Скачать 66.84 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гатище Воловского района Липецкой области Разработка урока в 9 классе. Учитель биологии МОУ СОШ с. Гатище Морнева Вера Ивановна 2009 год Цель урока: изучить научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина. Задачи: 1) образовательная: рассмотреть предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина; 2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, индивидуальная работа с раздаточным материалом; 3) воспитательная: патриотическое воспитание – на примере работ отечественных ученых в становлении теории эволюции. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным конспектом, с картой и раздаточным материалом. Междисциплинарные связи: история, география, экология. Внутридисциплинарные связи: зоология. Обеспечение занятия: портрет Ч. Дарвина, географическая карта, наглядный материал, раздаточный материал. Оборудование: компьютер Ход урока I.Организационный момент. II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели занятия. III. Изучение нового материала. 1). Социально-экономические предпосылки. В разных областях биологии в первой четверти XIX века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий. Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину. 2). Научные предпосылки. Задание. Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18-19, выпишите фамилии ученых и названия их трудов. Развитие геологии и палеонтологии, благодаря чему осуществляется систематизация геологических слоев Земли. Ч. Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической геологии с ее принципами актуализма и историзма. Достижения в химии: Велер искусственно синтезировал мочевину. Шлейден и Шванн создают клеточную теорию. В России: работы Рулье и Бекетова. Беседа: обсуждение результатов. 3). Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч. Дарвина. Рассказ учителя . (Работа с картой. Учитель или учащийся показывает на карте маршрут, по которому шло путешествие. Демонстрирует изображения находок Дарвина.) Рис. 1 Корабль «Бигль» Рис.2 Маршрут экспедиции Рис.3 Скелеты ленивцев Южной Америки (справа современный вид, слева – ископаемый) Ч. Дарвин (1809-1882) в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист-любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста (без жалованья) отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения. «Путешествуя на корабле ее величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента». Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев - родственников ныне живущих форм - приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии. Разнообразные виды вьюрков, которые отличались по размеру и строению клюва, но были очень похожи на материковый вид. Дарвин предположил, что когда-то птицы попали на острова с материка и видоизменились, приспособившись к разным источникам питания (твёрдые семена, фрукты, насекомые). В Австралии учёного поразила удивительная древняя фауна: сумчатые и яйцекладущие млекопитающие, которые давно вымерли в других местах земного шара. Путешествие сыграло определяющую роль в формировании научных взглядов Дарвина. Войдя на корабль сторонником неизменности живой природы, пять лет спустя при возвращении домой Дарвин был убеждён, что виды способны изменяться и давать начало другим видам. Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса (Обращается внимание учащихся на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:
IV. Закрепление изученного материала Закрепление изученного материала проводится, используя раздаточный материал и опорный конспект, в котором зафиксирован материал об эволюционном учении Ч. Дарвина, почву для появления которого подготовили успехи наук конца XVIII - начала XIX века; о путешествии Дарвина, в ходе которого он собрал материал, натолкнувший его на мысль об изменяемости видов и происхождении одних от других; об издании в 1859 г. книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»; о роли изменчивости, отбора, борьбы за существование, приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и причинах возникновения многообразия видов. На экран выносятся основные моменты фактического материала кругосветного путешествия, подтверждающие: - изменяемость видов;
Учащимся раздаются карточки с изображением: - Дарвиновых вьюрков; - бурощетиностого и гигантского броненосцев; - двупалого ленивца; - утконоса; - австралийской ехидны; - пять видов кенгуру. Учащиеся готовят сообщения, фиксируя конкретные факты основных моментов кругосветного путешествия. V. Подведение итогов занятий. 1.Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
VI. Сообщение домашнего задания. Образцы раздаточного материала. |
Урок: «мир и милость» Ее вера изменила ее жизнь. Имена некоторых из самых интересных персонажей Библии нам неизвестны, зато известны их вера и поступки.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фио: Извекова Вера Ивановна, учитель географии, маоу лицей «Морской технический» г. Новороссийска | ||
Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья Заслуженный учитель Российской Федерации – Вера Ивановна Лукьянова – неутомимый энтузиаст чесменского краеведения, патриот и гражданин,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Т. А. Ладыженской (2009 год), учебника Т. А. Ладыженской (2009 год) и методических рекомендаций Г. А. Богдановой (2009 год) | ||
Макарова Светлана Алексеевна г. Дубна 2009 -2010 учебный год Цель урок Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная... | И. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского,... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | ||
Витушинская Вера Васильевна учитель начальных классов гоу сош №1297... Цель урока: создать условия для определения учащимися свойств тел в различных агрегатных состояниях | Ураско Галина Ивановна Тип урока: урок объяснения нового материала и закрепления орфографических навыков (первый урок из двух) | ||
Архипкина Татьяна Ивановна 2007 2008 уч год конспект урок Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке... | Учитель Рысбаева Айгуль Ильдусовна. Кумертау 2009 год. Краткая аннотация урок Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ||
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом, широколиственным лесом | Сиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин... Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала | ||
План работы кафедры на 2009-2010 учебный год Анализ работы кафедры за 2008-2009 учебный год и задачи на новый учебный год (2009-2010) | Развитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся... Маслова Вера Алексеевна, учитель математики, руководитель методического объединения математиков моу сош №65, г. Воронеж | ||
Конспект урока «В мире слов, звуков и красок» фио (полностью) Титова Вера Федоровна Место работы Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162 | Рабочая программа по технологии Уровень образования (класс) Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна |