Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988





Скачать 160.63 Kb.
НазваниеЛитература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988
Дата публикации07.08.2013
Размер160.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)

БЛОК 1. Биология.

Раздел 1. Введение. Биология как наука: предмет, задачи, методы. История развития биологической науки
План:

  1. Предмет и задачи биологии и экологии в современном мире.

  2. Краткий очерк истории развития биологии как науки.

  3. Основные методы биологических и экологических исследований.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Место биологии в системе наук. Значение биологии.
Задания для самостоятельной работы

  1. Становление биологии как науки: вклад мыслителей Античности в развитие биологии

  2. Становление биологии как науки: биология Средневековья и эпохи Возрождения

  3. Становление биологии как науки: биологическая мысль эпохи Просвещения

  4. Достижения современной биологии

  5. Современные методы биологической науки


Литература по теме:

  1. Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988

  2. Быховский, Б.Е. История биологии с начала XX века до наших дней / Б.Е. Быховский, М., 1975.

  3. Длусский, Г. История и методология биологии / Г. Длусский. – М. : Анабасис, 2006. – 220 с.

  4. История биологии: с древнейших времен до начала XX века / под ред. С.Р. Микулинского; АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. – М. : Наука, 1972. – 562 с.

  5. Лункевич, В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии / В.В. Лункевич. – М.-Л. 1960

  6. Развитие биологии в СССР: 1917-1967 гг. / Б.Е. Быховский, А.Н. Белозерский, Л.Я. Бляхер [ и др.]. – М. : Наука, 1967. – 763 с.

  7. Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1991. – 544 с.


Раздел 2. Сущность жизни. Критерии живого.

Уровни организации жизни.
План:

  1. Современное определение жизни. Критерии живого.

  2. Уровни организации живой материи: системный подход.

  3. Характеристика молекулярно-генетического, организменного, популяционно-видового и биосферного уровней.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Отличие живых систем от неживых объектов.

Иерархия организации живого.
Задания для самостоятельной работы.

  1. Молекулярный уровень организации живого.

  2. Клеточный уровень организации.

  3. Тканевой уровень организации жизни.

  4. Органный и организменный уровни организации жизни.

  5. Популяционно-видовой уровень организации жизни.

  6. Биогеоценотический уровень организации жизни.


Литература по теме:

  1. Вилли К., Детье В. Биология: биологические процессы и законы. М.: Мир, 1974.

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение. 1994

  5. Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  6. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.



Раздел 3. Основы цитологии. Клетка: строение, функции.

План:

        1. Предмет и задачи цитологии.

        2. Клеточная теория и ее значение.

        3. Ультраструктура клетки. Мембранные и немембранные органоиды клетки.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Строение клеток в связи с выполняемыми функциями.
Практическая работа №1. Химический состав и строение клетки.

Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот.

Химический состав клетки. Органические вещества в составе клетки.

Химический состав клетки. Неорганические вещества в составе клетки.

Строение клетки. Мембранные и немембранные органоиды.
Лабораторная работа №1. Строение животных и растительных клеток.

Цель: выявить особенности строения животных и растительных клеток.

Задание 1. Строение эвглены зелёной (класс Жгутиковые).

Задание 2. Особенности строения инфузории туфельки (тип Инфузории).

Задание 3. Рассмотреть особенности строения нейрона - клетки нервной ткани животного.

Задание 4. Строение растительных клеток эпидермы чешуи лука.

Задание 5. Строение растительных клеток эпидермы листа традесканции виргинской.

Задание 6. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика животных и растительных организмов».
Лабораторная работа №2. Деление клеток. Митоз. Мейоз.

Цель: ознакомиться с этапами деление клеток (митоза, редукционного т эквационного деления мейоза), установить отличия между митозом и мейозом.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Понятие клеточного цикла.

  2. Цитологические основы бесполого размножения. Митоз и его биологическое значение.

  3. Различия митоза в растительных и животных клетках.

  4. Цитологические основы полового размножения. Мейоз и его биологическое значение.

Задание 1. Кариокинез в клетках корешка репчатого лука (Allium cepa L.)

Задание 2. Мейоз в животной клетке.

Задание 3. Отличия митоза и мейоза (заполнение таблицы).
Задания для самостоятельной работы.

  1. История открытия клетки. Современная клеточная теория.

  2. Строение клетки. Основные органоиды клетки.

  3. Химический состав клетки.

  4. Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот.

  5. Растительная и животная клетка.


Литература по теме:

  1. Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988

  2. Вилли К., Детье В. Биология: биологические процессы и законы. М.: Мир, 1974.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

  5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение. 1994

  6. Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.


Раздел 4. Многообразие органического мира. Систематика как наука.
План:

  1. Проблема классификации органического мира.

  2. Отличительные черты и краткая характеристика представителей основных царств живой природы: прокариотические организмы, грибы, растения, животные.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Причины многообразия живых организмов и обоснование необходимости его сохранения.
Практическая работа №2. Вирусы как неклеточная форма жизни.

Вопросы для обсуждения:

        1. Строение вирусов.

        2. Жизненный цикл вирусов.

        3. Происхождение вирусов.

        4. Вирусы как возбудители заболеваний.

        5. Способы передачи вирусных заболеваний.


Практическая работа №3. Значение представителей царств живой природы в природе и для человека.

Вопросы для обсуждения:

  1. Четыре царства живой природы, их характеристики.

  2. Значение бактерий в природе и для человека.

  3. Значение представителей царства грибов.

  4. Значение растений.

  5. Значение представителей царства животных.


Лабораторная работа №3. Водоросли. Грибы. Лишайники.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика водорослей. Классификация водорослей (основные отделы: зеленые, красные, бурые водоросли). Распространение водорослей.

  2. Царство Грибы. Классификация: отдел Зигомицеты. Отдел Аскомицеты (Сумчатые грибы). Отдел Базидиальные грибы. Отдел Несовершенные грибы.

  3. Лишайники. Особенности строения. Разнообразие и распространение лишайников.

Задание 1. Отдел Бурые водоросли. Род Fucus (изучение морфологии по гербарию).

Задание 2. Отдел Бурые водоросли. Род Laminaria (изучение морфологии по гербарию).

Задание 3. Класс Зигомицеты. Вид Mucor (изучение морфологии с помощью микропрепарата).

Задание 4. Класс Аскомицеты (Сумчатые грибы). Род Дрожжи (приготовление препарата).

Задание 5. Класс Базидиальные грибы (изучение морфологии).

Задание 6. Разнообразие лишайников (изучение морфологии с помощью коллекции лишайников).
Лабораторная работа №4. Царство Растения. Высшие споровые растения. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные

Вопросы для обсуждения:

  1. Класс Печеночники. Общая характеристика. Разнообразие морфологического и анатомического строения.

  2. Класс Листостебельные мхи.

  3. Отдел Плауновидные. Общая характеристика.

  4. Отдел Хвощевидные. Общая характеристика.

  5. Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика.

Задание 1. Класс Листостебельные мхи. Вид Кукушкин лен обыкновенный (Polytrichum commune). Морфология гаметофита и спорофита.

Задание 2. Класс Листостебельные мхи. Род Сфагнум (Sphagnum). Изучение анатомического строения филлоида.

Задание 3. Отдел Плауновидные. Вид Плаун булавовидный (Lycopodium clavatum). Изучение морфологии по гербарию.

Задание 4. Отдел Хвощевидные. (Equisetum arvense). Изучение морфологии по гербарию.

Задание 5. Отдел Папоротниковидные. Вид Щитовник мужской (Dryopteris filix mas). Изучение морфологии по гербарию.
Лабораторная работа №5. Характеристика голосеменных и покрытосеменных растений.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Общая характеристика голосеменных растений.

  2. Характеристика отдела Саговниковые.

  3. Характеристика отдела Гинкговые.

  4. Характеристика отдела Гнетовые.

  5. Характеристика отдела Сосновые.

  6. Общая характеристика отдела Покрытосеменные.

  7. Многообразие покрытосеменных. Сравнительная характеристика классов однодольные и двудольные.

Задание 1. Строение побегов голосеменных растений (изучение морфологии на гербарных материалах).

Задание 2. Строение мужских и женских шишек сосны обыкновенной (изучение морфологии репродуктивных органов с помощью коллекций шишек и на микропрепаратах).

Задание 3. Отдел Покрытосеменные. Строение цветка (изучение морфологии на гербарных материалах).

Лабораторная работа №6. Подцарство многоклеточные животные.

Цель: Ознакомиться с представителями простейших организмов.

Задание 1. Тип Губки (изучение морфологию губок на влажных препаратах).

Задание 2. Тип Кишечнополостные или Стрекаюшие, класс Гидроидные, отряд Гидры (изучение морфологии гидры на тотальном препарате).

Задание 3. Тип Кишечнополостные, класс Сцифоидные (изучение морфологию сцифоидной медузы на влажном препарате).
Лабораторная работа №7. Двусторонне-симметричные животные.

Цель: Ознакомиться с представителями раздела двусторонне-симметричных.
Задание 1. Тип Плоские черви, класс Трематоды, или Сосальщики (изучение жизненного цикла дигенетического сосальщика по схемам).

Рисунок 1. Схема жизненного цикла дигенетического сосальщика
Задание 2. Тип Круглые черви. Класс Нематоды (изучение строения круглых червей с помощью микропрепарата).
Лабораторная работа №8. Тип Членистоногие.

Цель: Ознакомиться с многообразием членистоногих.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Систематика типа Членистоногие.

  2. Общая характеристика класса Ракообразные.

  3. Общая характеристика класса Паукообразные.

  4. Общая характеристика класса Насекомые.


Задание 1. Морфология ракообразных на примере речного рака и камчатского краба.

Задание 2. Строение ротового аппарата паукообразных (с помощью микропрепарата).

Задание 3. Изучение характерных признаков отрядов перепончатокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, полужесткокрылых и двукрылых (изучение коллекций насекомых, составление сравнительной таблицы).
Задания для самостоятельной работы.

  1. Система органического мира: искусственные и естественные системы.

  2. Основные царства живой природы, их характеристики.

  3. Значение бактерий в природе и для человека.

  4. Значение представителей царства грибов.

  5. Значение растений.

  6. Значение представителей царства животных.


Литература по теме:

  1. Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  3. Жизнь животных. В 6-ти томах. М.: Просвещение, 1968.

  4. Жизнь растений. В 6-ти томах. М.: Просвещение, 1974.

  5. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х томах. М.: Мир, 1990.

  6. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. – М.: Мир, 1989..

  7. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1982.


Раздел 5. Основы эволюционного учения.
План:

  1. Учение об эволюции жизни.

  2. Движущие силы эволюционного процесса.

  3. Направления и правила эволюции. Современное состояние эволюционной теории.

  4. Основные этапы эволюции органического мира.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Примеры идиоадаптаций в растительном и животном мире.
Практическая работа №4. Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Вопросы для обсуждения:

  1. Первоначальные представления о возникновении и развитии жизни на Земле. Биогенез и абиогенез.

  2. Гипотеза самозарождения Аристотеля. Первое экспериментальное опровержение теории самозарождения (Ф.Реди). Опыты Л.Пастера.

  3. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни А.И. Опарина и Дж. Холдена.

  4. Концепция вечности жизни С.Аррениуса.

  5. Гипотеза креационизма.


Задания для самостоятельной работы.

  1. История эволюционных учений

  2. Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

  3. Современное состояние эволюционной теории


Литература по теме:

  1. Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т.Л. Богданова. – М. : Высшая школа, 1988

  2. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1999.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987.

  5. Дженкинс М. 101 ключевая идея: эволюция. – М.: Изд. - торговый дом Гранд, 2001.

  6. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  7. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.

  8. Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.


БЛОК 2. Основы общей экологии.

Раздел 6. Экология как наука: предмет,

задачи, методы. Структура современной экологии.
План:

        1. Экология как наука: предмет и задачи экологии.

        2. Место экологии в системе наук.

        3. Структура современной экологии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Роль экологических знаний в оптимизации отношений «человек-природа».
Практическая работа №5. Экология как наука.

  1. Краткая история становления и развития экологии как науки. Основные персоналии.

  2. Определение, предмет, задачи экологии.

  3. Структура экологии.

  4. Методы экологических исследований.


Задания для самостоятельной работы.

  1. Основные методы экологических исследований.

  2. Направления развития современной экологии.


Литература по теме:

  1. Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.: Агар, 1999.

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  4. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  5. Шариков К.Е. Живой организм и окружающая среда. Минск: Ураджай, 1978.


Раздел 7. Основы аутэкологии.
План:

  1. Понятие об экологических факторах.

  2. Классификация экологических факторов. Краткая характеристика абиотических, биотических и антропогенных факторов.

  3. Общие экологические закономерности. Понятие о стенобионтных и эврибионтных видах.

  4. Среды жизни и условия обитания в них.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Роль живых организмов в преобразовании среды.
Практическая работа №6. Основные абиотические факторы среды.

  1. Солнечное излучение как экологический фактор. Действие видимого излучения на организмы. Экологические группы по отношению к свету. Понятие о биоритмах.

  2. Температура как экологический фактор. Биологическое действие температуры. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Правило Бергмана и правило Аллена.

  3. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.


Практическая работа №7. Основные биотические факторы среды.

  1. Классификация межпопуляционных связей.

  2. Характеристика хищничества как формы отрицательных взаимоотношений.

  3. Паразитизм. Нейтрализм. Примеры.

  4. Комменсализм и аменсализм.

  5. Симбиоз и его значение. Мутуализм и протокооперация.

  6. Конкуренция. Виды, внутривидовая и межвидовая конкуренция. Примеры конкурентных взаимоотношений.

  7. Понятие об экологической нише. Виды экологических ниш.


Задания для самостоятельной работы.

  1. Характеристика основных абиотических факторов среды: свет, температура, влажность.

  2. Характеристика основных биотических факторов среды: хищничество, конкуренция, паразитизм, мутуализм, протокооперация и др.

  3. Основные среды жизни. Характеристика. Адаптации животных и растений к обитанию в водной, наземно-воздушной и почвенной среде.


Литература по теме:

  1. Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.: Агар, 1999.

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  3. Дажо А. Основы экологии. 1976, М.: Прогрес. - 450 с.

  4. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  5. Мурсалиев А.М. Основы экологии. Учеб. пособие для студентов. – Бишкек, 2000.

  6. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  7. Шариков К.Е. Живой организм и окружающая среда. Минск: Ураджай, 1978.


Раздел 8. Основы демэкологии.
План:

  1. Понятие о популяции. Популяция и вид. Состав и структура популяций.

  2. Пространственная структура. Радиус репродуктивной активности.

  3. Пространственная структура. Группировки организмов по питанию, фенологии и т.д.

  4. Половая структура. Первичное, вторичное, третичное соотношение полов в популяции.

  5. Экологическая и этологическая структура популяции.

  6. Генетическая структура популяции.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Особенности пространственной структуры популяций, обусловленные биологией вида.

Генетическая структура популяции и эволюция вида.
Практическая работа №8. Популяция во времени.

  1. Популяция во времени. Основные динамические характеристики.

  2. Рождаемость и смертность в популяции. Эмиграция и иммиграция.

  3. Представление данных о выживаемости популяции. Таблицы и кривые выживания.

  4. Основные типы кривых выживания. Примеры.

  5. Саморегуляция численности в популяции. Колебания численности.


Задания для самостоятельной работы.

  1. Основные характеристики динамики популяций: рождаемость, смертность, таблицы и кривые выживания.

  2. Логистическая и S-образная модель роста численности.

  3. Циклические колебания численности популяций.

  4. Экологические стратегии.


Литература по теме:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  2. Дажо А. Основы экологии. 1976, М.: Прогрес. - 450 с.

  3. Захаров Е.И., Качурин Н.М., Панферова И.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. - Тула: ТулГТУ, 1992. - 96 с.

  4. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  5. Чернова Н.Н., Былова А.М. Основы экологии. 1978. – М.: Высш. школа.

  6. Яблоков А.В. Популяционная биология. – М.: Высшая школа , 1987


Раздел 9. Основы синэкологии.

План:

  1. Сообщество. Состав и структура сообществ.

  2. Подходы к классификации сообществ.

  3. Временная структура сообществ. Сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия.

  4. Климаксное сообщество.

  5. Понятие экосистемы. Структура экосистем.

  6. Энергетика и продуктивность экосистем.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Зарастание озера как пример сукцессионного процесса.

Сукцессионные изменения сообществ в связи с внешними и внутренними по отношению к сообществу факторами.
Практическая работа №9. Понятие экосистемы.

  1. Понятие экосистемы. Структура экосистем.

  2. Пищевые цепи и пищевые сети.

  3. Трофическая структура экосистемы. Пирамида чисел. Пирамида биомассы. Пирамида энергии.

  4. Эволюция экосистем.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Типы классификаций сообществ.

  2. Устойчивость сообществ.

  3. Продуктивность сообществ.


Литература по теме:

  1. Дажо А. Основы экологии. 1976, М.: Прогрес. - 450 с.

  2. Захаров Е.И., Качурин Н.М., Панферова И.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. - Тула: ТулГТУ, 1992. - 96 с.

  3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  4. Мурсалиев А.М. Основы экологии. Учеб. пособие для студентов. – Бишкек, 2000.

  5. Чернова Н.Н., Былова А.М. Основы экологии. 1978. – М.: Высш. школа.


Раздел 10. Глобальная экология.

Современные экологические проблемы
План:

  1. Биосфера как глобальная экосистема. Развитие представлений о биосфере.

  2. Общая характеристика биосферы: структура и границы биосферы.

  3. Современные глобальные экологические проблемы и пути их решения.

  4. Экологические проблемы Мурманской области.


Вопросы для коллективного обсуждения:

Загрязнение окружающей среды на территории Мурманской области.

Проблема отходов производства и потребления.

Проблема радиационной безопасности.
Практическая работа №10. Глобальные круговороты веществ.

Большой геологический круговорот: круговорот воды (основные звенья).

Биологический (биотический) круговорот веществ.

Круговорот углерода.

Круговорот азота.

Круговорот фосфора.

Круговорот серы.
Задания для самостоятельной работы.

  1. Большой геологический круговорот веществ.

  2. Биотический круговорот веществ.

  3. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

  4. Глобальные экологические проблемы. Проблема биоразнообразия.

  5. Концепция устойчивого развития.

  6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы особо охраняемых природных территорий.


Литература по теме:

  1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. – М., 1965.

  2. Воронков Н. А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.: Агар, 1999.

  3. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  4. Мальшевич Е.В. Краткий словарь-справочник по охране природы. – М., 1975.

  5. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М., 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconОбразовательный стандарт национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Автор старший преподаватель кафедры социологии спб филиала гу-вшэ богданова Елена Владимировна
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 icon2007 Романова Т. Ф., Богданова О. Ю
Романова Т. Ф., Богданова О. Ю. Внебюджетные фонды: Учебное пособие/ ргэу «ринх». – Ростов-н/Д., 2007, с. – Isbn
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки технологии. 3 кл. Методическое пособие М, -просвещение, 2008, Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В., Анащенкова...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconПатентам и товарным знакам (19)
Бессонов л. А., Нелинейные электрические цепи, Москва, Высшая школа, 1977, с. 104-105. Su 1580520 A1, 23. 07. 1990. Su 1385229 A1,...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов/ М.: Дрофа, 2010 Программа рекомендована Министерством...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconРабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе...
М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов/ М.: Дрофа, 2010 Программа рекомендована Министерством...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconРабочая учебная программа по технологии начального общего образования
Уроки технологии. 3 кл. Методическое пособие М, -просвещение, 2008, Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В., Анащенкова...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconБогданова Г. А. Тесты по русскому языку для 7 класса
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №185
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconБогданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Из опыта работы
Моу «Средняя общеобразовательная школа р п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Богданова Вера Фёдоровна моу «Вохтинская средняя общеобразовательная школа»,Вилегодский район
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconБогданова Л. П. Школьная конференция «Старт в науку» Ноябрь-февраль

Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconСекция N1 Н. В. Богданова Алтайский край. Кгбс(К)оу «Завьяловская...
«Социальная адаптация учащихся коррекционных школ 8 вида через уроки русского языка»
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Литература по теме : Богданова, Т. Л. Общая биология в терминах и понятиях / Т. Л. Богданова. М. Высшая школа, 1988 iconАлавина Екатерина Александровна Акиндинов Алексей Юрьевич Богданова...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск