Пояснительная записка
к рабочей программе учебного курса основного общего образования по обществознанию 6 – 7 классов. Рабочая программа создана на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). 6-9 классы. М.: Дрофа, 2007 г.
Количество часов по темам носит примерный характер.
Количество часов в неделю -1
Количество часов в год – 35
Рабочая программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (VI кл.) имеет преимущественно пропедевтический характер и связан с проблемами социализации младших подростков.на этом этапе необходимо обеспечить преемственность с курсом «Окружающий мир», изучаемым в начальной школе.
Второй этап (VII – IX) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты, прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Результаты изучения курса Обществознание полностью соответствуют стандарту. Содержание программы учебного курса. 6 класс
Глава 1- Человек – 8 час. Глава 4 – Труд – 4 час.
Глава 2 – Семья - 5 час. Глава 5 – Родина – 6 час.
Глава 3 – Школа – 4 час. Глава 6 - Добродетели – 6 час.
По одному уроку отводится на введение и итоговое повторение. Итого 35 часов. 7 класс
Глава 1 – Человек среди людей – 5 час. Глава 3 – Человек и экономика – 12 час.
Глава 2 – Человек и закон – 11 час. Глава 4 – Человек и природа – 5 час.
По одному уроку отводится на введение и итоговое повторение. Итого 35 часов. 6 класс
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
| Тема, основное содержание
| Кол-во часов
| Тип урока или форма и вид деят-ти
| Требования к уровню подготовки уч-ся (результат)
| Вид контроля(измери-тели)
| Элемен-ты доп. содержания
| Дата проведения
| П.
| Ф.
| 1.
| Введение. Как работать с учебником.
| 1
| Урок изучения нового
| Развивать навыки работы с книгой
| вопросы
|
|
|
|
| Человек.
| 8
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Цели и ценность человеческой жизни. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Наследственность, инстинкты, мышление
| 1
| Урок изучения нового
| Понимать социальные свойства человека
| вопросы
|
|
|
| 3.
| Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Личность
| 1
| Комбинированный урок
| Описывать человека как социально –деятельное существо
| Сочинение -эссе
|
|
|
| 4.
| Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Отрочество, эрудиция
| 1
| Комбинированный урок
| Усваивать новую учеб-ную инфор-мацию, при-менять её
| вопросы
|
|
|
| 5.
| Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
| 2
| Комбинированный урок
| Понимать социальные свойства человека
| Вопросы, задания
|
|
|
| 6.
| Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из самых основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Деятельность
| 1
| Комбинированный урок
| Понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей
| Вопросы, задания
|
|
|
| 7.
| Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Умозаключение, суждение, эмоции
| 1
| Комбинированный урок
| Развивать умение ра-боты с тек-стом учеб-ника, други-ми его ком-понентами
| Вопросы, задания
|
|
|
| 8.
| Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Применять полученную информацию в практи-ческой деят-ти
| Решение практических задач
|
|
|
|
| Семья.
| 5
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребёнка. Виды семей. Отношения между поколениями. Семья, двухпоколенные семьи, трёхпоколенные семьи, неполные семьи, нравственный авторитет
| 2
| Урок изучения нового
| Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки
| Вопросы, задания
|
|
|
| 10.
| Семейное хозяйство. Заботы членов семей. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Экономика
| 1
| Комбинированный урок
| Уметь описывать основные социальные роли
| Вопросы, задания
|
|
|
| 11.
| Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Здоровый образ жизни
| 1
| Комбинированный урок
| Применять полученную информацию в практи-ческой деят-ти
| Вопросы, задания
|
|
|
| 12.
| Урок –практикум по главе «Семья».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Исп-ть при-обретённые знания и умения в практической деятельно-сти
| сообщение
|
|
|
|
| Школа.
| 5
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учёба – основной труд школьника. Умение учиться. Начальное образование, основная школа, начальная школа
| 2
| Урок изучения нового
| Знать хара-терные чер-ты и призна-ки основных социальных институтов общества
| Вопросы, задания
|
|
|
| 14.
| Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
| 2
| Комбинированный урок
| Понимать содержание и значение социальных норм, регу-лирующих общ-ные отношения
| таблица
|
|
|
| 15.
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Решать практические задачи
| задания
|
|
|
|
| Труд.
| 4
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Услуги, благотворительность, заработная плата, меценатство
| 1
| Урок изучения нового
| Исп-ть при-обретённые знания в практической деят-ти
| Вопросы, задания
|
|
|
| 17.
| Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
| 1
| Комбинированный урок
| Уметь описывать человека как социально-деятельное существо
| Вопросы, задания
|
|
|
| 18.
| На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
| 1
| Комбинированный урок
| Уметь при-водить при-меры деят-ти людей в различных сферах
| рисунок
|
|
|
| 19.
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Решать поз-навательные задачи в рамках изученной темы
| Пословицы, пого-ворки
|
|
|
|
| Родина.
| 6
|
|
|
|
|
|
| 20.
| Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриотизма. Субъекты РФ, федеративное государство, патриотизм
| 2
| Урок изучения нового
| Развивать умение ра-боты с тек-стом учеб-ника, други-ми его ком-понентами
| Вопросы, задания
|
|
|
| 21.
| Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
| 1
| Комбинированный урок
| Уметь осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
| Вопросы, задания
|
|
|
| 22.
| Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Гражданин, выборы, референдум
| 1
| Комбинированный урок
| Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм
| Вопросы, задания
|
|
|
| 23.
| Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Конституция России, национальность
| 1
| Комбинированный урок
| Формулировать собстве-нные оцено-чные сужде-ния о совре-менном обществе
| Подготовка к практикуму
|
|
|
| 24.
| Практикум по главе «Родина».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Исп-ть при-обретённые знания в практической деят-ти
| Составление правил
|
|
|
|
| Добродетели.
| 5
|
|
|
|
|
|
| 25.
| Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Мораль
| 1
| Урок изучения нового
| Оценивать собственныедействия и действия других лю-дей с точки зрения нрав-ственности
| Вопросы, задания
|
|
|
| 26.
| Быть смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Терпеть, терпеливый
| 1
| Комбинированный урок
| Разрешать конфликтные ситуации в реальной жизни
| Вопросы, задания
|
|
|
| 27.
| Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Гуманизм, нравственные заповеди
| 2
| Комбинированный урок
| Оценивать поведение людей с точ-ки зрения соц. норм
| Вопросы, задания
|
|
|
| 28.
| Обобщающий урок по теме «Добродетели».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Решать познавательные задачи
| Разработать правила
|
|
|
| 29.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Путешествие в мир знаний об обществе».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Использовать приобретё-нные знания и умения в повседневной жизни и практ. дет-ти
|
|
|
|
|
Итого: 35 часов Учебно – методические средства обучения.
Учебник «Обществоведение» под ред.: Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М.: «Просвещение» 2008 год
Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание.6 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: «Просвещение», 2009.
Конституция РФ.
7 класс Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
| Тема, основное содержание, понятия и термины
| Кол – во часов
| Тип урока или форма и вид деят-ти
| Требования к уровню подготовки уч-ся (результат)
| Вид контроля, измерители
| Элементы доп. содержания
|
|
|
| Введение. Как работать с учебником.
|
| Урок изучения нового
| Работать со справочным аппаратом учебника
| вопросы
|
|
|
|
| Человек и другие люди.
| 5
|
|
|
|
|
|
|
| Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Межличностные отношения, симпатия, антипатия, стереотип, деловые и личные отношения.
| 1
| Урок изучения нового
| Развивать умение рабо-тать с текс-том учебни-ка, его ком-понентами
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Лидер, Санкции, групповые нормы
| 1
| Комбинированный урок
| Развивать ответственность уч-ся за свои поступки
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Потребности
| 1
| Комбинированный урок
| Понимать социальные свойства че-ловека, его взаимодействие с др. людьми
| Вопрос, задания
|
|
|
|
| Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Конфликты, инцидент
| 1
| Комбинированный урок
| Уметь разрешать конфликтные ситуации
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Человек и другие люди».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Исп –ть приобретённые знания и умения в повседневной жизни
| Решение задач
|
|
|
|
| Человек и закон.
| 11
|
|
|
|
|
|
|
| Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета, и хорошие манеры. Социальные нормы, обычаи ритуалы, обряды, церемонии, этикет, манеры
| 1
| Урок изучения нового
| Знать содер-жание и зна-чение соц. норм, регу-лирующих общест - е отношения
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
| 2
| Комбинированный урок
| Оценивать поведение людей с точки зрения соц. норм
| Задания и вопросы
|
|
|
|
| Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Закон
| 2
| Комбинированный урок
| Знать содер-жание и зна-чение соц. норм, регу-лирующих общест - е отношения
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно – правовая защита жертв войны. Регулярная армия, военкомат, Военная присяга.
| 1
| Комбинированный урок
| Воспитание патриотизма, выполнение гражданских обязанностей
| сообщения
|
|
|
|
| Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Дисциплина, самоконтроль
| 1
| Комбинированный урок
| Оценивать поведение людей с точки зрения соц. норм
| Разработка правил
|
|
|
|
| Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
| 1
| Комбинированный урок
| Формировать уважение к закону
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношение органов власти и граждан. Адвокат, нотариус, лицензия, презумпция невиновности
| 2
| Комбинированный урок
| Формировать представление о деят-ти правоохранительных органов
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Человек и закон».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Исп –ть приобретённые знания и умения в повседневной жизни
| сообщения
|
|
|
|
| Человек и экономика.
| 12
|
|
|
|
|
|
|
| Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители. Натуральное хозяйство, производительность труда, производитель, потребитель, ресурсы, экономика.
| 2
| Урок изучения нового
| Знать рацио-нальные мо-дели поведе-ния в экон-кой сфере жизни и деят-ти
| Задания, вопросы
|
|
|
|
| Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Квалификация, заработная плата
| 1
| Комбинированный урок
| Оценивать поведение людей с точ-ки зрения экономической рациона-льности
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Выручка и прибыль производителя. Прибыль, выручка, капитал
| 2
| Комбинированный урок
| Освоение уч-ся рациона-льной моде-ли поведения в сфере производства
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Бизнес, экономический продукт, кредит, акционерное общество, акции
| 2
| Комбинированный урок
| Освоение уч-ся рациона-льной моде-ли поведения в сфере производства
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Рынок, товар, торговля, ассортимент, цена товара
| 1
| Комбинированный урок
| Знать харак-терные чер-ты и призна-ки основных сфер жизни общества
| реклама
|
|
|
|
| Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Эквивалент, банкноты, кредитная карточка, ассигнации, номинал
| 1
| Комбинированный урок
| Развивать умение рабо-тать с текс-том учебни-ка, его ком-понентами
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения хозяйства. Личное подсобное хозяйство, рантье, семейный бюджет
| 2
| Комбинированный урок
| Оценивать собственные действия и действия др. людей с точ-ки зрения экон –ой рациональности
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Обобщающий урок по теме «Человек и экономика».
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Исп –ть приобретённые знания и умения в повседневной жизни
| Практические задачи
|
|
|
|
| Человек и природа.
| 5
|
|
|
|
|
|
|
| Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
| 1
| Урок изучения нового
| Уметь нахо-дить доказа-тельства, сравнивать свою и чужие точки зрения
| сообщения
|
|
|
|
| Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека. Браконьер, экологическая мораль
| 1
| Комбинированный урок
| Приводить примеры деят – ти людей в различных сферах
| сообщения
|
|
|
|
| Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в правоохранительной деятельности.
| 1
| Комбинированный урок
| Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм
| Вопросы, задания
|
|
|
|
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Основы обществознания»
| 1
| Урок обо-бщения и систематизации знаний
| Исп –ть приобретённые знания и умения в повседневной жизни
| Познавательные и практические задачи
|
|
|
|
Итого: 35 часов Учебно - методические средства обучения.
Учебник «Обществознание» для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2009 год
Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений под ред. Л.Ф.Ивановой; М.: Просвещение, 2010.
|