Конспект открытого урока





Скачать 105.76 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока
Дата публикации21.10.2013
Размер105.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» с углублённым изучением информатики с.Дивное


Конспект

открытого урока

окружающего мира,

проведённого

в 3 «а» классе

Учитель: Крячко С.Н.

Тема урока

Пернатые изобретатели


Урок окружающего мира в 3-ем классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Цель


Познакомиться с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.

Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Познакомить с редкими видами птиц, обитающих на озере Маныч.

Задачи

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия


Личностные :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях птиц к полету)

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока


Технология проблемно - диалогического обучения

Технология продуктивного чтения

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы

Оборудование: скелет птицы, таблица «Птицы», раздаточный материал, перья страуса, цесарки.

Ход урока


I. Орг. момент. Настрой.

II. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в зоологическое лото: с одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение.

1) Животные, состоящие из одной клетки.(Простейшие)

2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями.(Насекомые)

3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)

4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)

5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими и кожей. Откладывают икру. (Земноводные)

6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)

- А другие группы животных есть? (Думаем, что мы не все группы животных изучили)

III. Постановка цели и темы урока

- Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:

а) Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.(Дятел)

б) И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

в) Скажи ты мне, какой чудак

И днём и ночью носит фрак? (Пингвин)

- О ком мы будем говорить на уроке? На доске изображения дятла, страуса, пингвина.(О птицах)

- Как звучит тема урока в учебнике? Стр. 104. (Пернатые изобретатели).СЛАЙД

- Что значит изобретать? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее)

- Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.). Давайте слово пернатые разберём по составу.

- Попробуйте дать определение: птицы – это… (Птицы – это пернатые животные, которые умеют летать)

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете? (Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши) СЛАЙД

IV. Постановка проблемной ситуации.

У меня три модели самолета:

  • обычный из бумаги,

  • из бумаги, но с укороченной площадью крыльев,

  • из тяжелого картона.

- Какой из самолетов полетит дальше? Проверим на практике правильность предположений.

Вывод: Вы были правы. Для полета тело должно быть лёгким и иметь большие крылья

- На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (Какие приспособления нужны птицам для полета?)

- А к чему должны были приспособиться птицы? (К воздушной среде)

-Опираясь на картинки, выскажите ваши предположения, какими должны быть птицы, чтобы летать? (Птицы должны иметь обтекаемую форму. У них должны быть крылья. Птицы должны быть сильными и лёгкими)

V. Формулирование темы урока

Давайте сформулируем цели нашего урока:

1.Выяснить, как птицы приспособились к воздушной среде.

2. Определить, какое главное изобретение птиц.

V. Изучение нового материала

- Распределитесь по группам.

- Опираясь на текст учебника страницах 104- 105 и наглядные пособия (скелет, кости птиц, перья), в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение». СЛАЙД

- Какие правила работы в группах вам помогут выполнить задание? (Выбрать командира группы и хранителя времени. Говорить по очереди. Выслушать каждого)

- Составьте план выполнения задания. (Прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки, изучить наглядные пособия. Написать список. Принять общее решение. Поместить его на доске. Сесть на свои места)

- Кто может читать текст в группе? (Тот, кто хорошо читает, или читаем по очереди)

- Время работы в группах 10 минут.

- Почему крупному животному летать труднее, чем мелкому? (Работа групп, в результате которой вывешиваются списки приспособлений, которые сравниваются и уточняются в ходе проверки:

1. Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется для полета и для того, чтобы оторваться от земли. Поэтому у птиц легкий скелет. Вместо зубов – лёгкий клюв.

2. Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.

3. Хорошо развиты полётные мышцы.

4.Сердце и легкие совершенны.

5. Благодаря им у птиц обмен веществ идёт быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную , птицы –высокую температуру тела, + 40 теплокровные животные.

6. Для полета нужна энергия, птицы запасают ее в жировых отложениях.

7. Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.

Главное изобретение птиц – перья.)

- Оценим работу групп. Что нужно было сделать? (Написать список «изобретений» птиц, которые помогают им летать. Выделить главное «изобретение»)

- Какой вклад в список «изобретений» сделала каждая из групп? - Кто правильно назвал главное «изобретение»? - Почему работа в группе удалась? - Какие были трудности? (Оценивание работы групп командирами)

- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц? (Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы).

Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч..Задача. Сколько сапсан может пролететь за 3 часа? Как узнали?

Отгадайте загадку: «В воде купался, сухим остался?»

_Почему гусь остаётся сухим? ( Водные птицы, например гуси, смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.) Как называют таких птиц? (водоплавающие)

- В настоящее время африканские страусы – самые крупные птицы на нашей планете, бывают высотой до 2,7 метра и весом до 90 кг. Они вынуждены очень быстро бегать – до 30 км/ч, так как не могут летать. СЛАЙД

Решим задачу. Масса одного страуса 85 кг. Сколько весят 4 страуса? (340)

Заполнение таблицы. Сравнение с пресмыкающимися (скелет, размножение)

-Что происходит в жизни птиц весной? (Птицы строят гнёзда, откладывают яйца, насиживают их)

- Кто ещё откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся)

- Что могло бы обеспечить детенышам пресмыкающихся, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников? (Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников)

-Сравните, в чем сходство и различие размножения пресмыкающихся и птиц. Что даёт забота о потомстве? (Большинство пресмыкающихся не заботятся о потомстве, и потому выживает очень мало детенышей. Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще выживают). Существует два вида птенцов: выводковые и птенцовые) СЛАЙД

- Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить птенцу. СЛАЙД

- Что происходит в жизни птиц осенью? (Многие виды птиц улетают на юг)

- Рассмотрите рисунок на странице 107 в учебнике, какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные. (Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера)

Чтение из словаря значения слова оседлые. Разбор слова перелётные по составу

- Как вы думаете, с чем может быть связан отлет птиц? (С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше)

- Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, дятел)

- Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны…(Н. Рубцов)

- Как можно помочь оседлым птицам зимой? (Устроить зимнюю кормушку: голубям и воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало)

Р.К. –Как называется озеро, которое находится недалеко от нашего села? На озере Маныч много видов водоплавающих птиц. Среди них есть и такие, которые находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Это розовый пеликан, кудрявый пеликан, розовый фламинго, колпица, кулик ходулочник. В степи обитает редкая птица дрофа. СЛАЙДЫ

- Физминутка. Проводится под запись пения жаворонка полевого.

Работа в группах

- Рассмотрите рисунки на страницах 108 - 109 учебника: определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания. (У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти)

- Полезны или вредны хищные птицы? (В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах)

- Одна сова за лето съедает 1000 мышей – полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна. Решите задачу. «Сколько кг зерна сбережёт одна сова за лето? Сколько это тонн?»

Самостоятельная работа в тетради

- Самостоятельно выполните задание 4 на стр. 50 тетради: обозначь цифрами действия, которые могут выполнять эти клювы: 1- долбить, 2- ловить мелких рачков, 3- ловить ночных бабочек, 4- разрывать крупную добычу на части, 5- пить нектар, 6- носить рыбу, 7- разгрызать вишневые косточки, 8- ловить лягушек, 9- искать червей в сырой почве.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске: дятел – 1, колибри - 5, дубонос – 7, утка – 2, козодой – 3, бекас – 9, орлан – 4, пеликан – 6, цапля – 8. СЛАЙД

- Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют отметке 4, 3-4 ошибки – отметке 3. Оцените свою работу по алгоритму:

1.Что нужно было сделать?

2. Полностью выполнена работа?

3. С ошибками или без?

4. Самостоятельно или с помощью? (3-5 человек оценивают работу вслух, затем остальные оценивают свою работу, рассуждая про себя по алгоритму) СЛАЙД

- Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения. (Не знали, чем питаются некоторые птицы)

- Сделайте общий вывод, почему у птиц такие разные клювы? (Форма клюва зависит от способа добывания пищи)

Работа в группах. Викторина «Знаете ли вы о птицах?»

Найдите в художественных произведениях биологические неточности или, наоборот, точное описание биологических явлений.
А.Н. Плещеев

 

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

(Ошибка: ласточка – насекомоядная птица, поэтому зерна не ест; в природе первоначально солнышко блестит, а затем травка зеленеет)

 

С. Есенин

 

Выткался над озером алый цвет зари,

На бору со звоном плачут глухари.

Плачет где–то иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется – на душе светло.

(Ошибка: иволга в дупле не живет, она всю жизнь проводит в кроне деревьев, где в развилке веток и прячется, и строит гнездо.)

  

В.А. Жуковский

  

Где же ты, птаха!

Где ты, певичка!

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты.

Там и поешь ты песню свою.

(Ошибка: перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине; в теплых краях они спасаются от холодной зимы.)

    

С.Я. Маршак

 

А эта веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.)

 

Пьеса Р.Б. Шеридана «Школа злословия», где главные герои поют песенку:

 

Голубок и горлица

Никогда не ссорятся,

Мирно живут,

Целый день целуются.

(Ошибка: брачные пары создаются только между представителями одного вида; горлица и голубь – два разных вида (так же, как ворон и ворона.)

VI. Закрепление

- Где встречаются страусы, пингвины, гуси? (Страусы встречаются в Африке и в Америке, пингвины в Антарктиде, гуси по всему земному шару)

- Какой вывод можем сделать? (Птицы прекрасно приспособились к использованию воздуха и расселились по всему свету)

- Прочитайте вывод учебника на стр. 107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль изучаемой темы. (Птицы – лучшие летуны в животном царстве)

- Дома на стр. 50 рабочей тетради выполните два из оставшихся заданий на выбор. Стр. 105-107. Подготовить сообщение об одной из птиц.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект открытого урока iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект открытого урока iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Конспект открытого урока iconПлан-конспект открытого урока по физической культуре
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи...
План – конспект открытого урока презентации для 4 класса по развитию речи учащихся
Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные...
План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке»
Конспект открытого урока iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и...
План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни»
Конспект открытого урока iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект открытого урока iconКонспект урока по кубановедению. Тема: «Звенят над Кубанью песни Григория Пономаренко»
Конспект открытого урока на районном уровне преподавателя первой квалификационной категории моу дод «Детская музыкальная школа» Кукморского...
Конспект открытого урока iconКонспект урока
...
Конспект открытого урока iconКонспект урока по английскому языку 5 класс. Тема
План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни»
Конспект открытого урока iconПлан – конспект открытого урока по изобразительному искусству
Подведение итогов урока. Выставка. Коллективное обсуждение детских работ. Обобщение темы урока. Уборка рабочего места


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск