человека icon2 Естественные науки (естествознание) 20. 1 Человек и окружающая...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Тема: экология человека iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Тема: экология человека iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Тема: экология человека iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Тема: экология человека iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Тема: экология человека iconТема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Тема: экология человека iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Тема: экология человека iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Тема: экология человека iconЭкология и эдоровье человека Колодезников Артем ученик 9 класса Колодезникова Людмила
Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно...
Тема: экология человека iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...
Тема: экология человека iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг
Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск