Скачать 206.26 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес - информатики и прикладной математики Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Хвостова И.Е., ikhvostova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «Экономической теории и эконометрики» «___»____________ 2013г. Зав. кафедрой О.В. Польдин Рекомендована секцией УМС «Экономика «___»____________ 2013г. Председатель М.А. Штефан Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2013г. Председатель В. М. Бухаров Нижний Новгород, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая теория и институциональная экономика. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» является формирование у студентов комплексных знаний основ современной теории финансов, финансовых отношений, роли и функций финансовых рынков, финансовых учреждений, а также денег в экономике. Полученные знания и навыки могут быть использованы студентами в дальнейшем обучении при подготовке курсовых, научных, выпускных квалификационных работ и проведении исследований. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать функции финансовых рынков, структуру центрального банка, цели и функции центрального банка; модель денежного мультипликатора; инструменты денежно-кредитной политики; цели и ориентиры денежно-кредитной политики; режимы денежно-кредитной политики; мотивы спроса на деньги; основные понятия валютного рынка; режимы валютного курса; понятие паритетов на финансовых рынках. Уметь собирать необходимый материал, анализировать сложившуюся ситуацию, моделировать простые монетарные процессы, уметь эффективно использовать имеющиеся ресурсы; уметь анализировать программы денежно-кредитной политики с использованием арсенала изученных в курсе методов, анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о процессах на финансовых рынках, выявлять тенденции изменения показателей монетарной сферы. Иметь навыки (приобрести опыт) анализа событий на финансовых рынках, деятельности финансовых учреждений, последствий монетарной политики; извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по изучаемым в курсе проблемам. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина изучается на протяжении четырех лет и включает в себя части: - Микроэкономика (1 курс); - Макроэкономика (2 курс); - Институциональная экономика (3 курс); - Монетарная экономика (4 курс). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Экономическая теория и институциональная экономика (Микроэкономика. Макроэкономика, Институциональная экономика), Экономика фирмы. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знать основные концепции и понятия микро- и макроэкономики, теории финансовых рынков; Уметь формулировать и решать задачи, используя математический инструментарий, полученный при изучении математических дисциплин; Обладать навыками работы в Excel; Обладать критическими навыками для выбора адекватных методов и моделей для исследования конкретных финансовых операций, адаптировать существующие методы под требования специфики задач. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин магистерских программ направлений подготовки 080100.68 «Экономика», 080300.68 «Финансы и кредит». 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыков Реферат предполагает анализ проблемы в рамках тематики курса. Отличная оценка выставляется, если студент продемонстрировал владение основными понятиями, способность анализировать основные монетарные взаимосвязи на основе статистических данных, способность работать с литературой, с научными статьями, показал владение терминологией, умение формулировать выводы, подготовить логически выстроенный законченный текст. На экзамене студенту предлагается для решения ряд задач и открытых теоретических вопросов, определяющих: знание студентом основ функционирования монетарной сферы страны, целей и инструментов монетарной политики, факторов спроса на деньги; основных понятий валютной сферы; основных финансовых паритетов; умение работать с моделями общего равновесия в монетарной сфере. Оценка по названным формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает реферат студентов – Oреферат. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0,5* Оауд + 0,5* Ореферат Результирующая оценка по учебной дисциплине выставляется по следующей формуле: О итоговый = 0,2*О экзамен + 0,8*О накопленная Итоговая где О накопленная Итоговая = (Опромежут1 + Опромежут.2 + Опромежут.3 + Онакопл.4):4 Опромежут1 – промежуточная оценка за 1курс - Микроэкономика; Опромежут.2 - промежуточная оценка за 2курс – Макроэкономика; Опромежут.3 - промежуточная оценка за 3курс – Институциональная экономика; Онакопл.4 – накопленная оценка за 4 курс. В диплом выставляется итоговая оценка по дисциплине. Любой положительный результат расчета средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Если, например, средняя оценка студента составляет от 6.01 до 6.50, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6.51 до 6.99, то студент получает 7 баллов. Однако средневзвешенная оценка ниже 4 баллов не округляется до 4-х. Например, если она составляет 3,99 балла, то это означает, что студент не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по десятибалльной шкале. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. 7Содержание дисциплиныТема 1. Основы функционирования монетарной сферы страны
Литература: Базовый учебник: главы 1, 2 Дополнительная [3], [4] [5], [6] Тема 2. Предложение денег
Литература:Базовый учебник: главы 14, 15, 16 Дополнительная [1], [2] [4] Тема 3. Спрос на деньги
Литература:Базовый учебник: глава 27 Дополнительная [4], [7] Тема 4. Основные понятия валютного рынка Понятие валютного курса. Структура рынка FOREX. Биржевой и внебиржевой сегменты. Агенты рынка FOREX. Экспортеры и импортеры. Иностранные инвесторы. ТНК. Платежный баланс. Структура, особенности, операции. Литература:Базовый учебник: глава 1 Дополнительная: [1], [4], [19] Тема 5 Классификация режимов валютного курса Валютные режимы. Свободное плавание. Управляемое плавание. Официальная классификация МВФ. De-facto / de-juro классификации режимов. Понятия «hidden peg», «hollowing out hypothesis», «bipolar view», «fear of peg». Основная: [2] глава 5, Дополнительная: [4], [6], [11], [13], [19], [23] Тема 6. Основные паритеты на финансовых рынках Паритет покупательной способности. Абсолютная форма и закон единой цены Микроэкономический подход к равновесному реальному валютному курсу. Реальный валютный курс как относительная цена торгуемых и неторгуемых товаров. Покрытый процентный паритет. Условие отсутствия арбитража. Непокрытый процентный паритет. Условие отсутствия спекуляции. Модель компенсации валютного риска, премия за валютный риск Дополнительная:[3], [10], [15], [18], [19], [24], [26] Тема 7. Равновесие на рынке денег в открытой экономике
Литература:Дополнительная:[3], главы 9, 10, 11 8Образовательные технологииКурс сочетает применение понятийного аппарата с широким использованием графического представления финансовых моделей и схем, что способствует комплексному восприятию проблематики. Материал лекций дается студентам под запись с использование доски для записи наиболее важных терминов, для описания моделей, построения графиков и диаграмм. Для повышения эффективности на семинарских занятиях студенты заблаговременно снабжаются условиями задач. Семинарские занятия представляют собой обсуждение теоретических вопросов курса и подробное решение и обсуждение типичных задач по курсу. Для формирования представления у студентов понимания о прикладной важности курса изложение материала подкрепляется реальными фактами, примерами и ситуациями, которые происходят в мировой экономике. Часть тем разбирается на примере реальных кейсов. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляАудиторная работа: Задание 1. ЦБ увеличил золотовалютные резервы на 100 млн руб. Как изменится общее количество резервов в экономике, если норма резервирования составляет 20%, а на 1 рубль потребления публика сохраняет 50 коп. сбережений? Задание 2. Согласно самой распространенной в экономической науке точке зрения о причинах инфляции, рост цен является результатом избыточного роста денежной массы. Если принять эту точку зрения за верную, то придется также объяснять, почему растет сама денежная масса. А как Вы думаете, почему в странах с высокой инфляцией денежные власти увеличивают количество денег, зная, что это стимулирует рост цен? Задание 3. Пусть предпочтения индивида по отношению к потреблению и досугу заданы функцией: . Субъективный дисконтный фактор индивида . Пусть функция свободного времени . Текущий уровень цен составляет . Ожидаемая инфляция за период составляет . Ожидания неизменны для всех периодов. Реальная доходность вложения в ценные бумаги также неизменна для всех периодов и составляет . Реальный доход индивида для всех периодов составляет . На момент времени индивид владел ценными бумагами на сумму и деньгами на сумму
Задание 4. Графически изобразите динамику реального валютного курса, если последовательно происходят следующие события:
Примерные темы рефератов:
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примеры заданий итогового контроляПример контрольной работы
, =1, . Функция потерь при стационарном . Какой из механизмов монетарной политики является предпочтительным в данной ситуации?
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
11Материально-техническое обеспечение дисциплиныНа лекционных и семинарских занятиях используется видеоаппаратура: проектор, ноутбук, экран. Студенты заблаговременно посредством электронной почты обеспечиваются условиями задач и дополнительными материалами для эффективной работы на семинарских занятиях. Посредством электронной почты студенты оперативно оповещаются о результатах всех видов контроля. Автор И.Е. Хвостова |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Менеджмент» 080500.... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080 200. 62 Менеджмент... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный нис, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400. 62... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки fillin... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030900. 62... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки fillin... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»,... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный общеуниверситетский факультатив, учебных ассистентов, студентов бакалавров... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... |