Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства





Скачать 54.49 Kb.
НазваниеНовые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства
Дата публикации22.08.2014
Размер54.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства

(материал по обмену опытом работы)
Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества. Возрастает социальная роль личности, поэтому одной из важнейших задач, встающих в связи с этим перед общеобразовательной школой, является формирование духовного богатства человека в гражданском обществе.

Современная педагогика рассматривает воспитательный аспект - в триединой цели урока - как одну из важнейших ее составляющих.

Уроки изобразительного искусства, наряду с другими уроками гуманитарного направления, способны воспитывать в человеке и эстетическое восприятие окружающего мира, и строгий вкус, и бережное отношение к природе, и уважение к человеку и культурному наследию человеческого общества.

Изобразительное искусство дает возможность развития в ребенке творческих способностей через художественный опыт. Важно не только дать ребенку специальные знания, умения и навыки, не только дать ему возможность самовыражения, но и развить в ребенке активное стремление к поиску, самостоятельности. Именно эту проблему поможет решить применение на уроках ИЗО современных ТСО – компьютера.

Компьютер с его неограниченными возможностями поиска информации, подачи широчайших возможностей изображения, предоставлением богатейшей цветовой палитры может и должен стать связующим звеном между огромным культурным наследием общества в прошлом и стремительно надвигающимся на нас компьютеризированным будущим.

Безусловно, компьютер не может заменить ребенку ощущение в руке кисти или карандаша, появления на белом листе живой линии или цветового пятна, которые, подчиняясь многогранной детской фантазии, станут результатом его творчества. Но компьютер, конечно же, расширит возможности детей в развитии их способностей и претворении в жизнь их художественных замыслов. Практикующие учителя знают, как часто встречаются дети, чьи навыки работы стандартными художественными принадлежностями отстают от навыков других детей. Им тяжело, они смущаются, потому что не получается, или они неряшливы, или оттого, что слишком аккуратны и болезненно переживают любой промах, мазок, пятно на работе или парте. Нередко эти дети охладевают к предмету, смирившись с неудачами, или даже ожесточаются, перестают носить принадлежности. Для такой категории детей компьютер – это не только мостик к более сложному для них этапу работы с настоящей кистью, но и возможность работать быстро, чисто, пользуясь для работы всего лишь мышкой.

Компьютер позволит этим учащимся также избежать психологических комплексов, неизбежно возникающих в данной ситуации на фоне более способных в изобразительном искусстве учащихся. Однако было бы неверно утверждать, что компьютер полезен только для учащихся с неяркими возможностями в изобразительном процессе. Компьютер будет также и ступенью к более высоким достижениям для одаренных учеников, потому что они, как правило, раньше других детей создают свои творческие работы и применение новейших технологий для них будет особенно ценно, потому что одаренные дети, используя свою богатейшую творческую фантазию, мощную зрительную память, знания, полученные на уроках ИЗО, способны с учетом работы на компьютере просто создавать шедевры.

К тому же, компьютер – это еще и интересно. Работа на нем захватывает! А как ценно будет для общества, если ребенок, оставаясь наедине с компьютером или в компьютерном кабинете, будет не просто играть, но и рисовать, оттачивая свои способности до степени мастерства, совершенствуя свои навыки, развивая свое воображение и стремление к творчеству! Было бы замечательно, если бы уроки ИЗО могли проходить в компьютерных классах.

Правда, для более высокого качества обучения класс должен делиться пополам.

Но если компьютеров достаточно хотя бы для половины учащихся и кабинет оснащен дополнительными столами для работы, в кабинете информатики можно успешно проводить уроки графики или ДПИ с использованием сухих материалов.

В моей практике имеется ряд уроков, разработанных для таких условий. Например, открытый урок ИЗО в восьмом классе по теме «Золотое кольцо России».

В начале урока учащиеся через проектор посмотрели презентацию по теме, после чего смогли сравнить увиденное в компьютере с разнообразными репродукциями и фотографиями альбомов по русскому зодчеству. Естественно, просмотр сопровождался рассказом учителя, дети тоже делились тем поисковым материалом, который они подготовили сами. Таким образом, было закреплено огромное количество иллюстративного материала, и оно же способствовало пробуждению интереса к заданной теме.

При использовании Интернета учащиеся тут же могли бы заняться поиском разнообразной информации, что, безусловно, обогатило бы их знания о культуре родного Отечества, но цель урока была иной, и учащиеся во второй части урока были заняты практической деятельностью по разработке эскиза храма в стиле народного зодчества – шатровой или крестово-купольной постройки. На уроке осуществлялся дифференцированный подход к работе.

Часть учащихся, что были более одарены, отдались полной свободе творчества, создавая пейзаж с храмом в композиции, причем пейзаж мог быть как городским, так и сельским.

Ребята, которые не могли за оставшееся время выполнить пейзаж, изображали только постройку.

Те учащиеся, которые имели опыт работы на компьютере и те, кто хотел этот опыт получить, выполняли работу на компьютере, в цвете или в графике (на выбор). Учащиеся, у которых опыт работы с техническими средствами был очень мал, работали за компьютером вдвоем с «учителями» – теми ребятами, кто легко общается в компьютером. В каждом классе таких «профессионалов» человек пять найдется. Они-то и являются незаменимыми помощниками преподавателя. В конце такого урока полезно показать ребятам, которые работали за столами, результаты творчества «компьютерщиков», а последним – выставить рисунки их товарищей, которые работали в традиционном ключе. Уверяю вас – эффект будет общий – и тем, и другим захочется попробовать себя в другом направлении работы, потому что процесс творчества, как всем известно, вещь заразительная и очень.

Компьютерные технологии можно с успехом использовать и в начальной школе. В качестве иллюстрации – урок ИЗО по составлению орнамента в полосе для вышивки. После введения, которое поможет детям четче разобраться с понятиями ДПИ, вышивка, народная вышивка, народный орнамент (опять же, используются демонстрационные возможности компьютера: экономно во времени, ярко, красочно, современно, интересно!), детям предлагается просмотр дискеты «Орнамент в русской народной вышивке», образцы детских работ на компьютере и на бумаге. Работа может быть организована как в «Paint», так и в «Photoshop». Детям необходимо предоставить алгоритм их действий, а так же объяснить разную степень сложности на примере усложнения рисунка, который должен стать основой раппорта. Это может быть стилизованный кустик, елочка, солнышко. Но рисунок может быть усложнен – дополнен зооморфным изображением: птичка, петушок, рыбка, лошадка.

Нужно давать посильные задачи, с которыми дети бы справились, поэтому материал подбирается строго к конкретному классу с учетом его возможностей. В I – II классах можно на доске прикрепить шаблоны изображений, которые дети могут выбрать в качестве элемента орнамента. Это ускорит процесс замысла его композиции. По ходу работы закрепляются изученные понятия, привлекается внимание класса к достоинствам и недостаткам. Причем если достоинства следует откровенно хвалить, то недостатки нужно подавать в деловом плане: «Ребята, обратите внимание сюда: кто объяснит, почему этот вариант – не самый лучший?» Или: «Можно ли исправить? Это получилось не совсем удачно».

Дети с удовольствием включатся в беседу, а тому, кто допустил просчет, обидно не будет, т.к. он сам поймет, что своей ошибкой помог многим ее избежать.

Все работают красным цветом по белому полю. Я заранее объясняю смысл такой трактовки в народной вышивке, обращая внимание детей на то, что существует символика цвета, в народной вышивке символично не только изображение. Хорошо, если это не один урок, а два или три. Компьютерные технологии будут уместны на многих уроках ИЗО. Для тех преподавателей, кто работает по программе Неменского, это уроки, связанные с темой «Плакат», «Графические серии», «Натюрморт», «Пейзаж в графике», «Архитектура». Используя компьютер, учащиеся могут обогатить уроки ИЗО интересными презентациями, докладами, рефератами, поисковым материалом. А это, в свою очередь, обогатит самих детей, усилит интерес к предмету и обучению в целом, делая его более продуктивным, увлекательным и современным.

Коноваленко Н.Ф.-

учитель ИЗО и черчения
школы № 69 г. Ростов-на-Дону

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconРуководителям Образовательных Учреждений Василеостровского района
Гоу дппо цпкс просит изыскать возможность объявить благодарность учителям музыки и изобразительного искусства за проведение открытых...
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconДень открытых дверей
Выставка детских работ дополнительного образования и уроков изобразительного искусства
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconПрограмма по учебному предмету «История изобразительного искусства»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconПрограмма по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств»
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconРоль кабинета изобразительного искусства в формировании творческих способностей учащихся
Кабинет изобразительного искусства как средство реализации профессионально-педагогических задач современного учителя
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconПриказ №198-лс
«история изобразительного искусства» воспитать художественный вкус, развить у детей образное мышление и способность правильно и чутко...
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconПримерная программа дисциплины История изобразительного искусства...
Учебно-методическое объединение по образованию в области хореографического искусства
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема выступления учителя изобразительного искусства Бутрименко Л. Б. на тему : «О формировании общекультурной компетенции обучающихся...
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconПоэтические образы на занятиях изобразительного искусства
Совершенно очевидно, что учитель изобразительного искусства должен владеть речью; вся его работа неразрывно связана с актерским мастерством...
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconУниверсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства
...
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconУрок изобразительного искусства во 2 классе Тема : «Весенний солнечный день»
Тип урока: Интегрированный урок изобразительного искусства, окружающего мира литературного чтения и музыки
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconКравцова Ольга Петровна Учитель изобразительного искусства мбоу ново-Павловская...
«Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства и занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconЗанимательные задания на уроках изобразительного искусства
Дано слово, из существующих букв составить новые слова в именительном падеже (существительные)
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconУчебники по изобразительному искусству 5,6, 7 класс под ред. Б. М. Неменского 4
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
Новые технологии образования на базе уроков изобразительного искусства iconТематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе
Развитие умения выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск