Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск





Скачать 231.5 Kb.
НазваниеТ. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск
Дата публикации04.09.2014
Размер231.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
Рынок труда Карелии в посткризисный период
Т.М. Шумилова
Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск
Е-mail: TMShumilova@czrk.onego.ru
В 2010 году последствия экономического кризиса продолжали сказываться на рынке труда. В республике сохранялся высокий уровень общей и регистрируемой безработицы, который никак не свидетельствовал об улучшении ситуации в целом.

По данным выборочных обследований населения по проблеме занятости в Карелии в среднем за май-июль 2010 года, 34,5 тыс. чел. не имели какого-либо занятия, но продолжали активно его искать. Уровень общей безработицы (рассчитанный согласно методологии Международной организацией труда) в среднем за этот период 2010 года составил 9,2% экономически активного населения.


Диаграмма 1. Численность и процент общей безработицы к ЭАН в 2005-2010 годах по Республике Карелия
Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет*
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости
в среднем за май-июль 2010г.)





Экономи-
чески
активное
население,
тыс.
человек


В том числе

Уровень экономи-
ческой
актинос-ти населе-ния, в %


Уровень занятос-ти,
в %


Уровень безрабо-
тицы,
в %


занятые

безра-
ботные


Российская Федерация

76075,9

70703,9

5372,0

68,3

63,5

7,1

Северо-Западный
федеральный округ


7582,0

7140,9

441,2

70,8

66,7

5,8

Республика Карелия

375,0

340,5

34,5

68,8

62,5

9,2

Республика Коми

544,2

489,3

54,9

71,0

63,8

10,1

Apxaнгельская область

669,4

624,2

45,2

67,3

62,8

6,7

в том числе
Ненецкий авт.округ

22,4

21,3

1,1

69,9

66,5

4,9

Вологодская область

663,7

612,6

51,1

70,2

64,8

7,7

Калининградская область

531,0

467,4

63,6

70,8

62,3

12,0

Ленинградская область

937,4

887,0

50,3

71,7

67,9

5,4

Мурманская область

523,2

483,8

39,4

75,8

70,1

7,5

Новгородская область

338,9

325,3

13,6

67,7

64,9

4,0

Псковская область

360,5

328,2

32,3

66,6

60,7

8,9

г.Санкт-Петербург

2638,8

2582,6

56,2

71,9

70,3

2,1


* Источник. Федеральная служба государственной статистики.
По состоянию на 1 сентября 2010г. численность безработных граждан составила 9716 чел. или 2,6% экономически активного населения (на 1 января 2010г. – 14052 чел. и 3,7% ).

Уровень регистрируемой безработицы и напряженность на рынке рабочей силы по субъектам Северо-Западного федерального округа

по состоянию на 1.09.2010 года





Отношение численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, к численности экономически активного населения, в %

Численность незанятых граждан, зарегистри-рованных в Службе занятости, в расчете на одну вакансию, чел./вак.




По состоянию на 1.09.2010

Российская Федерация

2,3

1,5

Северо-Западный
федеральный округ


1,6

1,1

Республика Карелия

2,6

2,3

Республика Коми

2,3

1,6

Apxaнгельская область

2,3

1,4

Вологодская область

2,6

1,6

Калининградская область

2,6

2,4

Ленинградская область

0,7

0,5

Мурманская область

2,5

2,2

Новгородская область

1,7

0,9

Псковская область

2,2

1,5

г. Санкт-Петербург

0,7

0,7

Ненецкий авт.округ

3,4

5,6


По данным государственной службы занятости, в сфере деятельности которой находится только официальная часть открытого рынка труда, среднемесячная численность зарегистрированных безработных граждан в январе-августе 2010 года составила 13,6 тыс. чел., или 3,6% к ЭАН (за январь-август 2009 года – 12,5 тыс. чел. и 3,3 % соответственно).

Под влиянием кризисных процессов, приведших к сокращению рабочих мест в производственной сфере и росту вакансий с неудовлетворительными условиями и низкой оплатой труда в 2009-2010 годах, обострилась конкуренция за право эффективно работать и получать достойную зарплату. Одновременно выявились проблемы и трудности с трудоустройством инвалидов, выпускников образовательных учреждений, женщин, имеющих детей (до 3-х лет). У жителей моногородов, а также безработных с длительными сроками незанятости и граждан впервые ищущих работу, уменьшились шансы быть интегрированными в региональный рынок труда.

В сложившихся условиях люди стали действовать жестче. Исходя из текущей конъюнктуры и спроса, они начали видеть необходимость своей внутренней активности, понимать, что от их решимости, смелости, целенаправленности зависит не только их будущее, но и будущее их семей. Правила рыночной экономики заставляли граждан менять представление о жизни и более активно добиваться желаемых результатов и выгоды.

Сегодня в обществе идет поиск альтернатив, выявление нереализованных, скрытых возможностей, в которых нуждается региональная экономика. Эти возможности тесно связаны с ростом профессионализма, квалификации, конкурентоспособности. Говоря о базовых компетенциях современника, которые влияют на формирование его поведения, следует также учитывать и способности к предпринимательству и лидерству. Важны и возможности самоорганизации и самообразования, информационность, коммуникативность и др. Во многом поведение людей вызывается обстановкой и условиям нашего времени, ибо сама жизнь обостряет индивидуализм и потребительскую мораль, актуализирует мотивы и смысл поведения подавляющей части экономически активного населения. В век глобализации, компьютеризации и Интернета предприимчивость, генерирование новых идей и инноваций, их практическая реализация выступают главной мотивацией в устремлениях молодого поколения. Молодежь желает участвовать в глобальных процессах современности.

В связи с этим в обществе все настойчивее пропагандируются идеи о модернизации, технологическом рывке и перевооружении производства, структурных сдвигах в экономике, ее диверсифицировании, изменении характера подготовки людей и самой системы образования, что должно изменить или улучшить повседневную жизнь людей. И молодежь откликается на призывы к перестройке экономики и перевооружению производства. Способности и компетенции молодых, плюс их эрудированность, инициативность, трудолюбие вместе с поиском по истине революционных идей и готовность менять мир вокруг себя представляют огромную важность для развития экономической и общественной среды. В перспективных, творческих и успешных молодых людях, ориентированных на использование и производство новых IT технологий и рыночные услуги, особенно нуждается высокотехнологичная сфера рыночного хозяйства.

Сегодняшние разговоры о модернизации неслучайны. Они связаны с той опасностью и огромными рисками в экономическом развитии, которые уже выявились в ходе кризиса. Производительность труда в российской экономике остаётся на уровне 15–20 процентов от показателя развитых стран. И никаких свидетельств изменения ситуации не наблюдается. Производительность в России не растёт, она стагнирует, отмечает Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. По его словам, общий уровень развития экономики и относительно примитивные производственные технологии – две главные объективные причины низкой производительности труда в России.

В стране в целом, как и в республике еще не созданы условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда, для развития производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости или инновационных проектов [1]. Отечественная экономика, основанная на развитии сырьевых отраслей, унаследованных с эпохи индустриализации, оказалась более уязвимой и зависимой от конъюнктуры сырьевых рынков. Работа промышленности на устаревшем оборудовании, доставшемся от советских времен, не дает необходимых темпов роста, компенсирующих их падение в кризисном 2009 году.

Власть и сами граждане приходят к пониманию важности технологической модернизации. Президент Дмитрий Медведев на встрече с представителями общественных, академических и деловых кругов США заявил: «Россия должна стать одним из лидеров инновационного развития. Мы повысим энергоэффективность во всех сферах экономики, чтобы с максимальной отдачей использовать те природные ресурсы, которыми так богата наша страна. Основное число рабочих мест будет создаваться в высокотехнологичных отраслях и в сфере интеллектуальных и иных услуг. Большая часть экономического роста будет обеспечена за счёт модернизации и повсеместного внедрения инноваций» [2].

Безусловно, масштабная технологическая модернизация требует ускоренного создания у нас нового так называемого «креативного класса». Речь идет о талантливых учёных, инженерах, предпринимателях, управленцах, которые способны не только инициировать новые проекты, но и способны создавать и предлагать новые продукты, выводить их на рынок, осуществлять крупные модернизационные проекты и в производственной, и в социальной сферах [4]. Но осуществление этой задачи требует нового качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров, большего соответствия современных ресурсов труда нынешним и перспективным потребностям территориальных рынков труда. Только тесное сотрудничество с лидерами науки и бизнеса позволяет формировать компетенции, требуемые для модернизации в приоритетных отраслях, и тем самым ответить на вопрос, чему учить, указывает министр образования и науки Андрей Фурсенко [5]. Это предполагает изменение и технологий, и подходов к образованию. Имеется в виду формирование дееспособного профессионала, который умеет действовать в определённых профессиональных рамках, а не только обладает широкой эрудицией.

Происходящие перемены меняют взгляды и настроение жителей Карелии. Люди сознают, что нельзя вернуться назад или следовать прежним моделям развития. Движение в будущее может происходить в разных местах по-разному, иногда за счет уничтожения традиционных структур и создания чего-то совершенно нового.

Кризис продемонстрировал, что карельская экономика в условиях экспортной модели развития не способна, как прежде, справляться с колоссальными нагрузками по сохранению неэффективно работающих крупных и средних предприятий. Рост количества нерентабельных и убыточных организаций, уменьшение финансовых потоков в экономику и сокращение инвестиций в инфраструктуру, банкротство и реорганизация предприятий, консервация новых производственных мощностей, оптимизация бюджетной системы и др. причины лишь подтверждают данное обстоятельство. Поэтому в развитии республики, как показывает статистика, акценты все более смещаются с организации форм крупного хозяйствования на средние и мелкие производства.

Известно, что ранее закрытие ряда обрабатывающих производств на фоне развития предприятий сырьевой направленности или «первого передела» (металлургии), завоз дешевого импорта и торговля им, вместо внутреннего производства сократили масштабы традиционного промышленного сектора. В экономике произошло «очищение» от «непрофильных активов» в промышленности и других отраслях, обслуживающих сырьевой сектор.

В результате в 90-е годы в экономике Карелии как и России сократилась не одна тысяча рабочих мест, связанных с организацией обработки сырья, производства потребительских и промышленных товаров, созданием инфраструктурных объектов. Рабочие места, определяющие конкурентоспособность и уровень жизни населения, заместились тогда местами за счет развития новой рыночной экономики и сферы услуг.

В связи с закрытием наименее конкурентоспособных фирм и компаний в производственном секторе заметно сократился прием на работу новых и дополнительных сотрудников. Отток кадров c крупных и средних предприятий в эти годы превышал их приток. Лишь в 2008-2009 гг. масштаб выбытия излишней рабочей силы стал несколько падать по сравнению со всеми предшествующими годами.



Диаграмма 2. Движение рабочей силы в Карелии в 2000-2009 гг.

В последние два года помощь в поддержке занятости и другие экономические меры поддержки попавшим в кризис предприятиям со стороны государства оказались вполне действенными [1]. Выполняя функцию торможения кризисных процессов в экономике (особенно в обработке), в которой занято большое количество граждан, карельское правительство с помощью бюджетной системы, поддержало наиболее пострадавшие от кризиса предприятия. В результате перевода работников на режим неполной рабочей недели и ухода в административные отпуска, реализации антикризисных мер, связанных с организацией и субсидированием временного трудоустройства, а также стажировок в целях приобретения дополнительного опыта работы, опережающего профобучения и материальной поддержкой работников из числа занятых, находящихся под угрозой массового увольнения и безработных, удалось сохранить многие трудовые коллективы после окончания действия антикризисных мер и сдержать рост открытой безработицы в Карелии.
Таблица 1

Итоги реализации мероприятий Программы поддержки занятости населения в Республике Карелия в содействии работодателям и защите занятых работников в 2009-2010 гг., человек



Наименование мероприятий

программы

2009

2010

План

Факт

(январь-август)

Опережающее профессиональное обучение работников

719

457

55

Организация общественных работ

7228

0

0

Организация временного трудоустройства работников

2582

2395

2543

Организация стажировки выпускников

241

403

303

Содействие самозанятости безработных граждан

394

1200

967

ИТОГО

11186

4455

3868




Диаграмма 3. Распределение участников мероприятия по организации временного трудоустройства по видам экономической деятельности за январь-август 2010 года

Тем не менее, в 2009-2010 гг., несмотря на реализацию антикризисной политики, в том числе по содействию работодателям в защите занятости, меры и попытки стабилизировать/затормозить процессы выбытия работников с нерентабельных и неэффективных промышленных предприятий носили все же временный характер. У крупного и среднего предпринимательства все меньше оставалось возможностей удерживать убыточные «непрофильные» виды деятельности и занятых в них людей.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного Федеральной службой государственной статистики, в 2008г. в целом в экономике республики работало 351,4 тыс. человек, в 2009г. численность занятых сократилась до 337,8 тыс. человек. В среднем за 1 полугодие 2010 года занятых в экономике насчитывалось 335,7 тыс. чел. (оценка).

Как показывают данные Карелиястата, в последние годы, замещенные потребности реальной экономики в рабочей силе не росли, их объемы продолжали падать.
Таблица 2

Среднегодовая численность работников организаций (крупные, средние, мелкие предприятия) в 2007-2010 гг. , тыс. человек





2007

2008

2009

6 мес. 2010

Всего

248,8

238,8

234,3

230,5



Диаграмма 4. Доля работников организаций по видам экономической деятельности в общей среднегодовой численности в 2007-2010 гг.

Занятость в «непрофильных» сегментах экономики, в первую очередь в традиционном обрабатывающем секторе и инфраструктурных отраслях, которые не отвечали потребностям нынешней сырьевой модели экономики, уменьшалась.

Именно бывшие работники обрабатывающих производств, торговли, транспорта и связи, строительства, лесного хозяйства и другие составили большую часть в общей численности граждан, обратившихся в 2010 году за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости населения республики.

Диаграмма 5. Трудоустройство граждан, обратившихся в ЦЗН с целью поиска работы, и количество вакансий

По уточненным данным с момента введения еженедельного мониторинга в части предстоящих увольнений работников в связи с ликвидацией предприятий или сокращением численности или штата (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 года № 682) по состоянию на 15 сентября 2010 года, из 10661 работника, предполагаемого к высвобождению, уволены 8076 человек, из них безработными признаны 2950 человек.

Наиболее масштабное высвобождение в 2010 году запланировано в целлюлозно-бумажном производстве, на транспорте и связи, в сфере ЖКХ, социальной сфере (образование, здравоохранение), а также в сфере государственного управления.

По Программе создания рабочих мест на основе реализации инвестиционных проектов в 2010 году запланировано создание 1481 рабочего места. В 1 полугодии создано 633 рабочих места, из них 278 мест в сфере торговли. По оценкам отраслевых министерств до конца 2010 году, вероятно, не выполнят соответствующую Программу горная отрасль и лесной комплекс. Реализация большинства инвестиционных проектов в республике будет приостановлена, многие так и не выйдут на стадию реализации. Не ожидается и создание рабочих мест на водном и железнодорожном транспорте, на предприятиях связи и в других обрабатывающих производствах.

Заявленная работодателями потребность в рабочей силе в январе-августе 2010 года составила 20265 рабочих мест. По сравнению с анализируемым периодом прошлого года произошло снижение потребности в рабочей силе. Основной спрос на кадры составили вакансии по рабочим профессиям (79,8%). В сложившейся структуре кадрового спроса от работодателей, обратившихся в органы службы занятости, преобладали вакансии с неблагоприятными условиями и оплатой труда, из них 49,9% вакансий с заработком ниже величины прожиточного минимума. По состоянию на 1 сентября 2010 года в органах службы занятости зарегистрировано 4862 вакансии.

В планы большинства предприятий республики в 2010 году не входило создание дополнительных рабочих мест. Основная задача таких предприятий заключалась в том, чтобы остаться на плаву, сохранить прежние объемы производства. В целях снижения издержек многие из них шли на уменьшение размера заработной платы, что провоцировало добровольные увольнения работников. Эти процессы невольно сказывались на уменьшении занятых в промышленных производствах и даже в сырьевых отраслях и обслуживающих их видах деятельности.

Анализ причин увольнения работников, признанных безработными с начала года показал, что большинство безработных граждан прервали трудовые отношения по собственному желанию (48,0%), 20,3% - по истечению срока трудового договора, 9,8% - по расторжению трудового договора по соглашению сторон, 8,3% - в связи с сокращением штата и ликвидацией рабочего места, 3,4% - за нарушение трудовой дисциплины.

В 2010 году процессы высвобождения рабочей силы, хоть и в меньшей степени, чем выбытие работников по истечении срока трудового договора или по собственному желанию, оказывали влияние на отток рабочей силы с рынка труда в связи с потерей работы и ее перераспределение в другие сектора. Между тем перетек занятых между отраслями, более активный в 1990-е годы, сегодня почти остановился. Минимальные движения на рынке труда – как межотраслевые, так и территориальные свидетельствуют о крайне низкой мобильности рабочей силы.


Диаграмма 6. Состав граждан, высвобожденных с предприятий и обратившихся в органы службы занятости в связи с потерей работы, по видам экономической деятельности последнего места работы в 2010 году

С отказом от производственной модели экономики сфера малого предпринимательства и бизнес-среда, получившие импульс развития еще в 90-е годы, в докризисный период активно распространялись во многие удаленные сельские и городские поселения республики. В век финансовой глобализации и деиндустриализации сфера услуг и служба сервиса, особенно в финансово-кредитной, банковско-страховой и прочей коммерческой деятельности многократно расширилась.

Кризис развитие малых форм хозяйствования заметно притормозил, но не остановил полностью. Характерно, что в 2010 году поддержание занятости происходило за счет вполне благополучного сервисного сектора. По данным Карелиястата в январе-июне 2010 года средняя численность работающих на малых предприятиях составила 34,3 тыс. чел. (в январе-июне 2009 года 33,5 тыс. чел.). Именно в сферу общедоступных и платных видов услуг ушла большая доля бывших работников и вновь вышедших на рынок труда предприимчивых граждан. Молодые успешные люди, вряд ли когда-нибудь вернуться на предприятия прежних форм хозяйствования, в которых для них на сегодняшний день нет продуктивных рабочих мест. В большинстве эти граждане оценивают собственные перспективы значительно выше социальных перспектив. Другими словами, в глобальное будущее они не очень-то верят, зато насчёт собственного будущего питают самые радужные надежды и ожидания [9].

Нынче с открытием малых предприятий и рабочих мест в контексте рыночной экономики (магазинов, салонов, сервисных бюро по обслуживанию населения, офисов продаж, торговых домов, туристических компаний, парикмахерских, саун, агентств по недвижимости, расчетно-финансовых центров и др.), в том числе в добыче полезных ископаемых, продолжается захват новых и освободившихся ниш/сегментов рынка труда.

В 2010 году Министерством труда и занятости совместно с администрациями городских округов и муниципальных районов и отраслевыми министерствами был составлен План создания рабочих мест, предусматривающий создание 2,5 тысяч рабочих мест, который являлся подразделом антикризисной Программы Правительства Республики Карелия на 2010 год (одобрена распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 апреля 2010 года № 131р-П). В 1 полугодии 2010 года по данным АМСУ создано 1438 рабочих мест, преимущественно в малом бизнесе.

Председатель Правительства В.В.Путин, представляя в Государственной Думе очередной ежегодный отчет о деятельности Правительства России за 2009 года, сказал, что «бессмысленно бороться за неэффективные рабочие места. Гораздо лучше дать людям возможность заранее повысить квалификацию, получить другую профессию, найти новую достойную работу» [3], то это в полной мере относится и к нашей экономике и занятости.

Уроки кризиса актуализируют необходимость обновления и модернизации экономики республики, создания условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшения инвестиционного климата. Речь может идти и о том, как вывести республику из того состояния, когда сырьевая экономика представляется по существу если не единственным, то важнейшим источником ее развития. Надо сделать все возможное, чтобы новые конкурентные отрасли не могли функционировать в режиме выживания.

В нашей республике 60-80 тыс. экономически активных людей когда-то работников крупных и средних предприятий, в настоящее время заняты самозанятостью, временными и случайными работами, в домашнем и личном подсобном хозяйстве, находясь в пограничном состоянии занятости-безработицы. В годы реформ при сворачивании крупной промышленности часть трудовых ресурсов переместилась в неформальный сектор экономики. Граждане ушли из современности в зоны первичного потребления сельскохозяйственных продуктов, собирательства и рыболовства, в которых они могли каким-то образом прокормиться и выжить. Сотни и тысячи трудоспособных граждан вернулись к доиндустриальным формам жизни [8, 10]. Рабочих мест на постоянной основе для этих граждан не организовано. Они составляют четверть дееспособного населения республики.

Диаграмма 7. Занятые в неформальном секторе экономики

Сегодня надо думать о том, как сделать привлекательным наш спрос, наши традиционные производства (используя инновационные моменты) и сервисный сектор, чтобы граждане включались в деятельность конкурентного открытого, а не теневого сектора с учетом местных особенностей и условий развития территории Карелии. Словом рост производительности может достигаться только в постоянно обновляющейся экономике, где занятость и её тенденции определяются рынком, а не пожеланиями властей, озабоченных возможным нарастанием социальной напряжённости. Высокая производительность – удел стран, готовых на смелые социальные, экономические и технологические решения и эксперименты (предполагающие, например, закрытие наименее эффективных производств, создание новых рабочих мест, облегчение процедуры сокращения работников и перемещения их между отраслями и регионами) [7]. Нам необходимо заимствовать положительные примеры у наших западных партнеров, использовать их опыт и наработки. При этом надо идти своим путем с учетом наших традиций.

Чтобы не допустить деградации и регресса, нужно продвигать новые технологии, создавать новые наукоемкие продукты, сделать новый шаг вперед в образовании, иными словами, двигаться дальше. Никакая модернизация невозможна без квалифицированных специалистов, без качественного образования и постоянного профессионального обучения. Нельзя, например, научить предпринимательству и лидерству. Эти необходимые качества можно развить в людях через прямой личный опыт. Для этого вузам необходимо более активно привлекать специалистов-практиков в качестве преподавателей и переходить на интерактивные технологии обучения, считает ректор Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов [4].

Должны быть обеспечены не только повышение качества образования, но и сопряженность образования и экономики, удовлетворение потребностей единого рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием. Только такой рынок труда способен обеспечить мобильность трудовых ресурсов и адекватное их распределение по отраслевому и территориальному признаку. Для предупреждения столь мощных социальных потрясений единый рынок труда должен формировать потребность в кадрах, а система образования удовлетворять данную потребность. Фактически предприятия и организации должны формировать заказ на определенные кадры, а система образования — выступать исполнителем этого заказа [6]. В этом ключе, указывает российский президент, необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики [5].

Если мы хотим развиваться и двигаться вперед, надо думать об инновациях, нанотехнологиях, поддерживать конкуренцию, идеи и людей с их инициативой и свободой выбора на основе базовых принципов/форм современного жизнеустройства и деятельности активного населения республики.
Литература
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, 29 июня 2010 года, 13:00: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/8192.

2. Кремниевая долина впечатляет и вдохновляет, 24 июня 2010 года, 04:30 Калифорния: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/8160.

3. Отчет о деятельности Правительства Российской Федерации в Государственной Думе: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/10291/.

4. Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 27 июля 2010 года, 16:00 Москва: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/8474.

5. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, 31 августа 2010 года, 13:30 Москва, Кремль: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/8786.

6. Григорьев О., Хазин М., компания экспертного консультирования «Неокон». Борьба с «сырьевым проклятьем» (написано 09.04.2010, опубликовано 09.04.2010: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/737299.

7. Иноземцев В. Почему так работаем? / В. Иноземцев // Литературная газета. 2010. N 35 (6289): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lgz.ru/article/13770/.

8. Кургинян С. Вперед - в прошлое! 15.01.2010: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurg.rtcomm.ru/publ.shtml?cmd=add&cat=2&id=33.

9. Соловей Т., Соловей В. Прогресс в обратную сторону / Т. Соловей, В. Соловей // Литературная газета. 2010. N 33-34 (6288): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lgz.ru/article/13694/.

10. Стенограмма выступления С.Е.Кургиняна на VI Всемирном русском народном соборе, состоявшегося 13-14 декабря 2001 года в храме Христа Спасителя в рамках секции «В поисках нового мироустройства: глобализация и национально-культурная самобытность»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=10&id=2279.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconПостановление от 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconПостановление От 16 октября 2012 года №315-п г. Петрозаводск о внесении...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconПриказ 22. 12. 2009 №277 г. Петрозаводск Об утверждении Методических...
Главы Республики Карелия от 10 февраля 2009 года №85-р, в соответствии с пунктом 1 Положения об Администрации Главы Республики Карелия,...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconРеспублики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 22 (29) Библиотеки...
Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека...
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека...
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск icon«Основные итоги деятельности Министерства финансов Республики Карелия...
Антошина Елена Александровна – начальник Контрольного управления Министерства финансов Республики Карелия
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconРоссийская Федерация Республика Карелия
Карелия, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 года №102-п «Об утверждении Схемы территориального...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconВолгина Н. А., Сопилко Н. Ю
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconГосударственное бюджетное учреждение
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconПротокол №5 Присутствовало: 29 из 42 членов Ученого совета
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconПрограмма разработана в соответствии с: стандартом ниу вшэ; Образовательной...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconПриказ №158 г. Петрозаводск
Министерстве по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия, сроков и порядка работы
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconСовещание министров иностранных дел и министров торговли экономик-участниц...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconОтчет главы муниципального района – главы администрации Чайковского муниципального района
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Т. М. Шумилова Министерства труда и занятости Республики Карелия, г. Петрозаводск iconРекомендации министерства труда и занятости населения Волгоградской...
Основная цель Всемирного дня охраны труда – привлечь внимание работодателей, работников, общественности к проблемам производственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск