Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок





Скачать 66.84 Kb.
НазваниеМорнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок
Дата публикации14.10.2013
Размер66.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Гатище Воловского района Липецкой области






Разработка урока в 9 классе.

Учитель биологии

МОУ СОШ с. Гатище

Морнева Вера Ивановна

2009 год


Цель урока: изучить научные и социально-экономические предпосылки

возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Задачи: 1) образовательная: рассмотреть предпосылки возникновения

теории Ч.Дарвина;

2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков

самостоятельной работы, выделять главное, индивидуальная

работа с раздаточным материалом;

3) воспитательная: патриотическое воспитание – на примере работ

отечественных ученых в становлении теории эволюции.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным конспектом,

с картой и раздаточным материалом.
Междисциплинарные связи: история, география, экология.
Внутридисциплинарные связи: зоология.
Обеспечение занятия: портрет Ч. Дарвина, географическая карта,

наглядный материал, раздаточный материал.
Оборудование: компьютер


Ход урока

I.Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия.
III. Изучение нового материала.
1). Социально-экономические предпосылки.

В разных областях биологии в первой четверти XIX века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистиче­ских стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых террито­рий. Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились ус­ловия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспори­мо принадлежит Ч. Дарвину.
2). Научные предпосылки.
Задание. Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19, вы­пишите фамилии ученых и названия их трудов.

Развитие геологии и палеонтологии, благодаря чему осуществ­ляется систематизация геологических слоев Земли.

Ч. Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической
геологии с ее принципами актуализма и историзма.

Достижения в химии: Велер искусственно синтезировал моче­вину.

Шлейден и Шванн создают клеточную теорию.

В России: работы Рулье и Бекетова.
Беседа: обсуждение результатов.

3). Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч. Дар­вина.

Рассказ учителя .

(Работа с картой. Учитель или учащийся показывает на карте маршрут, по которому шло путешествие. Демонстрирует изображения находок Дарвина.)

Рис. 1 Корабль «Бигль»


Рис.2 Маршрут экспедиции Рис.3 Скелеты ленивцев Южной Америки

(справа современный вид, слева –

ископаемый)

Ч. Дарвин (1809-1882) в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист-любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста (без жалованья) отплывает в кругосветное путешест­вие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейст­ва. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зе­ландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботани­ческие, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения.

«Путешествуя на корабле ее величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отно­шениями между прежними и современными обитателями этого континента».

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев - родственников ныне живущих форм - приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере разли­чий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Разнообразные виды вьюрков, которые отличались по размеру и строению клюва, но были очень похожи на материковый вид. Дарвин предположил, что когда-то птицы попали на острова с материка и видоизменились, приспособившись к разным источникам питания (твёрдые семена, фрукты, насекомые).

В Австралии учёного поразила удивительная древняя фауна: сумчатые и яйцекладущие млекопитающие, которые давно вымерли в других местах земного шара.

Путешествие сыграло определяющую роль в формировании научных взглядов Дарвина. Войдя на корабль сторонником неизменности живой природы, пять лет спустя при возвращении домой Дарвин был убеждён, что виды способны изменяться и давать начало другим видам.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом.

Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса

(Обращается внимание учащихся на фактический материал круго­светного путешествия, подтверждающий:

  • изменяемость видов;

  • сходства и различие между видами;

  • многообразие живых организмов;

  • приспособленность живых организмов к условиям существо­вания;

  • роль условий среды в видообразовании).



IV. Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала проводится, используя раздаточный материал и опорный конспект, в котором зафиксирован материал об эволюци­онном учении Ч. Дарвина, почву для появления которого подгото­вили успехи наук конца XVIII - начала XIX века; о путешествии Дарвина, в ходе которого он собрал материал, натолкнувший его на мысль об изменяемости видов и происхождении одних от других; об издании в 1859 г. книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»; о роли изменчивости, отбора, борьбы за суще­ствование, приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и причинах возникновения многообразия видов.
На экран выносятся основные моменты фактического материала кругосветного путешествия, подтверждающие:

- изменяемость видов;

  • сходства и различие между видами;

  • многообразие живых организмов;

  • приспособленность живых организмов к условиям существо­вания;

  • роль условий среды в видообразовании.


Учащимся раздаются карточки с изображением:

- Дарвиновых вьюрков;

- бурощетиностого и гигантского броненосцев;

- двупалого ленивца;

- утконоса;

- австралийской ехидны;

- пять видов кенгуру.
Учащиеся готовят сообщения, фиксируя конкретные факты основных моментов кругосветного путешествия.
V. Подведение итогов занятий.

1.Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

  1. Оценить работу учеников во время занятий.

VI. Сообщение домашнего задания.

Образцы раздаточного материала.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconУрок: «мир и милость»
Ее вера изменила ее жизнь. Имена некоторых из самых интересных персонажей Библии нам неизвестны, зато известны их вера и поступки....
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фио: Извекова Вера Ивановна, учитель географии, маоу лицей «Морской технический» г. Новороссийска
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconСборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья
Заслуженный учитель Российской Федерации – Вера Ивановна Лукьянова – неутомимый энтузиаст чесменского краеведения, патриот и гражданин,...
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Т. А. Ладыженской (2009 год), учебника Т. А. Ладыженской (2009 год) и методических рекомендаций Г. А. Богдановой (2009 год)
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconМакарова Светлана Алексеевна г. Дубна 2009 -2010 учебный год Цель урок
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconИ. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского,...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconВитушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297...
Цель урока: создать условия для определения учащимися свойств тел в различных агрегатных состояниях
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconУраско Галина Ивановна
Тип урока: урок объяснения нового материала и закрепления орфографических навыков (первый урок из двух)
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconАрхипкина Татьяна Ивановна 2007 2008 уч год конспект урок
Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке...
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconУчитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна. Кумертау 2009 год. Краткая аннотация урок
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconКовалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок
Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом, широколиственным лесом
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconСиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин...
Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconПлан работы кафедры на 2009-2010 учебный год
Анализ работы кафедры за 2008-2009 учебный год и задачи на новый учебный год (2009-2010)
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconРазвитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся...
Маслова Вера Алексеевна, учитель математики, руководитель методического объединения математиков моу сош №65, г. Воронеж
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconКонспект урока «В мире слов, звуков и красок» фио (полностью) Титова Вера Федоровна Место работы
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162
Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урок iconРабочая программа по технологии Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск