МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования –
«Оренбургский государственный университет» Факультет экономики и права Кафедра бухгалтерского учета
| Утверждаю:
Декан факультета экономики и права
___________________Т.М. Ожерельева
«____» _____________________ 2011г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы научных исследований»
Специальность: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Специализация: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)»
Факультет экономики и права, заочного обучения
Формы обучения: очная, заочная
Бузулук 2011
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета Ревтова Е.Г.
Рабочая программа дисциплины «Основы научных исследований»/ сост. К. А.Миннибаева. Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 25 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины по выбору ОПД.В.03.02 «Основы научных исследований» студентам специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной формы обучения- в 9 семестре и заочной формы обучения -в 4 семестре студентов сокращенного срока обучения и в 10 семестре - студентов полного срока обучения.
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности – 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации 17.03.2000.
Составитель ________________К. А.Миннибаева
© Миннибаева К.А. 2011
© БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2011 Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………….
| 5
| 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………………...
| 6
| 3 Организационно-методические данные дисциплины…………………………
| 6
| 4 Содержание дисциплины………………………………………………………..
4.1 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины……….
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий……………………….
4.3 Содержание разделов дисциплины……………………………………………
4.4 Структура курса………………………………………………………………….
| 8
8
9
11
11
| Тематический план изучения дисциплины…………………………………
| 12
| 5.1 Лекции.…………………………………………………………………………. 5.2 Практические (семинарские) занятия………………………………………
| 14
15
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………………
| 15
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………………
| 16
| Рекомендуемая литература…………………………………………………..
| 16
| Средства обеспечения освоения дисциплины……………………………..
| 17
| 7 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины………………………………………………………………………….
|
21
| 8 Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий…………………………………………………
9 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………
Лист согласования рабочей программы ………………………………………
|
22
23
|
|
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, овладение методологией и методами научных исследований, анализа научных исследований, совершенствование методов публичного выступления, подготовки докладов, научных статей, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Основными задачами учебной дисциплины являются: развитие у студентов творческого подхода и самостоятельности при проведении учебной и научно-исследовательской работы; изучение основ и методологии научных исследований; изучение основ современной науки и организация научно-исследовательской работы; изучение вопросов организации научных исследований в области экономики и бухгалтерского учета; формирование навыков самостоятельного поиска, сбора, систематизации и анализа рационального подбора, чтения и конспектирования учебной и научной литературы; изучение особенностей подготовки, оформления и защиты рефератов, научных докладов, отчетов, статей, курсовых и выпускных квалификационных работ; изучение методов публичного выступления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- современные методы планирования и организации научных исследований, опытно-конструкторских разработок, инновационно-инвестиционной деятельности;
- специфику организации научно-исследовательской работы и её роль в практической деятельности;
- методологию, методы и совокупность приемов исследования конкретных и общих явлений процессов в области экономики и бухгалтерского учета (финансов и кредита);
- задачи и формы научно-исследовательской работы студентовосновные этапы научно-исследовательской работы;
-методику подготовки и написания рефератов, научных докладов, отчетов, статей, курсовых и выпускных квалификационных работ;
- методы публичного выступления;
- стандарты организации по написанию и оформлению студенческих работ, оформлению библиографических записей.
Уметь:
планировать свою исследовательскую и познавательную деятельность;
самостоятельно работать с документальными и информационными источниками по исследуемой тематике, ориентироваться в специализированной научной литературе, анализировать и обобщать содержащуюся в ней информацию;
использовать справочно-библиографический аппарат (как в письменной, так и в электронной формах) в научно-исследовательских целях;
пользоваться методами научно-исследовательской работы;
формулировать и обосновывать собственные убеждения, суждения и выводы;
формировать и реализовывать собственные исследования в сфере профессиональной деятельности.
Владеть
-навыками сбора и систематизация научных материалов, подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, написания статей, подготовки презентаций;
навыками выполнения, оформления и защиты научно-исследовательских работ;
навыками научно-исследовательской деятельности в профессиональной сфере;
навыками участия в работе семинаров, научных конференций, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований.
Приобрести опыт деятельности
- пользоваться всеми доступными источниками информации;
- рационально подбирать и читать научную литературу (Интернет-сообщения), составлять картотеки, аннотации, конспекты прочитанного;
- готовить и защищать курсовые работы и выпускную квалификационную работу;
- составлять диаграммы, графики, таблицы; использовать различные приемы работы со статистическими данными;
- готовить выступления и доклады на семинарских занятиях, участвовать в дискуссиях и научных студенческих конференциях. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Основы научно-исследовательских работ» является общепрофессиональной дисциплиной по выбору ОПД.В.03.02
Дисциплина имеет системный характер, так как, раскрывая в общей системе закономерности научной деятельности человека, предопределяет овладение навыками и умениями: логики и фантазии, предположения и анализа, углубленного изучения наук и формирования своего собственного взгляда на проблему, научно аргументированного отстаивания собственной точки зрения и др.
Курс базируется на дисциплинах: история, право, философия, русский язык и культура речи, линейная алгебра, информатика, экономическая теория и других общепрофессиональных и специальных дисциплинах в контексте экономического образования.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы студентов, при прохождении практики, выполнении курсовых работ, выпускной квалификационной работы, в профессиональной деятельности. 3 Организационно-методические данные дисциплины Виды работ с разбивкой трудоемкости приведены в таблице 2. Таблица 2 – Трудоемкость в часах для студентов специальности «Бухгалтерский учет и аудит» очной формы полного срока обучения
Показатели
| Трудоемкость в часах
| Очная форма обучения
9 семестр
| Общая трудоемкость
| 64
| Аудиторная работа
| 32
| Лекции (Л)
Семинарские (практические занятия) (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
| 16
16
-
| Самостоятельная работа
| 32
| Курсовая работа (КР)
Самоподготовка (СР) (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных по-собий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.п.)
| -
- 32
| Вид итогового контроля
| зачет
|
Таблица 3 – Трудоемкость в часах для студентов специальности «Бухгалтерский учет и аудит» заочной формы обучения полного и сокращенного срока обучения
Показатели
| Трудоемкость в часах
| Заочная форма обучения
| 10 семестр (полный срок обучения)
| 4 семестр (сокращенный срок обучения)
| Общая трудоемкость
| 74
| 68
| Аудиторная работа
| 10
| 8
| Лекции (Л)
Семинарские (практические занятия) (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
| 8
2
-
| 6
2
-
| Самостоятельная работа
| 64
| 60
| Курсовая работа (КР)
Самоподготовка (СР) (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных по-собий, подготовка к практическим занятиям, рубежному контролю и т.п.)
| -
- 64
| -
- 60
| Вид итогового контроля
| зачет
| зачет
|
Содержание дисциплины
4.1 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины (утверждено на заседании кафедры _________________, протокол №___от _______2011г.)
Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса. Наука как вид деятельности. Общие представления о науке, роль науки в обществе. Роль научных исследований в практической деятельности человека. Этапы научно-исследовательской работы. Научное направление, научная проблема и тема научного исследования. Управление наукой и ее организационная структура.
Научная деятельность в высшем учебном заведении.
Понятие метода и методологии научных исследований. Методы эмпирических исследований. Абстрагирование, анализ, синтез. Индукция и дедукция, моделирование. Идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотеза и предположение, теория. Специальные методы научных исследований.
Выбор темы научного исследования. Методика планирования научно-исследовательской работы. Основные источники научной информации. Виды научных и учебных изданий. Интернет-источники научной информации. Систематизация и анализ научной и учебной информации.
Виды научно-исследовательских студенческих работ. Структура учебно-научной работы, ее основные композиционные элементы. Рубрикация учебно-научной работы. Курсовая работа. Выпускная квалификационная работа. Особенности подготовки и защиты курсовой и выпускной квалификационной работы. Оформление текста. Применение вычислительной техники и системы автоматизированного проектирования при выполнении курсовых работ и ВКР. Кодирование документов. Презентация исследовательских работ.Технология публичного выступления.
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий Таблица – 4 Разделы дисциплины, изучаемые студентами очной формы обучения в 9 семестре №
раздела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Характеристика учебной деятельности студента
| Итого аудиторная работа
| Аудиторная
работа
| Внеауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Основы научных исследований.
| 5
| 1
| 1
| -
| 3
| Слушает, задает вопросы; изучает самостоятельно
|
| Организация научно-исследовательской работы в России и вузе в системе высшего профессионального образования
| 5
| 1
| 1
| -
| 3
| Слушает, задает вопросы; изучает самостоятельно, отвечает на вопросы
|
| Методология научных исследований
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| Классифицирует принципы и методы экономического анализа;
|
| Подготовительный этап научно-исследовательской работы
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| Слушает, задает вопросы;, делает выводы; изучает самостоятельно
|
| Научно-исследовательская работа студентов вуза
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| Слушает, делает выводы; изучает самостоятельно
|
| Учебно-научные работы студентов вуза
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| Применяетвоформлении самостоятельных работ
|
| Требования к содержанию структурных элементов текстовой части Требования к оформлению текстовой части НИРС в соответствии со стандартом организации «Работы студенческие»
| 15
| 4
| 4
| -
| 7
| Применяетвоформлениинаучно-исследовательских работ
|
| Использование информационных технологий при выполнении НИРС в области экономики
| 7
| 2
| 2
| -
| 3
| Работает в компьютерном классе
|
| Итого:
| 64
| 16
| 16
| -
| 32
|
|
Таблица – 5 Разделы дисциплины, изучаемые студентами заочной формы обучения полного) срока обучения в 10 семестре и сокращенного ( в скобках) – в 4 семестре
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Итого аудиторная работа
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| ЛЗ
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| Основы научных исследований.
| 9 (7)
|
| -
| -
| 9 (7)
|
| Организация научно-исследовательской работы в России и вузе в системе высшего профессионального образования
| 9 (7)
|
| -
| -
| 9 (7)
|
| Методология научных исследований
| 10 (10)
| 2 (2)
| -
| -
| 8 (8)
|
| Подготовительный этап научно-исследовательской работы
| 10 (10)
|
| 2 (2)
| -
| 8 (8)
|
| Научно-исследовательская работа студентов вуза
| 6 (6)
|
| -
| -
| 6 (6)
|
| Учебно-научные работы студентов вуза
| 8 (8)
| 2
| -
| -
| 6 (6)
|
| Требования к содержанию структурных элементов текстовой части Требования к оформлению текстовой части НИРС в соответствии со стандартом организации «Работы студенческие»
| 12 (12)
| 2 (2)
| -
| -
| 10 (10)
|
| Использование информационных технологий при выполнении НИРС в области экономики
| 10 (10)
| 2 (2)
| -
| -
| 8 (8)
|
| Итого:
| 74 (68)
| 8 (6)
| 2 (2)
| -
| 64 (60)
| 4.3 Содержание разделов дисциплины Раздел 1 Основы научных исследований. Введение. Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса. Наука как вид деятельности. Общие представления о науке, роль науки в обществе. Роль научных исследований в практической деятельности человека. Этапы научно-исследовательской работы. Научное направление, научная проблема и тема научного исследования.
|