Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 8
____________________________
Ганина С.Н. «____»__________________2012г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________________________
Барбашова Н.Н. «____»__________________2012г.
| РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей физико-математического цикла протокол № ____ от__________
Руководитель МО
________________________________
Яшина В.К.
| ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«КОМПЬЮТЕРНАЯ
ГРАФИКА» 2012/2013 учебный год
Учитель:
Хорькова Татьяна Ивановна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ № 8»
о.Муром
Содержание: стр.
1. Пояснительная записка. 3
2. Учебный план. 4
3. Учебно-тематический план. 5
4. Обязательный минимум содержания образования. 7
5. Содержание основных модулей программы. 9
6. Содержание лабораторно-практических работ. 11
7. Темы проектов. 14
8. Критерий оценки работ. 15
9. Список литературы. 16
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.
На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа.
Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета. Даже беглого путешествия по страницам всемирной сети достаточно, чтобы понять, что страница, оформленная без компьютерной графики, не имеет шансов выделиться и привлечь к себе массовое внимание.
Работа с редакторами компьютерной графики – один из самых интересных видов работ на персональном компьютере. Курс будет интересен не только тем, кто умеет рисовать, но и творчески мыслящим ученикам с неуемной фантазией и желанием реализовывать плоды воображения в реальных проектах. Курс поможет связать будущее ребят с творческой рофессиией.
Программа в количестве 35 часов обучения состоит из 5 основных модулей и рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся:
базовые знания по информационным технологиям;
владение основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows;
владение пакетом «Microsoft Office».
Цель курса: ознакомить учащихся с принципами построения и хранения изображений; научить учащихся создавать, редактировать и сохранять изображения в различных форматах, используя различные редакторы растровой и векторной графики.
Задачи курса:
Формирование практических навыков создания и редактирования растровых и векторных изображений, а также обмена графической информацией между различными приложениями.
Развитие творческого мышления у учащихся.
Формирование у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Получение практических навыков работы на ЭВМ.
Развитие интеллектуальных способностей школьников.
2. Учебный план Учебный план предусматривает следующее распределение часов:
№ п/п
| Наименование раздела
| Количество часов
| Раздел
|
| Введение.
| 1
| 1.
| Методы представления графических изображений.
| 3
| 2.
| Цвет в компьютерной графике.
| 3
| 3.
| Форматы графических файлов.
| 3
| 4.
| Редактор векторной графики CorelDRAW.
| 10
| 5.
| Монтаж и улучшение изображений. Основы Adobe Photoshop.
| 11
|
| Итоговая работа.
| 4
|
| Итого:
| 35
|
3. Учебно-тематический план № п/п
| Наименование раздела
| Количество часов
| Теория
| Практика
|
| Введение. Презентация курса.
| 1
|
| 1.
| Методы представления графических изображений.
| 1.1.
| Растровая графика.
| 0,5
| 0,5
| 1.2.
| Векторная графика.
| 0,5
| 0,5
| 1.3.
| Сравнение растровой и векторной графики. Особенности редакторов растровой и векторной графики.
| 0,5
| 0,5
| 2.
| Цвет в компьютерной графике.
| 2.1.
| Аддитивная цветовая модель. Формирование собственных цветовых оттенков в модели RGB.
| 0,5
| 0,5
| 2.2.
| Субтрактивная цветовая модель. Взаимосвязь аддитивной и субтрактивной цветовых моделей. Цветоделение при печати. Формирование собственных цветовых оттенков в модели CMYK.
| 0,5
| 0,5
| 2.3.
| Цветовая модель «Цветовой оттенок – насыщенность – яркость».
| 0,5
| 0,5
| 3.
| Форматы графических файлов.
| 3.1.
| Векторные форматы.
| 0,5
| 0,5
| 3.2.
| Растровые форматы. О сохранении изображений в стандартных и собственных форматах графических редакторов.
| 0,5
| 0,5
| 3.3.
| Преобразование файлов из одного формата в другой.
| 0,5
| 0,5
| 4.
| Редактор векторной графики CorelDRAW.
| 4.1.
| Введение в программу CorelDRAW. Рабочее окно программы CorelDRAW.
| 1
|
| 4.2.
| Основы работы с объектами.
|
| 1
| 4.3.
| Закраска рисунков.
|
| 1
| 4.4.
| Вспомогательные режимы работы.
|
| 1
| 4.5.
| Создание рисунков из кривых.
|
| 1
| 4.6.
| Методы упорядочения и объединения объектов.
|
| 1
| 4.7.
| Эффект объёма.
|
| 1
| 4.8.
| Перетекание.
|
| 1
| 4.9.
| Работа с текстом.
|
| 1
| 4.10.
| Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW.
|
| 1
| 5.
| Монтаж и улучшение изображений. Основы Adobe Photoshop.
| 5.1.
| Введение в программу Adobe Photoshop. Рабочее окно программы Adobe Photoshop.
| 1
|
| 5.2.
| Выделение областей.
|
| 1
| 5.3.
| Маски и каналы.
|
| 1
| 5.4.
| Коллаж. Основы работы со слоями.
|
| 1
| 5.5.
| Рисование и раскрашивание.
|
| 1
| 5.6.
| Работа со слоями.
|
| 1
| 5.7.
| Тоновая коррекция.
|
| 1
| 5.8.
| Цветовая коррекция.
|
| 1
| 5.9.
| Ретуширование фотографий.
|
| 1
| 5.10.
| Работа с контурами.
|
| 1
| 5.11.
| Обмен файлами между графическими программами.
|
| 1
|
| Итоговая работа.
|
| 4
|
| Итого:
| 7,5
| 27,5
|
4. Обязательный минимум содержания образования Учащиеся должны знать:
основные правила и инструкции по технике безопасности при работе с персональным компьютером;
основные понятия компьютерной графики;
виды компьютерной графики,
основные графические форматы, их особенности;
программные средства работы с графической информацией;
назначение и возможности графических редакторов;
приемы обработки изображений;
создание сложных композиций, публикаций.
Учащиеся должны уметь:
создавать и редактировать растровые изображения в программах растровой графики GIMP, Paint, Corel Photo-Paint;
создавать и редактировать векторные изображения (эмблем, иллюстраций, рекламных объявлений, поздравительных открыток, обложек для книг) в программах векторной графики CorelDRAW, OpenOffice.org Draw;
уметь использовать графические изображения для других приложений;
применять полученные знания и умения в повседневной жизни при подготовке оригинальных открыток, эмблем, иллюстраций, рекламных объявлений, фотографий, календарей.
Иметь:
представление о профессиях, связанных с компьютерной графикой (дизайнер, рекламный агент, фотограф, оператор ЭВМ, программист);
теоретическую базу знаний по графической информации и её обработке;
знания и умения, необходимые для работы по созданию графических файлов;
знания, умения, навыки, способы и приемы деятельности по основным компетенциям.
Владеть:
профессиональной терминологией, общими приемами работы за компьютером и культурой труда;
приемами решения учебных задач с использованием профессионального программного обеспечения;
приемами обработки графической информации и способами моделирования графических объектов;
умением использовать возможности информационной среды для овладения ЗУН;
знаниями и способами интегрировать полученные ЗУН в процессе обучения.
Быть:
аккуратным и дисциплинированным;
проявлять взаимоуважение по отношению к другим учащимся;
внимательным и последовательным при решении задач;
трудолюбивым и бережно относится к своему рабочему месту.
5. Содержание основных модулей программы Модуль 1.
Методы представления графических изображений.
Основные понятия компьютерной графики. Средства работы с растровой и векторной графикой. Обзор графических редакторов, их особенности, достоинства и недостатки.
Введение в графический дизайн – форма, цвет, шрифт, соответствие. Анализ типичных ошибок дизайнеров.
Модуль 2.
Цвет в компьютерной графике.
Понятия аддитивной и субтрактивной цветовых моделей. Цветовая модель «Цветовой оттенок - Насыщенность – Яркость».
Модуль 3.
Форматы графических файлов.
Сохранение изображений в стандартных и собственных форматах графических редакторов. Особенности растровых и векторных файлов. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Модуль 4.
Редактор векторной графики CorelDRAW.
Рабочее окно программы CorelDRAW. Интерфейс программы, операции с окном. Команды главного меню. Панель инструментов. Операции с файлом, изображением.
Рисование и закраска фигур. Типы заливок для закраски объектов в программе CorelDRAW. Обработка изображений. Использование вспомогательных режимов работы. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочения и объединения объектов. Использование эффекта объёма. Перетакание.
Работа с текстом. Создание фигурного и простого текста. Создание эффектов для текста. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW.
Зачетный проект: реклама, буклет, публикация, стенд.
Модуль 5.
Монтаж и улучшение изображений. Основы Adobe Photoshop.
Рабочее окно программы Adobe PhotoShop. Основные операции с окном. Установка программы. Запуск. Палитры. Инструменты. Рисование в программе с помощью инструментов рисования. Фигуры и контуры. Создание простейших изображений. Способы выделения. Слои. Операции со слоями. Каналы. Использование их для работы в программе. Маски. Фильтры. Особенности, возможности применения фильтров для создания изображений. Эффекты слоя. Тень, скос и рельеф. Настройка программы для более качественной работы. Тоновые кривые. Настройка изображений. Автоматизация работы. Создание макросов.
Работа с текстом. Создание, оформление. Создание эффектов для надписей.
Текстуры. Создание собственного фона оформления. Имитация природных явлений.
Приемы обработки фотографий. Создание рамок. Ретушь. Фотомонтаж.
Зачетный проект: дизайн публикации, фотоколлаж, пакет шаблонов.
6. Содержание лабораторно-практических работ.
Теория
| Компьютерный практикум
| 1. Методы представления графических изображений:
1.1. Растровая графика. 1.2. Векторная графика.
1.3. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности редакторов растровой и векторной графики.
|
Практическая работа 1.1. «Кодирование графической информации».
Практическая работа 1.2. «Создание и редактирование изображений в векторном графическом редакторе».
Практическая работа 1.3. «Создание и сохранение рисунков в растровом графическом редакторе».
| 2. Цвет в компьютерной графике:
2.1. Аддитивная цветовая модель. Формирование собственных цветовых оттенков в модели RGB.
2.2. Субтрактивная цветовая модель. Взаимосвязь аддитив-ной и субтрактивной цветовых моделей. Цветоделение при печати. Формирование собственных цветовых оттенков в модели CMYK.
2.3. Цветовая модель «Цветовой оттенок – насыщенность – яркость».
|
Практическая работа 2.1. «Установка цвета с использованием палитры RGB в графических редакторах».
Практическая работа 2.2. «Установка цвета с использованием палитр RGB и CMYK в программе CorelDRAW».
Практическая работа 2.3. «Установка цвета с использованием палитры HSB».
| 3. Форматы графических файлов:
3.1. Векторные форматы.
3.2. Растровые форматы. О сохранении изображений в стандартных и собственных форматах графических редакторов.
3.3. Преобразование файлов из одного формата в другой.
|
Практическая работа 3.1. «Создание и сохранение рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа 3.2. «Создание, редактирование и сохранение рисунков в растровом графическом редакторе».
Практическая работа 3.3. «Преобразование файлов из одного формата в другой».
| 4. Редактор векторной графики CorelDRAW.
4.1. Введение в программу CorelDRAW. Рабочее окно программы CorelDRAW.
4.2. Основы работы с объектами.
4.3. Закраска рисунков. 4.4. Вспомогательные режимы работы. 4.5. Создание рисунков из кривых.
4.6. Методы упорядочения и объединения объектов. 4.7. Эффект объёма.
4.8. Перетекание.
4.9. Работа с текстом. 4.10. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW.
|
Практическая работа 4.1. «Рабочее окно CorelDRAW». Практическая работа 4.2. «Основы работы с объектами в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.3. «Закраска рисунков в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.4. «Использование вспомогательных режимов работы в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.5. «Создание рисунков из кривых в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.6. «Методы упорядочения и объединения объектов в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.7. «Использование эффекта объёма в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.8. «Эффект перетекания в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.9. «Работа с текстом в программе CorelDRAW».
Практическая работа 4.10. «Сохранение и загрузка изображений в программе CorelDRAW».
| 5. Монтаж и улучшение изображений.
5.1. Введение в программу Adobe Photoshop. Рабочее окно программы Adobe Photoshop.
5.2. Выделение областей. 5.3. Маски и каналы. 5.4. Коллаж. Основы работы со слоями.
5.5. Рисование и раскрашивание. 5.6. Работа со слоями. 5.7. Тоновая коррекция. 5.8. Цветовая коррекция. 5.9. Ретуширование фотографий. 5.10. Работа с контурами. 5.11. Обмен файлами между графическими программами.
|
Практическая работа 5.1. «Рабочее окно программы Adobe Photoshop». Практическая работа 5.2. «Работа с выделенными областями».
Практическая работа 5.3. «Маски и каналы».
Практическая работа 5.4. «Создание коллажа. Основы работы со слоями».
Практическая работа 5.5. «Рисование и раскрашивание».
Практическая работа 5.6. «Работа со слоями».
Практическая работа 5.7. «Основы коррекции тона».
Практическая работа 5.8. «Основы коррекции тона».
Практическая работа 5.9. «Ретуширование фотографий».
Практическая работа 5.10. «Работа с контурами».
Практическая работа 5.11. «Обмен файлами между графическими программами».
| Итоговая работа.
| Создание и редактирование эмблемы.
Создание и редактирование иллюстрации.
Создание рекламного объявления.
Создание поздравительных открыток.
Создание обложек для книг.
Редактирование фотографии, улучшение её качества.
Создание дизайна публикации.
Создание фотоколлажа.
|
7. Темы проектов.
Применение эффектов в Corel Draw.
Создание векторных объектов в Corel Draw.
Изменение формы объектов. Редактирование контура и заливки в Corel Draw.
Работа с текстом в Corel Draw.
Преобразования изображений. Работа со слоями Potoshop.
Редактирование изображений Potoshop.
Применение эффектов в Potoshop.
Работа с текстом в Potoshop.
Рисование стандартных фигур и заливка Potoshop.
Редактирование изображений в Corel Draw.
Работа с объектами в Corel Draw.
Применение эффектов в Corel Draw.
8. Критерий оценки работ.
Формы проектов
| Веб-страница /сайт/
Мультимедийная презентация
Печатный материал /головоломки, тесты, публикации, реклама, плакат, эмблема, пакет рисунков/
Мини-исследование /доклад, сообщение, реферат/
|
Критерии оценки
| Содержание
проекта
| Качество
выполнения
| Стиль и дизайн оформления
| Защита работы
| Полнота и подробность раскрытия темы
| Соответствие техническим требованиям
| Единый стиль выполнения, соответствие стиля тематике работы
| Ораторские способности, последовательность выступления
| Соответствие теме и поставленным целям
| Соответствие используемых объектов содержанию
| Использование иллюстраций и графики
| Умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы
| Выделены главные идеи и структурирован материал
| Читаемость текста и графических объектов
| Использование дополнительных возможностей ПО ПК
| Ясность и лаконичность изложения материала
| Части логически взаимосвязаны и систематизированы
| | Дизайн проекта, шрифтовое и цветовое оформление
| Владение материалом при раскрытии темы
|
9. Литература
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 245. – ISBN : 978-5-94774-656-3.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – С. 212. – ISBN : 978-5-9963-0043-3.
Смолина Марина Александровна CorelDRAW X3. Самоучитель. – М.: «Диалектика», 2006. – С. 640. – ISBN 5-8459-1134-6.
Смолина Марина Александровна CorelDRAW 12. Самоучитель. – М.: «Диалектика», 2005. – С. 592. – ISBN 5-8459-0900-7.
Комолова Н.В. CorelDRAW X4. Самоучитель. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2008. – С. 656. – ISBN 978-5-9775-0239-9.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – С.295. – ISBN : 978-5-9963-0065-5.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса. – 5-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – С.212. – ISBN : 978-5-9963-0079-2.
Сайты в сети Internet: http://www.e-library.kz – электронная библиотека
http://www.rusedu.ru – информатика и информационные технологии
http://www.informatka.ru – информатика
http://www.1semptember.ru – издательство «1 сентября»
http://www.psd.ru – сайт с подзаголовком “Анатомия Adobe Photoshop”.
http://psd.h10.ru – каталог статей об Adobe Photoshop.
http://photoshop.nasmnogo.ru – подробное описание и объективная оценка новых возможностей Adobe Photoshop 7. |