Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/6
Дата публикации08.01.2015
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра мировой экономики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Экономические последствия

«энергетического поворота»

ФРГ

Студент группы № 464

Могирева А.В.
Руководитель ВКР

к.э.н., доцент Супян Н.В.


Москва, 2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……………………3
Глава 1. Новый энергетический курс ФРГ

1.1 Концепция «Energiewende»: суть реформы и ее цели……………………………………..6

1.1.1 Развитие возобновляемых источников энергии…………………………………..6

1.1.2 Сокращение объемов энергопотребления………………………………………..7

1.1.3 Эффективное использование энергоресурсов………....………………………....8

1.1.4 Сокращение выбросов парниковых газов………………………………………...9
1.2 Концепция «Atomausstieg»…………………………………………………………………..9

1.3 Нормативная база новой энергетической концепции ФРГ………………………………..9

1.3.1 Закон о возобновляемых источниках энергии…………………………………..11

1.3.2 Торговля эмиссионными квотами………………………………………………..11

1.3.3 Экологические налоги…………………………………………………………….15

1.3.4 Закон о когенерации………………………………………………………………15

1.3.5 Закон о возобновляемых источниках тепловой энергии……………………….17

1.3.6 Закон об ускоренном расширении энергосетей………………………………....18

1.3.7 Постановление об энергосбережении в домах и зданиях………………………19
Глава 2. Первые экономические последствия «энергетического поворота»

2.1 Развитие новых технологий………………………………………………………………...21

2.1.1 Ветроэнергетика…………………………………………………………………...21

2.1.2 Биоэнергетика……………………………………………………………………...24

2.1.3 Гелиоэнергетика…………………………………………………………………...26

2.1.4 Другие виды возобновляемых источников энергии…………………………….29

2.2 Экономические последствия для рынка электроэнергии………………………………....29

2.2.1 Спрос на электроэнергию…………………………………………………………30

2.2.2 Предложение электроэнергии…………………………………………………….31

2.3 Экономические последствия для потребителей электроэнергии………………………...34

2.4 Экономические последствия для производителей электроэнергии……………………...35

2.5 Увеличение государственных расходов………………………………….………………...36

2.6 Появление новых рабочих мест………………………………………….…………………38

2.7 Проблемы, связанные с внедрением ВИЭ в энергосистему……………………………...39

Глава 3. Экономические последствия в долгосрочной перспективе

3.1 Макроэкономические последствия на национальном уровне……………………....…….42

3.2 Экономические последствия для промышленного сектора………………………...…….47

3.3 Другие положительные эффекты…………………………………………………………...49

Заключение……………………………………………………………………..……………….51
Библиография…………………………………………………………………………………..52


Введение
В 2011 году немецкое правительство приняло уникальное для мировой практики решение о радикальном переходе к новой энергетической политике, в основе которой лежит полный отказ от атомной энергетики к 2022 году, а затем снижение выбросов парниковых газов в атмосферу на 80-95% к 2050 году. К этому сроку Германии необходимо наладить производство энергии почти полностью без использования газа, нефти и угля, заменив почти 80% из них возобновляемыми источниками. Причиной принятия такого решения послужила авария, произошедшая на АЭС в Фукусиме, после которой правительство Германии объявило о прекращении работы восьми из 17 атомных станций ФРГ.

Такое радикальное изменение курса, получившее название Energiewende1, сразу же привлекло внимание журналистов и экспертов всего мира, плотно закрепившись в публичном общественно-политическом дискурсе. Концепция Energiewende приобретала как противников, заявляющих об утопичности такого рода политики, так и сторонников, которые, несмотря на ожидаемый рост цен на уже и так недешевую немецкую электроэнергию, поддерживают новую концепцию немецкого правительства и верят в ее успешную реализацию. В контексте предстоящих в сентябре 2013 года выборов в Бундестаг актуальность этой темы уже не вызывает сомнения: от того, насколько успешно будет реализована реформа, зависит политическое будущее правящей коалиции. На более глобальном уровне актуальность этой темы обусловлена тем, что Германия, будучи экономическим лидером Европы с наиболее развитой и конкурентоспособной промышленностью, рискует собственной энергетической безопасностью.

Вместе с тем, необходимо преодолеть многие трудности, такие, как, например, минимизация расходов на продвижение возобновляемых источников энергии, проблемы финансирования, улучшение методов хранения энергии, ожидаемое повышение цен на электричество и многие другие. В связи с этим, цель данной работы – оценить экономические последствия энергетической реформы, как на энергетический сектор, так и на экономику Германии в целом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи. Во-первых, изучить цели и задачи нового энергетического курса, затем исследовать главные трудности на пути к успеху концепции и оценить ее влияние на экономику Германии и на ее место в мире и, наконец, проанализировать возможные экономические последствия в будущем.

Таким образом, объектом исследования являются экономические последствия «энергетического поворота», а предметом – факторы, влияющие на успех новой энергетической концепции немецкого правительства.

Глава 1. Новый энергетический курс ФРГ
Термин "Energiewende" в переводе с немецкого языка означает "энергетический поворот", что является вполне корректным переводом, однако едва ли отражает истинный смысл концепции. Термин впервые появился в 1980 году и означал полный переход от использования ископаемых и ядерных источников энергии к «зеленой экономике», основанной на 100%-ном использовании возобновляемых источников энергии.

Если разделить термин на две составные части, – «Energie» и «Wende» – становится ясно, что за этой концепцией, c точки зрения семантики немецкого языка, скрывается более глубокий смысл, нежели «поворот». Слово "Wende" в немецком языке означает значительные социально-политические изменения и обычно используется в качестве синонима для мирной революции, которая произошла в Восточной Германии в 1989 - 1990 годы и привела к падению Берлинской стены и воссоединению Германии. Таким образом, более точным переводом термина "Energiewende" является "энергетическая реформа" как радикальный переход к новому энергетическому курсу, с новыми амбициозными целями, которые прежде не ставила перед собой ни одна страна.
1.1 Концепция «Energiewende»: суть реформы и ее цели
28 сентября 2010 года правительство Германии опубликовало комплексный план под названием «Energiekonzept 2050»2, согласно которому производство электроэнергии к 2050 году должно осуществляться преимущественно из возобновляемых источников энергии. На сегодняшний день «Энергетическая концепция» включает в себя более 140 мер, направленных на достижение главных целей, которые графически представлены на Схеме 1.
Схема 1. Цели нового энергетического курса ФРГ

macintosh hd:users:aliamogireva:downloads:схема 1.jpg

Источник: BMU
В основе энергетической реформы лежат 4 основные цели: развитие возобновляемых источников энергии, сокращение потребления энергии, повышение энергоэффективности и сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу.


      1. Развитие возобновляемых источников энергии


Суть реформы состоит в переходе к использованию возобновляемых источников энергии, в связи с чем их развитие является приоритетным в списке целей правительства Германии. Доля возобновляемых источников, отмеченная на схеме салатовым цветом, должна составлять 18% от конечного потребления энергии к 2020 году и 60% к 2050 году. В секторе электроэнергии эти показатели должны достичь соответственно 35% и 80%.

Как видно из Схемы 2 около 60% сгенерированной энергии, согласно прогнозу DLR3, будет приходиться на ветросиловую энергию и энергию, полученную из биомассы. Уже в 2020 году с помощью ветра Германия должна вырабатывать не менее 10 тыс. МВт электричества. Значительная доля приходится на энергию солнца, на развитие которой правительство Германии также делает большие ставки.

Схема 2. Конечное потребление энергии в ФРГ с 2005 по 2050 гг. (прогноз)

macintosh hd:users:aliamogireva:downloads:схема 2.jpg

Источник: DLR Lead Study, сценарий A
1.1.2 Сокращение объемов энергопотребления
Концепция «Energiewende», как правило, в первую очередь ассоциируется с переходом от ядерных и ископаемых источников энергии к возобновляемым. Тем не менее, важно понимать, что такого рода переход возможен исключительно при значительном сокращении потребления энергии. Осознавая данную необходимость, к амбициозным целям правительства Германии в контексте энергетической реформы относится сокращение объемов энергопотребления. Как видно из Схемы 1, по сравнению с 2008 г. конечное потребление энергии в стране должно снизиться на 20% к 2020 году г. и вдвое к 2050 г. При этом потребление электроэнергии в 2020 году должно составлять 90% от объемов 2008 г. и 75% к 2050 г., а потребление тепловой энергии снизиться до 80% в 2020 г. и 20% в 2050 г. по сравнению с объемами 2008 г.


      1. Эффективное использование энергоресурсов


Повышение энергоэффективности, прежде всего, означает достижение максимально эффективного использования тепловых и энергоресурсов при существующем уровне развития технологий и соблюдении требований к окружающей среде. Ставя перед собой цель повышения энергоэффективности, правительство Германии стремится использовать меньшее количество энергии, сохраняя при этом тот же уровень энергетического обеспечения зданий и технологических процессов на производстве. Исследования показывают, что ежегодный объем энергии, потребляемый электромоторами, задействованными в промышленности, может быть снижен почти на 30 млрд. кВт/ч4 – объем энергии, сокращение которого позволило бы полностью закрыть несколько электростанций. Таким же потенциалом обладают неэффективно используемые системы освещения и отопления. В этом контексте, согласно концепции «Energiewende», планируется ежегодно снижать на 2,1% показатель энергоемкости, представляющий собой отношение потребляемой энергии к величине, характеризующей результат потребления (например, затраты на энергию и топливо по отношению к выручке предприятия).


      1. Сокращение выбросов парниковых газов


Сокращение выбросов парниковых газов – важный ответ Германии на глобальное изменение климата. Двигаясь на пути к преодолению изменения климата, Федеральное правительство ставит перед собой цель – снизить выбросы парниковых газов на 40% к 2020 году и на 80% к 2050 г. (по сравнению с уровнем 1990 года).5 В 2011 г. выбросы уже сократились на 24%6.


    1. Концепция «Atomausstieg»


Отказ от использования ядерной энергии, или «Atomausstieg», является ключевым принципом нового энергетического курса Германии. Изначально, решение об отказе от использования атомной энергетики было принято в Германии в 2000 г. еще при правительстве, возглавляемом Герхардом Шредером. Тогда речь шла о закрытии 12 действовавших на тот момент АЭС, прекращении переработки ядерных отходов и снижении объемов транспортировки ядерных материалов. В 2005 г. к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и призвала реанимировать ядерную энергетику. Так, в 2010 г. после многочисленных споров внутри блока, правительство Германии приняло «Энергетическую концепцию 2050», которая легитимизировала продление сроков действия АЭС , назвав атомную энергию «переходной технологией», которая в период перехода к возобновляемым источникам энергии обеспечит реализацию таких целей энергетической политики, как охрана окружающей среды, рентабельность и надежность энергоснабжения. Однако, в июне 2011 года, спустя 2 месяца после аварии на АЭС Фукусима-1, это решение было отменено и вышеизложенные первостепенные цели были дополнены решением немецкого правительства во главе с канцлером Ангелой Меркель о полном отказе от использования атомных электростанций в структуре производства электроэнергии.

За все время существования Европейского Союза Германия, несмотря на уровень развития своей промышленности, стабильно демонстрировала негативное отношение к использованию ядерных источников энергии и, поэтому, значительную часть инвестиций направляла на развитие возобновляемых источников энергии. После катастрофы в Японии отношение немцев к ядерной энергии стало еще более категоричным: все больше людей видят в атомных электростанциях прямую угрозу безопасности Германии. 11 марта 2011 года в Берлине более 90 000 человек вышли на улицы с плакатами в знак протеста против ядерных электростанций. Согласно опросу, проведенному в 2011 году TNS EMNID, большинство немецких потребителей предпочитают энергию ветра и другие возобновляемые источники, демонстрируя при этом резко негативное отношение к ядерной энергии (более 50% респондентов выступили за полный отказ от использования ядерной энергии и более 30% немцев за то, чтобы доля ядерной энергии не превышала 25% в общей структуре производства электроэнергии).

Так, согласно концепции «Atomausstieg» к 2022 году должна быть выведена из эксплуатации последняя АЭС Германии. На Схеме 4 изображен поэтапный план реализации данной концепции, в котором установлена конкретная дата останова для каждой из 9 оставшихся АЭС. На сегодняшний день, как уже упоминалось ранее, остановлена работа 8 атомных станций, которые производили 70 млрд. кВт/ч электроэнергии ежегодно, что составляет 12% от общего производства электроэнергии страны. Согласно решению правительства от 16 августа 2012 года, до 2022 года будут выведены из строя оставшиеся атомные электростанции, производящие более 80 млрд. кВт/ч электроэнергии ежегодно. Перебои в электроснабжении, которые может вызвать отказ от ядерной энергетики, немецкое правительство планирует заполнить электроэнергией, полученной из возобновляемых источников, природного газа и угля, а также за счет общего снижения потребления электроэнергии, регулирования спроса и полагаясь на все еще продолжающие свою работу тепловые и гидроэлектростанции.

Схема 4. Снижение ядерных мощностей ФРГ с 2000 по 2022 гг.

macintosh hd:users:aliamogireva:downloads:схема 3.jpgИсточник: Institute of Applied Ecology, BMJ
Иными словами, новая энергетическая концепция представляет собой сложный процесс трансформации энергетического сектора. Успех ее реализации во многом зависит от нормативной базы и от экономического подхода, направленного на максимальное предотвращение возможных сбоев и прочих сложностей, которые, несомненно, могут возникнуть на пути к конкурентоспособному промышленному сектору без ядерной энергии.


    1. Нормативная база новой энергетической концепции ФРГ


На сегодняшний день в Германии принят ряд законов и правовых актов, направленных на снижение энергопотребления, на продвижение возобновляемых источников энергии и на сокращение эмиссии парниковых газов. Многие из них уже значительно изменили ситуацию в лучшую сторону, некоторые из них имеют на это все шансы.


      1. Закон о возобновляемых источниках энергии


Закон «О возобновляемых источниках энергии»7 является важнейшим инструментом реализации «Энергетической концепции», в частности, увеличения доли возобновляемых источников в энергетическом спектре Германии. С 1 апреля 2000 г., когда закон только вступил в силу, были внесены существенные поправки в 2004 и 2009 гг., которые в основном значительно расширяли систему льгот, снижая тарифы и стимулируя тем самым развитие возобновляемых источников. Внесенные изменения стали основными факторами, обеспечившими стабильную тенденцию роста популярности и доверия немцев к энергии, полученной из возобновляемых источников. С 2000 г. производство «зеленой» энергии выросло с 40 млрд. кВт/ч. до 120 кВт/ч.8 В 2011 г. объем электроэнергии, произведенной из альтернативных источников составил 20% от всего энергоснабжения Германии, и этот рост наблюдается и сегодня.
Схема 5. Производство энергии из возобновляемых источников в ФРГ с 1990 по 2011 гг.

macintosh hd:users:aliamogireva:downloads:схема 6.jpg

Источник: BMU
Кроме этого, ни один законопроект Германии и Европы в целом не был скопирован в прочие иностранные юрисдикции в таких масштабах, как Закон о возобновляемых источниках. Более 50 стран, 19 из которых являются членами Европейского Союза, переложили Закон на свою нормативную базу, чтобы улучшить или, в некоторых случаях, даже заложить правовые основы, направленные на стимулирование развития альтернативных источников энергии.

Закон о возобновляемых источниках направлен на поддержание устойчивого развития системы энергоснабжения в контексте защиты окружающей среды и климата, на снижение затрат, связанных с энергообеспечением, в основном за счет внешних долгосрочных эффектов, на сохранение ископаемого топлива, а также на дальнейшее продвижение возобновляемых источников энергии.

Согласно закону, приоритет в энергетической системе отдается возобновляемым источникам энергии. Главным механизмом внутри Закона является система фиксированных тарифов. Операторы сети получают фиксированный платеж за каждый киловатт-час электроэнергии, поставленный из источников на основе возобновляемых источников энергии. Тарифная надбавка компенсируется за счет бюджета или конечного потребителя электроэнергии.

Помимо этого, закон обеспечивает надежность инвестиций в «зеленую энергетику», гарантируя инвесторам покрытие суммы инвестиций в возобновляемые источники независимо от текущей цены на электроэнергию. При этом, Договор о льготных тарифах, предусматривающий значительные ценовые послабления в долгосрочном периоде при условии использования альтернативной энергии, занимает всего лишь 2 страницы, в то время как, в США, например, аналогичный договор состоит из 70 страниц. В результате, высокий уровень защиты инвестиций и отсутствие бюрократии становятся ключевыми факторами, значительно снижающими стоимость возобновляемых источников. В этом состоит главное, преимущественное отличие Закона о возобновляемых источниках энергии от системы квот, которая не гарантирует инвесторам безопасность их вложений и не дает стимулов для создания новых технологий в сфере возобновляемых источников, которые впоследствии снижают издержки от их использования.

Закон о возобновляемых источниках устанавливает, что энергоснабжающие предприятия Германии, эксплуатирующие сети общего энергообеспечения, могут оплачивать покупаемую энергию по льготным тарифам только в том случае, если энергия генерируется ими от ветра, волны, солнца, биомассы, свалочного, отстойного и рудничного газов, или геотермической энергии. Величина льготных тарифов зависит от мощности генерирующих установок и от типа возобновляемого источника энергии. Однако, вне зависимости от цен на электроэнергию и от прочих факторов, тарифы снижаются ежегодно, отражая снижение себестоимости производства энергии и стимулируя разработку новых технологий.

Основным преимуществом фиксированных льготных тарифов является простота и возможность прогнозирования. В Германии гарантированный срок действия льготных тарифов составляет 20 лет. При этом энергосбытовые компании не имеют права отказаться от приема энергии, полученной на основе возобновляемых источников. Основным недостатком фиксированных тарифов является их сложное регулирование в зависимости от динамики снижения себестоимости электроэнергии.
1.3.2 Торговля эмиссионными квотами
Торговля эмиссионными квотами – важнейший механизм европейской системы защиты климата, действующий в Европейском Союзе с 1 января 2005 года. Европейская система торговли эмиссионными квотами создана на основе Киотского протокола - международного соглашения, принятого в Японии в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и согласно которому развитые страны и страны с переходной экономикой должны сократить или стабилизировать выбросы шести видов парниковых газов: диоксида углерода (CO2), метана (CH4), окиси азота (N2O), перфторуглеродов (ПФУ), частично фторированных углеродов (ГФУ) и гексафторидов серы (SF6). В Германии система начала действовать в 2004 году, когда был принят Закон о торговле эмиссионными квотами9.

Одним из ключевых принципов системы является то, что эмиссионные квоты выдаются на определенный период времени. Это дает возможность постепенного снижения уровня допустимых выбросов парниковых газов. В зависимости от объемов производства и других факторов создается план снижения выбросов для отдельных отраслей государств-членов ЕС, согласно которому в течение каждого периода предприятия получают определенное количество, так называемых, EUAs10. На сегодняшний день, благодаря системе торговли эмиссионными квотами, ЕС контролирует более чем 2 млрд. тонн выбросов, что составляет 52% всех выбросов парниковых газов на территории ЕС, которые выделяют более 11 000 промышленных предприятий. Начиная с 2013 года распределение квот осуществляется Европейской Комиссией на наднациональном уровне.

Согласно Закону о торговле эмиссионными квотами, предприятия, участвующие в системе торговли выбросами, обязаны предоставлять ежегодные отчеты об объемах выброшенных в атмосферу парниковых газов Немецкому Представительству по Торговле Эмиссионными Квотами11. По окончании каждого периода, предприятия обязаны предоставить разрешение на выпуск каждой тонны парниковых газов (документ, содержащий объем эмиссионной квоты), либо уплатить штраф в размере 100 евро за каждую последующую тонну выбросов в углеродном эквиваленте. Однако ключевым моментом в системе является то, что квоты на выбросы торгуются между предприятиями. В случае, если предприятие, применив соответствующие технические меры по очищению производства, не превысило целевой уровень выбросов, то такое предприятие имеет право продать на рынке эмиссионных квот неиспользованные тонны выбросов. Таким образом, предприятия, которые на данном этапе развития не могут позволить технологические установки, сокращающие выбросы в атмосферу, могут просто купить дополнительное разрешение на выпуск углеродов. Такая система позволяет сократить выбросы на тех предприятиях, где очистка промышленной деятельности от выбросов связана с наименьшими затратами.
1.3.3 Экологические налоги
Экологические налоги в Германии были введены в 1999 году в рамках реформы налогообложения в экологии, которая впоследствии была значительно расширена в 2000 году и частично изменена в 2003. Суть реформы состоит в постепенном увеличении налогов на пользование природными ресурсами, на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям, а также во введении энергетического налога (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию). Особенность реформы состоит в том, что государственные налоговые доходы в большей степени направляются на развитие рынка труда, в том числе на снижение налога, удерживаемого с заработной платы, и другие меры, направленные на удешевление рабочей силы. Лишь небольшая часть государственных доходов перераспределяется на продвижение возобновляемых источников и увеличение энергоэффективности, и только с 2003 года доля государственных поступлений от экологических налогов направляется в федеральный бюджет. Таким образом, реформа преследует две основные цели: сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу и увеличение занятости населения. За последние годы благодаря реформе было создано около 250 тыс. рабочих мест12 и значительно снижены объемы энергопотребления за счет возросшей стоимости электроэнергии.
1.3.4 Закон о когенерации
Термин «когенерация» образован от слов «комбинированная генерация» и подразумевает процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии. В технической литературе также часто можно встретить синонимичное понятие «теплофикация». Когенерация широко используется в энергетике, например на теплоэлектроцентралях, где рабочее тепло после использования в выработке электроэнергии применяется для нужд теплоснабжения, значительно повышая КПД — до 90% и выше. Иными словами, при прямой выработке электрической энергии создаётся возможность утилизировать попутное тепло.

В связи с тем, что производить тепло и электричество одновременно в разы эффективнее, чем по отдельности, немецкое правительство поставило перед собой цель: к 2020 году получать 25% энергии за счет когенераторных установок. Несмотря на то, что количество произведенной теплоэнергии можно посчитать так же, как и произведенную электроэнергию, в Германии никогда не существовало льготных тарифов на производство тепловой энергии. Вместо этого в 2002 году вступил в силу Закон о когенерации13, согласно которому предприятиям, производящим энергию с использованием когенерирующих установок, выплачиваются бонусы в зависимости от объема производства, но независимо от используемого сырья. Так немецкое правительство стремится увеличить энергоэффективность, а также решить вопрос о хранении энергии, т.к. в часы-пик, когда потребление энергии достигает своего максимума, создается возможность потреблять запасы тепла, которое, в отличие от электричества, возможно обеспечить больше запланированного, благодаря его свойствам хранения. Таким образом, свою максимальную пользу конденсационное оборудование принесло бы в сезоны, когда спрос на энергию не может быть покрыт за счет возобновляемых источников.

Немецкая организация ASUE14 оценивает общую эффективность когенерирующих установок в 87% по сравнению с 55%ной эффективностью раздельной генерации энергии.

Закон устанавливает определенный размер выплат за каждый кВт.ч. энергии, вырабатываемой на конденсационных установках, ставя такой вид получения энергии приоритетным в энергетической системе. При этом, когенерационные установки призваны сократить первичное энергопотребление на 10% по сравнению с тем же количеством энергии, произведенным по отдельности.

Последняя поправка в закон была внесена в 2012, и теперь система бонусов выглядит следующим образом:
Таблица 1. Система бонусов за использование конденсационных систем

Мощность когенерирующей установки

Размер бонуса (за 1 кВт.ч.)

Менее 50 кВт

5.41 центов

50 – 250 кВт

4 цента

До 2 МВт

2,4 цента

Свыше 2 МВт

1,8 цента

Источник: Heinrich Böll Stiftung
Кроме этого, согласно закону, бонусы предусмотрены для теплоэлектроценталей, батарей и других установок, сохраняющих тепловую энергию. Кроме того, закон распространяется на энергоустановки, в которых потери тепла компенсируются наличием охлаждающих систем, образуя так называемую тройную генерацию: выработка электроэнергии, выработка тепловой энергии и охлаждение.

Также в рамках закона о когенерации предусмотрены бонусы отдельным домохозяйствам, устанавливающим у себя мини-когенерирующие установки, которые, по мнению экспертов, способны покрывать до 10% энергоспроса в часы максимального потребления энергии.

Однако, большинство когенерирующих установок по-прежнему работают на природном газе или угле, которые, как известно, к возобновляемым источникам не относятся. В связи с этим все больше приверженцев «зеленой энергетики» выступают за отказ от их использования, но правительство Германии пока придерживается политики выплаты бонусов вне зависимости от используемого источника энергии.
1.3.5 Закон о возобновляемых источниках тепловой энергии
Законом о возобновляемых источниках тепла, принятый в 2009 году, нацелен ​​на увеличение доли возобновляемых источников тепла до 14% к 2020 году. Согласно закону, владельцы новых домов обязаны вырабатывать определенную часть тепловой энергии из возобновляемых источников, а владельцы ранее построенных домов и зданий получают финансовую поддержку на ремонт и установку соответствующих систем. Причем право выбора источников энергии полностью остается за владельцем (арендатором) зданий. В качестве альтернативы владельцы зданий также могут использовать когенерирующие установки. Несмотря на то, что во время кризиса финансовая поддержка в рамках данного проекта временно не оказывалась, на сегодняшний день система снова работает в полной мере, так как наглядно демонстрирует свою эффективность: каждый вложенный государством евро генерирует порядка 7 евро частных инвестиций в возобновляемые источники.15

Механизм состоит в том, что выделяемые государством бонусы на усовершенствование и установку энергосистем в частных домах, на малых, средних и крупных предприятиях, а также в муниципалитетах существенно уменьшают покупную стоимость. К примеру, финансовая поддержка государства на установку солнечной батареи составляет 90 евро за штуку, 2,400 евро на установку мини-гидростанции и 2,000 евро на установку дровяных котлов. В 2012 году бюджет программы продвижения возобновляемых источников тепловой энергии составил 366 млн. евро.16

1.3.6 Закон об ускоренном расширении энергосетей
Для осуществления «энергетического поворота» Германии необходима расширенная, адаптированная энергосистема, которая позволила бы вырабатывать планируемый объем энергии из возобновляемых источников. В поддержку реализации своих амбициозных планов в 2011 г. немецкое правительство издало закон «Об ускоренном увеличении протяженности энергосетей»17 – область, в которой предстоит преодолеть немало сложностей.

В первую очередь, для перехода на возобновляемые источники потребуется инфраструктура, функционирующая надлежащим образом, в частности, энергосети должны быть адаптированы под новые источники и объемы. Текущая энергосеть предназначена для передачи энергии от электроцентралей к конечному потребителю, однако в будущем планируются значительные усовершенствования.

В частности, существенные изменения планируется произвести в области ветряной энергии, изменяя систему сетей энергопередачи так, чтобы ветряная энергия (как генерируемая на наземных ветряных электростанциях, так и оффшорная) могла быть передана с севера на запад и юг. Новые линии энергопередачи также будут использоваться для торговли электроэнергией. На участках энергетической сети с низким и средним уровнем напряжения планируется соединение небольших трансформаторов, в том числе солнечных батарей, когенерационных установок, отдельных ветряных турбин и малых ветросиловых установок, а также разработка специальных мер по контролю и управлению, которые гарантировали бы бесперебойную передачу электроэнергии. Иными словами, немецкое правительство хочет сделать энергетические сети и системы «умнее».

До сегодняшних дней процесс расширения энергосетей продвигался крайне медленно. К концу 2012 года была протянута лишь девятая часть от 1,800 километровой линии электропередачи, которую планировалось завершить уже к 2015 году. Причем наиболее важным моментом является подключение к энергосети оффшорных ветряных турбин. Долгое время вопрос, кто будет нести издержки, связанные с передачей энергии от оффшорных ветросиловых установок, оставался открытым. Летом 2012 г. немецкое правительство нашло компромисс между инвесторами и операторами сети, установив, что издержки первых будут компенсированы за счет последних, но при этом они могут быть переданы и на конечного потребителя. Такой компромисс, однако, устанавливает двойной стандарт ветряной энергии, потому что небольшие ветряные электростанции, расположенные на территории Германии, наземные станции, должны сами оплачивать подключение к ближайшему трансформатору и при этом они не получают никаких компенсационных выплат от сетевых операторов, если хотят увеличить мощность трансформатора, тогда как издержки офшорных ветряных электростанций, фактически, компенсируются потребителем.

В отношении высоковольтных линий, согласно закону, планируется прокладывать кабель для передачи электроэнергии преимущественно под землей. Кроме этого, чтобы добиться общественного признания, уже на начальных этапах работ необходим максимальный уровень транспарентности. Закон предусматривает не только расширение энергосетей, но и модернизацию, в частности, возможность использования специальных термоустойчивых линий электропередачи, способных передавать больше энергии без необходимости создания дополнительных линий.
1.3.7 Постановление об энергосбережении в домах и зданиях
В Германии примерно 40% всей энергии потребляется в зданиях и преимущественно для отопления. Тепловой сектор имеет важнейшее значение в контексте «энергетического поворота», потому что возобновляемые источники, как правило, задействованы в электрическом секторе, в то время как большая часть тепловой энергии (3/4) по-прежнему производится за счет газа и нефти18.

В 2002 году в Германии было принято Постановление об экономии энергии в домах и зданиях19 , предусматривающее создание экологического баланса путем подсчета не только потребляемой конечной энергии, но и первичной энергии, которая учитывает потери, возникающие в процессе искусственного преобразования. Кроме того, закон устанавливает определенные технические требования, которые должны быть соблюдены в домах и зданиях, а также ограничения, согласно которым потребление энергии не должно превышать 60-70 кВт.ч. в расчете на 1 кв.м. отапливаемого помещения в год.

Кроме этого, стоит отметить уникальную концепцию, продвигаемую немецким правительством последние годы: массовое строительство так называемых «активных» и «пассивных» домов, а также его государственное финансирование.

«Пассивный дом», или, как его еще называют, энергосберегающий дом - сооружение, основной особенностью которого является отсутствие необходимости отопления или малое энергопотребление — в среднем около 10 % от удельной энергии на единицу объёма, потребляемой большинством современных зданий.

«Пассивные дома» позволяют почти полностью отказаться от традиционных систем отопления даже в такой климатической зоне как Германия. Расходы на отопление у счастливых хозяев пассивных домов сокращаются на 90% по сравнению с расходами на тепло в обычных домах и зданиях. Такие дома представляют собой сочетание высоких технологий и «не очень высоких технологий»: последнее проявляется в том, что такие дома размещаются на юге Германии и большинство южных фасадов имеют стеклянные поверхности, чтобы в холодное время года в дом проходило максимальное количество света. Как правило, рядом с южной стороной здания сажаются лиственные деревья, которые летом образуют тень, предотвращая тем самым возможный перегрев, а зимой сбрасывают листву и позволяют солнечному свету проходить в здание.

Высокотехнологичные аспекты приходятся в основном на тройные стеклопакеты, которые позволяют свету и теплу проникать в здание, но препятствуют его выходу из помещения. для входа, но в значительной степени предотвратить тепла от выхода из здания. Кроме того, в пассивных домах есть специальные системы вентиляции, возвращающие тепло, но при этом помогающие избежать появление плесени.

«Активный дом» или дом по стандарту «энергия плюс» представляет собой здание, которое производит энергии для собственных нужд более, чем в достаточном количестве.

Помимо того, что такой дом тратит мало энергии, в периоды избыточного производства «активный дом» экспортирует энергию в центральную сеть и потребляет энергию от сети в то время, когда по каким-либо причинам объемов производимой энергии не хватает для отопления и прочих нужд. Такой дом часто называют домом с положительным энергобалансом.

Таким образом, видно, что для реализации перехода на возобновляемые источники энергии немецким правительством созданы максимально благоприятные условия. Продвижение использования альтернативных источников энергии подкреплено широкой нормативной базой и в значительной степени финансируется государством. Многочисленные системы финансирования, подразумевающие как государственные, так и частные инвестиции, нацелены на постепенное снижение затрат на электроэнергию. Во многом за счет грамотного законодательства в энергетической сфере уже сегодня удалось избежать некоторые негативные эффекты. Кроме того, уже сейчас заметны многие положительные последствия рационального применения энергетической политики ФРГ.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск