МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет финансово-экономический Кафедра экономической теории и мировой экономики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________А.А. Схаляхов
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине С.1.7.3. Мировая экономика по направлению
подготовки специалистов 036401.65. Таможенное дело Квалификация
выпускника Специалист таможенного дела
Форма обучения очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 036401.65. Таможенное дело Составитель рабочей программы:
доцент, кандидат экономических наук
|
|
| Панеш З.А.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
экономической теории и мировой экономики
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
| Тхакушинов Э.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией
технологического факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан технологического
факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Схаляхов А.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
| Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью изучения курса «Мировая экономика» является формирование системного представления у студентов о принципах образования, организации и особенностях развития и функционирования мирового хозяйства.
Данная программа трактует курс мировой экономики как дисциплину общеобразовательную, направленную с одной стороны на формирование теоретической базы, с другой стороны овладение навыками применения полученных знаний в практической сфере, особенно в области таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования экспортно-импортных отношений, составления договоров и соглашений, а так же проработки статей контракта.
Основные задачи дисциплины:
- изучение основных понятий и терминов мировой экономики;
- ознакомление с ролью международных экономических организаций;
- ознакомление с классификацией транспортных услуг;
- изучение типологии стран;
- формирование системного представления о тенденциях развития мирового хозяйства, а также знакомство с основными подсистемами мировой экономики;
Таким образом, задачи изучения курса определяются требованиями к подготовке профессиональных кадров в области международных экономических отношений, выработанных мировой практикой и закрепленных международными правовыми документами. К задачам курса относится формирование у студентов знаний истории и природы формирования современного мирового хозяйства, потенциала и общей структуры мирового хозяйства, основ анализа мировых экономических процессов, места и роли России в мировой экономике, современных направлений и процессов развития мировой экономики. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в перечень курсов базовой части ГСЭ цикла ООП. Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами: «Экономическая теория», «Экономический потенциал», «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью», «Основы внешнеэкономической деятельности».
Экономическую подготовку нужно рассматривать как необходимый элемент внутренней культуры специалиста и как элемент его профессиональной подготовки. Дисциплина обеспечивает знание основ появления, развития и функционирования мировых и экономических процессов.
Освоению данной дисциплины должно предшествовать изучение предметов «Обществознание», «Математика», «Экономика», «Философия». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:основные проблемы и тенденции развития мировой экономики, функциональные связи, существующие в мировой экономике, важнейшие инструменты влияния государства на экономические процессы (ОК-5, ПК- 4);
уметь:исходя из анализа ресурсного потенциала и других показателей развития мирового хозяйства любой страны, уметь оценивать ее место и значение в мировой экономике (ОК-5, ПК-5);
владеть: теоретическими знаниями в области мировой экономики и международных экономических отношений (ОК-5, ПК-4,). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 72/2
| 72/2
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
9/0,25
9/0,25
|
9/0,25
9/0,25
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
4.2.Объем дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 6/0,17
| 6/0,17
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,7
| 98/2,7
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 22/0,6
| 22/0,6
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
Составление плана-конспекта
Проведение мониторинга, подбор и анализ статистических данных
|
20/0,56
20/0,56
|
20/0,56
20/0,56
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Мировое хозяйство как целостная система. Субъекты современного мирового хозяйства.
| 1-2
| 2
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| 2.
| Ресурсный потенциал мирового хозяйства.
| 3-4
| 2
| 2
|
| 4
| Тестирование
| 3.
| Международное разделение труда и миграция рабочей силы.
| 5-6
| 2
| 2
|
| 4
| Блиц-опрос
| 4.
| Международная торговля как форма международных экономических связей
| 7-8
| 2
| 2
|
| 4
| Обсуждение сообщений
| 5.
| Международная миграция капитала.
| 9-10
| 2
| 2
|
| 4
| Контрольная работа
| 6.
| Международные валютные отношения
| 11-12
| 2
| 2
|
| 4
| Тестирование
| 7.
| Интеграция и глобализация.
| 13-14
| 2
| 2
|
| 4
| Расчетная работа
| 8.
| Типология стран мира
| 15-16
| 2
| 2
|
| 4
| Обсуждение сообщений
| 9.
| Место России в мировой экономике
| 17-18
| 2
| 2
|
| 4
| Обсуждение сообщений
| 10.
| Промежуточная аттестация.
| 18
| -
| -
|
| 36
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 18
| 18
|
| 72
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Мировое хозяйство как целостная система. Субъекты современного мирового хозяйства.
|
| 2
|
| 6
| 2.
| Ресурсный потенциал мирового хозяйства.
|
|
|
| 6
| 3.
| Международное разделение труда и миграция рабочей силы.
|
| 2
|
| 6
| 4.
| Международная торговля как форма международных экономических связей
| 2
|
|
| 8
| 5.
| Международная миграция капитала.
|
|
|
| 8
| 6.
| Международные валютные отношения
| 2
|
|
| 8
| 7.
| Интеграция и глобализация.
|
|
|
| 8
| 8.
| Типология стран мира
|
|
|
| 6
| 9.
| Место России в мировой экономике
|
| 2
|
| 6
| 10.
| Промежуточная аттестация-экзамен в устной форме
|
|
|
| 36
|
| ИТОГО:
| 4
| 6
|
| 98
|
|