Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок





Скачать 75.63 Kb.
НазваниеКовалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок
Дата публикации28.06.2013
Размер75.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МОУ «Усть-Кубинская СОШ»

Урок-путешествие «Леса России»

4-й класс

Ковалева Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

2011/2012 уч. год

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представления о лесной зоне.

2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом, широколиственным лесом;

3. Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.

4. Развивать познавательную деятельность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой.

5. Воспитывать умение работать в группах.

Оборудование:

учебник, атлас- определитель, карта природных зон, иллюстрации с изображением частей лесной зоны, запись голосов птиц, презентация «Леса России», карточки - «помогайки», иллюстративный материал с изображением растений и животных леса, гербарий.

Ход урока

1.Организационный момент. (Видеоклип «Жизнь леса)

Проверка знаний учащихся:

а) значение леса в природе и в жизни человека.

- «легкие» нашей планеты;

- источник лекарственных растений, ягод, грибов;

- дом для растений и животных;

- источник древесины и топлива;

- защитник водоемов и почв;

- место отдыха людей.

б) правила поведения в лесу:

-не бросать мусор;

-не кричать;

-не играть со спичками;

-не отставать от взрослых;

-не топтать мухоморы;

-не разорять птичьи гнезда!

в) экологические проблемы леса:

-вырубка лесов (20 га в мин.);

-засорение лесов;

-лесные пожары;

- браконьерство.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-

И видно все до дна.

Течет вода – водица

Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.
Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.
-Мы ходили на экскурсию в лес, а значит и тема нашей сегодняшней научной экспедиции будет какая?

-Что мы будем изучать?
Сообщение темы и целей урока.
2. Работа над новой темой.

Найдите на карте природную зону лесов. Что можете рассказать глядя на карту? (Карточка – «помогайка» на каждую парту).

Каточка - «помогайка»№1

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

В каком тепловом поясе она расположена?

Что характерно для этого пояса?

Какая земная поверхность в лесной зоне?

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Рассказ учеников.

Лесная зона тянется от западных границ нашей страны на восток. На карте она обозначена зелёным цветом и находится южнее зоны тундры. Зона лесов занимает больше половины территории России.

Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому здесь ярко выражены 4 времени года: зима, весна, лето и осень. Солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи приносят больше тепла. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, чем в тундре, а зима короче и не такая морозная.

Осадков выпадает достаточно для роста растений. Здесь много водоемов, лугов. Почвы в лесной зоне богаты питательными веществами, т. к. много перегноя.

Зона лесов расположена на Восточно-Европейской равнине, Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.

В лесной зоне 3 части: самая большая – тайга (она окрашена тёмно-зелёным цветом), ещё есть смешанные леса (тоже зелёный цвет, но светлее) и широколиственные леса (они отмечены на карте светло-зелёным цветом).

-Наша экспедиция отправляется в путешествие по зоне лесов. Мы узнаем, какие растения растут в лесной зоне и какие животные там обитают? Об этом нам расскажут три группы ботаников (ботаника - наука о растения) и одна группа зоологов (зоология - наука о животных).

-О тайге нам расскажет 1 группа ботаников.

Карточка – «помогайка»№2

Что называют тайгой?

Природные условия тайги.

Что общего у всех растений тайги?

Какие растения растут в тайге?
Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация.
Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. В тайге растут хвойные деревья: сосны, ели, пихты, лиственницы, кедры. Они менее требовательны к теплу.

У хвойных деревьев листья - хвоинки, они круглый год зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями, т. к. земля в тайге оттаивает на большую глубину, чем в тундре.

Еловые леса мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак, сырость. К таким условиям приспособились маленькие кустарнички – брусника, черника, голубика.

В еловом лесу растут хрупкие, нежные травы, которые не выносят яркого света. Это кислица, майник, седмичник. Эти травы цветут белыми цветками. Поэтому их лучше замечают в тенистом лесу насекомые - опылители.

(Рассказ о некоторых хвойных деревьях с показом гербария)

Ель – хорошо знакома каждому. У нее хвоинки короткие, растут по одной и густо покрывают всю веточку. Шишки длинные и большие. В еловом лесу всегда темно, прохладно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом красно – коричневого цвета. Хвоинки у сосны растут парами и длинные. Шишки маленькие округлой формы. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта похожа на ель, но ее хвоинки плоские, а шишки не свисают вниз, как у ели, а торчат вверх, как свечи. Зрелые шишки не падают с дерева. С них просто опадают чешуйки и на ветках остаются торчать тонкие стерженьки, словно пики.

Лиственница отличается от всех хвойных деревьев тем, что хвоинки мягкие и опадают на зиму. Осенью лиственница желтеет и дерево становится очень красивым. Шишечки мелкие кругленькие.

-А что растёт в смешанных лесах, расскажет 2 группа ботаников.

Карточка – «помогайка»№3

Расположение смешанных лесов;

Природные условия этих лесов;

Что объединяет растения этих лесов?

Какие растения растут в этих лесах.
Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация.
Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Рядом с хвойными деревьями растут лиственные: березы, осины, ольхи.

Много кустарников: ива, калина, орешник, шиповник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница. А мхов гораздо меньше, т. к. слой опавших листьев мешает им расти.

Березу легко узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева. Листья маленькие, напоминают сердечко. Цветет береза весной, распуская длинные сережки.
Осина примечательна тем, что ее округлые листья дрожат даже в безветренную погоду, потому что имеют длинный черенок. Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки. Кора у этого дерева зеленоватая.
Ольха растет по берегам водоемов, в болотах, по сырым местам. Это дерево легко узнать по маленьким черненьким шишечкам на ветках.
Черемуха бывает и кустарником, и деревом. Она особенно замечательна во время цветения. Цветет долго и дает много меда. Черные плоды черемухи съедобные и целебные.

-О растительности широколиственных лесов нам поведает 3 группа ботаников.

Карточка-помогайка№4

Расположение широколиственных лесов;

Природные условия этих лесов;

Что объединяет растения этих лесов?

Какие растения растут в этих лесах.
Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация.
Еще южнее расположены широколиственные леса. Здесь намного теплее, поэтому растут более теплолюбивые растения. Они имеют крупные листья: дуб, вяз, липа, клен, ясень.

Дуб легко узнать по толстому стволу и необычным волнообразным листьям. А еще по желудям - это плоды дуба.

Липа имеет листья в форме сердечка. Во время цветения липа распространяет чудесный аромат, на который слетаются многочисленные насекомые. Плоды - небольшие орешки, собранные в пучки.

Ясень – высокое дерево с прямым стволом. Лист состоит из многих удлиненных листочков. Легко узнать это дерево по плодам. Они висят густыми метелками.

Клен – это дерево с красивыми резными листьями. Есть клен остролистный и американский. А плоды у всех видов клена крылатые.

Лещина – кустарник, радующий нас вкусными плодами – лесными орехами. Листья у лещины крупные и почти округлые.

IV. Физминутка.

(Можно провести под песню «Хорошо в лесу»)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем - руки сложили назад.
- Зоологи расскажут нам о животном мире лесной зоны.
Карточка - «помогайка»№5

Птицы тайги, что их объединяет;

Животные тайги, что их объединяет;

Животный мир смешанных и широколиственных лесов .
Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация.
В лесах очень благоприятные условия для жизни животных:

-здесь достаточно корма;

-легко спрятаться, построить гнездо или нору;

-густой подшерсток, плотное оперение и подкожный жир помогают переносить зимние морозы.

Животный мир лесной полосы очень разнообразен. Здесь встречаются крупные и мелкие животные: звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. Среди них есть растительноядные; насекомоядные и хищные животные.

Лось – настоящий лесной исполин. Этот лесной великан кормится разнообразной растительной пищей. Зимой они объединяются в группы.

Рысь – это хищный зверь, имеет отличительный пятнистый окрас и кисточки на ушах. Свою добычу рысь поджидает или тихо подкрадывается к ней.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и даже плавать!

Ежа хорошо знают даже малыши. Днем этот колючий зверек малоподвижен, а с наступлением темноты выходит на поиски своего корма. Основная пища ежа – насекомые, иногда позволяет на обед съесть мышку или змею.

3. Закрепление изученного.

-О растительном и животном мире лесной полосы можно говорить бесконечно. Но давайте лучше еще раз окунемся с головою в этот удивительный мир.

Презентация. Звуки леса и его красота.

-Какие части выделим в лесной зоне?

Составление схемы (презентация)

Соотнесите группу и названия этих деревьев: сосна, береза, дуб, кедр, осина, клен, пихта, липа, ольха.

Составьте цепь питания , характерную для леса (растения-заяц-рысь; растения – мышь - соболь; и т.д.)
Красная книга

- зубр, амурский тигр,

- утка-мандаринка, филин,

- жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый,

- женьшень, венерин башмачок.

Выставка книг о лесе.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.
Д/з стр. 98-105, п.т. 31-33. Дополнительный материал по выбору.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов состоит из семи человек (5 учителей начальных классов, 1 – логопед, 1- учитель...
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconСубботина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов. Тема: Екатерина Великая Цели урок
Цели урока: сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II; развивать устную речь; воспитывать...
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconРабота шмо учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Шмо начальных классов в 2011-2012 уч г работало по утвержденному плану, приоритетом являлась работа по внедрению фгос
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год
Руководитель мо – Брайденбихер Н. В. – учитель начальных классов, первая категория
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год
Работа мо учителей начальных классов в 2011-2012г была направлена на решение общешкольной методической темы «Личностно-ориентированный...
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconПаутова Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов, мбоу сош...
Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconАнализ работы школьного методического объединения учителей начальных...
Первый год школьное методическое объединение учителей начальных классов работало над темой
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconЭлективный курс «компьютерная графика» 2012/2013 учебный год Учитель:...
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой...
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconУрок «Окружающий мир» 4 класс Учитель начальных классов моу торбеевская...
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны степей, с животным...
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconКонспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова...
Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconНикулина Марина Ивановна учитель начальных классов моу «Начальная...
Место урока в рабочей программе: урок №12 раздела «Библия – главная книга христианства»
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconУрок русского языка в 3-м (1- 4) классе по теме «Определение рода имен существительных»
Провела: Беляйкина Анна Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Русско – Велязьменская начальная школа – детский сад», Атюрьевского...
Ковалева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 2011/2012 уч год Цели урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Деревягина Татьяна Петровна (учитель начальных классов мбоу «Бондаревская сош»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск