Скачать 147.5 Kb.
|
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономической методологии и истории __________________________________________________________ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (Раздел II-б) Программа курса и план семинарских занятий (Бакалавриат, 1 курс) Москва – 2011 Базовый учебник и ридеры Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или др. год издания). Далее: ИЭУ. Ридеры: 1. История экономических учений: Ридер 1 (Аристотель – Кенэ – Смит – Рикардо – Маркс). Составитель – О.И. Ананьин. М.: ГУ ВШЭ. 2007. 2. Хрестоматия по истории экономической мысли. Вып. VI. Австрийская школа. Составитель – В.С. Автономов. М.: ГУ ВШЭ. 1996) Формы контроля:
Промежуточный контроль знаний проводится в форме письменных зачетов или контрольных работ по итогам каждого модуля (60 мин.). Зачетная оценка по итогам первого года обучения определяется как частное от деления суммарной оценки в баллах на 10. Суммарная балльная оценка (максимум –100 баллов) складывается из:
Итоговая оценка за два года обучения определяется как частное от деления суммарной оценки в баллах на 10. Суммарная балльная оценка (максимум–100 баллов) складывается из:
Требования к эссе и реферату: Эссе и рефераты - это самостоятельные письменные работы студента на темы, предложенные преподавателем. Они должны содержать: - введение, содержащее постановку проблемы; - основную часть, содержащую логически выдержанное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы); - краткие выводы, обобщающие позицию автора по проблеме; - список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника). Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), реферата - 7-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе или реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки. Эссе и рефераты оцениваются по следующим критериям:
Основные критерии оценки знаний на итоговом устном экзамене:
Программа курса (раздел II-б) Тема 4. Маржинализм и ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 4.1. Маржиналистская революция Революции в экономической науке. Изменения в предмете и изменения в методе. Публикация книг Джевонса, Менгера и Вальраса как референтная точка маржиналистской революции. Теория ценности как участок прорыва. Замена теории издержек на теорию предельной полезности. Подход маржиналистов в сравнении с подходом классиков: микроуровень, методологический индивидуализм, потребитель как первичный субъект анализа, статический подход, равновесие как устойчивое состояние, принцип оптимальности, предпосылка экономической рациональности. Против кого была направлена маржиналистская революция? Основные направления («школы») маржинализма: австрийская, лозаннская и англо-американская. 4.2 История развития маржиналистских идей. Причины и значение маржиналистской революции. Предшественники маржинализма. Французские инженеры и математики: О. Курно, Ж.Дюпюи). Немецкие теоретики (И.Г. Тюнен, Г.Г. Госсен и его законы). Как протекала маржиналистская революция во времени? Революция или оптический обман? Различные газличныеРрипотезы о причинах маржиналистской революции. Маржиналистская революция и формирование профессионального сообщества экономистов. 4.3. Австрийская школа. Культурно - исторические условия формирования. Основные представители: К.Менгер, О.Бем-Баверк, Ф.Визер. Методологические особенности школы: последовательная субъективность, строгий методологический индивидуализм, дискретность анализа, отрицательное отношение к применению математики, внимание к процессам в реальном времени и фактору неопределенности. Учение о благах, ценности и обмене Менгера. Теория альтернативных издержек и вменения Визера. Теория капитала и процента Бем-Баверка. 4.4 Историческая школа и американский институционализм. «Старая» и «новая» исторические школы. Критика статического подхода классической школы и модели «экономического человека». Историко-этический подход «новой» исторической школы. Стадии экономического развития по Б.Гильдебранду и К.Бюхеру. «Спор о методах». Обоснование социал-реформизма. Капитализм как предмет историко-экономического анализа. Полемика между М.Вебером и В.Зомбартом о «духе капитализма». Распространение идей исторической школы и ее влияние на экономическую науку. Американский институционализм: Т.Веблен: критика маржинализма, экономический эволюционизм, противопоставление индустрии и бизнеса. Дж. Коммонс: правовая версия институционализма, понятие сделки (трансакции). Деловые циклы и эмпирический метод У. Митчелла. 4.5. Английская и американская версии маржинализма. Д.Бентам и его «арифметика счастья». Новый утилитаризм У.С.Джевонса. Его учение о полезности и обмене. «Отрицательная полезность» труда и «цепочка Джевонса». Развитие теории обмена Ф. Эджуортом. Маржиналистская теория распределения общественного продукта: обобщение теории ренты Д.Рикардо и концепция предельной производительности Дж.Б.Кларка; Ф.Уикстид о проблеме исчерпанности продукта. 4.5. Лозаннская школа и эволюция теории общего равновесия Л.Вальрас - основоположник теории общего равновесия (ТОЭР). Лозаннская школа и эволюция ТОЭР. Основные теоретико-методологические характеристики ТОЭР (задачи теории, трактовка понятия равновесия, временная перспектива, действующие субъекты и характер их взаимодействия). Базисные понятия модели Вальраса: «аукционист», «нащупывание», numeraire. Роль денег в модели общего равновесия. Исследования общего равновесия в 1930-е гг. Попытки динамизации модели ТОЭР Д. Хиксом. Взгляды на структуру экономической науки и роль "чистой теории" в конце ХIХ в. (Вальрас, Дж.Н. Кейнс). 4.6. А. Маршалл – реформатор экономической науки. А. Маршалл – завершитель маржиналистской системы. Преемственность и новаторство. Синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности. Установка на практичность экономической теории. Метод частичного равновесия. Эволюция и равновесие у Маршалла. Принцип непрерывности. Отношение к применению математики в экономической теории Особенности терминологии и предмета «экономикс». Исследование рынков и отраслей: законы убывающей и возрастающей доходности. Роль предпосылки о постоянной отдаче от масштаба. Метод частичного равновесия. Теория полезности и спроса. Теория издержек и предложения. Влияние фактора времени и типы равновесия. Эластичность и эффект отдачи от масштаба. Понятие репрезентативной фирмы. Потребительский излишек, кривые предложения и государственное вмешательство. Экономико-политическая доктрина кембриджской школы. А.Пигу о принципах государственного регулирования. Дж. М. Кейнс о Маршалле. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ЗАНЯТИЕ 15. Теория субъективной ценности потребительских благ австрийской школы Вопросы к обсуждению:
Основная литература: Ридер: "История экономических учений – Ридер II (Маржинализм): Менгер К. Основания политической экономии. // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М., 1992. Гл. 1, §§ 1-5. Гл. 2, § 3. (См. тж.: http://www.libertarium.ru/lib_mbv) Бем-Баверк О. Основы теории ценности хозяйственных благ // Австрийская школа... (См. тж.:http://www.sotsium.ru/books/42/40/boehm-bawerk_gutenwerts.html). Введение; Часть 1, §§ III, V. Дополнительная литература: Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект-пресс. 1995. Гл. 8, § 1. Менгер К. Основания политической экономии. Гл. 3, §§ 1-2. Бем-Баверк О. Основы теории ценности хозяйственных благ. Введение; Часть 1, §§ I - II. ЗАНЯТИЕ 16. Теория обмена и объективной ценности потребительских благ австрийской школы Вопросы к обсуждению:
Основная литература: Ридер II (Маржинализм): Менгер К. Основания политической экономии. Гл. 4, §§ 1-2. Гл. 5 (введ.) (См. тж.: http://www.libertarium.ru/lib_mbv) Бем-Баверк О. Основы теории ценности хозяйственных благ. Часть 2, § I, § III, § V. (См. тж.:http://www.sotsium.ru/books/42/40/boehm-bawerk_gutenwerts.html) ИЭУ-2000, гл.11, §§ 1-3, 5 (с. 186-197, 201-202). Дополнительная литература: Менгер К. Основания политической экономии. Гл. 5. Бем-Баверк О. Основы теории ценности хозяйственных благ. Часть 2, § II, § IV. ЗАНЯТИЕ 17. Теория ценности производительных благ, капитала и процента австрийской школы. Вопросы к обсуждению
Соотношение теории издержек производства и теории предельной полезности в системе Бем-Баверка. Понятие благ высших ("отдаленных") порядков. Издержки производства как промежуточный фактор, ретранслирующий ценность. Достигается ли тождественность ценности и издержек производства?
Основная литература: Ридер II (Маржинализм): - Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. (См. тж.:http://www.sotsium.ru/books/42/40/boehm-bawerk_gutenwerts.html). Часть 1, §§ VI; Часть 2, § VI. - Визер Ф. Теория общественного хозяйства, §§ 20-21, с. 113-117. ИЭУ-2000. Гл. 11 (3-4), с.196-200; гл.17 (с. 296-298) Дополнительная литература: Бем-Баверк О. Капитал и процент. Т. II. Позитивная теория капитала. Кн.4. Гл. 1. (с.391-438). Негиши Т. История экономической теории. М.: Аспект-пресс. 1995. Гл. 8, §§ 2-3. ЗАНЯТИЕ 18. Классическая политэкономия и маржиналистская теория предельной производительности Вопросы к обсуждению: 1. Маржиналистские подходы к оценке производственных факторов на основе предельного дохода: - Д.Б.Кларк: маржиналистское переосмысление теории зарплаты А.Смита - Соотношение теории предельной производительности с теорией ренты Рикардо. 2. Богатство общество и общественная производительность труда. 3. Решает ли теория производительности Кларка проблему распределения доходов? Коммутативная и дистрибутивная справедливость: исторический контекст. Основная литература: Ридер II (Маржинализм): Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М.: Экономика. 1992. Гл. 7, стр. 121-125; глава 11, стр. 140-147; глава 12, стр. 147-153. ИЭУ-2000, гл. 4, § 3 (с. 70-74); гл.17 (с. 290-298). Дополнительная литература: Блауг - 1994. Гл.11, §§ 1-5, 9, 10,12,13,31 ЗАНЯТИЕ 19. "Чистая теория": ее задачи и связь с практикой Вопросы к обсуждению:
Основная литература: Ридер II (Маржинализм): - Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. (М., 2000), с.155 -177 - Кейнс Дж.Н. Предмет и метод политической экономии. (М., 1899), гл.1., с. 189; гл. 2, 191-192; гл.3., с.208-211. ИЭУ-2000, гл. 13 (1-2), с. 214-24. ЗАНЯТИЕ 20. Маршаллианская кривая спроса и метод частичного равновесия Вопросы к обсуждению: 1. Маршалл о невозможности прямого измерения удовлетворения или желания. 2. При какой предпосылке закон убывающей полезности можно перевести на язык цен? Неизменная стоимость денег: в чем смысл и значение этой предпосылки? Принцип построения кривой спроса в теории Маршалла. Роль функций полезности. 3. Что Маршалл понимает под спросом, под «увеличением спроса»? В чем разница трактовки спроса Маршаллом, Миллем и Кернсом? 4. Трудности определения кривой спроса. Изменение спроса во времени. 5. Задачи экономической науки в представлении Маршалла. Определение частичного равновесия. В чем его отличие от общего экономического равновесия? Методологическое значение принципа частичного равновесия в экономической теории. Сильные и слабые стороны маршаллианского метода. Основная литература: Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо. 2007. кн. III, гл. 3-4 (с. 139-147, 154-157); Математическое приложение. Замечание II. Т. 3 (с. 792-793). (См.: http://www.gumfak.ru/econom_html/marshall/content.shtml (см. тж.: РИДЕР-III) . ИЭУ-2000, гл. 15, с. 255-271. Дополнительная литература: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. Гл. 9 (1, 6-8, 11, 12); гл. 10 (1-5, 8-9, 11-14, 16, 18-24, 26-27, 29, 31, 35, 37). Сраффа П. Законы доходности в условиях конкуренции // Сраффа П. Производство товаров посредством товаров. М., 1999, с. 137-156 (Хрестоматия-XI). Хайлбронер Р. Философы от мира сего. М.: Колибри. 2008. Гл. 6, с.260-268. ЗАНЯТИЕ 21. Маршалл: издержки фирмы и фактор времени; понятие репрезентативной фирмы Вопросы к обсуждению: 1. Критерий разграничения экономических периодов на короткие и длинные. Виды равновесия с учетом фактора времени. Сколько периодов рассмотрения выделяет Маршалл? Есть ли здесь преемственность с воззрениями классических экономистов и экономистов австрийской школы? 2. Классификация издержек. Включение фактора издержек в теорию равновесной цены: версия Маршалла. Рыночное равновесие: оправданы ли предпосылки его единственности и устойчивости? 3. Что Маршалл подразумевал под "репрезентативной" фирмой? В чем конструктивное значение этого приема? 4. Внутренняя и внешняя экономия как следствие организации производства. Основная литература:
ИЭУ-2000. Гл. 15. Дополнительная литература: Маршалл А. Основы экономической науки. Кн. IV гл.11, Кн. V. Гл. 2, 11 Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры. §17. // Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., Экономика, 1989, с. 214-224. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. Гл. 9, 10. ЗАНЯТИЕ 22. А. Маршалл и А. Пигу: принципы государственного регулирования Вопросы к обсуждению: 1. Закон убывающей отдачи. Соотношение тенденций к возрастанию и убыванию отдачи. Законы доходности как аргумент в дискуссии о свободе конкуренции и государственном регулировании. 2. Правила налогообложения и субсидирования отраслей с различными тенденциями отдачи у Маршалла. 3. Смысл и соотношение понятий «национальный дивиденд», «предельный чистый частный продукт», «предельный чистый общественный продукт». Почему возникают расхождения в их величине? 4. Соотношение между предельным чистым частным продуктом и предельным чистым общественным продуктом для отраслей с различным типом зависимости издержек от масштаба производства. Возможные направления государственного воздействия с целью увеличить национальный дивиденд. Основная литература: Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2007. Кн. V, гл.13. (См.: РИДЕР-III). Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985. Ч. 1. Гл. 3; Ч. 2. Гл. 2, 8, 10. (См.: РИДЕР-III). ИЭУ-2000. Гл. 14, 15. Дополнительная литература: Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Кн. IV, гл. 3, п. 1, 2, 6; гл.11, гл. 13, Сраффа П. Законы доходности в условиях конкуренции // Хрестоматия-XI . Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. Гл. 9, п. 13-16; гл. 16, п. 7 |
Кафедра экономической методологии и истории Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или... | Кафедра экономической методологии и истории Список примерных тем... Особенности развития интеллектуального капитала в условиях глобализации экономики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической... | Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве... | ||
Примерные темы рефератов по истории экономической мысли Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в Х1Х веке | Темы рефератов по истории и философии экономической науки. Философские... Сравнение философско-правовых идей И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса | ||
Кафедра «Философии и методологии науки» ... | Философия экономической науки Курс знакомит с основными этапами истории экономической науки, особенностями теоретизации экономического знания, содержит характеристику... | ||
Философия экономической науки Курс знакомит с основными этапами истории экономической науки, особенностями теоретизации экономического знания, содержит характеристику... | Кафедра истории и политологии Тема реферата: «Фашизм: истоки и идеология. Неофашизм» Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма | ||
Человеческая деятельность В этой книге сплелись воедино все излюбленные сюжеты Мизеса: теория денег и кредита, проблемы инфляции и экономического цикла, критика... | Спецкурс «Нобелевские лауреаты. Экономика. Избранное» эмш 2002-2003 учебный год Цель курса: познакомить школьников с многообразием направлений экономической науки (от экономической истории до эконометрики), используя... | ||
Кафедра экономической географии экономическая и социальная Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | Хакасский филиал кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | ||
Кафедра экономической журналистики и рекламы Социальная реклама, посвященная проблемам защиты окружающей среды и прав животных | Кафедра экономической географии и социальной экологии мгпу Понятие информации, ее свойства, качество. Информационные системы. Информатизация общества |