Скачать 403.82 Kb.
|
Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла «28» августа 2013г. Согласовано заместителем директора по учебной работе С. И. Левиной Утверждаю Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г. Директор гимназии №1558 Г.И. Юсуповой Рабочая программа по курсу «Обществознание», включая курсы: «Право», «Экономика» 11 класс (профильный уровень) (4 часа в неделю, всего 136 часов, включая курсы: «Право», «Экономика») Учитель истории и обществознания: Пантелеева Л.П. Учебный год: 2013-2014 гг. 1.Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию (включая модули по праву и экономике) для 11 класса (профильный уровень). Образовательная программа учебного курса по обществознанию для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе программы по обществознанию и праву, авторами которой являются Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Н.И.Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф.Иванова, кандидат педагогических наук; А.И.Матвеев, кандидат педагогических наук. Образовательная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Данная образовательная программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), в том числе зачетных работ – 11. Зачетные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения, они завершают изучение основных разделов курса. Образовательная программа выполняет две основные функции:
Структура документа Образовательная программа по курсу «Обществознание» включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Общая характеристика учебного предмета Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, а также модули по праву и экономике. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят: социальные навыки, умения ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношении к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку: введение в философию, введение в социологию, введение в политологию, введение в социальную психологию, введение в экономику. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
Задачи курса обществознания для достижения поставленных целей:
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. В результате изучения курса «Обществознание» ученик должен знать и понимать:
В результате изучения курса «Обществознание» ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Требования к СУД представлены в тематическом плане по каждой теме. Основное содержание. Содержание курса «Обществознание» (включая модули по праву и экономике) для 11 класса (расширенный уровень) включает следующие тематические блоки:
1 Политическая жизнь современного общества (29 часов) Что мы понимаем под политикой. Происхождение российской политической системы. РФ – президентская федеративная республика. Кто и как участвует в политическом процессе. Государство и гражданское общество: способы взаимодействия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. Россия – суверенная демократия. Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. СМИ – ключевой политический ресурс информационного общества. Власть СМИ и интересы общества: от регулирования СМИ – к их саморегулированию. Телевидение – главное средство массовой информации в современном обществе. Интернет – альтернативная сеть массовой коммуникации. Информационное общество как сетевая система: «нетократия» - власть информационных сетей. Типы информации, распространяемой СМИ. Политическая психология и политическое поведение. Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России. Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. Типы политических культур. Политические культуры в истории России. Современный этап политического развития России. 2 Модуль «Право» (18 часов) Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в РФ. Источники права. Виды источников: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, священные книги, нормативный правовой акт, нормативный правовой договор, международно-правовые акты. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условие заключение брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Административное право. Административные правонарушения. Субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина. Административные правонарушения, их признаки. Виды административных наказаний. Уголовное право. Понятие и состав преступления. Формы вины. Стадии преступления. Наказание. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная система защиты прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Конституционное право. Основы государственного строя РФ. Свободы и обязанности личности. Государственно-территориальное устройство страны. Порядок организации и компетенция органов власти и местного самоуправления. 3 Модуль «Экономика» (20 часов) Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя 4 Личность. Межличностные отношения ( 10 часов). Индивид. Индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка личности. Ценностные ориентиры, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах различного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. Семья и ее роль в жизни общества. Институт брака. Недействительность брака. Права супругов. Права родителей и детей. Усыновление, опека, попечительство. Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта. 5 Социальное развитие современного общества (17 часов). Социальные отношения в современном обществе. Типологии социальных групп, их классификация. Маргинальные группы. Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность в РФ. Типы социальных систем. Теория модернизации. Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура. Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. Содержание процесса социализации. Этапы социализации. Социальные ценности и нормы. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида. Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнос и нация. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. Различия нации и национальности. Государственный национализм. Антигосударственный национализм. Международные террористические сети. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. Демографическая ситуация в России и мире. Демографическая политика в России. Индекс человеческого развития. Конституционные основы социальной политики РФ. Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Этапы развития социологии. Провозглашение социологии. О.Конт. Органицизм Г.Спенсера. Формирование классической социологии. Русская социология. Социология XX века. 6 Духовная культура (11 часов) Понятие общественного сознания. Соотношение морали и права. Происхождение культуры и многообразие культур. Формы культуры. Языковые сообщества. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Наука. Функции современной науки 7 Современный этап мирового развития (11 часов) Многообразие современного мира. Особенности стран «третьего» мира: Африка, Азия, Латинская Америка, бывшие государства постсоветского пространства. Достижения и противоречия западной цивилизации: социально-экономическое развитие, установление демократических режимов, развитие гражданского общества, ограниченность ресурсов, демографические проблемы, межнациональные конфликты. Участники «холодной войны», формирование двухполюсной системы. Противостояние блоков. Борьба за «черное золото». СССР и нефть. Распад Восточного блока. Установление нового миропорядка. Экономические эксперименты в XX в. – от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Пределы экономического роста. Всемирный экономический «штаб». Наглядная модель глобальной экономики. Международные организации и участие в них России: ВТО, МВФ, ООН, ЮНЕСКО и т.д. Непрекращающаяся гонка Вооружений. Вектор глобального доминирования. Ядерное оружие. Заинтересованные государства в ядерной войне. Промышленность как угроза окружающей среде. Общая плата за экологические ошибки. Болезни нового века. Прогнозы экологической катастрофы. Экология и бизнес. Зависимость от техники. Угроза глобального экономического коллапса. Ограниченность ресурсов. Угроза международного терроризма и нового тоталитаризма. Вызовы для современной России: экологический, военный, социальный, террористический. Общенациональные приоритеты России. Бедность и борьба с ней. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность. 8 История политической мысли (9 часов) Античная политическая мысль: Платон и его труд «Государство», Аристотель. Правильные формы государственного устройства. Политические идеи в средние века: Фома Аквинский, Марселий Падуанский, Августин Блаженный. Политические мысли эпохи Возрождения: социалисты-утописты, Макиавели «Государь», идеологи Реформации, Владимир Мономах. Эпоха Просвещения: Т.Гоббс, Дж. Локк, французские просветители. Немецкая классическая философия Ф.Гегеля и И.Канта. Социалистические теории социалистов-утопистов: А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна. Представители анархизма: П.Прудон. Народники в России. Марксизм в Европе и России. Политические теории XX века: теория легитимности (М.Вебер), теория элит (Г.Моска), геополитические теории (К.Хаустофер), теория политической культуры, теория политических систем (Л.Берталанфи). Литература Пособия для учащихся
М., 2010.
Пособия для учителя
|
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс Государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф.,... | Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 1 Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | ||
Пояснительная записка к образовательной программе школы 3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Пояснительная записка. Общие сведения о программе Её преобразование определяется эффективным внедрением в практику работы новейших достижений в области инновационной деятельности.... | ||
Пояснительная записка к образовательной программе мбоу «Новодемкинская сош» Система оценки достижений ожидаемых результатов к освоению обучающимися образовательной программы | Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | ||
Образовательная программа начального общего образования для 1 2 классов... Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования гбоу прогимназии №1792 «Остафьево» | Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куркачинская средняя общеобразовательная школаВысокогорского муниципального... | ||
Рабочая программа пояснительная записка Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе... | Пояснительная записка к развернутому тематическому плану Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология.... | ||
Пояснительная записка к образовательной программе 3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей | Паспорт программы 3- 4 Пояснительная записка к образовательной программе школы 4 Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2013 2014г г.) | ||
Пояснительная записка к образовательной программе школы. Нормативно правовая база Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения | Рабочая программа по биологии 5- 9 класс Пояснительная записка Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования мбоу «Кейзесская сш» | ||
Пояснительная записка к образовательной программе Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта | Пояснительная записка к образовательной программе Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний) |