Скачать 175.45 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов ( 35 часов) Разработчик: Спесивцева О.А., учитель биологии, высшая квалификационная категория. г.Вилючинск 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс является реализацией индивидуальной образовательной траекторией по выбору и разработан в рамках Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей и интересов старшеклассников, на расширение и углубление базового курса общей биологии и ориентирован на подготовку учащихся к прохождению аттестации в форме ЕГЭ. Основополагающая идея: изучение закономерностей существования биологических систем связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование), носящих общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Цель курса: помочь учащимся выстроить индивидуальную траекторию подготовки к итоговой аттестации путем обобщения и систематизации теоретических знаний, практических умений и навыков в области биологии. Задачи:
Методы:
Организация учебного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
Регламент занятий: 35 ч, академический час (45 мин). Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в следующих формах:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1. Клетка как биологическая система Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение, Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обмен. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Тема 2. Организм как биологическая система. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Основные генетические понятия Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Mono- и дигибридиое скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнология. Тема 3.Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность Общая характеристика царства Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Тип хордовые, классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Тема 4. Человек и его здоровье. Анатомия и физиология человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов. Строение и функции пищеварительной системы. Строение и функции дыхательной системы. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека. Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная система. Общий план строения, функции. Эндокринная система. Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха. Особенности психики человека. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Тема 5. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека Среда обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экосистема (биогеоценоз), се компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема.Проблемы устойчивого развития экосистемы КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ Знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция уметь: объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение ЛИТЕРАТУРА:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составители программы: директор Т. С. Шамшина, зам директора по увр о. О. Обухова, зам директора по нмр т. Н. Бельтюкова, зам директора... | Программа спецкурса по теме: "Подготовка к гиа по русскому языку" Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании мо от Протокол №1... | ||
А. Н. Ахренов «Согласовано» Зам директора по увр а. А. Чернышов Рассмотрено... Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с | Протокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по... Р. з. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле | ||
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю... Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании шмо зам директора... Сиротина В. И. «Дрофа», Москва, 2009г. Учебник: В. Н. Холина, География. Профильный уровень, 11 класс – Москва, Дрофа | ||
Протокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по... Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно-графические формулы в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная... | Колич «Согласовано»: Рассмотрено на заседании мо: Зам директора по нмр председатель мо | ||
Утверждаю согласовано Зам директора по увр II и III ступени Боженкова Л. С. Руководитель мо нилова Л. А | Согласовано Согласовано Утверждаю Зам директора по ур директор Руководитель... «Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... | Памятка молодому преподавателю Собеседование с зам директора по учебной части, зам директора по практическому обучению (зав практикой), председателем соответствующей... | ||
Рабочая программа учебного курса «Биология» Рассмотрено согласовано утверждено на кафедре учителей Зам директора по увр директор | Рабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия» Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор | ||
Р п. Новоспасское Рассмотрено на шмо учителей Согласовано Утверждено... Настоящая рабочая программа по русскому языку является составной частью учебного плана мбоу «Яндобинская сош», реализующего программы... | Рабочая программа по Информатике и икт 8-9 классы согласовано зам директора по увр Муниципальное общеобразовательное учреждение Шалтинская средняя общеобразовательная школа |