Скачать 46.16 Kb.
|
Занимательные генетические задачиЗадача № 44. «Сказка про драконов» У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов были проведены всевозможные скрещивания. 1. Огнедышащие родители – все потомство огнедашащее. 2. Неогнедышащие родители – все потомство неогнедышащее. 3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков. 4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – все потомство неогнедышащее. Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей. Решение: • по скрещиванию № 4 определяем: А – неогнедышащие, а – огнедышащащие; огнедышащие – ♀ аа и ♂ аа; неогнедышащий самец – ♂ АА; • по скрещиванию № 3: неогнедышащая самка – ♀ Аа. Задача № 45. «Консультант фирмы «Коктейль». Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всем мире. Длина перьев определяется геном А (длинные) и а (короткие), цвет: В – черные, b – красные, ширина: С – широкие, с – узкие. Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными черными узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит. Решение: F1 : А*В*cc 1. Р: ♀ ААВВсс × ♂ ааbbсс 2. Р: ♀ ААВВсс × ♂ ААbbсс 3. Р: ♀ ААbbсс × ♂ aaВВсс и т.д. Задача № 46. «Контрабандист». В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии? Решение: • провести анализирующее скрещивание и выяснить, какие рыжие лисы гетерозиготны по аллелям окраски, перевезти их через границу; • на родине контрабандиста скрестить их друг с другом, и 1/4 потомков будет серебристой окраски. Задача № 47. «Расстроится ли свадьба принца Уно?» Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестер у Беатрис нет. У тети Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тетя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду ее жениха? Решение: Построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из X-хромосом бабушки Беатрис; мать Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5; сама Беатрис – с вероятностью 0,25. Задача № 48. «Царские династии». Предположим, что у императора Александра I в Y-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть у: а) Ивана Грозного; б) Петра I; в) Екатерины II; г) Николая II? Решение: Сразу же вычеркнем Екатерину II, ввиду ее принадлежности к женскому полу. Ивана Грозного вычеркнем тоже – он представитель рода Рюриковичей и к династии Романовых не принадлежал. Ответ: мутация могла быть у Николая II. Задача № 49. «Листая роман «Война и мир». Предположим, что в Х-хромосоме у князя Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у: а) Наташи Ростовой; б) сына Наташи Ростовой; в) сына Николая Ростова; г) автора «Войны и мира»? Ответ: • Андрей Болконский не получил от отца Х-хромосому. Его жена не была родственницей ни Болконских, ни Безуховых. Следовательно, у сына князя Андрея мутации нет. • Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. Пьер передал X-хромосому своим дочерям, но не сыновьям. Следовательно, дочери Наташи Ростовой получили мутацию, а сыновья – нет. • Сын Николая Ростова получил свою Х-хромосому от матери – дочери старого князя Болконского (из 2 хромосом княжны Марьи мутация была только в одной, следовательно, она передала Х-хромосому своему сыну с вероятностью 50%). • Лев Николаевич: действие романа заканчивается за несколько лет до рождения Толстого, на страницах романа сам автор не появляется. Но отцом писателя был отставной офицер граф Николай Ильич Толстой, а мать – урожденная Волконская, т.е. родители писателя были прототипами Николая Ростова и его жены, урожденной Марии Болконской. Их будущий сын Лев получит мутацию с вероятностью 50%. Задача № 50. «Спор Бендера и Паниковского». Возник у Бендера с Паниковским спор: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: Со – рецессивен по отношению к двум другим, Сг и Сж кодоминантны, поэтому у попугайчиков с генотипом СоСо – белый цвет, СгСг и СгСо – голубой, СжСж и СжСо – желтый и СгСж – зеленый цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В. Поэтому попугайчики с генотипом А*В* – зеленые, А*bb – голубые, ааВ* –- желтые, ааbb – белые. Они составили 3 родословные:
Какие родословные могли быть составлены Бендером, какие – Паниковским? Ответ: родословные 1 и 2 могли быть составлены Паниковским, а родословная 3 – Бендером. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике // Биология для школьников. 2005. № 4. 2. Гуляев Г.В. Задачник по генетике. – М.: Колос, 1980. 3. Жданов Н.В. Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций». – Киров: изд-во Пед. института, 1995. 4. Задачи по генетике для поступающих в вузы. – Волгоград: Учитель, 1995. 5. Кочергин Б.Н., Кочергина Н.А. Задачи по молекулярной биологии и генетике. – Минск: Народна асвета, 1982. 6. Краткий сборник генетических задач. – Ижевск, 1993. 7. Методическая разработка для учащихся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя». – М., 1981. 8. Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. – Пермь: изд-во Мед. института, 1986. 9. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981. 10. Орлова Н.Н. Малый практикум по общей генетике (сборник задач). – М.: изд-во МГУ, 1985. 11. Сборник задач по биологии (учебно-методическое посо-бие). – Киров, 1998. 12. Соколовская Б.Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. – Новосибирск: Наука, 1971. 13. Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ // Биология для школьников. 2003. № 2. 14. Щеглов Н.И. Сборник задач и упражнений по генетике. – М.: Экоинвест, 1991. |
План проведения Недели математики и информатики Доклады, рефераты «Занимательные задачи с разнообразными сюжетами», «Занимательная математика» | 1 Ребус как средство графического кодирования информации В обучении информатике часто используются разнообразные нестандартные средства, объединенные общей идеей занимательности: игры, кроссворды,... | ||
Московской области Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме.... | План проведения недели математики в маоу «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани Смотр-конкурс математических стенгазет в в стенгазете могут быть представлены разделы: из истории математики, занимательные задачи... | ||
Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика и информационные... | Избранные страницы из книги И. Г. Сухина "Новые занимательные материалы: 1-4 классы" | ||
Коллекция цифровых образовательных ресурсов Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету | Урок на тему «Генетические основы поведения человека» Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | ||
Календарно-тематическое планирование Биология 8 класс М. М. Боднарук: Занимательные материалы и факты по общей биологии. В.: Учитель, 2007 | Рабочая программа дисциплины Б. В. Од. 9 Клинико-генетические основы коррекционной Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Занимательные задания на уроках изобразительного искусства Дано слово, из существующих букв составить новые слова в именительном падеже (существительные) | Итоговый тест по курсу «Физика – 7 класс» Виртуальные занимательные учебники по физике. Оригинальные уроки и приемы обучения. Кроссворды, сканворды, шаржи и шутки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова цор, «Технология. Дополнительные и занимательные материалы 5 9 классы» | Молекулярно-генетические и клинико-генотипические особенности муковисцидоза... Работа выполнена в лаборатории генетической эпидемиологии Государственного учреждения Медико-генетического научного центра рамн,... | ||
Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах». Тип урока Таков вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. И. Сёмке. Физика, 8 класс. Занимательные материалы к урокам. Москва, «Издательство нц энас», 2004 |