Биохимия тканей





НазваниеБиохимия тканей
страница1/5
Дата публикации12.11.2014
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5



Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ
Методические указания к самостоятельной работе


Красноярск

СФУ

2012

УДК 577.1(07)

ББК 28.98 я 73

И 545
Составитель Е.В. Инжеваткин

Биохимия тканей: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. Е.В. Инжеваткин – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 51 с.
В учебно-методическое пособие включены перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы, перечень задач для самостоятельной работы, перечень практических заданий, темы для самостоятельного теоретического обучения (со ссылкой на конкретный литературный источник), примерные темы рефератов, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, вопросы к экзамену по курсу «Биохимия тканей».

Предназначено для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия».

Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
УДК 577.1(07)

ББК 28.98 я 73

© Сибирский

федеральный университет, 2012

Предисловие
Биохимия тканей является дисциплиной, изучающей биохимические особенности и интеграцию метаболизма различных органов и тканей организма в процессе нормальной жизнедеятельности, адаптации к изменяющимся условиям существования и при патологии. Биохимия тканей тесно связана с общей биохимией, энзимологией, генетикой, молекулярной биологией, физиологией, патофизиологией, анатомией, гистологией, цитологией. Биохимия тканей способствует систематизации знаний студента, полученных при изучении выше перечисленных дисциплин. Знания биохимических особенностей различных тканей являются необходимой базой для проведения научно-исследовательской работы при выполнении дипломной работы, а также при последующей производственной деятельности, научной или педагогической работе.

В соответствии с компетенциями выпускников по специальности «Биохимия», уровень специалиста-биохимика подразумевает способность использовать углубленные теоретические и практические знания в области биохимии, часть которых находится на передовом рубеже данной науки. Демонстрировать знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов специальных дисциплин, а также способность глубоко осмысливать и формировать диагностические решения проблем биологии путем интеграции фундаментальных биологических представлений и специализированных знаний в сфере профессиональной деятельности. Изучение биохимии тканей способствует формированию названных способностей и получению соответствующих знаний.

Изучение дисциплины «Биохимия тканей» помимо приобретения теоретических знаний в ходе аудиторных занятий, предполагает организацию и проведение самостоятельной работы студентов, которая направлена на закрепление и совершенствование знаний, полученных во время аудиторных занятий.

Настоящее учебно-методическое пособие является составной частью учебно-методического комплекса по данной дисциплине. В него включена учебная программа, определяющая содержание, объем и порядок изучения дисциплины, и методические рекомендации по организации ее самостоятельного изучения.

Методические рекомендации по организации самостоятельного изучения дисциплины включают: перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы, перечень задач для самостоятельной работы, перечень практических заданий, темы для самостоятельного теоретического обучения (со ссылкой на конкретный литературный источник), примерные темы рефератов, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, вопросы к экзамену по курсу «Биохимия тканей».
1.1 Цель курса
Дисциплина «Биохимия тканей» входит в перечень дисциплин подготовки по специальности «биохимия» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Это один из базовых раздело биохимии, обширная отрасль знаний с многочисленными ответвлениями, тесно связанная со многими науками, особенно с молекулярной биологией, генетикой, энзимологией, физиологией, патофизиологией, токсикологией, биотехнологией и экологией.

Цель преподавания дисциплины - изучение биохимических особенностей различных тканей и органов организма, взаимосвязи метаболизма и функции тканей, метаболических аспектов адаптации.
1.2 Задачи курса
В задачи курса входит изучение химического состава различных тканей и органов человека, изучение метаболических процессов, связанных с поддержанием гомеостаза и обеспечением функций тканей и органов, изучение биохимических механизмов адаптации тканей к изменению условий жизнедеятельности, изучение патологических биохимических изменений, связанных с врожденными и приобретенными болезнями обмена веществ. Особое значение Биохимия тканей имеет для формирования у учащегося целостного представления о течении метаболических процессов в организме, о взаимосвязи метаболизма различных органов и систем организма, об особенностях метаболизма различных тканей в связи с выполнением ими своих функций.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть необходимыми теоретическими знаниями о метаболических процессах в различных тканях, компартментализации этих процессов внутри клеток, о биохимических механизмах обеспечения функций различных органов и о биохимических путях адаптации и интеграции между различными органами и тканями;

Иметь знания о методах изучения биохимических процессов в тканях как in vivo, так и in vitro, применять полученные знания для постановки и проведения экспериментальной работы;

Иметь представление об особенностях регуляции метаболизма в различных тканях;

Обладать навыками моделирования метаболических изменений в различных тканях организма;

Использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин; применять их в биохимическом мониторинге окружающей среды, в оценке нарушений метаболических процессов при патологических состояниях.
Самостоятельная работа студентов реализуется через самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение реферативных работ, выполнение заданий. Все задания на индивидуальную самостоятельную работу выдаются и принимаются преподавателем по графику для выполнения самостоятельной работы.
ГРАФИК
Самостоятельной работы студентов по дисциплине «Биохимия тканей» по специальности «биохимия» Института фундаментальной биологии и биотехнологии 5 курса на 9 семестр


Недели учебного процесса семестра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ







ВРФ

ВРФ

ВРФ









































































ЗРФ

ЗРФ

ЗРФ





Условные обозначения: ВЗ – выдача темы для самостоятельного изучения; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; ЗРФ – защита реферата.
Темы, содержание, рекомендуемая литература и контрольные вопросы для теоретической самостоятельной работы студентов
Тема 1. Биохимия плазмы крови
Буферные системы плазмы крови. Бикарбонатный, фосфатный буферы. Буферные свойства белков плазмы крови. Буферные свойства гемоглобина. Лактат и пируват плазмы крови. Белки плазмы крови: гаптоглобин, трансферрин, церулоплазмин, свойства и биологическое значение.

Литература: 4, 5, 27 списка основной литературы, 41, 42, 44 списка дополнительной литературы.
Контрольные вопросы:
1. Опишите механизм функционирования бикарбонатного буфера плазмы крови.

2. Опишите механизм функционирования фосфатного буфера плазмы крови.

3. Опишите механизм буферных свойств белков плазмы крови.

4. Опишите механизм буферных свойств гемоглобина.

5. Каково содержание лактата и пирувата в плазме крови? Что является источником этих веществ?

6. В каких случаях и как изменяются концентрации в крови лактата и пирувата?

7. Опишите содержание в крови и функции гаптоглобина.

8. Опишите содержание в крови и функции трансферрина.

9. Опишите содержание в крови и функции церулоплазмина.
Задачи и задания:
В норме на долю плазмы приходится в среднем 55% объема крови. По каким причинам этот показатель может увеличиться?
О каких заболеваниях вероятнее всего свидетельствует увеличение содержания глобулинов в плазме крови?
Почему частые носовые кровотечения и кровоточивость десен могут свидетельствовать о заболеваниях печени?
При недостаточности инсулина в крови людей обнаруживается повышенное содержание гликозилированных белков. Почему это происходит?
Почему люди не могут переносить парциальное давление углекислого газа в атмосфере, превышающее 7,7 кПа?
В экстремальных условиях люди часто вынуждены экономить питьевую воду. Если после этого им разрешают пить без ограничений, в ряде случаев развиваются симптомы дефицита калия. Почему это происходит?
Тема 2. Обмен железа
Обмен железа между тканевыми депо. Роль трансферрина в этом процессе. Трансферрин, JЗ–глобулин, строение, синтез. Концентрация трансферрина в плазме, насыщение железом. Общая железосвязывающая способность сыворотки (ОЖСС). Утилизация железа тканями (миоглобин, гем, негемовые ферменты). Депонирование железа. Строение ферритина. Синтез апоферритина, регуляция концентрацией железа. Взаимодействие железа с апоферритином. Гемосидерин - деградированная форма ферритина. Экскреция и потери железа.

Литература: 4, 5, 27 списка основной литературы, 41, 42, 44 списка дополнительной литературы.
Контрольные вопросы:
1. Как осуществляется обмен железа между тканевыми депо?

2. Опишите строение и функции трансферрина.

3. С помощью каких механизмов осуществляется утилизация железа тканями?

4. Что такое общая железосвязывающая способность сыворотки?

5. Как происходит депонирование железа?

6) Как осуществляется регуляция синтеза апоферритина?

7) Опишите механизм экскреции и потери железа организмом.
Тема 3. Гемоглобин
Транспорт кислорода. Кооперативное связывание О2 гемоглобином. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Уравнение Хилла. Регуляция процесса оксигенации гемоглобина компонентами среды: протонами водорода (эффект Бора), 2,3-бисфосфоглицератом, концентрацией СО2.

S-нитрозогемоглобин (Hb-SNO) и нитрозильный комплекс (HbNO), образующиеся при взаимодействии оксида азота (NO) с Сys-93 β-цепи и гемом соответственно – формы депонирования оксида азота в организме.
Литература: 4, 5, 27 списка основной литературы, 41, 42, 44 списка дополнительной литературы.
Контрольные вопросы:
1. Как осуществляется транспорт кислорода?

2. Опишите кривую диссоциации гемоглобина.

3. Уравнение Хилла.

4. Как осуществляется регуляция оксигенации гемоглобина компонентами среды?

5. Опишите формы депонирования оксида азота в организме.
Тема 4. Метаболизм эритроцитов
Особенности метаболизма эритроцитов при созревании и старении. Метаболизм ретикулоцитов. Созревание ретикулоцитов. Деградация внутриклеточных структур (ядро, митохондрии, рибосомы, эндоплазматический ретикулум, аппарат Гольджи). Деградация митохондрий, роль 15-липоксигеназы, убиквитинилирования и АТР-зависимого протеолиза. Ремодулирование мембран. Перестройка энергетического и пластического обменов.

Свободнорадикальная теория старения эритроцитов. Антиоксидантная защитная система эритроцита. Ферментативные антиоксиданты (супероксиддисмутаза, каталаза). Глутатион. Синтез глутатиона. Глутатионзависимые ферменты – глутатионпероксидаза и глутатион-S-трансфераза. Неферментативные антиоксиданты (аскорбат, α-токоферол, урат и др.). Биохимические изменения при старении эритроцита. Механизмы снижения активности ферментов в процессе физиологического старения эритроцитов. Продолжительность жизни эритроцитов. Элиминация старых эритроцитов из кровяного русла – механизмы.
Литература: 4, 5, 27 списка основной литературы, 36, 41, 42, 44 списка дополнительной литературы.
Контрольные вопросы:
1. В чем состоят особенности метаболизма эритроцитов при созревании и старении?

2. Что такое ретикулоциты? Опишите особенности их метаболизма.

3. Опищите свободнорадикальную теорию старения эритроцитов.

4. Опишите ферментные антиоксидантные системы эритроцитов.

5. Опишите неферментные антиоксидантные системы эритроцитов.

6. В чем состоят биохимические изменения эритроцита при старении?

7. Как осуществляется элиминация старых эритроцитов из кровяного русла?
Тема 5. Мембрана эритроцита
Транспорт веществ через мембрану эритроцита. Транспорт низкомолекулярных соединений. Простая диффузия (транспорт Н2О, СО2, О2); облегченная диффузия (анионные каналы в плазмалемме эритроцитов). Активный транспорт (симпорт, антипорт). Механизм действия транслоказ.

Трансмембранные АТРазы. Роль белка полосы 3 в транспорте пирувата и лактата из эритроцитов. Транспорт сахаров, жирных кислот, аминокислот. Роль мембран в поддержании формы и деформируемости эритроцитов.

Трансмембранный потенциал мембраны эритроцитов, методы определения. Электронная микроскопия мембраны эритроцита. Флуоресцентные исследования структурных и функциональных свойств мембраны эритроцитов. Осмотический гемолиз, метод кислотных эритрограмм. Мембранные рецепторы. Влияние активных форм кислорода на реологические свойства эритроцитов.

Нарушение архитектоники цитоскелета при физических и химических воздействиях. Изменения структурно-функциональных свойств мембран при патологиях. Перекисное окисление липидов.
Литература: 4, 5, 27 списка основной литературы, 41, 42, 44 списка дополнительной литературы.
Контрольные вопросы:
1. Какими способами осуществляется транспорт веществ через мембрану эритроцита?

2. Как осуществляется транспорт низкомолекулярных соединений?

3. Как осуществляется транспорт кислорода и углекислого газа?

4. Опишите механизмы транспорта сахаров, жирных кислот, аминокислот.

5. Опишите роль мембран в поддержании формы и деформируемости эритроцитов.

6. Как поддерживается трансмембранный потенциал мембраны эритроцитов, в чем состоят методы его определения?

7. Опишите методы исследования мембраны эритроцитов.

8. Опишите изменения мембран эритроцитов при патологиях.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биохимия тканей iconРабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р. 2 «Биохимия тканей»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Биохимия тканей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: ознакомить учащихся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве....
Биохимия тканей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Познакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей. Формировать представление о ткани как...
Биохимия тканей iconДефекты твердых тканей коронки зуба. Классифи­кация дефектов. Этиология,...
Ортопедическое лечение патологии твердых тканей зубов коронками и частичных дефектов зубных рядов мостовидными протезами
Биохимия тканей iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Биохимия тканей iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Биохимия тканей iconПовторение свойств тканей при изготовлении куклы- закрутки
Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке,...
Биохимия тканей iconПовторение свойств тканей при изготовлении куклы- закрутки
Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке,...
Биохимия тканей iconМетодическая разработка урока биологии в 8 классе по теме «Строение...
Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций
Биохимия тканей icon7 Воспалительные процессы мягких тканей челюстно-лицевой области у детей
Острые воспалительные заболевания мягких тканей лица и шеи неодонтогенной этиологии
Биохимия тканей iconКариесология и заболевания твёрдых тканей зубов
Цель подготовка врача стоматолога, способного оказать пациентам с заболеваниями твёрдых тканей зубов амбулаторную стоматологическую...
Биохимия тканей iconРеферат Культура тканей и её использование человеком
Популярно рассказать всем желающим о методе культуры тканей в форме реферата. По возможности, максимально ясно и полно осветить данную...
Биохимия тканей iconМетодические указания к изучению курса
Мода и художественное оформление тканей'' и контрольные задания для студентов 5-го курса заочного обучения факультета текстиля и...
Биохимия тканей iconИсследование зависимости показателей безопасности огнезащитных тканей от волокнистого состава
Целью исследования является изучение влияния волокнистого состава огнезащитных тканей с нефтемасловодоотталкивающей пропиткой на...
Биохимия тканей iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...
Биохимия тканей iconБиохимия мембран
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск