Скачать 67.29 Kb.
|
Российская Федерация Костромская область Управление образованием Буйского муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костиновская основная общеобразовательная школа 157060 Костромская область, Буйский район, д.Афонино, ул. Гагаринская, д.33а тел.32-673 Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема: « Основы материаловедения». Учитель: Шачина Татьяна Анатольевна. Дата проведения: 25 ноября 2008 года. Конспект урока по технологии в 5 классе. Тема урока: Основы материаловедения. Цели: 1. Познакомить с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей. Формировать представление о ткани как о двух системах нитей. Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны тканей. 2. Развивать мышление, познавательный интерес. 3. Воспитывать уважение к труду старших поколений. Учебно – материальное оснащение урока: Наглядные пособия: коллекция « Волокна и ткани», иллюстрации прядильного и ткацкого производства, образцы тканей. Оборудование: ножницы, иглы, лупы. Раздаточный материал: технологические карты, карточки – задания, тесты, заготовки из ткани для практической работы. Тип урока: комбинированный. Формы обучения: фронтальные, индивидуальные, парные. Методы обучения: рассказ, беседа, лабораторно – практическая работа. Ход урока.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Тестовое задание по теме: «Кулинария».
Каждый из вас носит в школе, дома, на улице различную одежду. - Как вы думаете из чего она сшита? Конечно из ткани. - А ткани все одинаковые? Ткани разные: гладкие, ворсистые, плотные и тонкие, цветные и однотонные. - Для чего еще человек применяет ткани, кроме пошива одежды? Для пошива белья, обивки мягкой мебели, для изготовления парашютов, палаток, зонтов, игрушек и т. д. В начальной школе вы уже работали с тканью и некоторые сведения о тканях уже получили. В этом году вам предстоит выполнить пошив швейного изделия – фартук. Но чтобы сшить любое изделие, надо правильно выбрать ткань, узнать ее свойства. Поэтому чтобы приступить к изготовлению швейного изделия надо познакомиться с основами материаловедения. Поэтому тема нашего урока: «Основы материаловедения».( тему записывают в тетради ) На уроке мы познакомимся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей, со строением и свойствами тканей. Научимся определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны тканей. - Всегда ли существовала ткань? Первой одеждой человека были листья, трава, шкуры убитых животных. Такая одежда была неудобна, быстро загрязнялась. Постепенно человек развивался, занимался разными видами деятельности и научился изготавливать ткани. Первыми материалами для производства тканей были растения: конопля, лен, хлопок. С развитием скотоводства стали использовать для создания тканей шерсть животных( коз, овец, верблюдов, лам.) В Китае стали разводить тутового шелкопряда и использовать шелк для производства тканей. А еще использовали минеральные вещества – асбест ( горный лен). С развитием промышленности появились ткани химического происхождения: искусственные и синтетические. Сырьем для любой ткани является волокно. Работа в тетради: записываем определение волокна. Волокно – это очень прочные, тонкие, гибкие нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. А сейчас я на доске, а вы в тетради попробуем составить схему: « Классификация текстильных волокон» Текстильные волокна Натуральные Химические Растительные Животные Минеральные Хлопок Лен Шелк Шерсть Асбест В 5 классе мы подробно изучаем о волокнах льна и хлопка. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются волокна хлопчатника (показ волокон и растения). Хлопчатник – это теплолюбивое кустарниковое растение высотой около 1м. Выращивают в Узбекистане, Казахстане. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волоски называются волокнами хлопка. Хлопок называли « белое золото». Волокна хлопка имеют различную длину – от 6 до 50 мм. Волокна хлопка имеют определенные свойства. Природный цвет хлопка – белый, кремовый, но встречаются и другие . Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает. Способность волокон поглощать влагу из окружающей среды называется гигроскопичность. У хлопка она высокая. На ощупь волокна мягкие, тепловатые. Хлопок применяется в производстве тканей, трикотажных изделий, ниток. Шьют из него постельное белье, халаты, фартуки. Хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, бязь, фланель, батист, вельвет( показ тканей) прочны, гигиеничны, легки, имеют длительный срок службы. Удобны в носке, легко стираются и утюжатся. Для льняных тканей сырьем являются волокна льна (показ волокон и растения). Лен – это однолетнее растение до 1м, дающее волокно из стебля. Лен выращивают в Ивановской, Костромская, Вологодская и других областях. Лен называли русским шелком. В каждом стебле 300 – 600 волокон. Длина волокна 35 -90 мм. Использую чаще сорт лен – долгунец. Лен обладает характерным блеском, т.к. его волокна имеют гладкую поверхность. Гигроскопичность льняного волокна больше чем хлопкового. На ощупь волокна льна прохладные, жесткие. Используют для производства летних костюмно – плательных тканей. Шьют постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки. Льняные ткани имеют гладкую поверхность, прочные, сильно сминаются, но хорошо утюжатся. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, быстро впитывают и испаряют влагу, легко отстирываются. Лен переносит больший нагрев утюга, чем хлопок. - Как же из отдельных волокон сделать ткань? Необходимо волокна соединить в пряжу( в нити), а из нитей изготовить ткань. Процесс получения ткани можно представить в виде схемы: волокно – пряжа – ткань. Пряжа - это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем скручивания. Производство пряжи – сложный процесс. Волокна разрыхляют и очищают от примесей, перемешивают, прочесывают и формируют в ленту. Ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить была прочной. На протяжении тысячелетий единственным орудием прядильщицы веретено и прялка. После изобрели самопрялку ( показ иллюстраций ). Позднее изобрели прядильную машину. Сейчас прядение происходит на прядильных фабриках, пряжу наматывают на большие шпули ( показ иллюстраций ). На прядильных фабриках работают люди различных профессий – прядильщицы, ровничницы, чесальщицы и т. д. Прядение - это процесс, в результате которого из волокна получают пряжу. Ткачество – это процесс получения ткани из пряжи.( записывают в тетради) Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ручной ткацкий станок был изобретен очень давно и применялся до 17 века. Позднее был изобретен механический ткацкий станок ( показ иллюстраций ).Ткань снятую с ткацкого станка ( суровая) подвергают отделке: удаляют кончики волокон, отбеливают, красят( опускают в краситель) или печатают( наносят рисунок). ( показ иллюстраций ). Ткань прошедшую отделку называют готовой. Ткацкое переплетение - это переплетение нитей основы и утка. Основой - называют нити, идущие вдоль ткани. Уток- это поперечные нити в ткани. ( записывают в тетради) Нити основы длинные, тонкие, менее растяжимые и более прочные. Нити утка менее прочные , более толстые, короткие. Нити утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачиваются обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани. Существуют разные переплетения нитей в тканях. Самый распространенный вид переплетения – полотняное. В нем уточные и основные нити чередуются через одну. (показ иллюстраций и ткани). 4 Вводный инструктаж № 1 Сегодня вы выполните лабораторно – практическую работу по определению в ткани направления нитей основы и утка. Их можно определить : 1. По кромке 2. По степени растяжения 3. По звуку 4. По виду нитей ( Объяснение сопровождаю показом)
1. Раздаю инструкционные карты, формы отчета, ткань. 2. Самостоятельное выполнение работы: «Определение в ткани направления нитей основы и утка». 3. Проверьте ваши результаты и поставьте себе оценку. 6. Вводный инструктаж № 2 Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую ткань можно определить по следующим признакам.
1. Раздаю инструкционные карты, формы отчета, ткань. 2. Самостоятельное выполнение работы: «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани». 3. Проверьте ваши результаты и поставьте себе оценку. Поменяйтесь работами и поставьте оценку друг другу. 8. Закрепление нового материала. 1. Составьте из карточек схему получения ткани а) льняной б) хлопчатобумажной 2. Отгадайте кроссворд (работа в паре). 9. заключительная часть. Подведение итогов. Анализ работы учащихся. Выставление оценок. Домашнее задание: выучить записи в тетради. |