Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой





Скачать 81.91 Kb.
НазваниеНаряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой
Дата публикации07.08.2013
Размер81.91 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник
ПРЕДИСЛОВИЕ

За девять лет, прошедших со времени последнего издания учебника, достигнуты значительные успехи в разработке научных основ нормированного кормления сельскохозяйственных животных, а также в области кормоприготовления и оценки качества и питательности кормов.

Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой. Главная из них это повышение качества подготовки специалистов путем демократизации процесса обучения, улучшения материальной базы вузов, укрепления связи высшей школы с наукой и производством.

Существенные изменения происходят и в организации и содержании самого учебного процесса – меняется соотношение часов лекционных и лабораторных занятий, усиливается практическая направленность обучения, совершенствуются формы подачи материала и способы контроля знаний, резко возрастает роль самостоятельной и творческой работы студентов. В связи с этим повышаются требования и к учебной литературе.

Материалы учебник изложены в соответствии с новой учебной программой и отражают уровень развития кормления животных в условиях интенсификации животноводства и ускорения научно-технического процесса в отрасли.

C учетом специфики подготовки зооинженеров большое внимание в учебнике уделено оценке питательности кормов и научным основам полноценного кормления животных. Впервые представлены всесторонние материалы по комплексной оценке питательности кормов и рационов.

При рассмотрении вопросов нормированного кормления более полно освещены общебиологические, видовые и возрастные закономерности, определяющие уровень, полноценность и технику кормления сельскохозяйственных животных. В учебнике приведены основные нормативные материалы по детализированному кормлению животных, взятые из справочника «Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных» под редакцией академиков РАСХН А.П.Калашникова, Н.И.Клейменова и профессора В.В.Щеглова. Это позволяет готовить специалистов более высокой квалификации для государственных предприятий и фермерских хозяйств.

Учебник иллюстрирован многочисленными рисунками, таблицами и схемами, отображающими доступность и информативность представленного материала. В конце каждого раздела изложены контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов.

Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам рукописи проф. Л.В. Топоровой, проф. Б.Р. Овсищеру за критические замечания по улучшению качества учебника.

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Кормление сельскохозяйственных животных – зоотехническая наука, изучающая потребность в питательных и биологически активных веществах и их нормирование животным в целях обеспечения максимальной, и генетически обусловленной продуктивности при сохранении здоровья и воспроизводительной функции.

Основным содержанием учебника о кормлении является изучение потребности животных в энергии, протеине, аминокислотах, углеводах, липидах, минеральных веществах и витаминах и разработка на этой основе норм и рационов кормления. Практическое же осуществление нормированного кормления животных невозможно без определения питательности кормов и рационов. По этому изучение химического состава кормовых средств, определение в них содержания питательных и биологически активных веществ также является важнейшим разделом учения о кормлении сельскохозяйственных животных.

Основными задачами предмета о кормлении животных являются:

  • изучение химического состава кормовых средств и методов оценки их питательности в целях совершенствования полноценности кормления животных;

  • изучение количественной потребности животных в элементах питания в зависимости от их физиологического состояния и условий содержания;

  • совершенствование норм кормления различных видов животных с учетом породы, возраста, назначения и физиологического состояния;

  • разработка научно-обоснованных систем кормления животных и технологий подготовки кормов к скармливанию.

Цель науки о кормлении сельскохозяйственных животных – рациональная организация питания животных для увеличения их продуктивности плодовитости, повышения качества продукции и поддержания хорошего состояния здоровья.

Наука о кормлении тесно связана с такими биологическими дисциплинами как органическая химия, морфология, микробиология, физиолог Ия и биохимия сельскохозяйственных животных, использует их методы и достижения и способствует развитию перечисленных наук. Кроме этого курс «Кормление сельскохозяйственных животных» взаимосвязан с кормопроизводством, агрохимией, с технологическими и экономическими дисциплинами.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ УЧЕНИЯ О КОРМЛЕНИИ ЖИВОТНЫХ

Возникновение науки о кормлении животных относится к началу XIX века, когда производство кормов для скота стали переводить с луга на пашню. В практике животноводства многих передовых стран, наряду с луговым сеном, все больше стали использовать новые виды кормов – клевер, люцерна, картофель свекла, морковь, капуста и зерно. Поэтому дальнейший успех развития животноводства во многом зависел от становления науки животных и, в первую очередь, научных основ оценки питательности кормов (рационов). Этому способствовали открытия фундаментальных законов физики и химии, значительные достижения в развитии общей биологии, а также в области физиологии и биохимии животных.

Первым исследователем, предложившим систему оценки питательности кормов и нормированного кормления сельскохозяйственных животных, был немецкий ученный - Альбрехт Тэер (17772 – 1828). Он предложил оценивать питательность кормов путем сравнения их продуктивной ценности с сеном среднего качества. В опубликованных в 1810г. таблицах взаимной замены кормов он указывал какое количество весовых единиц различных кормов способно обеспечить ту же самую продукцию животных, что и луговое сено.

Однако истинное питательное достоинство сена в то время было неизвестно, поэтому этот способ оценки питательности кормов был эмпирическим и не имел под собой физиологическое обоснование.

С развитием методов химического анализа органического вещества позволило другому немецкому ученому Эмелю Вольфу (1818 – 1896) разработать таблицы химического состава кормов, отражающих их питательную ценность. Проведенные в последующем опыты на молочных коровах по определению переваримости питательных веществ различных кормов дали возможность Э.Вольфу в 1874г. предложит новый метод сравнительной оценки кормов – по сумме содержания в них переваримых органических веществ (протеина, жира, углеводов). К сожалению и данный метод оценки питательности кормов не давал объективной характеристики в плане их продуктивного воздействия на организм животного ввиду отсутствия научных данных о роли отдельных питательных веществ в обменных процессах.

Существенный шаг в оценке питательности кормов сделан Генри Армсби (1853-1921), который разработал схему энергетического баланса животного организма и ввел понятия о валовой, переваримой и чистой энергии корма. Им было предложено оценивать общую питательность кормов в единицах чистой энергии (термах), отложенной в организме животного в виде белка или жира.

В дальнейших разработках вопросов оценки питательности кормов большое значение имели исследования Оскара Кельнера (1851-1911). Он провел серию балансовых опытов в респирационных камерах на взрослых волах по использованию углерода и азота чистых переваримых питательных веществ (белков, жиров, клетчатки , крахмала, сахара) на фоне поддерживающего кормления. В отличии от Г.Армсби, О.Кельнер предложил выражать питательную ценность кормов в абсолютных единицах в виде массы отложенного жира на единицу потребленного корма. За эквивалент питательной ценности кормов принят 1 кг переваримого крахмала, обеспечивающий отложение в теле взрослого вола248 г жира (крахмальный эквивалент).

В России основателем учения о кормлении животных считается Николай Петрович Чирвинский (1848-1920), который вошел в историю зоотехнии как выдающийся исследователь и крупный деятель практического животноводства. Н.П.Чирвинский считал, что учение о кормлении может успешно развиваться только на основе достижений физиологии и биохимии животных. Перовое исследование Н.П.Чирвинского было посвящено вопросу образования жира в организме животного. В опытах на поросятах он впервые доказал возможность образования жира из углеводов. Значительную часть своей жизни он посвятил исследованиям по вопросам роста животных. Им установлена многогранная связь роста животных, и, в частности, улучшения породных качеств аборигенных пород скота с условиями кормления. Наряду с исследовательской работой на животных Н.П.Чирвинский проводил большую аналитическую работу по характеристике кормовых продуктов и совершенствованию методов их исследований. Им опубликована работа «О методах исследования русских кормовых продуктов».

Н.П.Чирвинский много внимания уделял популяризации зоотехнических знаний и подготовке специалистов по кормлению животных. Его ученик по этому предмету более 30 лет служил основным пособием для студентов высших и сельскохозяйственных школ.

В развитии учения о кормлении сельскохозяйственных животных значительный вклад внесли ученые-животноводы: профессор Михаил Иванович Придорогин (1862-1923), академики Михаил Федорович Иванов (1871-1935) и Ефим Федотович Лискун (1873-1958). На основании собственных экспериментальных данных и обобщения значительных практических результатов ими доказана основополагающая роль кормления в породообразовании.

Большой вклад в развитии учения о кормлении животных внес Елий Анатольевич Богданов (1872-1931). Исследованиями на поросятах он доказал возможность образования жира в организме из белка кормовых продуктов. Е.А.Богдановым проведены глубокие исследования по кормлению молочного и мясного скота, показавшие необходимость читывать кроме общей питательности используемых кормов также белковую, витаминную и минеральную. Своими исследованиями он развивал учение о нормировании кормления сельскохозяйственных животных с учетом их физиологического состояния, а также исходя из экологических и экономических особенностей различных зон страны. Под руководством Е.А.Богдановаив нашей стране был разработан проект советской (овсяной ) кормовой единицы, которой пользуются в практическом животноводстве более 60 лет.

Существенный вклад в развитие кормления животных внесли исследования Михаила Иудовича Дьякова (1878-1952). На основании обширных исследований по изучению обмена веществ и энергии у лактирующих животных им были разработаны нормы кормления дойных коров и овец. Кроме этого, М.И.Дьяковым сделан значительный вклад в развитие теории о минеральном питании сельскохозяйственных животных.

М.И.Дьяков одним из первых экспериментально доказал, что продуктивное действие кормов на организм животных зависит от их биологической ценности протеина и сбалансированности минеральными веществами. На основании научных данных М.И.Дьяковым были разработаны рецепты кормосмесей для различных животных, обеспечивающие высокую продуктивность. Тем самым им была заложена основа для развития отечественной комбикормовой промышленности.

Развитию учения о кормлении сельскохозяйственных животных посвятил всю свою пятидесятилетнюю научно-педагогическую деятельность академик Иван Семенович Попов (1888-1964). Первые свои исследования он посвятил проверке кельнеровской системы оценки питательности кормов и завершает ее изданием в 1933 году очень ценной книги «Корма СССР, состав и питательность». Основные творческие усилия в последующем И.С.Попов направляет на изучение вопросов раздаивания и кормления высокопродуктивных кормов, решения проблемы кормового протеина в нашей стране, аминокислотного питания животных и химизации животноводства.

В трудах И.С.Попов значительное место занимают вопросы нормированного кормления сельскохозяйственных животных, их потребности в питательных веществах в зависимости от продуктивности и особенностей обмена веществ в организме.

И.С.Попов внес большой вклад в систему подготовки специалистов в высшей школе и научны работников. Его учебное пособие для практических занятий и учебник по кормлению сельскохозяйственных животных служили основным руководством в подготовке кадров в течение 30 лет и переведены на многие языки мира.

Значительный вклад в разработку вопросов нормированного кормления животных внес Александр Петрович Дмитроченко (1900-1981). На основании достижений биохимии и физиологии он своими исследованиями разработал детализированные нормы кормления сельскохозяйственных животных с дополнительным нормированием микроэлементов, витаминов, аминокислот, а также жира, сахара и крахмала. Наряду с этим им проведены обширные исследования по изучению питательной ценности новых видов кормов: дрожжей, гемицеллюлозных сахаров, активного ила стоков гидролизных заводов, хвои, зеленого тветочного корма, мицелия плесеней, хлопчатниковых шротов, природных бентонитов и синтетического лизина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconПедагогический проект опытно-экспериментальная работа на тему: «Использование...
...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconАнализ реализации Программы развития образовательного учреждения в 2006-2007 учебном год
Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решать которые возможно лишь на основе четкого планирования...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой icon1. Реформаторский выбор Александра II. Складывание «правительственной партии»
Царь-освободитель. 19 февраля 1855 г на российский престол вступил Александр II (1818-1881) старший сын Николая I. Со вступлением...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества....
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой сформировать личность, способную занять в жизни достойное место,...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconКнига может быть полезной не только для специалистов, но и для всех...
Актуальность проблемы определяется тем, что затянувшийся кризис во всех сферах жизни российского общества обостряет взаимоотношения...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconНовые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства
Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества. Возрастает социальная роль личности, поэтому...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconОно Зигмунд Фрейд я и Оно
«По ту сторону». Оно носит скорее характер синтеза, чем спекуляции, и ставит, как кажется, перед собою высокую цель. Но я знаю, что...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconТема «Древний Рим»
Труд рабов использовался во всех сферах жизни общества. Они работали в имениях, занимались ремеслом, служили в домах богачей, были...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современное общество ставит перед школой ряд задач. Среди них существенными являются
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой icon«Самостоятельная работы на уроках истории» учите ль истории и обществознания моу сош «Веста»
Преобразования, которые происходят в стране во всех сферах общественной жизни, осуществляется сейчас реформа общеобразовательной...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой icon1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины, ее место в...
Цель дисциплины: рассмотреть образ и место молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности, пути включения...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconИтоги работы образовательных учреждений культуры и искусства края...
...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconАнализ воспитательной работы за 2012/2013 учебный год
...
Наряду с этим, осуществляемая в стране перестройка во всех сферах жизни общества с вступлением в рыночную экономику ставит серьезные задачи и перед высшей школой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск