Скачать 184.98 Kb.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению самообследования реализации образовательных программ высшего профессионального образования и подготовке отчета по его результатам Общие положения Самообследование является составной частью действующей системы менеджмента качества (СМК) университета. Целью самообследования является определение готовности профессиональной образовательной программы ВПО, реализуемой в вузе, к внешней экспертизе. В ходе его проведения должно быть выявлено соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников по данной специальности (направлению) требованиям соответствующих государственных образовательных стандартов. Результаты самообследования будут способствовать принятию мер по повышению качества подготовки. Самообследование специальности (направления) проводится в соответствии с Планом мероприятий по подготовке и проведению аккредитации университета, утвержденным решением Ученого совета 25 октября 2011 г. По результатам самообследования составляется отчет (далее - Отчет), в котором подводятся итоги и содержатся конкретные выводы по объектам проверки. Отчет о самообследовании образовательных программ формируется по результатам работы комиссий по самообследованию. Для удобства обработки данных, представляемых кафедрами, и последующего их обобщения Отчет должен оформляться в заданной последовательности и содержать ответы на поставленные в данных рекомендациях вопросы. В целях обеспечения доступности и наглядности информации сведения рекомендуется представлять в виде таблиц и рисунков (графиков, диаграмм и т.п.). Не исключено, что в связи с доработкой Рособрнадзором нормативных актов по организации аккредитации вузов Отчет потребует корректировки, которая будет организована в рабочем порядке. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТАТитульный лист Отчета оформляется в соответствии с образцом (Приложение 1). Текст Отчета оформляется:
Нумерация страниц единая, номер страницы располагается в правом нижнем углу страницы. В Отчете принимается внутренняя сквозная нумерация арабскими цифрами. Точка после последней цифры не ставится. Таблицы и рисунки отчета должны иметь порядковый номер. Нумерация таблиц и рисунков - внутренняя сквозная. Название таблиц выполняется обычным начертанием по центру страницы. Переносы и точки в конце названий не допускаются. Номер таблицы располагается над названием таблицы в правом верхнем углу после слова «Таблица». Название рисунков располагается под рисунком по центру страницы. Отдельные фрагменты разделов, выделенные в рамку, вносить в Отчет без изменений с добавлением необходимых данных. СТРУКТУРА ОТЧЕТА О САМООБСЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Титульный лист Содержание
Приводится краткая историческая справка; управление кафедрой; ведущие преподаватели кафедры (степени, звания, общественное признание). Отмечаются основные изменения на кафедре за период с 2008 г.
Дается краткая характеристика организационно-правового обеспечения образовательной деятельности на кафедре.
Анализируется соответствие учебно-методических комплексов дисциплин, утвержденным требованиям к структуре и содержанию. Согласно распоряжению от 24.11.2006 г. № 58 в УМК дисциплины входят:
Дополнительные документы:
Определяется наличие рабочих программ по дисциплинам, закрепленных зпа кафедрой, наличие программ практик. Анализ проводится по следующим позициям:
В отчете должны быть отражены:
Кафедра заполняет таблицу Приложение 2 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой». Показать наличие по дисциплинам кафедры учебников и учебных пособий внешних издательств, имеющимся в библиотеке университета. Также в таблице указать к какому виду занятий относится данный учебник или учебное пособие: лекции, лабораторные или практические занятия, курсовая работа, курсовой проект, самостоятельная работа студентов (РГЗ) и т.п., указать наибольшее количество студентов в семестре, изучающих данную дисциплину. Проводится анализ обеспеченности образовательного процесса учебной литературой (фактическое состояние и соответствия требованиям, указать причины недостатка учебной литературы, задачи по обеспеченности студентов учебной литературой на следующий год и перспективу и т.п.). К учебной литературе относится учебный фонд, сформированный в соответствии с учебными планами и рабочими программами дисциплин и нормами.
Кафедра заполняет таблицы Приложение 3 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями (изданные преподавателями кафедры, в т.ч. с грифами)» и Приложение 4 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса методическими указаниями (внутривузовские издания)». Показать наличие по дисциплинам кафедры учебных пособий и методических указаний, имеющихся в библиотеке БГТУ им. В.Г.Шухова и/или на кафедре. Указать к какому виду занятий относится: лекции, лабораторные или практические занятия, курсовая работа, курсовой проект, самостоятельная работа студентов (РГЗ) и т.д. и наибольшее количество студентов в семестре, изучающих данную дисциплину. Для учебного пособия, имеющего гриф УМО, НМС, Минобрнауки России, другие грифы федеральных органов исполнительной власти и др., указать дату (год) присвоения и вид грифа. Провести анализ обеспеченности образовательного процесса по дисциплинам, закрепленным за кафедрой учебными пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями и сотрудниками кафедры в университете за последние 10 лет (фактическое состояние и соответствия требованиям, указать причины недостатка литературы, задачи по обеспеченности студентов литературой данного вида на следующий год и перспективу и т.п.) (2012 г – планирование).
Кафедра заполняет таблицы: Приложение 5 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса электронными учебными пособиями и другими методическими разработками» и Приложения 6 «Сведения об оснащенности учебного процесса программными продуктами и базами данных учебно-научного назначения». Указать по дисциплинам кафедры только электронные учебные пособия и др. методические разработки, имеющие государственную регистрацию и/или в фонде алгоритмов и программ БГТУ им. В.Г. Шухова (на сайте университета http://soft.intbel.ru), имеющиеся в библиотеке университета и/или на кафедре При наличии рецензии государственного учреждения, уполномоченного Минобрнауки России, грифа (УМО, НМС, другие грифы федеральных органов исполнительной власти и др.) указать его вид и дату (год) присвоения. Указать также к какому виду занятий относится: лекции, лабораторные или практические занятия, курсовая работа, курсовой проект, самостоятельная работа студентов (РГЗ) и т.д. и наибольшее количество студентов в семестре, изучающих дисциплину. Провести анализ обеспеченности образовательного процесса электронными учебными пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями и сотрудниками кафедры за последние 10 лет (фактическое состояние и соответствия требованиям, задачи по обеспеченности студентов литературой данного вида на следующий год и перспективу и т.п.). Указываются программные продукты и базы данных, имеющиеся и использующиеся в учебном процессе; а также инструктивно-методические материалы, в т.ч. разработанные сотрудниками кафедры.
Качество реализации содержания ООП выявляется через организацию учебного процесса. Анализируются соответствие расписания занятий учебному плану, организация самостоятельной работы студентов, реализация практической подготовки студентов, использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса. Анализ проводится по следующим позициям:
В портал кафедры по каждой дисциплине заложен (возможно) следующий методический материал:
В тексте Отчета дается общая характеристика лабораторно-учебной базы с указанием наиболее значимого оборудования, приобретенного за период с 2008 г. Состояние материально-технической базы оценивается по следующим показателям:
По дисциплинам кафедры проводится анализ обеспеченности образовательного процесса специализированными аудиториями, кабинетами, лабораториями, компьютерными классами и др. Кафедра заполняет таблицу по самообследованию Приложение 8 «Сведения об оснащенности лабораториями, кабинетами и оборудованием учебно-научного назначения». Таблица заполняется по дисциплинам кафедры: наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и др. с перечнем основного оборудования; загруженность специализированного дорогостоящего оборудования учебной и научной работой. При проведении занятий в компьютерном классе, указать аппаратное и программное обеспечение, использовать данные таблицы Приложения 6 «Сведения об оснащенности учебного процесса программными продуктами и базами данных учебно-научного назначения».
Особое внимание необходимо обратить на качество организации практической подготовки студентов:
Проводятся анализ организации самостоятельной работы студентов ее эффективные формы и контроль; организация выполнения курсовых работ и проектов и т.п. Необходимо охарактеризовать:
Дать оценку, реализуемой на кафедре концепции организации самостоятельной работы и ее эффективность.
Указать достаточность количества текущих форм контроля студентов и их соответствие ГОС, уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля
В тексте приводится анализ контингента аспирантов (по формам обучения), количество окончивших аспирантуру, количество защитившихся в срок до одного года после завершения обучения. Докторантура (указать защитившихся, темы диссертаций, научные специальности)
Качество образования характеризуется применением в учебном процессе сведений, полученных в процессе научной работы преподавателя, поэтому в число показателей необходимо включить:
Показать динамику по годам (2008 – 2012 гг.) выполнения ФЦП, АВЦП, НИР по ЕЗН, НТП, грантам, хозяйственным договорам (по объемам финансирования и количеству тем). В анализе указать:
Кроме объемов финансирования и качественного описания направлений исследования, в анализе указать:
В анализе отметить:
Эффективность проводимой научно-исследовательской работы (издание научной и учебной литературы, активность в патентно-лицензионной работе). Показать динамику публикаций статей, монографий по годам (2008 – 2012 гг.) с разбивкой по материалам, опубликованным:
В анализе указать: – количество статей по: – фундаментальным исследованиям; – прикладным исследованиям и НИОКР; – соответствие: – приоритетным направлениям развития науки и техники; – критическим технологиям; – участие студентов в совместных публикациях.
Показать динамику по годам (2008 – 2012 гг.) проектов, реализованных в инновационных структурах, заполнить таблицу Приложение 11 «Сведения об инновационной деятельности».
Проведение научно-методических конференций. Участие в международных, российских, региональных выставках и конференциях, показать динамику по годам (2008 – 2012 гг.) с анализом:
В анализе следует отметить характер докладов:
Характеризуется:
Кафедра заполняет таблицу Приложение 13 «Сведения о профессорско-преподавательском составе». В таблицу заносятся по дисциплинам кафедры данные о преподавателях. В случае, когда одну и ту же дисциплину преподают несколько преподавателей (например, лекции читает один, а другой (или несколько) ведет иные виды занятий (практические, лабораторные, семинары, КР, КП и т.п.)) указывать всех. По каждому преподавателю необходимо заполнить:
Проводится анализ качественного состава ППС (фактическое состояние и соответствия требованиям, указать причины несоответствия требования, задачи по повышению профессионального уровня кадрового состава кафедры на следующий год, ближайшую перспективу и т.д.).
Кафедра анализирует результаты тестирования по дисциплинам, закрепленным за кафедрой за период 2008 – 2012 гг. Анализ проводится на основе аналитических материалов федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО). Материалы находятся в методическом кабинете.
При наличии замечаний и недостатков по результатам комплексной оценки деятельности в 2007 году приводятся сведения о мероприятиях по устранению недостатков, отмеченных в отчете по самообследованию, справке эксперта, в заключении по результатам экспертизы вуза. Выводы Основные достижения кафедры за период 2008 – 2012 гг. г. В тексте Отчета кратко зафиксировать главные достижения и основные недостатки и проблемы в подготовке специалистов. Приложения
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рекомендации и формы по проведению самообследования специальностей (направлений) подготовки») | Рекомендации по проведению самообследования Российской Федерации, решением Ученого совета Университета от 29. 10. 2007 «Об эксперименте по переходу на рейтинговую систему в... | ||
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Разработанная Институтом Программа самообследования деятельности... Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Министерства образования и науки Российской... | Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | ||
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост.... | Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | ||
«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников | Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | ||
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием... | Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | ||
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | Методические рекомендации по организации и проведению праздничных... Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической... |