Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А





Скачать 175.45 Kb.
НазваниеПротокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А
Дата публикации07.08.2013
Размер175.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №_____

от «___»_____201_г.


СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УР _____Щербинина Н.А.

«___»_____201_г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

________Л.ААрзамазова

«____»______201_г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по БИОЛОГИИ

в рамках реализации

индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору

«Закономерности развития жизни»

для учащихся 11- х классов

( 35 часов)
Разработчик:

Спесивцева О.А., учитель биологии,

высшая квалификационная категория.

г.Вилючинск

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс является реализацией индивидуальной образовательной траекторией по выбору и разработан в рамках Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Как компонент образования, курс направлен на удовлетворение потребностей и интересов старшеклассников, на расширение и углубление базового курса общей биологии и ориентирован на подготовку учащихся к прохождению аттестации в форме ЕГЭ.

Основополагающая идея: изучение закономерностей существования биологических систем связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование), носящих общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.

Цель курса: помочь учащимся выстроить индивидуальную траекторию подготовки к итоговой аттестации путем обобщения и систематизации теоретических знаний, практических умений и навыков в области биологии.

Задачи:

  • повторение объемного теоретического материала в ходе краткого изложения основ биологии;

  • приобретение навыка решения тестовых заданий;

  • формирование умений использования знаний в повседневной жизни;

  • организация познавательной деятельности учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки;

  • воспитание бережного отношения к своему здоровью, снятие эмоционального напряжения перед экзаменом по биологии.

Методы:

  1. работа с опорными конспектами и схемами;

  2. применение ИКТ;

  3. поиск аргументов и контраргументов для ответа на вопрос;

  4. работа с текстом;

  5. выполнение тренировочных заданий, тестов, решение расчетных и экспериментальных задач;

  6. проблемное изложение материала

  7. индивидуальные консультации;

  8. методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения проблем, метод анализа конкретных ситуаций.

Организация учебного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная

  • внеурочная (самостоятельное выполнение практикумов)

Регламент занятий: 35 ч, академический час (45 мин).

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в следующих формах:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование, практикумы), посещаемость, активность работы на занятиях;

  • входной и итоговый контроль в форме выполнения теста.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов



Биология – наука о жизни на Земле

1



Клетка как биологическая система

4



Организм как биологическая система

8



Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

9



Человек и его здоровье

6



Надорганизменные системы.

Эволюция органического мира.

7

ИТОГО

35

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Клетка как биологическая система

Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение, Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обмен. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.

Тема 2. Организм как биологическая система.

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Основные генетические понятия Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Mono- и дигибридиое скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнология.

Тема 3.Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.

Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности.

Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность Общая характеристика царства Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле.

Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Тип хордовые, классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Тема 4. Человек и его здоровье.

Анатомия и физиология человека. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.

Строение и функции пищеварительной системы. Строение и функции дыхательной системы. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека.

Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная система. Общий план строения, функции. Эндокринная система.

Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха. Особенности психики человека. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.
Тема 5. Надорганизменные системы.
Эволюция органического мира. Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Среда обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы.

Фотопериодизм. Экосистема (биогеоценоз), се компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций. Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема.Проблемы устойчивого развития экосистемы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

раздела



Тема занятия

Форма

работы

Дата

проведения



Биология – наука о жизни на Земле



Биология как наука, этапы развития, методы. Значение в жизни современного человека.

Лекция, тестирование






Клетка как биологическая система



Клетка как биологическая система. Строение клетки.

Лабораторная работа «Строение клетки», работа с текстом






Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.

Работа с опорными конспектами и схемами






Биосинтез белка

Решение расчетных задач






Митоз и мейоз как способы деления клетки.

Сравнение способов деления клеток






Организм как биологическая система



Разнообразие организмов. Вирусы.

Тестирование, работа над ошибками






Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа






Онтогенез и присущие ему закономерности

Тестирование,

работа над ошибками






Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Исследовательская работа «Взаимодействие генов»






Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Тестирование,

работа над ошибками






Решение генетических задач

Практическая работа






Изменчивость и ее виды

Тестирование,

работа над ошибками






Селекция и ее задачи. Методы селекции. Биотехнология.

Лекция

Составление сводной таблицы «Методы селекции животных, растений, микроорганизмов»







Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность



Систематика. Основные систематические (таксономические) категории.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа






Бактерии, особенности организации, роль в природе и в жизни человека

Тестирование,

работа над ошибками






Грибы: общая характеристика, многообразие; лишайники.

Тестирование,

работа над ошибками






Растения: общая характеристика, особенности организации и жизнедеятельности

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа






Растения:многообразие

Тестирование,работа над ошибками






Животные: общая характеристика, роль в природе и в жизни человека

Тестирование,

работа над ошибками






Животные беспозвоночные: общая характеристика, многообразие

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа






Животные позвоночные: общая характеристика, многообразие

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа






Многообразие жизни на Земле

Тестирование






Человек и его здоровье



Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека

Исследовательская работа «Особенности структурной организации организма человека»






Строение систем органов человека и особенности их функционирования

Тестирование,

работа над ошибками






Внутренняя среда организма, гомеостаз. Иммунитет.

Лекция, составление опорного конспекта






Обмен веществ и Е в организме человека, роль витаминов и ферментов

Беседа с использованием опорных схем , тестирование






Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Беседа с использованием опорных схем; тестирование






Высшая нервная деятельность. Анализаторы.

Презентация «ВНД», работа с информационным блоком






Надорганизменные системы.

Эволюция органического мира.




Вид, критерии, структура. Многообразие видов. Охрана редких видов.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа






Эволюция – развитие жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Исследовательская работа «основные ароморфозы в эволюции растений и животных»






Доказательства эволюции живой природы. Макроэволюция. Направления и пути эволюции.

Беседа с использованием опорных схем; тестирование






Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.

Презентация «Антропогенез»

тестирование






Среда обитания организмов. Экосистемы.

Работа с опорными конспектами и схемами, беседа






Круговорот веществ в экосистеме. Агроэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Проблемы устойчивого развития экосистемы

Тестирование,

работа над ошибками






Итоговое тестирование

Тестирование






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

Знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
ЛИТЕРАТУРА:


  1. Анастасова Л.А. Способы решения задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.

  2. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1989.

  3. Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.: Просвещение. 2002.

  4. Инге–Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.: Высшая школа. 2004.

  5. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. отличник ЕГЭ. Биология/ФИПИ. – М.: Интеллект-центр, 2010

  6. Пименов А.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004

  7. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Общая биология. 9 – 11 кл. Тематические тестовые задания. – М.: Дрофа, 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составители программы: директор Т. С. Шамшина, зам директора по увр о. О. Обухова, зам директора по нмр т. Н. Бельтюкова, зам директора...
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconПрограмма спецкурса по теме: "Подготовка к гиа по русскому языку"
Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании мо от Протокол №1...
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconА. Н. Ахренов «Согласовано» Зам директора по увр а. А. Чернышов Рассмотрено...
Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Р. з. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconФ. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю...
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconРассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании шмо зам директора...
Сиротина В. И. «Дрофа», Москва, 2009г. Учебник: В. Н. Холина, География. Профильный уровень, 11 класс – Москва, Дрофа
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно-графические формулы в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная...
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconКолич
«Согласовано»: Рассмотрено на заседании мо: Зам директора по нмр председатель мо
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconУтверждаю согласовано
Зам директора по увр II и III ступени Боженкова Л. С. Руководитель мо нилова Л. А
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconСогласовано Согласовано Утверждаю Зам директора по ур директор Руководитель...
«Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством...
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора...

Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconПамятка молодому преподавателю
Собеседование с зам директора по учебной части, зам директора по практическому обучению (зав практикой), председателем соответствующей...
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рассмотрено согласовано утверждено на кафедре учителей Зам директора по увр директор
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconР п. Новоспасское Рассмотрено на шмо учителей Согласовано Утверждено...
Настоящая рабочая программа по русскому языку является составной частью учебного плана мбоу «Яндобинская сош», реализующего программы...
Протокол № от 201 г. Согласовано зам директора по ур щербинина Н. А iconРабочая программа по Информатике и икт 8-9 классы согласовано зам директора по увр
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шалтинская средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск