СПРАВКА
О региональном плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» По итогам состоявшегося 4 декабря 2012 года совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал перечень поручений от 22.12.2012 № Пр-3411:
- Правительству Российской Федерации – обеспечить принятие «дорожных карт» изменений в отраслях бюджетной сферы, в которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотреть повышение средней заработной платы работников, а также структурные преобразования, направленные на повышение качества услуг, предоставляемых населению;
- федеральным органам исполнительной власти – обеспечить методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных «дорожных карт» в установленных сферах, включая целевые показатели и индикаторы;
- субъектам Российской Федерации – обеспечить принятие региональных «дорожных карт» изменений в отраслях бюджетной сферы, в которых также предусмотреть повышение средней заработной платы работников и структурные преобразования, направленные на повышение качества услуг, предоставляемых населению, отразив в них целевые показатели и индикаторы по достижению ориентиров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». План состоит из 6 разделов, отражающих изменения на период до 2018 года в сферах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, в сферах профессиональной подготовки, среднего и высшего профессионального образования, а также науки и технологий. Изменения в каждой сфере соотнесены с этапами перехода к эффективному контракту.
В соответствии с федеральным планом и с учетом рекомендаций Минобрнауки России Министерством образования и науки Камчатского края разработан План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Камчатского края».
Региональный план включает 5 разделов:
1) изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту;
2) изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту;
3) изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту;
4) изменения в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту;
5) финансовое обеспечение мероприятий Дорожной карты «Изменения в сфере образования Камчатского края».
Наличие раздела, содержащего финансовое обеспечение мероприятий, отличает региональные «дорожные карты» от федеральной.
Каждый из разделов «дорожной карты» «Изменения в сфере образования Камчатского края» состоит из 5 частей:
1) основные направления;
2) ожидаемые результаты;
3) основные количественные характеристики;
4) мероприятия по повышению эффективности и качества услуг, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту;
5) показатели повышения эффективности и качества услуг, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.
Во всех разделах мероприятия связаны с реализацией указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и № 599. I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.
Мероприятия данного раздела «дорожной карты» выстроены в соответствии с Региональной поэтапной программой («дорожной картой») по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения в Камчатском крае, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 01.03.2013 № 82-РП, и включают:
- реализацию краевых и муниципальных программ (проектов) развития дошкольного образования;
- создание дополнительных мест в государственных и муниципальных образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
- обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения.
Следует отметить, что «дорожная карта» «Изменения в сфере образования Камчатского края» предусматривает не только мероприятия по ликвидации существующей очереди на места в детских садах, но и строительство новых детских садов в связи с выводом из эксплуатации ветхих дошкольных учреждений и переводом детей из групп кратковременного пребывания в группы полного дня.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования в Камчатском крае включает в себя:
- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
- кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
- апробацию и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании в Камчатском крае включает в себя разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного образования.
При этом эффективность деятельности руководителя во всех сферах образования (дошкольном, общем, дополнительном и профессиональном) ставится в прямую зависимость от показателей качества предоставляемых организацией государственных (муниципальных) услуг. Также в мероприятиях по введению эффективного контракта во всех сферах образования предусмотрено их информационное и мониторинговое сопровождение.
Реализация мероприятий «дорожной карты» позволит обеспечить к 2018 году охват 83,8% детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования. К концу 2013 года будет ликвидирована очередь в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Будет введена оценка деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.
Введение эффективного контракта будет сопровождаться обновлением кадрового состава и привлечением молодых педагогов для работы в дошкольном образовании в Камчатском крае.
Отдельные количественные характеристики системы дошкольного образования представлены в диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Отдельные показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования в Камчатском крае, включенные в «дорожную карту», представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Наименование
показателя
| 2013 год
| 2014 год
| 2015 год
| 2016 год
| 2017 год
| 2018 год
| Отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе (процентов)
| 90
| 100
| 100
| 100
| 100
| 100
| Удельный вес муниципальных образований в Камчатском крае, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования (процентов)
| 0
| 60
| 100
| 100
| 100
| 100
| Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании в Камчатском крае (процентов)
| 100
| 100
| 100
| 100
| 100
| 100
|
II. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.
Данный раздел «дорожной карты» непосредственно связан с реализацией Плана действий по модернизации общего образования в Камчатском крае на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Камчатского края от 20.10.2010 № 512-РП.
Основные направления:
1) обеспечение достижения камчатскими школьниками новых образовательных результатов, включая:
- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов;
- формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников;
- методическое сопровождение разработки (корректировки) основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом образовательных достижений школьников;
- подготовку современных педагогических кадров.
2) обеспечение равного доступа к качественному образованию в Камчатском крае, включая:
- разработку и внедрение региональной системы оценки качества общего образования;
- разработку и реализацию комплекса мероприятий по поддержке школ, работающих в сложных социальных условиях.
3) переход на эффективный контракт с руководителями и педагогическими работниками организаций общего образования в Камчатском крае.
Отдельные количественные характеристики системы общего образования представлены в диаграммах 3 и 4.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Отдельные показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования в Камчатском крае представлены в таблице 2. Таблица 2.
Наименование показателя
| 2013 год
| 2014 год
| 2015 год
| 2016 год
| 2017 год
| 2018 год
| Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ (процентов)
| 1,82
| 1,81
| 1,80
| 1,79
| 1,78
| 1,77
| Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в Камчатском крае (процентов)
| 100
| 100
| 100
| 100
| 100
| 100
| Удельный вес муниципальных образований в Камчатском крае, в которых оценка деятельности общеобразовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций общего образования (процентов)
| 0
| 60
| 100
| 100
| 100
| 100
|
III. Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.
Основным ожидаемым результатом реализации мероприятий, предусмотренных данным разделом «дорожной карты», является охват не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования, в том числе 50% из них – за счёт бюджетных средств.
Планируется также достижение и других показателей повышения эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей в Камчатском крае, представленных в таблице 3.
Таблица 3.
Наименование показателя
| 2013 год
| 2014 год
| 2015 год
| 2016 год
| 2017 год
| 2018 год
| Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (процентов)
| 35,7
| 38,5
| 40,1
| 42,3
| 43,1
| 44,0
| Отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных и муниципальных организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате по экономике в Камчатском крае (процентов)
| 75
| 80
| 85
| 90
| 95
| 100
| Удельный вес муниципальных образований в Камчатском крае, в которых оценка деятельности организаций дополнительного образования детей, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей (процентов)
| 0
| 60
| 100
| 100
| 100
| 100
|
Достижение указанных выше показателей будет обеспечено в результате реализации комплекса мероприятий, включающего:
1) расширение потенциала системы дополнительного образования детей в Камчатском крае через:
- разработку и реализацию программ (проектов) развития дополнительного образования детей;
- совершенствование финансово-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
- методическое сопровождение разработки и распространения наиболее эффективных муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
- создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
- разработку и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей;
2) создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению в рамках реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
3) введение эффективного контракта в дополнительном образовании. IV. Изменения в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту.
Важнейшими результатами реализации мероприятий «дорожной карты» в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования должны стать:
1) функционирование сети организаций, построенной с учетом удовлетворения региональной потребности в квалифицированных работниках;
2) обновление кадрового состава профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
3) увеличение доли выпускников организаций среднего профессионального образования, трудоустраивающихся по полученной специальности;
4) введение эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования предусматривает.
Основные количественные характеристики данной сферы представлены в диаграмме 5.
Диаграмма 5.
Ставится задача достижения показателей повышения эффективности и качества услуг в сфере среднего профессионального образования, представленных в таблице 4.
Таблица 4.
Наименование показателя
| 2013 год
| 2014 год
| 2015 год
| 2016 год
| 2017 год
| 2018 год
| Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности (процентов)
| 44,4
| 46,7
| 48,9
| 51,1
| 53,3
| 55,6
| Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций к средней заработной плате в Камчатском крае (процентов)
| 75
| 80
| 85
| 90
| 95
| 100
|
Основными направлениями данного раздела «дорожной карты» являются:
1) укрепление потенциала системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования и ее инвестиционной привлекательности в Камчатском крае через:
- мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
- создание многофункционального центра прикладных квалификаций;
- нормативно-правовое и методическое сопровождение сетевых форм организации образовательных программ.
2) повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования в Камчатском крае, включающее:
- разработку и внедрение системы оценки качества услуг профессиональной подготовки и среднего профессионального образования;
- формирование новых принципов распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
3) внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями, педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. V. Финансовое обеспечение мероприятий Дорожной карты «Изменения в сфере образования Камчатского края».
В соответствии с рекомендациями Минобрнауки России в «дорожную карту» «Изменения в сфере образования Камчатского края» включен раздел, отражающий объем средств, предусмотренных в консолидированном бюджете Камчатского края на реализацию мероприятий «дорожной карты» в 2013-2015 годах, а также потребность в финансовых средствах на 2016-2018 годы.
Все указанные в данном разделе финансовые средства можно разделить на 3 группы:
1) средства, предусмотренные в долгосрочных краевых целевых программах;
2) средства, предусмотренные в государственном задании подведомственным образовательным учреждениям;
3) дополнительные расходы на повышение оплаты труда педагогических работников в соответствии с поставленными задачами по достижению определенного уровня заработной платы работников различных типов образовательных учреждений.
К показателям данного раздела «дорожной карты» представлено финансово-экономическое обоснование с расчетами, произведенными на базе первичных данных о числе работников, формуле расчета и итоговых данных.
Финансовые показатели «дорожной карты» и подходы к их расчетам согласованы с Министерством финансов Камчатского края.
В настоящее время «дорожная карта» «Изменения в сфере образования Камчатского края» проходит согласование в Минобрнауки России. После ее утверждения будет проведена актуализация Стратегии развития образования Камчатского края на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 14.10.2010 № 495-РП, с учетом показателей повышения эффективности и качества услуг, утвержденных в «дорожной карте».
|