Урок 9





Скачать 100.81 Kb.
НазваниеУрок 9
Дата публикации15.09.2013
Размер100.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Урок 9 (13). СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СТРОЕНИИ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ И ЭУКАРИОТИЧЕСКИХ КЛЕТОК.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ В СТРОЕНИИ КЛЕТОК

РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ГРИБОВ

Цели: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении прокариотических клеток в сравнении с эукариотическими;

сформировать знания об особенностях строения бактерий и синезеленых водорослей, их роли в природе и жизни человека;

расширить и углубить знания о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений, животных и грибов; выявить общие структуры в их строении.

Основные понятия: мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида, сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы.
Изучение нового материала.

1. Тема урока изучается по плану

  1. Почему бактерии называют могущественными невидимками?

  2. История открытия бактерий.

  3. Общая характеристика прокариот (классификация, численность, размеры, среда обитания).

  4. Строение прокариот (внешнее, внутреннее).

  5. Жизнедеятельность прокариот (дыхание, питание, размножение, спорообразование).

  6. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Работа с текстом учебника

а) чтение

б) ответы на вопросы

Роль бактерий в природе и жизни человека


Положительная роль

Отрицательная роль

1.




1.




2.




2.




3.










Задание. Из первых (или указанных) букв слов, являющихся ответами, составить основное слово.

  1. Небольшие участки двухцепочечной кольцевой ДНК, участвующие в обмене между бактериями в процессе полового размножения ……..

  2. Органоиды, которые есть в бактериальной клетке …..

  3. По степени сложности строения бактерии являются ... организмами.

  4. Форма, которую имеет в клетке бактерии молекула ДНК …

  5. Название бактерий, не использующих в процессе дыхания кислород …..

  6. Вещество, образующее клеточную стенку бактерии …..

  7. Название экологической группы бактерий, участвующих в разложении мертвого органического вещества ……

  8. Название царства, в которое объединены все доядерные организмы ……

  9. Заболевание, вызываемое бактериями, которое в старину называли «чахоткой».

  10. Название впячиваний внутренней мембраны у бактерий (8я буква)……

Основное слово - прокариоты.

Самостоятельное изучение сходных признаков у разных групп эукариотических организмов (§ 19, с. 75-76).

Самостоятельная работа (§ 19, с. 77)

Задание: составить схему «Классификация грибов по типам питания».
III. Обобщение и закрепление изученного материала.

Основные различия между прокариотами и эукариотами

Характеристика

Прокариоты

Эукариоты

1

2

3

Размеры клеток

Диаметр в среднем составляет 0,3-5 мкм

Диаметр обычно до 40 мкм

Форма

Одноклеточные или нитчатые

Одноклеточные, нитчатые или истинно многоклеточные

Генетический материал

Кольцевая ДНК находится в цитоплазме и ничем не защищена. Нет истинного ядра, настоящих хромосом и ядрышек

Линейные молекулы ДНК связаны с белками и образуют хромосомы внутри ядра. Есть ядрышки

Органоиды

Большинство органоидов отсутствует; внутренние мембраны могут образовывать мезосомы, обеспечивающие процессы дыхания и фотосинтеза

Полный набор органоидов, которые могут иметь немембранное, одномем-бранное и двумембранное строение

Клеточные стенки

Основной компонент -муреин (реже пектин)

Основной компонент у растений — целлюлоза, у грибов — хитин

Синтез белка

Происходит в 70S-рибосомах (мельче)

Происходит в 80S-рибосомах (крупнее)

Фотосинтез

Хлоропластов нет, происходит в мезосомах

Происходит в хлоропластах

Фиксация азота

Некоторые обладают этой способностью

Не способны к фиксации

2. Обобщающая беседа, направленная на закрепление умений учащихся устанавливать сходство и различия между растительной, животной и грибной клетками, делать вывод о единстве органического мира.
Домашнее задание: § 18; составить опорный конспект по теме «Прокариоты», § 19; подготовить сообщение на тему «Роль вирусов в природе и жизни человека» (по желанию учащихся).
Урок 10 (14). НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ.

ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ

Цели: сформировать у учащихся знания о специфической форме жизни - вирусах и их особой группе - бактериофагах; об уникальных чертах строения этих форм жизни, особенностях их размножения, научном и практическом значении.
Основные понятия: вирус, капсид, бактериофаг.
Задание. Из перечня характеристик и признаков выберите необходимые:

1-й вариант - растительная клетка.

2-й вариант - животная клетка.

3-й вариант - грибная клетка.

1.Тело образовано гифами.

2.Клеточная стенка состоит из целлюлозы.

3Имеет пластиды.

4Нет клеточной стенки.

5.Запасным углеводом является гликоген.

6.По способу питания является автотрофной.

7.Клеточная стенка состоит из хитина.

8.Содержит вакуоли, заполненные клеточным соком.

9.По способу питания является гетеротрофной.

10.Способна образовывать многоклеточный организм.
Изучение нового материала.
заполнить «рабочий лист».
РАБОЧИЙ ЛИСТ

  1. Вирусы были открыты в году___ ученым___.

  2. Вирусы не имеют ____.

  3. «Сердце» вируса состоит из___ или____.

  4. Белковая оболочка вируса называется______.

  5. Многие вирусы имеют форму ____.

  6. По образу жизни вирусы являются_____.

  7. Признаки живого организма вирусы могут проявлять, только находясь в ____.


4. Самостоятельная работа (§20, с. 79).

Задание. Охарактеризовать этапы размножения вируса по плану:

  • прикрепление вируса к клетке-хозяину;

  • проникновение «сердца» вируса в клетку-хозяина;

  • тиражирование и сборка новых вирусов клеткой-хозяином;

  • выход новых вирусов из клетки-хозяина и их расселение.

5. Ответить на вопрос «Какие вирусы называют бактериофагами?».
Домашнее задание: § 20; подготовить сообщение на тему «СПИД. Опасности заражения вирусом иммунодефицита человека и профилактика заболевания» (по желанию учащихся); подготовиться к обобщающему уроку.
ТЕМЫ

  1. Основные понятия: диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, аэробы, анаэробы, кариотип, экзоцитоз, эндоцитоз, симбионты, паразиты, сапротрофы.

  2. Строение эукариотической клетки и функции её составных частей.

  3. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток, строение клеток грибов, бактерий, строение вирусов.

  4. Роль бактерий и вирусов.

ВОПРОСЫ

1. В чем состоит отличие вирусов от других организмов?

2.Каковы основные отличия растительной клетки от клетки
животной?

3. Почему грибы выделены в отдельное царство?

4.По каким признакам можно судить о примитивности прокариот?

5. На основании каких признаков можно предположить, что все эукариты имели общих предков?

Урок 11 (15). КЛЕТКА - СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА

ЖИВОГО
Цели: обобщить и углубить знания о строении клетки на основе сравнения клеток прокариот и эукариот; закрепить знания об особенностях строения растительных, животных клеток и клеток грибов, а также строении и роли неклеточных форм жизни - вирусов и бактериофагов; углубить понятие целостности клетки.
Основные понятия: кариотип, экзоцитоз, эндоцитоз, симбионты, сапротрофы, паразиты, диплоидный и гаплоидный наборы хромосом, гомологичные хромосомы, бактериофаги, капсид, аэробы, анаэробы, клеточные органоиды: митохондрии, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, пластиды, ядро, цитоплазматическая
мембрана, органоиды движения.
Вопросы:

1. В чем состоит отличие вирусов от других организмов?

2. Каковы основные отличия растительной клетки от животной?

3. Почему грибы выделены в отдельное царство?

4. По каким признакам можно судить о примитивности прокариот?

5. На основании каких признаков можно предположить, что все эукариоты имели общих предков?

«Блиц».

В течение 1 минуты ответить на вопросы.

  1. Где хранится наследственная информация.

  2. Название белковой оболочки вируса.

  3. Какой органоид является центром синтеза белка в клетке?

  4. Название выростов внутренней мембраны хлоропластов.

5. Название нитевидных структур, образующих тело гриба.
6. Второе название ядерных организмов.

7. Организмы, питающиеся органикой живых существ и живущие за их счет.

8. У какого вида пластид основной является сигнальная функция?

9. Второе название вирусов - пожирателей бактерий.

10. Впячивания внутренней мембраны митохондрий.

11. Из чего состоит клеточная стенка у растений?

12. Где у растительной клетки находится клеточный сок?

13. Название бесцветных пластид.

14. Название организма, состоящего во взаимовыгодных отношениях с другим организмом.

15. У каких организмов генетический аппарат образован кольцевой ДНК?

16. Какая клеточная структура может быть гладкой и шероховатой?

17. Название клеточной структуры, которая образуется из скопления тилакоидов.

18. Способен ли вирус к самостоятельному размножению?

19. Второе название доядерных организмов.

20. «Сердце» какого организма состоит из фрагмента нуклеиновой кислоты?

21. Что является возбудителем СПИДа?

22.Органоид клетки, в котором синтезируется АТФ.

23.Название основного вещества цитоплазмы.

24.Какое вещество образует клеточную стенку грибов?
25. Название организмов, питающихся органикой мертвых существ.

26. Название внутренней среды хлоропласта.

27. Органоид клетки, являющийся её пищеварительным центром.

28. Название опорной системы цитоплазмы.

29. Название пластид зеленого цвета.

30. Общее название процессов фаго- и пиноцитоза.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 9 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 9 iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок 9 iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок 9 iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок 9 iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок 9 iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок 9 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок 9 iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок 9 iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок 9 iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок 9 iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней
Урок 9 iconУрок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"...
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок
Урок 9 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...
Урок 9 iconУрок в начальной школе с использованием технологии ркмчп
Автор рассматривает особенности видов проблемного урока: урок версионного характера; урок сравнительно-обобщающего характера; урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск