Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района
Рабочая программа
по учебному предмету «Ритмическая мозаика»
для 3 классов
Составила программу:
учитель Сары Галина Георгиевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка. Программа «Ритмическая мозаика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства с первого по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.
Рабочая программа по ритмической мозаике для 2 классов составлена на основе следующих документов и материалов
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 и от 26.11.2010г. № 1241;
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №3» п. Пурпе Пуровского района.
учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района;
Авторской программы по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» автор Бурениной А. И. 2000.
Изучение ритмики в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
дать представление о танцевальном образе;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга.
Общая характеристика учебного курса
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца и предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 6-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкально - ритмические упражнения и игры,
слушание музыки,
тренировочные упражнения у станка и в партере,
танцевальные элементы и движения,
творческие и самостоятельные задания
Ценность искусства танца - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Место учебного предмета «Ритмическая мозаика» в учебном плане
В учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Пурпе Пуровского района учебный предмет «Ритмическая мозаика» на этапе начального общего образования в общем объеме составляет 102 часа. В том числе, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с ритмикой и хореографией.
развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества.
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному искусству и различным видам танцевально - творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике как о способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей хореографического искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, религиозной самобытности танцевального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей, концертов, конкурсов и др.
Учебно-тематический план, включающий содержание тем учебного предмета «Ритмическая мозаика».
№
урока
| Дата
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Элементы
содержания
| Планируемые результаты
| Контроль, инструментарий
| Характеристика деятельности учащихся.
| план
| факт
|
|
|
|
|
|
| Развитие музыкальности (6часов).
| 1
| 04.09.
|
| Вводный урок.
Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
| 1
| Роль ритмики в повседневной жизни человека. Техника безопасности.
| Личностные УУД: воспитывать интерес и любовь к танцу, развивать чувство прекрасного, на основе знакомства с ритмикой и музыкальной грамотой, соблюдая технику безопасности.
Предметные результаты: чувствовать настроение и характер музыки и понимать ее содержание; развивать умение воспринимать музыку и музыкальный слух.
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
| Коллективное и индивидуальное исполнение по музыкальной деятельности.
| -беседа о танце и ритмике;
-исполнение танцевальной разминки на середине зала;
-построение в шахматном порядке;
-партерная работа.
| 2
| 11.09.
|
| Что такое характер музыки?
| 1
| Понятие о характере музыки и его разнообразие.
| Личностные УУД: Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Познавательные УУД: выполнять общеразвивающие упражнения в определенном музыкальном характере и самостоятельно определять нужное направление движения.
Предметные результаты: Уметь анализировать предлагаемую музыку и определять характер.
| Проверка полученных умений и навыков.
| -ритмично исполнять характер различных мелодий;
-исполнение танцевальных этюдов: под веселую музыку; - игры на определение характера.
| мелодии.
| 3.
| 18.09.
|
| Что такое характер музыки?
| 1
| Исполнение этюдов «Весело и грустно»
| Личностные: Развитие эстетического вкуса, культуры поведения в движениях.
Метапредметные результаты:
коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе: роль лидера и роль исполнителя.
Предметные результаты: общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии.
| Музыкально-ритмическая импровизация (групповая).
Игра «Упражнения с обручами».
| -исполнять основные танцевальные правила, приветствия;
-танцевальное исполнение под веселым и грустным характером музыки;
-исполнение игры «Упражнение с обручами»;
-роль ведущих подгрупп в организацию игры.
| 4.
| 25.09.
|
| Развитие музыкальности.
| 1
| Основные позиции ног и рук в классическом стиле.
| Личностные УУД: начать формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные результаты: коммуникативные УУД: начать учить договариваться и приходить к совместному решению в коммуникативной деятельности.
Предметные результаты: знать основные понятия позиций ног и рук в классическом стиле.
| Экзерсис у станка, коллективное исполнение.
| -исполнение игре - «Угадай танцевальную точку»;
-экзерсис у станка;
- парное исполнение «Вальс» (квадрат) соблюдая музыкальные средства выразительности.
-позиции рук и ног по позициям;
- крест по точкам индивидуально.
| 5.
| 02.10.
|
| Развитие музыкальности.
| 1
| Танцевальные термины и точки.
| Личностные УУД: вызвать интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: ритмично выполнять несложные движения руками и ногами у станка.
Предметные результаты: знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений; а также танцевальные элементы: подскоки вперед, назад, галоп.
| Исполнение танцевальных движений индивидуально и коллективно.
| -исполнение простейших танцевальных элементов;
-танцевальные шаги, подскоки вперед, назад, боковой и прямой галоп;
-исполнение танцевальной комбинации "Кукляндия";
-работа в партере;
- скрестный шаг по точкам.
| 6.
| 09.10.
|
| Развитие музыкальности.
| 1
| Основные позиции ног и рук в народном стиле.
| Личностные результаты: правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Предметные результаты: освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе, различая характер и передавать его с концом музыкального произведения.
учить реализовывать творческий потенциал индивидуально и в паре, уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
| Опрос: Значение Ритмике в развития личности. Проверка полученных умений и навыков индивидуально.
| -исполнение танцевальных этюдов;
-исполнять движения, под музыкальными фразами акцентируя ритмический рисунок и постановку корпуса;
-исполнять работу индивидуально, и в коллективе;
-основы и позиции народного экзерсиса.
| Развитие двигательных качеств и умений (6 часов).
| 7.
| 16.10.
|
| Танцевальная азбука.
| 1
| Значение общеразвивающих упражнений в танцевальном искусстве.
| Личностные результаты: начать формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: начать учить принимать и сохранять учебную задачу.
Предметные результаты: разучивать танцевальные точки и термины: ходьба — бодрая, спокойная, ход на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом.
| Коллективное исполнение в партере и по диагонали.
| -исполнение и разучивание танцевальных шагов;
-упражнения на развитие гибкости и пластичности;
-точности и ловкости движений;
-партерный экзерсис.
| 8.
| 23.10.
|
| Танцевальная азбука
| 1
| Значение диагональной работе.
| Личностные УУД: начать формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: решение творческих задач и их исполнение.
Предметные результаты: знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки.
| Проверка полученных умений и навыков индивидуально и диагональная.
| -разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали;
-подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций;
-крестное исполнение парами по прямой;
-соблюдать расстояние между парами.
| 9.
| 30.10.
|
| Бальные танцы.
| 1
| Разнообразие бальных танцев.
| Личностные УУД: эмоционально - ценностного отношения к искусству, к бальным танцам.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: знать о ценностном отношении к искусству танца.
Предметные результаты: элементы и основные движения и ходы в вальсе.
| Исполнение движений на середине индивидуально и в паре.
| -исполнение и разучивание танца в комбинациях;
-партерное парное исполнение;
-классический экзерсис;
-разучивание: волна, окошечка, крест.
| 10
| 13.11.
|
| Основы бального танца.
| 1
| Правила поведение в паре.
| Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД: начать учить договариваться и приходить к совместному решению в коммуникативной деятельности.
учиться выполнять различные роли в качестве партнера и партнерши.
Предметные результаты: знать правила поведения в паре и правила постановки корпуса в исполнение вальса.
исполнение движений (окошко, волна, квадрат , крест).
| Исполнение комбинаций вальса на середине, соблюдая шахматный порядок.
| -различать настроения, чувства человека, выраженные в музыке;
-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений;
-синхронное исполнение вальса.
| 11.
| 20.11.
|
| Плясовые движения.
| 1
| Элементы народных плясок.
| Личностные УУД: начать развивать чувство прекрасного на основе знакомства и исполнение в паре.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.
Предметные результаты: иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска. Исполнять прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок.
| Определить характер произведений и исполнять подгруппами танцевальные комбинации по желанию.
| -исполнить танцевальные комбинаций пляски: Плясовая, Матросский, Светит месяц.
-участвовать в совместной игровой деятельности;
-коллективное исполнение и разучивание танцевальных элементов;
- работа по кругу и по диагонали.
-отработка движений по линиям.
| 12.
| 27.11.
|
| Музкальные игры.
| 1
| Правила игры и техника безопасности.
| Личностные УУД: начать формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: начать развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Предметные результаты: исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно; Игра - Цирковые лошадки".
| Коллективное исполнение, соблюдая правила игры.
| -участвовать в совместной деятельности (драматизация);
-проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении игры;
-исполнять игру выразительно не толкаясь и не, опережая друг друга;
-вращения через точку.
|
| Развитие умений ориентироваться в пространстве(4 часа).
| 13.
| 04.12.
|
| Построения и перестроения.
| 1
| Исполнять и разучить основные линии в танце.
| Личностные УУД: Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: организованно строиться (быстро, точно);
Предметные результаты: уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка с левой ноги.
и танцевальные композиции: змейка, воротики, спираль.
| Проверка полученных умений и навыков индивидуально.
| -бодрый шаг и повороты через правую и левую руку;
-партерный экзерсис - силовые упражнения;
-основные позиции рук и ног, перестроение парами, воротики;
-вращение через правую сторону и через левую.
| |