Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки»





НазваниеПриложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки»
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер0.53 Mb.
ТипСказка
100-bal.ru > Биология > Сказка
  1   2   3
Приложения:

Приложение № 1. Русская народная сказка «Вершки и корешки».

Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:

— Ты зачем в моем лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!

— Не ешь меня, - говорит мужик, я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне - корешки.

Согласился медведь.

Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:

— Дай твои корешки попробовать.

Попробовал и как зарычит:

— Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.

Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждет. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызет медведь корешки - невкусно. Понял он, что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять.

С тех пор мужик в поле сеет, а медведь мед да малину собирает.[28]
Приложение № 2. Методы селекции.

1.Искусственный отбор — сохранение необходимых человеку организмов и устранение, выбраковка других, не отвечающих целям селекционера. Селекционер ставит задачу, подбирает родительские пары, производит отбор потомства, проводит серию близкородственных и отдаленных скрещиваний, затем проводит отбор в каждом последующем поколении. Искусственный отбор бывает индивидуальным и массовым. Среди перекрестноопыляющихся растений обычно проводится массовый отбор в нескольких поколениях до тех пор, пока интересующий признак достигнет возможно большей степени выраженности. Сорт получается генетически неоднородным, и поэтому отбор время от времени повторяют.

При индивидуальном отборе от потомства каждой особи в ходе самоопыления растений или близкородственного скрещивания животных (инбридинг — англ. «in» - внутри «breeding» - разведение) получают чистые линии — группы особей, гомозиготных по исследуемым признакам. В каждом следующем поколении в соответствии со вторым законом Менделя половина потомков гетерозигот становятся гомозиготами, к 7—8-му поколению достигается практически 100% уровень гомозиготности. Инбридинг резко снижает жизнеспособность и плодовитость, но вместе с тем закрепляет новые полезные признаки. В чистых линиях признаки проявляются наиболее полно.

После получения чистой линии отбор перестает действовать вследствие однородности популяции (ее гомозиготности).

2.Гибридизация — процесс получения новых генетических комбинаций у потомства для усиления или нового сочетания ценных родительских признаков. Гибридизация лучших чистых линий дает неоднородность сорта по генотипу и материал для дальнейшего отбора. Гибриды между чистыми линиями по ряду признаков существенно превосходят родительские особи. Объясняется это тем, что их генотип в соответствии с первым законом Менделя объединяет все нормально функционирующие доминантные гены родителей. Этот эффект получил название гетерозиса, или гибридной силы. На явление гетерозиса в первом поколении гибридов растений указывал еще в XVIII в. почетный академик Петербургской академии наук, немецкий ботаник И. Кельрейтер. Интенсивное применение гетерозиса в селекции началось только в 1930-х годах.

Инбридинг — близкородственная гибридизация, применяется для выведения чистых линий. Недостаток — угнетение жизнеспособности.

Аутбридинг — отдаленная гибридизация, сдвигает норму реакции в сторону усиления признака, появление гибридной мощности (гетерозиса). Недостаток — нескрещиваемость полученных гибридов.[19]

Метод гаплоидов.

На специальных средах ученые выращивают растения из клеток пыльцевых зерен. Гаплоидный набор пыльцы искусственно делают диплоидным, в результате организм становится гомозиготным сразу по всем генам. Экономятся годы селекционных работ при получении чистых линий.

Метод гибридизации соматических клеток использует процедуру слияния протопластов — клеток растений, утративших свои оболочки с помощью обработки специальными ферментами. Таким путем удается преодолевать межвидовые и даже межродовые барьеры. Разработаны методы, позволившие получить гибриды неделящихся В-лимфоцитов с опухолевыми клетками мышей — гибридомы, они продуцируют антитела, необходимые в диагностике и лечении болезней человека, и обладают способностью к неограниченному делению.

3.Искусственный мутагенез.

В природных условиях мутации происходят очень редко. Для того чтобы повысить разнообразие исходного генетического материала для селекции, количество мутаций у исходных видов искусственно увеличивают, используя различные мутагены: ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, гамма-излучение, тепловые и быстрые нейтроны, ряд специальных химических мутагенов. Этот метод применим в основном только для растений и микроорганизмов. Подавляющее большинство возникающих мутаций снижают жизнеспособность, но иногда появляются и такие мутации, которые представляют интерес для селекции. В редких случаях мутантные растения сразу обладают желаемыми качествами, обычно для получения нужных признаков мутанты подвергаются гибридизации и отбору.

Сорт яровой пшеницы "Новосибирская-67" выведен на основе мутантной формы, полученной при облучении рентгеновскими лучами семян сорта "Новосибирская-7". Методом мутагенеза выведен известный на Украине сорт "Киянка". Оба эти сорта имеют короткую и утолщенную солому, предохраняющую от полегания в период уборки.

4. Клонирование.

Клоном называют потомство одной клетки, полученное неполовым путем. Все потомки в клоне генетически идентичны.

У одноклеточных микроорганизмов клонирование — основной способ размножения.

У растений широко распространено вегетативное размножение, его можно рассматривать как способ клонирования. Растение можно клонировать, вырастив его из одной соматической клетки.

Существует метод искусственного получения растений на основе явления регенерации. Из культуры клеток или тканей многих растений оказалось возможным сразу выращивать полноценные растения с желаемыми свойствами. Так, если требуется усилить солеустойчивость растения, то в питательную среду добавляют увеличенное количество соли. Выжившие клетки формируют солеустойчивый клон. Отбору в данном случае подвергается не целое растение, а только отдельные клетки. Не выходя из лаборатории, ученый может провести отбор у тысяч растений.

У некоторых беспозвоночных также несложно получать клоны. Так, если зародыш морского ежа на ранней стадии дробления искусственно разделить на бластомеры, то из каждого разовьется морской еж. Клонами являются также организмы, размножившиеся партеногенетически, а у людей — однояйцевые близнецы.

В последнее десятилетие активно изучается возможность искусственного массового клонирования уникальных животных, ценных для сельского хозяйства. Основной подход заключается в переносе ядра из диплоидной соматической клетки в яйцеклетку, из которой предварительно удалено собственное ядро. Яйцеклетку с подмененным ядром стимулируют к дроблению (часто электрошоком) и помещают животным для вынашивания. Таким путем в 1997 г. в Шотландии от ядра диплоидной клетки из молочной железы овцы-донора появилась овечка Долли. Она стала первым клоном, искусственно полученным у млекопитающих. Это достижение принадлежит Яну Вильмуту и его сотрудникам. Вскоре в других странах были получены клоны телят, мышей и прочих животных.

Однако говорить о массовом клонировании животных преждевременно. Эффективность клонирования крайне низкая: манипуляции с яйцеклеткой в условиях in vitro (вне организма), особенно замена ядра, нарушают сложную и хрупкую организацию яйцеклетки, поэтому среди клонов высок процент различных врожденных аномалий. При клонировании овец из 236 попыток успех был только в одном случае, да и то относительный: по комплексу физиологических параметров Долли состарилась уже к моменту достижения размеров взрослой овцы. Ненамного лучшими были результаты и у последователей Вильмута. Таким образом, целесообразность массового клонирования животных вызывает серьезные сомнения.

5.Клеточная инженерия — совокупность методов конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации и реконструкции. Методы клеточной инженерии лежат в основе ряда биотехнологических процессов, широко применяются в селекции растений и животных.

6.Генная инженерия - совокупность методов конструирования новых генотипов организмов.

7.Полиплоидия.

Генотип многих культурных растений содержит более двух наборов хромосом — они полиплоидны. Некоторые полиплоиды обладают быстрым ростом, высокой урожайностью, повышенной устойчивостью к действию неблагоприятных факторов. Высокие характеристики достигаются многократностью набора доминантных генов, контролирующих проявление благоприятных признаков (их полимерией). Дублирование ДНК защищает организм от повреждения мутациями.

Природный полиплоид мягкая пшеница содержит в генотипе шестикратный набор хромосом родственных злаков, твердая пшеница — четырехкратный. Полиплоидными являются и другие сельскохозяйственные культуры: картофель, хлопчатник, овес, садовая земляника, люцерна, некоторые сорта гречихи, ржи, сахарной свеклы и подсолнечника. Селекционеры Японии научились выращивать триплоидную форму арбузов, не имеющих семян (кратность нечетная, хромосомы остаются без пары и не конъюгируют, мейоз нарушается). Для этого они скрещивают особи с тетраплоидным и диплоидным набором.

У покрытосеменных культур 30—35 % составляют полиплоиды, среди них у злаковых трав эта доля еще больше — 70 %.

В северных широтах и высокогорных районах полиплоиды составляют 80% растений. [4]
Приложение № 3. Колхицин

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2e/colchicine_structure.png/250px-colchicine_structure.png

Колхицин — C22H25NO6, алкалоид.

Колхицин выделяется из растений семейства мелантиевых. Наиболее известный источник колхицина — безвременник осенний (зимовник) Colchicum autumnale L.

Применение колхицина для получения полиплоидных форм растений:

Является сильным антимитотиком, связывающимся с белком тубулином, образующим микротрубочки, и, вследствие этого, блокирующим деление клеток на стадии метафазы. Применяется для получения полиплоидных форм растений и кариотипирования. C 1970-х годов используется в селекции фаленопсисов и других орхидных.

В медицине колхицин используют для лечения подагры (для уменьшения боли) и профилактики амилоидоза при семейной средиземноморской лихорадке. [13]
Приложение № 4. Карпеченко Георгий Дмитриевич

Имя Георгий в переводе с греческого - земледелец, буквально: «землетруженик», «землеработник». Нарекли в семье Карпеченко им самого младшего сына, родившегося 3 мая (21 апреля) 1899 года в Вельске, мама Александра Александровна (в девичестве Плотникова) и отец Дмитрий Тимофеевич. Они воспитали шестерых детей. Отец был землемером, служащим удельного округа. Сам Георгий Дмитриевич часто называл себя крестьянским сыном, объясняя, что в науку пришел от земли.

В большой, дружной, необычайно гостеприимной семье чиновника удельного округа Коллежского Советника Карпеченко росли и воспитывались семеро детей (по некоторым данным – шестеро [32]).

В семье Карпеченко была традиция – при рождении ребенка в саду садили рябинку – оберег – дерево стойкое и очень красивое. В саду росли рябинки: Николая, Натальи, Веры, Леонида, Елены, Георгия, Маруси.

Все дети получили домашнее образование, принимали активное участие в ведении домашнего хозяйства. Каждый ребенок имел свою собственную цветочную клумбу, и овощную грядку. В саду осенью традиционно устраивался веселый праздник урожая, с гостями, подарками за успехи в труде.

О детских годах Георгия Карпеченко рассказала в своем письме писателю Анатолию Шварцу младшая сестра Елена Дмитриевна:

«Я помню наши с ним игры в саду – там было хорошо, деревья, кусты крыжовника, клумба, гамак, стол… На деревьях - скворечники. Каждую весну Гоша с папой вешали их, а потом прилетали скворцы. Где-то в кустах пела малиновка. У каждого из нас было по дереву рябины, где мы делали гнезда, изображая птиц. Часто Гоша представлял себя ястребом, летал по двору кругами и стремительно снижался, прижав руки к бокам, на меня…

Вельск стоит на возвышенности, и спуск к лугу, к реке весь покрыт летом крапивой. В ней мы ловили кузнечиков. Часто в азарте ловли я падала в крапиву и с плачем выбиралась с его помощью. Бежали к ключу (вода холодная, бежит из колоды), и Гоша лечил меня, прикладывая листья подорожника…

Спускались к ручью, он весь в осоке с крупными незабудками. Через него – скользкие брёвна. А в воде – какие-то мальки, скользят жуки-водомеры, лежат ручейники, улитки, летают стрекозы – большие, коричневые с голубым и мелкие голубые бабочки. Всё зелено, ярко, на лугу – масса цветов, одуряющий запах, жаворонок поёт и луговая пеночка. Там было чудесно, а может, это детство… Родной дом?

Ведь я до сих пор помню ощущение прохлады влажной глинистой дорожки среди высокой луговой травы, когда, сбросив сандалии, мы бежали купаться к реке, а там чистый песок и полосы от ракушек, и чистая вода, и в ней отражаются кусты ивы. А за рекой – лес, и солнце, и голубое небо…

Вполне понятно, что Гоша стал биологом, ведь и братья любили охоту и рыбную ловлю, и всё, что связано с красотой природы, и папа понимал и приучал нас к ней.

Всё, что наберём, несли домой и распределяли по банкам и коробочкам – и всё это трещало и квакало по вечерам, а днем пела папина канарейка. У Гоши были две черепахи – Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, иногда он пускал их погулять. Помню наше горе, когда они куда-то пропали.

У брата Лёни – он учился в Медицинской академии – в бане была лаборатория, где делались чучела птиц, собирали коллекции жуков, лягушек – там пахло эфиром, хлороформом… Но туда нас пускали только со старшими.

Помню, около бани была черемуха, сидел на цепи коршун, я его очень боялась.

Помню диких уток с подрезанными крыльями, гуляющих по двору, плавающих в корытах, филинов в клетке (страшно кричали ночами), куропатку, живущую у сестры, и зайца, нашего с Гошей питомца, большого драчуна, удравшего через решетку – сбил её лапой…

Всё это приносили из леса братья, у них были чудесные охотничьи собаки – наши друзья, которые были членами нашей семьи. Мои братья и сестры все учились в Вологде. Гоша уехал туда совсем маленьким…

Я страшно любила каникулы, было шумно, весело. Гоша играл на кларнете, потом на виолончели, старший брат – на скрипке, сестры – на пианино, устраивали концерты и спектакли. Играл и Гоша, и часто пел. Уже взрослым, когда у него было хорошо на душе и всё было хорошо, он лохматил густые волосы обеими руками и, потирая ладони, весело смеялся.

Маме, наверное, было трудно в эти дни каникул, ведь на ней - весь наш дом, но она у нас была поразительная – умная, серьезная, редко ласковая, зато ласка её была для нас очень дорога.

Папа очень любил Гошу, много уделял ему времени и, по-моему, они были большими друзьями.

По вечерам мама иногда читала нам Толстого «Детство», «Отрочество»… А как удивительно пахнут в детстве книги! Мы с Гошей часто нюхали… Помню, много после, когда Гоша принёс мне «Жизнь растений» Тимирязева и сказал, чтобы я начала читать, моё какое-то настороженное, и в то же время боязливое чувство – доступна ли она мне? И гордилась, что стала взрослой, ведь я собиралась ехать учиться дальше, и, конечно, в первую очередь понюхала её… Но запах был уже не тот – детство кончилось».[1]

А вот что написала жена ученого Галина Сергеевна: "Георгий Дмитриевич очень любил природу: поля, леса и всех зверушек. Он мне рассказывал, как один раз пошел на охоту со своими старшими братьями и там застрелил птичку, после чего он зарылся в стог сена и там долго и горько плакал, и больше уже никогда на охоту не ходил". [32]

Гошина любовь к природе, пытливость, страстное увлечение чтением с детства предопределили путь биолога Георгия Дмитриевича Карпеченко.

А вот что написала жена ученого Галина Сергеевна: "Георгий Дмитриевич очень любил природу: поля, леса и всех зверюшек. Он мне рассказывал, как один раз пошел на охоту со своими старшими братьями и там застрелил птичку, после чего он зарылся в стог сена и там долго и горько плакал, и больше уже никогда на охоту не ходил".

Десятилетним отроком Георгий поступил в Вологодскую гимназию, которую окончил в 1917 году с серебряной медалью. [32]

«Аттестат зрелости

Дан сей сыну Коллежского Советника Карпеченко Георгию Дмитриевичу вероисповедания православного, родившегося в городе Вельске Вологодской губернии тысяча восемьсот девяносто девятого года, апреля двадцать первого дня в том, что он, вступив в Вологодскую гимназию шестнадцатого августа тысяча девятьсот девятого года при отличном поведении обучался по двадцать девятое апреля тысяча девятьсот семнадцатого года и окончил полный восьмиклассный курс, при чём обнаружил нижеследующие познания:

Предметы гимназического курса

Закон Божий – 5;

Русский язык с церковно-славянским и словесность – 5;

Философская Пропедевтика – 4;

Законоведение -5;

Латынский язык – 5;

Математика – 5;

Математическая география – 5;

Физика – 5;

История – 4;

География – 4;

Французский язык – 4;

Немецкий язык – 5;

Средний – 4 и 2/3 балла.

Отметки, выставленные в Педагогическом Совете на основании §74 Правил об испытаниях, утвержденных г.Министром Народного Просвещения 12 марта 1891 г.»[1]

Будучи студентом Тимирязевской академии, Георгий совмещал учебу с работой. Часто приезжал в Вельск, преподавал естествознание в Вельской школе. Принимал участие в работе кружка по естественной истории. Сохранилось его заявление о регистрации 30 определенных им растений Вельского уезда.

Увлеченный учебой, одержимый в науке, верящий в свою мечту, трудолюбивый и любознательный юноша, занимаясь любимым делом, чувствовал себя счастливым. Даже в годы гражданской войны, когда приходилось голодать, недосыпать, мерзнуть, уныние не посещало его. Он чувствовал себя счастливым, когда до мелькания в глазах склонялся над окуляром микроскопа, когда копал и полол свои опытные делянки, когда с трепетом и надеждой глядел на всходы. На его юношеском пути встречались только добрые, талантливые учителя. Георгий Дмитриевич всегда с глубокой благодарностью вспоминал своих первых наставников - профессора С.И. Жегалова и А.Г. Николину.

Необычность научной биографии Карпеченко еще и в том, что великое открытие сделал не седовласый профессор, даже не аспирант, а студент-выпускник.

Юноша ставит опыт, который становится делом его жизни. А жизнь поначалу оборачивается к Георгию только нарядной стороной, удачливостью. Вельское детство, московская учеба, дружба и сотрудничество с Н.И. Вавиловым, поездки по странам Европы, где он с большим достоинством представляет успехи советской биологии, встречи с зарубежными учеными, работа на кафедре генетики и селекции. Наконец, Рокфеллеровская стипендия и стажировка в Калифорнии у выдающегося Т.Г. Моргана. Возвратившись на родину из Америки, Георгий Дмитриевич убежденно говорит: "За границей любопытно побывать, вдохновиться, но дело делать надо дома". 33-летнему ученому предлагают руководство кафедрой генетики в Ленинградском университете.

В 34 года Карпеченко без защиты диссертации стал доктором биологических наук.

В 20-х и начале 30-х годов советская генетика занимала ведущее место в мире. В это благодатное время Георгий Карпеченко и стал одной из ярких величин в созвездии великих.

В личной жизни тоже все было удачно. Георгий Дмитриевич очень любил свою маленькую семейку - жену Галину Сергеевну и дочь Валю. Галина Сергеевна, в совершенстве владевшая английским, помогала с переводами. В дочери он души не чаял, а на лекциях перед студентами шутливо представлял ее: "А дочь моя - двойной рецессив, голубоглазая и белокурая". Галина Сергеевна писала: "очень любил детей и всегда с удовольствием общался с ними. Когда он стал преподавателем в Ленинградском университете, то он необычно тепло относился к своим студентам".

Со своими студентами и аспирантами Карпеченко дружил. После лекций они провожали любимого профессора до Невского. Иногда шли в кафе "Север", где Георгий Дмитриевич угощал их кофе с пирожными. Его приезд в Старый Петергоф, где шли экспериментальные работы на опытном участке, был для всех настоящим праздником. Осенью устраивали арбузный пир, пели, шутили, ласково называя Георгия Дмитриевича КАПРЕДЧЕНКО. Сочинили "Гимн генетиков", а Н.И. Вавилов пел на мотив северных частушек: "То ль капуста, то ли редька:" На выпускном студенческом вечере в 1939 году Карпеченко душевно выступил и пожелал ребятам личного счастья, что для тех лет было необычно. В памяти учеников и соратников он остался мудрым ученым, отзывчивым другом и навсегда молодым человеком. [32]
Приложение № 5. Детское Село

Город в России в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Имел следующие названия:

Са́рская М́ыза — 1710 — конец 1710-х

Са́рское Село́ — конец 1710-х — август 1724

Благове́щенское — август — сентябрь 1724

Са́рское Село́ — сентябрь 1724 — 1780-е

Ца́рское Село́ — 1780-е — 1917

в 1808 — 1820-х — одновременно Софи́я

Солда́тское Село́ — октябрь 1917 — 1918

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconКраткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята...
Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических...
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconУрок по литературному чтению по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе...
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconУрок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,...
«Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя»
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» icon1 четверть
Дополнительное чтение: 1малые формы фольклора, русская народная сказка "Марья Моревна"
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconУроков по следующим предметам и темам
Русская народная сказка «Сивка-бурка» (авт. Л. Ф. Климанова и др. «Литературное чтение, 3 класс)
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconУрок-Викторина Тема: «Волшебные сказки»
Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес...
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconТема урока: «Лиса и журавль» (русская народная сказка)
Цель: Учить детей работать с текстом; развивать потребность в постоянном общении с искусством
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» icon«Начальная школа – начало начал»
Урок детской литературы в 3-б классе: «Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо». Анализ содержания»
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Токмакова. «В чудной стране». Русская народная сказка «Все у нас, слава Богу, хорошо!»
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconТема : Русская народная сказка «Петух и собака»
Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconКонспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconКонспект урока Тема: Русская народная сказка Снегурочка
...
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытое мероприятие Конспект проведения кружка: «Расскажи сказку» кукольный театр. Тема: Русская народная сказка «Теремок»
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка»
Ребята, какой сегодня замечательный день. У вас добрые, весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconКонспект урока «Устное народное творчество» Урок №15 «Лиса и журавль»...
...
Приложение № Русская народная сказка «Вершки и корешки» iconТема: «русская народная сказка «снегурочка». Цели
Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым произведением, будете учиться сравнивать два произведения, составлять и сравнивать модели...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск