Скачать 305.68 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Большой практикум Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах» Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность 020208.65 - Биохимия Красноярск СФУ 2012 УДК 577.1(07) ББК 28.072. я73 Составитель: Н.М. Титова Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе /[Текст] / сост. Н.М. Титова, Т.Н. Субботина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 20 с. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по большому практикуму составлено в соответствии с программой. В учебном пособии представлены подробные, четко структурированные работы по разделу большого практикума «Свободнорадикальные процессы в биологических системах» разной степени сложности. Пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов. УДК 577.1(07) ББК 28.072.я73 © Сибирский федеральный университет, 2012 Общие сведения Большой практикум (СД.Р.6) – дисциплина, являющаяся федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов в области биохимии (020208.65 – Биохимия). Самостоятельная работа студентов вносит весомый вклад в подготовку специалистов-биохимиков, поскольку она способствует не только усвоению учебного материала, но и его расширению, формированию умения работать с различными видами информации, развитию аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени. Самостоятельная работа способствует развитию у студента таких необходимых навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитический анализ опубликованных данных, умение выделять главное и делать обоснованное заключение. Целью дисциплины является подготовка высококвалифицированных биохимиков, способных выполнять исследования, самостоятельно планировать ход работы и подбирать необходимые методы для решения конкретных задач. В задачи данного раздела дисциплины входит ознакомление студентов с процессами свободнорадикального окисления биомолекул; основными методами получения и анализа экспериментальных данных; механизмами развития окислительного стресса и влияния различных компонентов антиоксидантной системы на окислительный гомеостаз. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать: • основные пути образования активных форм кислорода в биологических системах; • свойства активных форм кислорода и методы их анализа; • компоненты ферментативной и неферментативной антиоксидантной системы; • терминологию, используемую в лабораторных исследованиях; • механизмы пробоподготовки для проведения биохимического анализа; уметь: • правильно использовать биохимическую посуду и оборудование при проведении биохимического анализа; • разработать план проведения эксперимента; • определять уровень окислительных повреждений в липидах и белках; • оценить антиоксидантные свойства нутриентов и понимать значимость результатов их биохимического анализа; • использовать полученные экспериментальные навыки при изучении других биологических дисциплин; применять их в биохимическом мониторинге окружающей среды, в оценке нарушений метаболических процессов при патологических состояниях; владеть навыками: • делового общения; • работы в команде; • работы с компьютером на уровне пользователя, использования информационных технологий для решения фундаментальных и прикладных задач в области профессиональной деятельности; • получения и интерпретации лабораторной биохимической информации; • владеть методологическими основами современной науки. Большой практикум – важный этап в изучении закономерностей и механизмов биохимических процессов в норме и при патологии. Проведение большого практикума базируется на знании органической химии, физической и коллоидной химии, биоорганической химии, ботаники, зоологии, биохимии, биофизики, физиологии человека и животных, энзимологии, кинетики и термодинамики ферментативных реакций, экологии и патологической физиологии. Особое внимание обращается на правильность выполнения биохимического анализа, на последние достижения наук в лабораторной диагностике нарушений биохимических процессов, а также на применение знаний о методах биохимических исследований в практической деятельности человека, и, прежде всего, в медицине. В свою очередь данный курс оказывает влияние на получение фундаментальных знаний в различных областях биологии. Освоение данной дисциплины необходимо для дальнейшего изучения медицинской биохимии, вирусологии, биотехнологии, молекулярной биологии, микробиологии, клеточной сигнализации, фармакологии.
Общая трудоемкость дисциплины приведена в табл.1. Таблица 1 – Виды учебной работы и трудоемкость раздела большого практикума «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»
Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (см. приложение). 2. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Трудозатраты на самостоятельную работу по разделу большого практикума «Свободнорадикальные процессы в биологических системах» приведены в табл. 1. Самостоятельная работа студентов включает изучение теоретического материала, работу с учебной, научной и справочной литературой. 3. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для самостоятельной работы студенты используют литературу и электронные ресурсы читальных залов библиотеки СФУ. Итогом самостоятельного изучение теоретического материала являются конспект, таблицы, схемы метаболических путей. Конспект – это краткое, либо подробное и последовательное изложение информации, полученной из различных источников (лекция, проработанная литература, просмотренные презентации, видеодокументы и т. д.). Таблица – это перечень сведений, цифровых данных, расположенных по графам в определенном порядке. Таблицы используются, когда необходимо показать информацию, логически упорядоченную в столбцы и ряды. Темы для самостоятельного теоретического изучения раздела большого практикума «Свободнорадикальные процессы в биологических системах» приведены в табл. 2. вместе с перечнем примерных вопросов для самоконтроля и рекомендованными источниками информации. Самостоятельное изучение теоретического материала проводится параллельно с лабораторными занятиями. В соответствии с планом каждой занятия, студент обязан во время самостоятельной работы повторить теоретический материал по классификацию активных форм кислорода и азота, источникам активных форм кислорода и азота в биологических системах. Рассмотреть механизмы развития процессов перекисного окисления липидов и окислительной модификации белков, характеристику компонентов антиоксидантной системы. Выучить необходимые структурные и расчетные формулы, освоить принципы создания схем окислительного стресса, ознакомиться с основными методами биохимического анализа. Таблица 2 – Темы для самостоятельной работы
Тема 1.1. Активные формы кислорода и азота – классификация, механизмы образования. В живых системах имеются как система генерации активных форм кислорода (АФК), так и достаточно эффективные системы защиты от повреждающего воздействия таких форм на интактные клетки. В норме между этими системами существует равновесие, обеспечивающее нормальное функционирование субклеточных структур и органов в целом. При различных патологических состояниях происходит смещение этого равновесия в сторону некомпенсированной генерации АФК и формирование окислительного стресса. Являясь основными инициаторами свободнорадикального окисления кислородные радикалы, наряду с промежуточными и конечными продуктами окисления, способны вызывать, в частности, окислительную модификацию биополимеров, а также нарушать функциональные свойства и структуру тех или иных субклеточных и клеточных компонентов. Основное количество потребляемого человеком молекулярного кислорода вовлекается в реакции митохондриального окисления при котором на молекулу О2 происходит одновременный перенос четырех электронов с образованием двух молекул воды или эквивалентных соединений. Вместе с тем, во всех живых организмах постоянно протекают реакции одноэлектронного восстановления, которое приводит к образованию промежуточных продуктов восстановления молекулы кислорода. Эти соединения представляют собой группу различных веществ радикальной и нерадикальной природы, которые обладают высокой реакционной способностью, вследствие чего получили название активных форм кислорода. К ним относят: супероксидный анион – радикал (О2–), перекись водорода (Н2О2), гидроксильный радикал (OH), синглетный кислород (1О2), гипогалоиды (HOCl, НОCI, НОBr, НОI, НОSCN), оксид азота (NO) и др. |
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И.... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Учебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 удк 504. 004. 4 (07) ббк 28. 0я73 Экологическая информатика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. А. Субботин. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 9 с | Учебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | ||
Учебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | Учебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | ||
Учебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | Программа по дисциплине Красноярск сфу 2008 удк 581. 1(07) ббк 28. 573я73 ф 20 Программа предназначена для студентов направления 020200 биология, спец. 020208. 65 «Биохимия» | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:... | Биохимия тканей Биохимия тканей: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. Е. В. Инжеваткин – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А.... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... |