Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 363.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации06.12.2013
Размер363.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2
Тематический почасовой план


по курсу "Введение в экономическую теорию и ИЭУ"

для студентов экономического факультета специальности "Статистика"


Название темы

Семинары

1. Предмет экономической теории и ее методологические основы

едмет и принципы экономическо теории

4

2. Экономическая система

Методология экономической науки

2

3. Собственность как основа экономической системы

Экономические системы

2

4. Общественное производство - основа развития общества

Экономика и собственность

2

5. Рыночные отношения: сущность, функции, структура


2

6. Товар и деньги – основные инструменты рыночной экономики
Теория стоимости и денег

4

7. Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции


2







ВСЕГО

18


Рабочая программа проведения семинарских занятий

по курсу «Введение в экономическую теорию и ИЭУ»

Раздел 1. Введение в экономическую теорию: исходные принципы и категории.
Тема 1. Предмет экономической теории и ее методологические основы.
Цель изучения: определить предмет экономической теории и ее принципы, показать историю возникновения и становления экономической теории как науки, показать особенности методологии экономического анализа, основные методы познания экономической действительности и базовые модели.
Аннотация программы

Зарождение и развитие экономической теории. Основные направления современной экономической мысли: неоклассическое направление, неокейнсианство, институционализм.

Определение предмета экономической теории различными школами экономической мысли.

Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория - общественная наука по изысканию и выбору производства благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства - содержание предмета экономической теории. Структура экономической теории. Микро-, макро- и мегаэкономика - составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа.

Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Функции экономической теории. Экономическая политика. Основные задачи экономической политики.

Позитивная и нормативная стороны экономической теории.

Методология экономической науки. Методы познания экономических процессов. Диалектический метод. Общенаучные методы: метод научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Сочетание исторического и логического, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Познание, конструирование и использование системы экономических законов и категорий как метод экономического анализа.

Первое занятие

Вопросы для обсуждения

  1. Зарождение экономических знаний. Основные этапы развития экономической науки.

  2. Предмет и функции экономической теории (Определение предмета экономической теории экономистами различных школ и направлений). Взаимосвязь с другими науками.

  3. Экономические категории и экономические законы. Экономическая теория и экономическая политика

  4. Методология экономического анализа. Формальная логика, диалектика и функциональный анализ.


Второе занятие

Вопросы для обсуждения

  1. Производительные силы общества. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления.

  2. Система производственных отношений: социально-экономические и организационно-экономические.

  3. Проблема выбора в экономике. Понятие экономической эффективности (Парето-эффективное состояние экономики)

4. Решение задач.

Задача 1

Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

Задача 2

Предположим, что в какой-то стране производится всего два вида продукции: средства вооружения (пушки, танки, ракеты) и продукты питания. Назовем их «пушки» и «масло». Допустим, что если все насе­ление этой страны будет занято только изготовлением масла, то его будет произведено 15 000 тонн. Если все ресурсы нации будут брошены на производство пушек, то за год их будет выпущено 6000 штук. Естественно, пушки и масло могут производиться и одновременно. Эти возможности указаны в табл. 1.

Таблица 1. Шкала производственных возможностей

Вариант

Масло, т

Пушки, шт.

1

15 000

0

2

12 000

2000

3

10 000

3000

4

6000

5000

5

3000

5500

6

0

6000

1. Начертите график границы производственных возможностей дан­ной страны, в котором по горизонтали отметьте «пушки», а по верти­кали — «масло». Назовите точки, свидетельствующие о:

а) эффективном функционировании системы;

б) неудачном выборе общества;

в) ситуации, когда производство вообще неосуществимо.

2. Определите альтернативные издержки.

Задача 3

Выпуск продукции вырос в 2 раза. При этом число занятых увеличи­лось в 1,5 раза, а интенсивность их труда повысилась на 20%. Определи­те, насколько выросла производительность труда за указанный период.

Задача 4

Численность занятых увеличилась в 2,9 раза, а объем выпускаемой продукции — в 24 раза. Определите, какая часть прироста продукции была получена за счет увеличения занятости, какая — за счет повыше­ния производительности труда.

Задача 5

Число рабочих на предприятии сократилось на 20%, а выпуск продукции удвоился. Определите изменение производительности труда.
5. Тестовая контрольная работа.
Индивидуальные задания

1. Написать эссе на тему (по выбору студента):

1.1. «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное.»

(Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон)

1.2. «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим об­разом».

(Бернард Шоу)

1.3. «Не зная уроков прошлого, не увидишь, что есть новое.»

(Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон)

1.4. «Ежели Вы, Государь, не дадите свободу действия нашим людям в торговле и ремеслах, будут ждать нас великие беды.»

(Из послания В. Татищева Петру I)

2. Рассмотреть структурно-логические схемы темы 1.

3. Составить конспекты следующих статей:

3.1. Дзарасов, С. Какая экономическая теория нам нужна? / С. Дзарасов // Экономист. – 2005. – № 2. – С. 3–15.

3.2. Черковец, В. Первый элемент системы экономических наук / В. Черковец // Рос. экон. журнал. – 2005. – № 3, №4.

3.3. Клейнер Г. Наноэкономика //Вопросы экономики. 2004. №12

4. Выполнить практические задания к теме 1 «Практикума по экономической теории» (варианты 1–4).

Темы сообщений и рефератов

  1. Возникновение и развитие русской экономической мысли в IX–XVII вв.

  2. Вклад отечественной науки в развитие мировой экономической мысли.

  3. Научные школы в отечественной экономической науке 50–90 гг. ХХ в.

  4. Лауреаты Нобелевских премий в области экономики.

  5. Кейнсианство и его особенности в различных странах.

  6. «Дорога к рабству» Ф. Хайека и экономическая система СССР.

  7. Методологические подходы современных научных направлений экономической мысли.

  8. Борьба за ограниченные ресурсы.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика: учеб./ А. И. Архипов [и др.]; под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. Гл.1.

2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. Гл. 1, 2.

3. Куликов Л. М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. Тем. 1, гл. 1, 2; тем. 2, гл. 1.

4. Экономическая теории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ под ред. В. Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр, ВЛАДОС, 2003. Гл. 1.

5. Экономическая теория: учебник/ под ред. акад. А. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРО-М, 2005. Гл. 1, 2

6. Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: ВУЗ и школа, 2004. Гл. 1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Тарасевич В. Постнеоклассический вызов фундаментальной экономической науке // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 107 – 117.

2. Экономическая теория: исторические корни, современная роль и перспективы развития (итоговый документ международного симпозиума в МГУ им. М. В. Ломоносова) // РЭЖ. 2004. № 5 – 6. С. 50 – 56.

3. Иншаков О., Фролов Д. Место институционализма в экономической науке // Экономист. 2005. № 10. С. 39 – 44.

5. Новосельский В. Общественное сознание и экономическая политика // Экономист. 2005. № 1. С. 46 – 51.

6. Доу Ш. Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ // Вопросы экономики. 2005. № 7. С. 53 – 72.
Контрольный тест «Экономическая теория как наука»

1 В каком случае изучение экономической теории имеет практи­ческое значение?

а) Вы столкнулись с проблемой выбора в супермаркете.

б) Вы голосуете на выборах за кандидата, выдвинувшего радикальную программу экономических реформ.

в) Экономический кризис в стране требует от вас принятия адекватных хозяйственных решений.

г) У Вас собственная столярная мастерская и, как Вам ка­жется, бизнесу ничто не угрожает.

д) Вы безуспешно ищете работу по специальности.

2 Выберите наиболее корректное определение экономической теории.

а) Наука о том, как делать деньги.

б) Наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и заня­тости.

в) Наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.

г) Наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ог­раниченных ресурсов для производства различных това­ров и их распределения в целях потребления.

д) Наука о поведении участников общественного воспроиз­водства, имеющая практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов.

е) Наука о принципах экономической политики.

3. Фундаментальный вопрос экономики - это:

а) Обеспечение каждого квартирой, машиной и счетом в банке.

б) Справедливое перераспределение доходов и устранение нищеты.

в) Дать работу всем, кто хочет работать.

д) Решение проблемы ограниченности ресурсов.

4. Что из ниже перечисленного изучает микроэкономика, а что макроэкономика?

а) Скрытая безработица на белорусских предприятиях.

б) Индекс цен потребительских товаров в 1999 году.

в) Цена растительного масла в Витебской области в апреле 1999 года.

г) Инновационная деятельность фирмы, направленная на модернизацию производства и увеличение выпуска про­дукции.

д) Государственный бюджет.

5. Что изучает микроэкономика?

а) Экономику как целостную систему.

б) Уровень безработицы и уровень цен в экономике.

в) Экспорт и импорт товаров, промышленного сырья и то­варов народного потребления.

г) Законы и закономерности развития предприятий, фирм, домашних хозяйств, рынков конкретных производствен­ных ресурсов.

д) Спрос и предложение в экономике.

е) Курс доллара в обменных пунктах.

ж) Принципы налогообложения.

з) Приватизацию предприятий госсектора.

6. Что изучает макроэкономика?

а) Законы и закономерности развития национальной эко­номики.

б) Спрос и предложение на отдельные товары.

в) Экономические издержки и пути их сокращения.

г) Систему показателей эффективности использования производственных ресурсов на предприятии.

д) Рост заработной платы работников бюджетной сферы.

е) Рост мировых цен на нефть.

ж) Экономический рост в Беларуси.

7. Какая из экономических целей общества имеет точное коли­чественное измерение?

а) Справедливое распределение доходов.

б) Экономическая свобода.

в) Полная занятость.

г) Рост Валового Национального Продукта (ВНП)

д) Эффективное использование ограниченных ресурсов.

е) Экономический рост.

8. Экономико-математическое моделирование:

а) Допускает в анализе некоторые нереалистичные допущения, чтобы избежать включения второстепенных деталей.

б) Учитывает состояние экономической системы в про­шлом и помогает строить планы на будущее.

в) Основывается исключительно на реалистичных допуще­ниях.

г) Объясняет, как функционирует экономическая система и отдельные ее сектора.

д) Описывает идеал, к которому мы должны стремиться, и ради достижения которого мы должны работать.

9. Что такое экономическая политика?

а) Предвыборная программа кандидата в президенты.

б) Защита государственных экономических интересов.

в) Деятельность по обеспечению материальных интересов больших групп людей.

г) Объявление войны государству-экспортеру бракованной продукции.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск