Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/8
Дата публикации16.11.2014
Размер1.74 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Государственное задание: анализ и пути развития»


Студент группы № 59ФТУ

Маркитантова
Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:
старший преподаватель
Саакян Татьяна Васильевна

Рецензент:
начальник отдела финансового обеспечения и оказания государственных услуг
Колчина Инна Николаевна

Москва, 2013

Содержание


Содержание 2

Библиографический список 68

Приложения 72

Введение

В Российской Федерации уже не первый год проводится бюджетная реформа, в ходе которой приоритет отдается бюджетированию, ориентированному на результат: т.е. переход от управления затратами к управление результатам. В рамках данной реформы особую роль играет определение основных принципов бюджетного планирования. Учитывая весомую зависимость федерального бюджета от основных макроэкономических показателей, и крайнюю нестабильность таких показателей, указанные принципы, при условии наличия проработанной законодательной основы, способствуют стабилизации и обеспечению сбалансированности всех бюджетов бюджетной системы. Несмотря на то, что главный закон бюджетной системы – Бюджетный Кодекс Российской Федерации не дает нам определение термина «бюджетное планирование», используя более конкретизированные понятия «составление проекта бюджета» и «планирование бюджетных ассигнований», бюджетное планирование непосредственно связано с закрепленными в Бюджетном кодексе принципами самостоятельности, сбалансированности и результативности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что в свою очередь составляет основные принципы бюджетного федерализма. На данный момент, с учетом данных принципов, в российском законодательстве, а именно, Федеральным законом от 06 ноября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 ноября 2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», закреплена система разграничения расходных полномочий между публично-правовыми образованиями, которая служит основой бюджетного планирования. Основными принципами бюджетного планирования на данном этапе являются :

          • РоРпланирование на основе расходных обязательств;

          • Раздельное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств;

          • Среднесрочное бюджетное планирование;

          • Программно-целевое планирование;

          • Планирование на основе фискальных правил;

          • Планирование на основе государственных заданий;

Для реализации указанных принципов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, сформированы следующие инструменты бюджетного планирования:

          • Целевые программы:
            - государственные;
            - федеральные;
            - региональные;
            - муниципальные;
            - ведомственные;

          • Доклады о результатах и основных направлениях деятельности;

          • Реестры расходных обязательств;

          • Обоснования бюджетных ассигнований;

          • Государственное задание.

Несмотря на очевидную взаимосвязь между данными инструментами и принципами, в рамках данной работы я бы хотела сконцентрировать свое внимание на государственном задании, как на наиболее современном (государственное задание появилось в бюджетном законодательстве только с 2009 года, позже, чем все другие инструменты), и как на наиболее актуальном: в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политики на 2013 – 2015 годы» указывается на необходимость повышения эффективности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг (выполняемых работ). На данный момент, государственное задание является наиболее эффективным инструментом, позволяющим установить взаимосвязь между результатами и необходимыми для их достижения объемом бюджетных ассигнований. Кроме того, государственное задание позволяет оценить качество предоставление отдельно взятой государственной (муниципальной) услуги (выполняемой работы). В этой связи, объектом исследования выступает государственное задание, а основной целью данной дипломной работы является исследование и анализ государственного задания как инструмента бюджетирования, ориентированного на результат, а так же перспективы его развития. Для достижения поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

  • Анализ бюджетирования, ориентированного на результат как метода бюджетного планирования;

  • Определение места государственного задания в системе бюджетного планирования;

  • Анализ нормативно-правовой базы, касающейся государственного задания, включая типологию государственных учреждений;

  • Анализ перспектив развития государственного задания как инструмента бюджетного планирования. Соответственно первая глава исследования посвящена обзору бюджетирования, ориентированного на результат, как принципиально нового для России метода бюджетного планирования и определению места государственного задания в данной системе. Во второй главе приведен анализ формы, порядков формирования, финансового обеспечения государственного задания, а также контроля за его выполнением и оценки. Кроме того особое место отводится проблематике государственного задания. В третьей главе предложены возможные варианты развития государственного задания, в частности, формирование сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ. В заключение сделаны выводы о результатах проводимого исследования.


Глава I

1.1 Бюджетное планирование в Российской Федерации

Как уже было сказано в введение, Бюджетный Кодекс Российской Федерации не дает нам определения бюджетного планирования, поэтому в целях настоящей работы будет использовано определение, которое дает нам общая финансовая наука. Бюджетное планирование — это процесс, включающий в себя обоснование и прогнозирование объемов доходов и расходов, которые будут получены и произведены за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы1. Оно определяет объемы бюджетных ресурсов, источники их получения и адресность использования на всех уровнях бюджетной системы. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных расчетах для соответствующих территорий Бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных задач. Таким образом, бюджетное планирование включает в себя бюджетный процесс, как регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, его нормативную правовую базу, а также методологические и теоретические аспекты. Участники бюджетного процесса, согласно положениям статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются:

  • Президент Российской Федерации;

  • Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

  • Законодательные ( представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

  • Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

  • Центральный банк России;

  • Органы государственного (муниципального) финансового контроля;

  • Органы управления государственными внебюджетными фондами;

  • Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

  • Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

  • Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

  • Получатели бюджетных средств2.

За каждым из участников бюджетного процесса, законодательно закреплены полномочия в сфере бюджетного планирования, что позволяет обеспечить прозрачность и слаженность бюджетного планирования на всех его этапах. Нормативной правовой базой бюджетного планирования в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральный законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Таким образом, бюджетное планирование строится на принципах, закрепленных в Главе 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (единства бюджетной системы РФ, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, прозрачности (открытости), достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов, единства кассы и призвано решать следующие задачи:

  • обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

  • определение приоритетов развития территории;

  • формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов развития территории;

  • осуществление мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

  • повышение обоснованности стратегических решений;

  • повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Нужно отметить, что в 2004 году бюджетное планирование в Российской Федерации потерпело грандиозное изменение: в рамках бюджетной реформы начался переход к управлению не только затратами, но и результатами.

Таким образом, бюджетное планирование начало осуществляться с применением принципиально нового методологического подхода, который получил название бюджетирование, ориентированное на результат.
1.2 Бюджетирование, ориентированное на результат

Нужно отметить, что мысль о том, что нужно что-то менять в системе бюджетного планирование появилась давно. Еще в 2000 году в своем бюджетном послание к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Борис Николаевич Ельцин указал на то, что "В основу расходной части бюджета целесообразно закладывать концепцию бюджетной политики, базовыми параметрами которой стали бы конкретные характеристики тех рубежей, достижение которых государство обязуется безусловно обеспечить бюджетными ассигнованиями .Параллельно следует готовиться к поэтапному введению иного подхода, основанного на отражении в названной концепции предполагаемых реальных результатов, достигаемых с помощью бюджетных расходов». Но первые шаги были сделаны только в 2004 году с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 « О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Так что же такое бюджетирование, ориентированное на результат?

Заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Михайлович Лавров дает следующее определение данному понятию: "Бюджетирование, ориентированное на результат - это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств"3 Таким образом, бюджетирование, ориентированное на результат по своей сути является гибким методом распределения ресурсов с учетом значимости проблем текущего финансового периода.
Модель бюджетирования, ориентированного на результат принципиально отличается от своей предшественницы – модели постатейного планирования. Расширился горизонт планирования с 1 года до 3х лет, распределение бюджетных ассигнований происходит в рамках программ или стратегических целей, предусматривающих достижение конечного результата, а не по видам затрат, основой для планирования расходов является обоснование приоритетов и ожидаемых конечных результатов, а не величина расходов предыдущего периода. Также модель бюджетирования, ориентированного на результат дает больше свободы участникам бюджетного процесса, устанавливая долгосрочные бюджетные ассигнования, что позволяет перераспределять ресурсы с учетом значимости проблем текущего финансового года.
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, включает следующие основные задачи4:

  • Приведение бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с международными стандартами, интеграция планов счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений, с бюджетной классификацией;

  • Аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств в целях упорядочивания процедур составления и рассмотрения бюджета: в случае если отсутствует решение об отмене или приостановлении действующего расходного обязательства, оно подлежит включению в расходную часть соответствующего бюджета. Новые расходные обязательства могут быть установлены только при условии наличия финансовых возможностей на весь период их действия и обязательной оценки их ожидаемой эффективности;

  • Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Переход к утверждению перспективного финансового плана Правительством Российской Федерации;

  • Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности;

  • Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов;

  • Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ в рамках создаваемого с 2005 года Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

Помимо этого, бюджетирование, ориентированное на результат наделяет нижние уровни управления большей ответственностью за принятие решений. При этом в рамках контроля большее внимание уделяется достигнутым результатам, чем израсходованным средствам. Таким образом бюджетирование, ориентированное на результат предполагает планирования деятельности органов публичной власти, отталкиваясь от постулата, что цель деятельности – достижение заданных результатов, имеющих социальное значение. Такие результаты могут быть достигнуты только в случае заинтересованности и вовлеченности всех участников бюджетного процесса, а это достижимо только при условии наличия для них стимулов для этого. Так же стоит отметить, что внедрение системы такой системы бюджетного планирования в практику предполагает создание единой системы целеполагания и и системы мониторинга целевых показателей исполнения планов, контроля и оценки результатов, которые должны будут охватывать все сферы деятельности органов государственной власти, что на выходе, должно быть обеспечить возможность органам власти на уровне субъекта и муниципальном уровне экономически обосновано распределять бюджетные ассигнования, а также направлять ресурсы на решение приоритетных задач. Для достижения поставленных задач, бюджетирование, ориентированное на результат использует следующие инструменты, которые можно условно разделить на 2 группы:

  • Инструменты целеполагания и планирования ( целевые программы, доклады:

  • Целевые программы;

  • Доклады о результатах и основных направлениях деятельности;

  • Обоснование бюджетных ассигнований;

  • Инструменты реализации установленных целей и задач:

  • Реестры расходных обязательств;

  • Государственные задания.5

Целевые программы делятся на государственные, федеральные, региональные и муниципальные и ведомственные.
Распоряжением Правительства от 30 июня 2010 г. № 1101-р « Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года» установлено следующее определение понятия « государственная программа». Государственная программа Российской Федерации - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения. Государственные программы разрабатываются с учетом следующих принципов:

  • Установление измеримых результатов;

  • Охват всех сфер деятельности органов исполнительной власти;

  • Интеграция финансовых и нормативных инструментов для достижения поставленных целей;

  • Проведение регулярной оценки эффективности исполнения государственных программ.

Требования к разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ закреплены в постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 588 « Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
Федеральные целевые программы – пионеры бюджетирования, ориентированного на результат. Федеральная целевая программа - это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки6. Основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ были закреплены еще в Федеральном законе от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ « О поставках продукции для федеральных государственных нужд». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июля 2010 г. № 588 Федеральные целевые программы включаются в состав государственных программ. Ведомственная целевая программа, в связи с принятием постановления Правительства РФ частью подпрограммы государственной программы, и представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи, описываемой измеряемыми целевыми индикаторы. Утверждается главных распорядителем средств бюджета.
Региональная (муниципальная) программа - это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Они обеспечивают эффективное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности представляет собой документ стратегического планирования, характеризующий результаты деятельности субъекта бюджетного планирования за отчетный период и план мероприятий на среднесрочную перспективу, призванный повысить прозрачность деятельности органов исполнительной власти и усилить общественный контроль за ними. Принципы и правила подготовки данных докладов законодательно закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». Доклад о результатах и основных направлениях деятельности отличается от всех других инструментов тем, что позволяет увязать содержательные аспекты деятельности главных распорядителей бюджетных средств с фактическими и планируемыми объемами бюджетного финансирования, благодаря тому, что включает в себя все основные параметры деятельности соответствующего подразделения органа власти в отчетном году и плановом периоде, структуру и направления использования выделенных ему средств. Реестр расходных обязательств представляет собой используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.7 Ведение реестра расходных обязательств носит обязательный характер, а порядок ведения утверждается для Российской Федерации – Правительством Российской Федерации, для субъекта Российской Федерации – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципального образования – местной администрацией муниципального образования. Реестр расходных обязательств как инструмент бюджетного планирования появился в 2007 году после законодательного закрепления в Бюджетном кодексе соответствующего понятийного аппарат. Реестр расходных обязательств уже зарекомендовал себя как эффективный инструмент бюджетного планирования, позволяющий установить соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти, и используется при составлении бюджетов всех уровней. Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации обоснование бюджетных ассигнований - документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде)8. Порядок формирования обоснования бюджетных ассигнований ежегодно утверждается Министерством финансов Российской Федерации в виде Методических рекомендаций по составлению обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета на текущей год и плановый период. Обоснование происходит на уровне целевых статей и видов расходов на среднесрочную перспективу с указанием основных факторов, влияющих на их планируемое измерение. Согласно положениям статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.9 Государственное задание будет более подробно рассмотрено в следующей главе данной работы, сейчас бы я хотела заострить свое внимание на взаимосвязи между государственным заданием и другими методами бюджетного планирования, для определения места государственного задания в системе бюджетного планирования.

1.3 Государственное задание в системе бюджетного планирования

Государственное задание как инструмент бюджетирования, ориентированного на результат появилось в 2009 году с закреплением данного понятия в Бюджетном кодексе Российской Федерации. На данном этапе, государственное задание является одним из самых эффективных инструментов ввиду того, что позволяет осуществить увязку объемов и качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг (работ) с объемами бюджетных ассигнований на эти цели. Введение данного инструмента в практику бюджетного планирования соответствует логике бюджетной реформы: цели и направленность данного инструмента заключаются в том, чтобы более точно и эффективно планировать деятельность государственных и муниципальных учреждений с учетом оказываемых государственных (муниципальных) услуг и корректировать объемы бюджетных ассигнований в соответствии с этой деятельностью, а не обязательством содержать учреждения. Учитывая потенциал государственного задания, как инструмента, бюджетирования, ориентированного на результат, можно предположить, что оно коррелирует с другими инструментами бюджетного планирования. Внедрение такого инструмента как государственное задание позволяет повысить эффективность внутриведомственных расходов и качество планирования главными распорядителями средств бюджета бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Так в некоторых ведомствах уже разрабатываются ведомственные целевые программы по повышению качества государственных (муниципальных) услуг (работ), в рамках которых предоставление услуг возлагается на государственные (муниципальные) учреждения. Помимо этого, явная взаимосвязь прослеживается между государственным заданием и обоснованием бюджетных ассигнований: формат обоснований наиболее полно адаптирует информацию из государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также использует данную информацию при подготовке проекта федерального бюджета. Для осуществления планирования объемов бюджетных ассигнований на оказание государственных и муниципальных услуг (работ), необходимо использовать информацию из государственных заданий для формирования соответствующих обоснований бюджетных ассигнований, при этом наименование обоснования бюджетных ассигнований должно совпадать с наименованием оказываемой государственной (муниципальной) услуги (работы), и показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг, должны быть использованы при описании непосредственных результатов обоснований. Также существует связь между реестром расходных обязательств и государственным заданием: при формирование государственного задания необходимо предоставить выписку из реестра расходных обязательств, подлежащих к исполнению для выполнения государственного задания, содержащую наименование расходного обязательства, его нормативно-правовое обоснование, срок действия и объем. На основании изложенного можно сделать вывод, что все инструменты бюджетного планирования связанны между собой. Каждый инструмент, применяемых в современном бюджетном планировании, призван обеспечить оптимальное и эффективное распределении бюджетных ассигнований между участниками бюджетного процесса. Обеспечение их взаимосвязи в рамках бюджетного процесса является один из основных направлений бюджетной реформы. Однако, на мой взгляд, государственное задание, являясь с одной стороны инструментом планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта бюджета, а с другой – инструментом ориентации поставщиков государственных и муниципальных услуг (работ) на достижении установленных количественных и качественных результатов предоставления услуг (выполнения работ), на данном этапе становления бюджетной системы Российской Федерации, ориентированной на постулаты New Public Management и бюджетирования, ориентированного на результат, является наиболее перспективным инструментом повышения эффективности деятельности всей системы в целом, и наименее изученной, что делает его наиболее привлекательным как объект исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск