1. Введение





Название1. Введение
Дата публикации16.11.2014
Размер63.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
1. Введение.
Социология как наука призвана изучать человеческое общество, процессы проистекающие внутри него. Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Различия – неравенства: власти, собственности, престижа делят общество на множество социальных групп. Однозначного ответа как разбивать общество на социальные группы до настоящего времени нет. Этот вопрос является наиболее актуальным в обсуждениях социологов как в наше время так и в прошлом.

В своем реферате я хочу рассмотреть проблему «нового класса», которая рассматривается ведущими социологами с середины 19 века и до наших дней однозначного решения этой проблемы не найдено.

2. Постановка проблемы «нового класса».
Традиции теоретического анализа классов в социологии берет свое начало в работах К. Маркса и М. Вебера , которые рассмотрели классовые структуры индустриального капитализма.

Маркс рассматривает класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на капиталистический класс и пролетариат. Он признавал существование групп, не укладывающиеся в эти рамки (таких, как крестьяне или мелкие собственники), но утверждал, что они представляют собой пережитки докапиталистической экономики , которые будут исчезать по мере созревания капиталистической системы.

Вебер разделяет население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции, порождающими различия в жизненных шансах. Одним из оснований рыночных позиции является капитал , а другим – квалификация и образование.[1]

Современное понимание классов в большинстве случаев придерживается Веберовской трактовки и противоречат Марксискому подходу. Но Веберовский подход к идентификации классов имеет много критериев , ведущих к разной трактов интерпритации разделения общества на классы и не всегда является объективной. «Новый класс» не является исключением




[1] В. В. Касьянов “Социология - краткий курс” ; Ростов-на-Дону 2000 г.

и в различных интерпритациях может не найти себе места. К тому же многие социологи считают общественные социальные группы входящие в «новый класс» социальными слоями, то есть промежуточными, переходными социальными группами, не обладающими всеми признаками класса.

Термин “новый класс” был введен в социологию М. Бакуниным. Бакунин, анализируя возможные социальные последствия марксистского сценария социализма, писал о том, что будущее некапиталистическое правительство не будет довольствоваться только политическим правлением, но будет управлять также экономически. А это требует необъятных знаний. Такая ситуация породит “господство научной интеллигенции. Это будет самый аристократичный, деспотичный, высокомерный и презренный из всех режимов. Это будет новый класс, новая иерархия настоящих и “так называемых” ученых и научных работников, и мир будет разделен на меньшинство правящих от имени знания и безмерное невежественное большинство”. С этого периода тема нового класса становится одной из центральных в дискуссиях по классовой структуре и неравенствам. И каждое последующее поколение социальных теоретиков видит свое понимание данного класса. В дальнейшем огромная роль в изучении нового класса принадлежит Х. Спейру , который пришел к выводу что новый класс – это не мелкие буржуа, а прежде всего специалисты различного рода, а также конторские служащие, то есть формирующемся новом классе образованных людей, занятых нефизическим трудом. Это такие группы, как администраторы разных уровней, бригадиры, технические специалисты и инженеры, клерки больших и малых торговых предприятий, машинистки, секретари, банковские служащие, инспекторы, социальные работники, государственные служащие, - каждые из которых занимают различный уровень в иерархии престижа. [2] В дальнейшем и до наших дней понимание «нового класса» не претерпевало заметных изменений и современные ученные в большинстве своем стоят на позициях высказанных Спейером.




[2] http//www.cosic.ru/
3. Новый класс, его элементы.
С момента зарождения понятия «новый класс» ученные социологи склоняются к мысли что «новый класс» представляет собой бюрократию , партноменклатуру , менеджеров занимающие доминирующие позиции в структуре неравенств , власти. Они имеют место как в западных странах , так и в Росси ,а раньше в СССР . Работы социологов различны в своих теоретических высказываниях : так, в одних работах представителями нового класса считалась исключительно сталинская бюрократия, в других – американские менеджеры; одни работы ограничивали проявление нового класса только рамками советского государства, другие полагали, что новый класс развивается в обеих социальных системах. Однако общей чертой было признание того факта, что классовая власть, основанная на индивидуальном владении капиталом, замещается иными структурными позициями, которые обеспечивают возможность экономического командования, контроля.
3.1. Бурократия.

Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления. Само по себе это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом, вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых. Исходя из буквального значения слова “бюрократия”, его часто употребляют как синоним административного управления. Кроме того, термином “бюрократия” нередко обозначается рационально организованная система управления, в которой работают компетентные служащие на должном профессиональном уровне. Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), оставившего заметный след в теории управления. В широком же, и наиболее часто употребляемом применении, а также в политической лексике термин “бюрократия” и все производные от него употребляются в ярко выраженном негативном смысле, как своеобразное “контруправление”. То есть акцент смещается в сторону извращенных форм управления (раздутость и запутанность аппарата управления, многописание, подмена законов подзаконными актами, волокита, консерватизм, недоступность, протекционизм и др.). Поэтому необходимо четко дифференцировать само понимание термина “бюрократия”, так как возникает возможность нивелировать различия самих принципов управления и отрицательных черт их проявления. То есть “бюрократизм” необходимо воспринимать как врожденный, тяжелый и хронический недуг органов управления, который свойственен любому обществу, не взирая на различия в социально-политическом устройстве. Этот недуг всеобъемлющ. При изменении форм управления он способен к мутации и приспособляемости. Такая непотопляемость бюрократизма обусловливается прежде всего источниками его появления, его социальной, экономической и политической базой.[3]
3.2. Партноменклатура.
Идеи «нового класса» в отношении советского общества к началу 80-х годов были развиты М. Восленским. Он аргументировал, что «новый класс» советского общества – партноменклатура, управляющие – представляет собой, по сути, правящую касту, и сознательно скрывает факт своего существования, пытается скрыться в массе служащих, что делает данный класс едва обнаруживаемым. Однако его психологическая и практическая потребность очертить собственную границу, “отгородить” себя от других, разделить ответственность и распределить между собой риски помогает определить данный класс. Идея о том, что в обществах советского типа классовая власть старой буржуазии и помещиков была заменена властью тех, кто контролировал средства производства, и политическую систему в стране.[2] Но такой взгляд является однобоким , ведь и в странах запада имеется своя партноменклатура имеющая как политическую так и экономическую власть в стране.




[3] Курашвили Б. П. “Борьба с бюракратизмом” ; Москва 1988 г.

3.3. Менеджеры.
Термин менеджер имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

- к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- к руководителю предприятия в целом или его подразделений( управлений, отделений, отделов);

- к руководителю по отношению к подчиненным;

- к администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и другое.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования .


4. Заключение.
В заключение своего реферата я хотел бы высказать свой взгляд на проблему «нового класса».

Как говорилось ранее главной проблемой признания бюрократии, партноменклатуру, менеджеров, «новым классом» является неимение этими группами капитала , но на мой взгляд такой капитал имеется. Что же он из себя представляет , спросите вы меня ? Думаю капиталом для них являются знания , которые добыты кропотливым трудом и не всегда бесплатно. Именно знания выделяют их из массы людей. Не следует также забывать что это не только знания которые могут быть получены в образовательных учреждениях , для них огромную роль играют знания о практической человеческой психологии . Таким образом я сторонник признания их «новым классом».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Введение iconВведение 2 Введение 5 Заключение 6 Список литературы 8 Введение «Реклама – двигатель торговли»
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
1. Введение iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
1. Введение iconПрограмма курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет...
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
1. Введение iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физи­ческую культуру,...
1. Введение iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
1. Введение iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Основной иностранный...
1. Введение iconВведение в экономику
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику
1. Введение iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте...
1. Введение iconРабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность
...
1. Введение iconУчебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность
...
1. Введение iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
1. Введение iconСодержание 2 введение 3 заключение 7 библиографический список 10 введение
Великобритании. Здесь корни большинства макроэкономических изменений кроются в реформаторской политике кабинета, пришедшего к власти...
1. Введение iconПамятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность»
Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы
1. Введение iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 10 Введение в лингвострановедение...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Введение iconСодержание Введение Кредит, его сущность и функции Формы и виды кредита...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
1. Введение iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск