№ п/п
| Дата
проведения
| Дата фактическая
| Тема урока
| Формируемые и развиваемые понятия
| Лабораторные и практические работы
| Домашнее задание
|
Биология в системе наук (2 часа)
|
1
|
|
| Биология как наука
| Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира.
|
| Изучить §1, ответы на вопросы учебника на стр. 11
|
2
|
|
| Методы биологических исследований. Значение биологии.
| Понятие «жизнь» .Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
|
| Изучить §2, ответы на вопросы учебника на стр. 15, выводы к главе.
|
Основы цитологии-науки о клетки (11 часов)
|
3
|
|
| Цитология-наука о клетке.
| Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки.
|
| Изучить §3, ответы на вопросы учебника на стр. 19
|
4
|
|
| Клеточная теория.
| Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
|
| Изучить §4, ответы на вопросы учебника на стр. 21
|
5
|
|
| Химический состав клетки.
| Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки.
|
| Изучить §5, ответы на вопросы учебника на стр. 25
|
6
|
|
| Строение клетки.
| Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции.
|
| Изучить §6, ответы на вопросы учебника на стр. 29
|
7
|
|
| Строение клетки.
| Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
|
| Изучить дополнительный материал
|
8
|
|
| Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.
| Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
| Лабораторная работа №1 «Строение клеток».
| Изучить §7, ответы на вопросы учебника на стр. 33
|
9
|
|
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы.
|
| Изучить §8, ответы на вопросы учебника на стр. 35
|
10
|
|
| Фотосинтез.
| Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
|
| Изучить дополнительный материал о фотосинтезе.
|
11
|
|
| Биосинтез белков.
| Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
|
| Изучить §9, ответы на вопросы учебника на стр. 37
|
12
|
|
| Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.
| Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
| Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».
| Изучить §10, ответы на вопросы учебника на стр. 39
|
13
|
|
| Обобщение. « Основы цитологии-науки о клетки».
|
|
| Изучить выводы к главе 1
|
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 часов)
|
14
|
|
| Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.
| Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размозжение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
|
| Изучить §11, ответы на вопросы учебника на стр. 45
|
15
|
|
| Половое размножение. Мейоз.
| Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
|
| Изучить §12, ответы на вопросы учебника на стр. 49
|
16
|
|
| Индивидуальное развитие организма(онтогенез).
| Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей.
|
| Изучить §13, ответы на вопросы учебника на стр. 53
|
17
|
|
| Влияние факторов среды на онтогенез.
| Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
|
| Изучить §14, ответы на вопросы учебника на стр. 55
|
18
|
|
| Обобщение. « Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов».
|
|
| Изучить выводы к главе 2. Тест.
|
Основы генетики (11 часов)
|
19
|
|
| Генетика как отрасль биологической науки.
| История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя.
|
| Изучить §15, ответы на вопросы учебника на стр. 59
|
20
|
|
| Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.
| Методы исследования наследственности.
|
| Изучить §16, ответы на вопросы учебника на стр. 61
|
21
|
|
| Закономерности наследования.
| Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
|
| Изучить §17, ответы на вопросы учебника на стр. 63
|
22
|
|
| Решение генетических задач
| Решение задач на моно и дигибридное скрещивание.
|
| Изучить §18, алгоритм решения генетических задач
|
23
|
|
| Решение генетических задач
|
| Практическая работа №1 «Решение генетических задач».
| Решение задач.
|
24
|
|
| Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
| Генотип как целостная система.
|
| Изучить §19, ответы на вопросы учебника на стр. 69
|
25
|
|
| Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.
| Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
|
| Изучить §20 ответы на вопросы учебника на стр. 73
|
26
|
|
| Комбинативная изменчивость.
| Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
|
| Изучить §21, ответы на вопросы учебника на стр. 75
|
27
|
|
| Фенотипическая изменчивость.
| Фенотипическая , или модификационная изменчивость.
| Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости у растений и животных».
| Изучить §22, ответы на вопросы учебника на стр. 77
|
28
|
|
| Фенотипическая изменчивость.
| Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков.
| Лабораторная работа №4«Изучение фенотипов растений».
| Дополнительный материал о изменчивости
|
29
|
|
| Обобщение. «Основы генетики»
|
|
| Изучить выводы к главе 3. Тест.
|
Генетика человека (3 часа)
|
30
|
|
| Методы изучения наследственности человека.
| Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека.
| Лабораторная работа №5«Составление родословных».
| Изучить §23, ответы на вопросы учебника на стр. 87
|
31
|
|
| Генотип и здоровье человека.
| Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека.
|
| Изучить §24, ответы на вопросы учебника на стр. 89
|
32
|
|
| Генетические заболевания человека.
| Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
|
| Изучить выводы к главе 4. Тест.
|
Основы селекции и биотехнологии (3 часа)
|
33
|
|
| Основы селекции.
| Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов.
|
| Изучить §25, ответы на вопросы учебника на стр. 95
|
34
|
|
| Достижения мировой и отечественной селекции.
| Достижения мировой и отечественной селекции.
|
| Изучить §26, ответы на вопросы учебника на стр. 99
|
35
|
|
| Биотехнология: достижения и перспективы развития.
| Использование живых организмов и биологических процессов в производстве.
|
| Изучить §27, ответы на вопросы учебника на стр. 103. Изучить выводы к главе 5. Тест.
|
Эволюционное учение (15 часов)
|
36
|
|
| Учение об эволюции органического мира.
| Учение об эволюции органического мира.
|
| Изучить §28, до стр.107
|
37
|
|
| Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции.
| Ч.Дарвин –основоположник учения об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
|
| Изучить §28 до конца, ответы на вопросы учебника на стр. 109
|
38
|
|
| Вид.
| Вид.
|
| Изучить §29, стр.110
|
39
|
|
| Критерии вида.
| Критерии вида.
|
| Изучить §29до конца, ответы на вопросы учебника на стр. 111
|
40
|
|
| Популяционная структура вида.
| Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.
|
| Изучить §30стр.112
|
41
|
|
| Взаимоотношения организмов в популяциях
| Факторы эволюции и их характеристика.
|
| Изучить §30до конца, ответы на вопросы учебника на стр. 113
|
42
|
|
| Видообразование.
| Видообразование. Понятие микроэволюции.
|
| Изучить §31, стр.114
|
43
|
|
| Формы видообразования.
|
|
| Изучить §31до конца, ответы на вопросы учебника на стр. 117
|
44
|
|
| Движущие силы эволюции. Борьба за существование.
| Движущие силы и результаты эволюции.
|
| Изучить §32до стр.120,
|
45
|
|
| Естественный отбор.
| Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
|
| Изучить §32до конца, ответы на вопросы учебника на стр. 121
|
46
|
|
| Адаптация как результат естественного отбора.
| Возникновение адаптации и их относительный характер.
|
| Изучить §33, ответы на вопросы учебника на стр. 125
|
47
|
|
| Изучение приспособленности к среде обитания.
| Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
| Лабораторная работа №6«Изучение приспособленности организмов».
| Подготовиться к уроку-семинару.
|
48-49
|
|
| Урок- семинар «Современные проблемы теории эволюции
|
|
| Изучить §34.
|
50
|
|
| Обобщение «Эволюционное учение»
|
|
| Изучить выводы к главе 6. Тест.
|
Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа)
|
51
|
|
| Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
| Вопрос о возникновении и развитии жизни на нашей планете.
|
| Изучить §35, ответы на вопросы учебника на стр. 033
|
52
|
|
| Органический мир как результат эволюции.
| Проблема о происхождении жизни.
|
| Изучить §36, ответы на вопросы учебника на стр. 135
|
53
|
|
| История развития органического мира.
| Биологическая эволюция. От прокариот до человека.
|
| Изучить §37, ответы на вопросы учебника на стр. 141
|
54
|
|
| Урок семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле»
| Обсуждение современных проблем происхождения и развития жизни на Земле.
|
| Изучить §38, выводы к главе 7, тест.
|
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (12 часов)
|
55
|
|
| Экология как наука.
| Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука..
| Практическая работа №2 «Наблюдение за сезонными изменениями в живой природе».
| Изучить §39, ответы на вопросы учебника на стр. 149
|
56
|
|
| Влияние экологических факторов на организмы.
| Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам
| Лабораторная работа№7 «Строение растений с связи с условиями жизни».
| Изучить §40, ответы на вопросы учебника на стр. 153
|
57
|
|
| Экологическая ниша.
|
|
| Изучить §41, ответы на вопросы учебника на стр. 155
|
58
|
|
| Структура популяций.
| Популяция.
| Лабораторная работа№8 «Подсчет индексов плотности для определенных видов растений».
| Изучить §42, ответы на вопросы учебника на стр. 157
|
59
|
|
| Типы взаимодействия популяций разных видов.
| Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
| Практическая работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания, типов взаимодействия популяций разных видов».
| Изучить §43 ответы на вопросы учебника на стр. 161
|
60
|
|
| Экосистемная организация природы. Компоненты экосистемы.
|
|
| Изучить §44, ответы на вопросы учебника на стр. 163
|
61
|
|
| Структура экосистем.
|
|
| Изучить §45, ответы на вопросы учебника на стр. 167
|
62
|
|
| Поток энергии и пищевые связи.
|
| Практическая работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии».
| Изучить §46, ответы на вопросы учебника на стр. 169
|
63
|
|
| Искусственные экосистемы.
|
| Лабораторная работа№9 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме».
| Изучить §47, ответы на вопросы учебника на стр. 171
|
64
|
|
| Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе».
|
|
| Изучить §48, результаты экскурсии.
|
65
|
|
| Экологические проблемы современности.
|
| Практическая работа №5 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».
| Изучить §49, ответы на вопросы учебника на стр. 179
|
66
|
|
| Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающая среда».
|
|
| Изучить §50, выводы к главе 8, тест.
|
67
|
|
| Итоговое тестирование
|
|
|
|
68
|
|
| Обобщение курса 9 класса.
|
|
|
|