Скачать 399.52 Kb.
|
я ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ www mon. gov. ru., учебника «Технология»: 10-11 класс под редакцией В.Д.Симоненко, М. «Вентана - Граф», 2009. Программы общеобразовательных учреждений (технология) 5-11 классы.Москва «Просвещение» 2010г. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути. Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Основная педагогическая цель реализации в учебном плане образовательной области «Технология» - профессиональное самоопределение молодежи в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям и развитие конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Программа «Профессиональное самоопределение и карьера» по технологии для 10-11 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения. Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей то каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни. Цели курса: заложить основы подготовки учащейся молодёжи к трудовой деятельности в новых экономических условиях; формирование компетентной социально-адаптированной, конкурентно способной, культурно-развитой личности; способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей карьере. способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству. Задачи программы по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели: - создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества, - подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда; - развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность и порядочность; - формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью; - включение учащихся в реальные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства; - воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности; - создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления. Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения: - развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы; - традиционные методы: беседа, лекция; - информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы; - наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок; - практическая, самостоятельная работа учащихся; - профконсультации. Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени. Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. В 10-11 классах уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к профессиографическим и социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья, способностей и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала. Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания школьники усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям. Во всех сферах деятельности присутствуют элементы предпринимательства. В настоящее время все больше молодых людей хотят связать свою судьбу с предпринимательством как основной сферой деятельности, являющейся основой основ экономических систем большинства стран мира и нашей страны. Необходимость и возможность изучения основ предпринимательской деятельности в рамках образовательной области «Технология» подтверждается тем, что во многих странах первичные знания и умения учащихся о бизнесе формируются именно в рамках их трудовой и технологической подготовки. Раздел программы «Основы предпринимательства» дает представление об основных принципах рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и навыки их применения при реализации собственной продукции и услуг; знакомит с различными формами предприятий по производству товаров и услуг, с деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций; с порядком регистрации созданных предприятий, организаций, фирм. Таким образом, интегрированная программа призвана оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры. Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения. Тематический план программы включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменной контрольной, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу. Практические умения и навыки контролируются выполнением индивидуальной работы по изготовлению изделия, выполненного творческого проекта. Результативность Учащиеся полной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают общетехнологическую подготовку, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение в 10-11 классах по 70 часов. По учебному плану школы предусмотрено 1 час в неделю, поэтому программа сокращена на 1 час. На изучение в 10-11 классах отводится по 35 часов. В программу включено 20% регионального компонента. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Задачи на учебный год: - ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; - ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации; - раскрыть сущность предпринимательства, его цели и задачи; - показать роль предпринимательства в экономической жизни общества; - сформировать знания и первоначальные умения, необходимые для предпринимательской деятельности; - развить качества личности, способствующие осуществлению предпринимательской деятельности; - освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию; - сформировать экономическую культуру, экономическое мышление; - воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности; - ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности; - повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; - воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность. Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги. По окончании учебного года учащиеся должны Знать: - понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности; - понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования; - порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы, - чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск, - условия прибыльного производства; - роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей - кто может быть участником предпринимательской деятельности, - какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Уметь: - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; - осуществлять самоанализ развития своей личности; - анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; - иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества; - выдвигать деловые идеи; - характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности; - изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план. Основы предпринимательства (9 часов)
Предпринимательство: сущность, цели и задачи. Основные документы деятельности предпринимательства Устав и учредительный договор и их разработка. Технология создания предприятия. Основные сферы предпринимательской деятельности: финансы, торговля, производство, услуги. Деловая игра. «Поиск». Менеджмент в деятельности предпринимателя (1ч). Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Ресурсы предприятия. Внутренняя и внешняя среда. Коммуникации. Предпринимательская этика и предпринимательский климат. Деловая игра. «Предприниматель – руководитель фирмы». Трудовой коллектив (1ч). Понятие о трудовом коллективе. Условия найма. Контрактная форма найма. Рабочий день и его использование. Деловая игра. «Контракт». Производительность и оплата труда (1ч). Понятие о производительности труда. Пути повышения индивидуальной и коллективной производительности труда. Понятие об оплате труда. Системы оплаты труда: повременная и сдельная, договорная. Маркетинг в деятельности предпринимателя (1ч). Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты. Себестоимость производства товаров и услуг (1ч). Деловая презентация. «Деловой план». Цены товаров и услуг. (1ч). Финансовая деятельность предпринимателя. (1ч). Понятие о финансовой деятельности. Прибыль как источник расширения производства, оплаты труда и риска предпринимателя. Кредит и его цена. Отношения с банками. Источники финансирования предпринимательства Деловая игра. «Уставной капитал». Предприниматель: прибыль и налоговая служба. (1ч). Понятие о налогах. Их значение в развитии государства. Виды налогов. Льготы по налогообложению. Ответственность налогоплательщика. Бухгалтерский учёт в деятельности предпринимателя. (1ч). Деловая игра. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий». Информационные технологии(7час) Техника для телефонной связи (1час ) Мобильные средства связи .Печатающие устройства(1час) Всемирная компьютерная сеть «Интернет»(1час) Информационные технологии в маркетинге. (1час) Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии. (1час) Возможности использовании компьютерной техники в офисах фирм (1час) Творческий проект -компьютерная открытка (1час) Основы художественного конструирования (10ч) Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведётся на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному. Всё вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения детей к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объёмных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала. Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут скорейшему выполнению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового обучения в целом. Развитие материальной культуры и прикладного искусства (1ч) Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и др. Зарождение и становление дизайна (1ч) Развитие машинного производства и деятельности У. Морриса, Г. Земпера. Создание в Германии П. Бернсом художественно –промышленного союза. Дизайн в России (2ч) Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно- технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые отечественные разработки « инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др, Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособности. Дизайн в республике Формообразование (1ч) Факторы влияющие, на формообразование : социальные(развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы, эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы изделия под воздействием выбора того или иного материала для её изготовления. Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие. Практическая работа (1) Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов: шкатулка, настольная лампа ( с использованием графических редакторов). Композиция (1часа) Геометрическая форма Зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры. Влияние текстуры На восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, динамические ряды. Понятие о модуле. Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно – пространственная. Членение и группировка элементов композиции. Практическая работа. (1 часа) Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму. Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др. Цвет. (2 часа) Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема. Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися. Проект в школьном курсе «Технология»(9ч) Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжение всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу(изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделий, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. Проекты – это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система. Еще раз подчеркнем, что проекты являются творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса. Можно выделить следующие этапы выполнения проекта: выбор темы проектного задания с учётом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д. оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта; сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т.п.), обращение к банку данных; разработка идей выполнения проекта с учётом экономических и экологических ограничений; планирование, организация и выполнение проекта с учётом требования дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполнения работы (своей и чужой), защита проекта; Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3-4 недель до одного года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определённые этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течении года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Организация работы учащихся над проектом. Весь мир использует эту проектную деятельность. «Работа над проектами». Проект – творческая работа учащихся по выбранной теме. Типы проектов:
Критерии оценки:
Требования к оформлению:
Во вступлении формулируется основная задача проекта, и намечаются пути её решения. В основной части раскрывается содержание работы. В заключительной части подводятся итоги работы над проектом, намечаются пути дальнейших исследований.
У практических проектов – сам продукт (программа, альбом, сборник задач и т.д.); пояснительная записка к нему. В пояснительной записке – руководство по применению продукта и информация, позволяющая оценить постановку задачи и её решение.
Сроки: 10 кл. – защита Учащиеся должны запланировать сроки промежуточных этапов работы: а) наброски в общих чертах; б) черновик проекта (не позднее, чем за месяц); в) окончательный вариант проекта (не позднее, чем за неделю); г) текст выступления на защите. Порядок защиты проекта:
а) выступление ученика – 10 мин; б) выступление научного рецензента – 2 мин; в) обсуждение (выступления, вопросы). Протокол защиты проекта на секции. Дата: Председатель комиссии: Члены комиссии:
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В.... | Рабочая программа «История России 1800-1917гг» 8 класс (38 часов) Пояснительная записка Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании... Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география... | Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). Пояснительная записка Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования | ||
«рассмотренно» Руководитель мо / Протокол № от Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень),... | Рабочая программа по предмету «Технология. Обслуживающий труд» 10 11 классы Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому... Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | ||
Рабочая программа по предмету (элективный курс) «Избранные вопросы... Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый... | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)и авторской программы А. А. Данилов и Л. Г.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по химии для 12 класса составлена... Рабочая программа по химии для 12 класса составлена на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по... | Пояснительная записка рабочая программа по химии составлена в соответствии... России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программы... | ||
Пояснительная записка к материалам урока ... | Пояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории 10-11... Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) | ||
Учебному предмету «биология» для обучающихся 11 класса Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования... | Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география... Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004... |