МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Бухгалтерская мысль и балансоведение
Специальность - 08109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения – очная, заочная, очно - заочная
Кафедра – «Экономика»
Рубцовск - 2011
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 08109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 181 ЭК/СП
2) Учебный план по специальности 08109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный решением Ученого совета РИ филиала АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол № 12
Учебно – методический комплекс одобрен на заседании кафедры «Экономика» от «22» июня 2011 г., протокол №11
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Бухгалтерская мысль и балансоведение» 4
1.1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Бухгалтерская мысль и балансоведение» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Бухгалтерская мысль и балансоведение предполагает получение целостного представления о эволюции развития бухгалтерского учета нескольких тысячелетий, в течение которых формировалась его методология в локально- этнических вариантах, национальных учетных системах и обобщающих их теориях. Современная методология учета, его научные теории и международные стандарты закономерные продолжением развития в русле исторической приемственности.
Цели освоения дисциплины: изучение дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» способствует воспитанию творческого восприятия бухгалтерского учета как постоянно развивающейся эволюционной системы, формированию комплекса знаний и навыков основных базовых курсов по бухгалтерскому учету.
Задачами дисциплины «Бухгалтерская мысль и балансоведение» являются изучение:
- требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования и подготовке широко эрудированных специалистов, глубоко знающих свою профессию и историю и перспективы ее развития;
-освоение отечественной и зарубежной истории и закономерностей бухгалтерского учета;
-воспитание интереса и любви к своей профессии, правильной оценки роли учета и информационного обеспечения управления в развитии экономики и цивилизации;
-формирование творческого восприятия специальности как постоянно развивающейся системы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Самостоятельно пользоваться отечественной и зарубежной литературой по истории развития бухгалтерского учета, бухгалтерской мысли и балансоведения.
Использовать отечественный и зарубежный опыт развития учета и отчетности в научно- исследовательской работе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные этапы развития учетных систем в мире;
Возникновение и эволюцию двойной записи в бухгалтерском учете;
Закономерности развития форм бухгалтерского учета и отчетности;
Понятие бухгалтерской отчетности и баланса;
Основные учетные школы и их ведущих представителей;
Историю становления современного бухгалтерского учета и отчетности и его проблемы.
Дисциплина «Бухгалтерская мысль и балансоведение» относится к циклу СД.09.04. Цикл дисциплин по выбору студента.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса:
«Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет»,
«Экономика организаций (предприятий)».
Программа предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и семинарских занятий, в качестве промежуточного контроля знаний проведение тестирования.
1.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(распределение часов курса по разделам и видам работ)
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 (50баллов)
| 1. Учет и наука. Исторические предпосылки и влияние окружающей среды.
| 18
| 4
| -
| 6
| 8
| 2.Предпосылки появления баланса.
| 20
| 4
| -
| 6
| 10
| 3.Научные труды. Бухгалтерская мысль. Формы счетоводства.
| 22
| 4
| -
| 6
| 12
| 4.Формирование экономической трактовки бухгалтерского учета и отчетности.
| 20
| 4
| -
| 6
| 10
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| ДЕ 2 (30баллов)
| 5.Информационный анализ франко-немецкой балансовой системы.
| 12
| 4
| -
| 2
| 6
| 6.Виды учетных информационных систем в России и США.
| 12
| 4
| -
| 2
| 6
| 7.Развитие экономической теории БУ и отчетности во Франции.
| 12
| 4
| -
| 2
| 6
| Промежуточный контроль
| Доклады, рефераты
| ДЕ 3 (20 баллов)
| 8.Бухгалтерская отчетность. Баланс. Современные формы. Сущность отчетности и предъявляемые к ней требования.
| 20
| 6
| -
| 4
| 10
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 136
| 34
| -
| 34
| 68
|
Заочная, заочная (сокращенная) на базе ВПО формы обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1. Учет и наука. Исторические предпосылки и влияние окружающей среды.
| 18
| 2
| -
|
| 16
| 2.Предпосылки появления баланса.
| 18
| 2
| -
|
| 16
| 3.Научные труды. Бухгалтерская мысль. Формы счетоводства.
| 19
| 1
| 2
| -
| 16
| 4.Формирование экономической трактовки бухгалтерского учета и отчетности.
| 17
| 1
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ 2
| 5.Информационный анализ франко-немецкой балансовой системы.
| 16
|
| 2
| -
| 14
| 6.Виды учетных информационных систем в России и США.
| 16
|
| 2
| -
| 14
| 7.Развитие экономической теории БУ и отчетности во Франции.
| 16
|
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Доклады
| ДЕ 3
| 8.Бухгалтерская отчетность. Баланс. Современные
формы. Сущность отчетности и предъявляемые к ней требования.
| 16
| 2
| -
|
| 14
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 136
| 8
| 10
| -
| 118
|
Заочная, заочная (сокращенная) на базе СПО, заочная (сокращенная) на базе ВПО формы обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1. Учет и наука. Исторические предпосылки и влияние окружающей среды.
| 18
| 2
| -
|
| 16
| 2.Предпосылки появления баланса.
| 18
| 2
| -
|
| 16
| 3.Научные труды. Бухгалтерская мысль. Формы счетоводства.
| 19
| 1
| 2
| -
| 16
| 4.Формирование экономической трактовки бухгалтерского учета и отчетности.
| 17
| 1
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ 2
| 5.Информационный анализ франко-немецкой балансовой системы.
| 16
|
| 2
| -
| 14
| 6.Виды учетных информационных систем в России и США.
| 16
|
| 2
| -
| 14
| 7.Развитие экономической теории БУ и отчетности во Франции.
| 16
|
| 2
| -
| 14
| Промежуточный контроль
| Доклады
| ДЕ III
| 8.Бухгалтерская отчетность. Баланс. Современные
формы. Сущность отчетности и предъявляемые к ней требования.
| 16
| 2
| -
|
| 14
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 136
| 8
| 10
|
| 118
|
Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование разделов
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1. Учет и наука. Исторические предпосылки и влияние окружающей среды.
| 14
| 2
| -
|
| 12
| 2.Предпосылки появления баланса.
| 12
| 2
| -
|
| 10
| 3.Научные труды. Бухгалтерская мысль. Формы счетоводства.
| 20
| 2
| 2
| 2
| 16
| 4.Формирование экономической трактовки бухгалтерского учета и отчетности.
| 18
| 2
| 2
| 2
| 14
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ 2
| 5.Информационный анализ франко-немецкой балансовой системы.
| 18
| 2
| 2
| 2
| 14
| 6.Виды учетных информационных систем в России и США.
| 18
| 2
| 2
| 2
| 14
| 7.Развитие экономической теории БУ и отчетности во Франции.
| 18
| 2
| -
| 2
| 14
| Промежуточный контроль
| Доклады
| ДЕ 3
| 8.Бухгалтерская отчетность. Баланс. Современные
формы. Сущность отчетности и предъявляемые к ней требования.
| 18
| 2
| -
| 2
| 14
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 136
| 16
| -
| 12
| 108
|
1. 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дидактические единицы)
Содержание разделов учебной дисциплины ДЕ I «Учет и наука»
|