Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании





НазваниеДипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании
страница1/7
Дата публикации16.01.2015
Размер0.85 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Экономика > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Институт инновационного управления экономикой

Кафедра макроэкономики и социально-экономического прогнозирования
Специальность: «Национальная экономика» – 080103

Специализация: «Национальный рынок» – 080103.01

Форма обучения: Очная

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ


Социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании

(название темы)

Исполнитель:

Студентка 5 курса 1 группы ___________ Макущенко Екатерина Олеговна

(подпись) (инициалы и фамилия)
Руководитель проекта:

к.э.н., доцент ___________ Шим Галина Андреевна

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)
Консультант:

__________ ___________ _________________

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)


ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ


Заведующий кафедрой:

д.э.н., проф. ___________ М.С. Мокий (ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

Москва 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Глава I. Теоретико-методологические основы социальной ответственности бизнеса

1.1 Социальная ответственность в концепции устойчивого развития компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

1.2 Принципы и подходы к социальной ответственности бизнеса . . . . . . . . .19

1.3 Повышение информационной открытости бизнеса через развитие корпоративной нефинансовой отчетности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Глава II. Практика социально ответственного поведения российских компаний

2.1 Характеристика состояния и развития нефинансовой отчетности российских компаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

2.2 Взаимодействие с заинтересованными сторонами и социальные инвестиции ОАО «Газпром нефть» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Глава III. Повышение эффективности социальной ответственности ОАО «Газпром нефть»

3.1 Количественная оценка корпоративной социальной ответственности ОАО

«Газпром нефть». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

3.2 Организационные меры по реализации политики социальной ответственности поведения компаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

ВВЕДЕНИЕ

Современные требования к бизнесу претерпели серьезные изменения в связи с возрастающей заинтересованностью общества в решении глобальных экологических и социальных проблем. Если в период становления постиндустриального общества экономические цели, в частности экономическая эффективность, были ключевыми, то в настоящее время от бизнеса ждут действенного участия в социальном развитии не только собственного коллектива, но и окружающего сообщества.

Позитивное отношение к компании со стороны заинтересованных сторон во многом зависит от того, насколько компания активно участвует в решении социальных и экологических вопросов. Кроме того, важно не только решать эти вопросы, но и серьезно задуматься о будущих поколениях. Не зря в рамках современной концепции устойчивого развития, центральной идеей стало соблюдение прав будущих поколений. Но для того чтобы компания в полной мере могла реализовывать стратегию социального поведения, она должна уметь объективно оценивать, насколько хорошо она этим занимается. Поэтому социальная ответственность подразумевает серьезное требование к компании, чтобы она быть открытой и публичной, используя в том числе систему нефинансовой отчетности.

Целью исследования является разработка и обоснование мер по повышению эффективности корпоративной социальной ответственности компании ОАО «Газпром нефть».

Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

  • исследовать понятие социальной ответственности и определить ее место и роль в концепции устойчивого развития;

  • изучить существующие модели и подходы к социально ответственному поведению компаний и сформулировать принципы формирования нефинансовой отчетности;

  • определить состав и показатели отчетов по социальной ответственности;

  • проанализировать практику социально ответственного поведения российских компаний, в том числе состав и структуру социальных инвестиций в собственный персонал;

  • дать характеристику состояния и развития нефинансовой отчетности, представляемой российскими компаниями;

  • провести анализ корпоративной социальной ответственности компании ОАО «Газпром нефть»;

  • провести расчет количественной оценки корпоративной социальной ответственности компании ОАО «Газпром нефть»;

  • разработать и обосновать организационные меры, направленные на повышение эффективности социальной ответственности компании ОАО «Газпром нефть».

В качестве объекта исследования выступает социальная политика компании ОАО «Газпром нефть».

Предметом исследования является взаимодействие компании с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) в процессе социально ответственного ведения бизнеса.

В главе «Теоретико-методологические основы социальной ответственности бизнеса» я исследовала понятие социальной ответственности и определила ее место и роль в концепции устойчивого развития.

Вторая глава, озаглавленная «Практика социально ответственного поведения российских компаний», посвящена характеристике состояния и развития нефинансовой отчетности и анализу социальных инвестиции и корпоративной социальной ответственности компании ОАО «Газпром нефть».

В заключительной главе «Корпоративная социальная ответственность и перспективы устойчивого развития и повышения эффективности ОАО «Газпром нефть»» мною произведен расчет оценки социальной ответственности и ее влияния на эффективность компании.

Методической основой дипломного проекта послужили разработки международных организаций, социальные отчеты российских и зарубежных компаний, труды авторов: Башариной Е.Н., Беляевой И.Ю., Никитиной Л.М. и других, кроме того использовались материалы текущей периодики и интернет ресурсов.

Проект состоит из 3 глав, 7 параграфов, Введения, Заключения и Списка использованной литературы из 62 наименований. В проекте представлены 9 таблиц и 13 рисунков. Общий объем проекта – 80 страниц.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

1.1 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

Социальная ответственность или устойчивое развитие в применении к деятельности компаний - это молодая область знания, формирующаяся на наших глазах. Для нее характерно большое разнообразие тем и практического опыта, являющегося материалом для теоретических обобщений. Поэтому многие даже базовые понятия пока еще очень подвижны, единого понимания многих процессов и терминов еще только предстоит достичь. 

За прошедшие годы появлялись разные термины для обозначения одной и той же идеи: корпоративное гражданство, корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие. Это не означает, что один термин сменял другой, скорее, через новую формулировку термина происходило уточнение его содержания или подчеркивались специфические особенности этого содержания. Временные периоды трансформации терминов, характеризующих ответственное перед обществом поведение бизнеса, охватывают три отрезка 70-е, 90-е годы прошлого века и начало 21 века (рис. 1.1).


70-е годы

20 века




Корпоративное гражданство

Цель










Ответственность производителя перед потребителями продукции

Достижение экономической эффективности







90-е годы

20 века




Корпоративная (социальная) ответственность

Цели










Ответственность перед собственным персоналом, потребителями и поставщиками, местным сообществом

Экономическая эффективность и социальная справедливость










С 2000 года




Устойчивое развитие

Цели







Ответственность компаний перед будущими поколениями

Экономическая эффективность, социальная справедливость, экологическая эффективность

Стандарты: GRI, AA1000, ISO 26000

Рис. 1.1. Трансформация понятия «социальная ответственность»

Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия — с другой.

Модель развития, применявшаяся развивающимися странами в 50-60-е годы, ориентировалась на достижение экономической эффективности. Считалось, что только эффективность экономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончить с неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Однако неоднократно указывалось на чрезвычайно низкую эффективность экономической системы промышленно развитых стран, основанную на непропорционально высоких затратах природных ресурсов.

К началу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения в развивающихся странах и отсутствие преимуществ экономического развития привели к росту числа попыток непосредственно исправить ситуацию с распределением доходов. Становилось ясным: единственное, что может исправить ситуацию, это конкретные действия, предпринятые в широких масштабах и согласованные на мировом уровне. Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенного роста, который в явной форме учитывал социальные цели (особенно задачу сокращения численности бедных слоев населения) и придавал им такое же значение, как и экономической эффективности.

Третьей основной задачей развития стала защита окружающей среды. К началу 80-х годов было накоплено большое количество информации, свидетельствующей о том, что деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития. Указывалось на то, что пренебрежение к экологическим проблемам нельзя оправдать необходимостью решать другие, кажущиеся более неотложными задачи.

Таким образом, концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных аспектов функционирования компаний: экономической, социальной и экологической. В соответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологической целостности, экоэффективности и экосправедливости.

Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности1.

Устойчивое развитие базируется на двух ключевых взаимосвязанных понятиях:

1) потребности, в том числе приоритетные (необходимые для существования беднейших слоев населения);

2) ограничения (обусловленные состоянием технологии и организацией общества), накладываемые на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

С экономической точки зрения концепция устойчивого развития основывается на определении дохода, данном Дж. Хиксом. "В практической жизни определение уровня дохода преследует цель указать людям, сколько они могут потреблять, не делая себя при этом беднее"2. Это вполне согласуется с концепцией устойчивого развития, для которой наиболее плодотворным оказалось следующее из сделанных Хиксом в порядке последовательных уточняющих шагов определение дохода: "...доход индивида - это то, что он может в течение недели потребить и при этом все-таки ожидать, что и к концу недели его положение будет таким же, каким было и в начале"3.

Действительно, от понимания того, что полученный сегодня доход фактически не является доходом, если такой же не может быть получен завтра, до осознания бесперспективности не соотнесенного с ресурсными возможностями экономического роста оставалось сделать только один шаг, и этот шаг был сделан авторами концепции устойчивого развития. Из определения Хикса непосредственно вытекает ключевое для концепции устойчивого развития значение экономически оптимального использования ограниченных природных ресурсов.

Ограниченность ресурсов давно уже осознается как фундаментальный экономический факт. Однако вывод о фактической небесплатности "даровых благ природы" был сделан только в рамках концепции устойчивого развития. В настоящее время имеется большое число самых разных подходов к оценке стоимости природных ресурсов. Однако при решении вопроса о взаимозамещаемости производственного, природного и человеческого капитала и особенно при стоимостной оценке природных ресурсов возникают проблемы интерпретации.

Именно экономический подход является стержнем концепции устойчивого развития. В то же время концепция устойчивого развития позволила по-новому взглянуть на само понятие "экономическая эффективность". Оказывается, долгосрочные экономические проекты, при осуществлении которых принимаются во внимание природные закономерности, в конце концов оказываются экономически эффективными, а осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий - убыточными.

Концепция устойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов. Для достижения устойчивости развития современное общество пытается создать эффективную систему принятия решений, которая учитывала бы исторический опыт и одновременно поощряла плюрализм.

Устойчивое развитие без справедливого распределения ресурсов и возможностей между всеми членами человеческого общества невозможно. Это означает создание более равноправного общества на всех без исключения уровнях человеческой организации, в котором неотъемлемым правом любого гражданина является некий гарантированный минимальный уровень жизни.

Одновременно требует решения вопрос социального максимума - верхнего предела, за которым потребление и расточительство становятся предосудительными и даже преступными. Ключевыми оказываются не те или иные темпы роста, а скрывающееся за ними распределение доходов. Материальное изобилие приносит с собой проблемы в такой же, если не большей степени, что и бедность.

Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальная идея соблюдения прав будущих поколений. Природные ресурсы Земли являются общим наследием всего человечества, включая как ныне живущие, так и будущие поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться из поколения в поколение как можно менее истощенным и загрязненным.

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Особое значение имеет жизнеспособность локальных экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы в целом. Более того, понятие природных систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую, например, как города. Основное внимание уделяется сохранению способностей таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором "идеальном" статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Сохранение биосферы, таким образом, не может являться самоцелью устойчивого развития. Его цель - выживание человека как биологического вида. В то же время все большее число людей осознает, что само дальнейшее существование человечества будет невозможным, если деградация природной среды его обитания превысит некоторый, пока неизвестный, а возможно, и принципиально неустановимый, критический уровень.

Осуществляемое в гармонии с окружающей средой развитие может способствовать как удовлетворению целого ряда насущных потребностей людей, так и укреплению собственной основы развития. Давно замечена очевидная взаимосвязь между продуманностью действий в отношении окружающей среды и уровнем местного производства продовольствия. Это говорит о принципиальной возможности практической реализации концепции устойчивого развития.

Безусловно, что все три компонента (экономический, социальный и экологический) чрезвычайно важны. В то же время для отдельно взятой компании решение задачи повышения ее эффективности предполагает исследование взаимосвязей между мероприятиями социального характера и их влиянием на экономический результат. В связи с этим, логичным явилось выделение такого понятия как «корпоративная социальная ответственность».

Корпоративная социальная ответственность (КСО) в общей концепции социально ответственного бизнеса, рассматривающей взаимодействие бизнеса, общества и государства, является ключевым элементом. В материалах Европейской комиссии дается следующее определение: "Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды4". Ассоциация менеджеров России дает следующее понимание социально ответственной компании: это компания, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях5.

В контексте данного исследования под социальной ответственностью компании понимается «концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы, причем это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом».

Социальную ответственность компании с точки зрения целевой аудитории можно разделить на внутреннюю и внешнюю (рис. 1.2).




Социальная ответственность компании


































Внутренняя социальная ответственность

(ответственность перед собственным персоналом)

Внешняя социальная ответственность (ответственность перед внешними заинтересованными лицами)

  • безопасность труда

  • стабильная з/п

  • поддержание социально-значимой з/п

  • дополнительное медицинское и социальное страхование

  • развитие человеческих ресурсов (обучение, повышение квалификации

  • помощь в критических ситуациях

  • спонсорство и благотворительность

  • экология, экологические стандарты

  • взаимодействие с местным сообществом, властными структурами

  • готовность компании участвовать в разрешении кризисных ситуаций

  • выпуск качественной продукции


Рис. 1.2. Направления социальной ответственности

К внутренней социальной ответственности относят деловую практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии или фирме.

К внутренней социальной ответственности можно отнести следующие виды деятельности компаний:

1. Безопасность труда.

2. Стабильная выплата заработной платы.

3. Поддержание социально значимой заработной платы, которая позволяет содержать семью, давать детям образование и, кроме этого, обеспечивает стабильный потребительский спрос.

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников.

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.

6. Помощь в критических ситуациях (серьезное заболевание, требующее дорогостоящего лечения и приводящее к длительному отсутствию работника на месте, смерть или несчастный случай с родственниками и пр.).

К внешней социальной ответственности можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративную благотворительность (благотворительность является одной из составляющих социальной ответственности бизнеса).

2. Экология, которая включает в себя все то, что превосходит установленные в государстве экологические стандарты, выполнение которых, в идеале, является обязательным.

3. Взаимодействие с местным сообществом, властными структурами. Развитие местного сообщества. Налаживание взаимоотношений с муниципальными органами власти, открытость во взаимоотношениях с ними, реализация каких-либо совместных программ, или участие в муниципальных социальных программах помогает компании оставаться устойчивой, снижает административное давление на нее.

4. Готовность компании участвовать в разрешении кризисных ситуаций (оказание помощи пострадавшим в результате стихийного бедствия в форме предоставления теплых вещей, возможности связи с родственниками, предоставления транспортных средств, оказания материальной помощи через перечисление денежных средств в специальный фонд и др.).

5. Выпуск качественной продукции как ответственность перед потребителями товаров и услуг.

Для того, чтобы выстроить логичную систему социально ответственного поведения любой компании, необходимо иметь четкое представление о моделях, критериях и условиях, которыми компания могла бы руководствоваться при принятии управленческих решений, направленных на достижение определенных экономических результатов с одновременным соблюдением социальных обязательств.


1.2 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Социальная ответственность бизнеса как главный принцип во взаимодействии между государством, бизнесом и обществом заключается в участии в социальных программах государства, активном сотрудничестве в таких сферах, как образование, здравоохранение, экология, регулирование потоков трудовой миграции, а также в обсуждении вопросов ипотечного кредитования и социальных проблем армии.

В настоящее время невозможно представить сколько-нибудь значимую компанию, которая не была бы проводником принципов корпоративной социальной ответственности, декларирующих добровольное решение компаний участвовать в оздоровлении природы и защите окружающей среды. Этот подход, сформулированный в государственной доктрине социальной ответственности бизнеса, получил широкое распространение в Европе, США, Японии, а в настоящее время широко обсуждается и в России.

Теперь требования к "открытости" отчетности не ограничиваются уже только экологическим блоком. Речь идет о распространении принципов "прозрачности" на два других блока взаимодействия компаний с обществом: экономический (включающий в себя, кроме финансовых показателей основной бухгалтерской отчетности, данные о заработной плате, производительности труда, создании рабочих мест, расходах на новые технологии и научные исследования, а также о затратах на обучение) и социальный, содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права, прав человека и т.п. Все эти блоки в настоящее время служат характеристиками экологической, социальной и экономической эффективности компании.

Учитывая "многоукладность" российской экономики и сосуществование в ней закрытой корпоративной информации, представляется, что факторы социальной ответственности бизнеса неизбежно будут важны, предопределяя и общую рентабельность.

Масштабность этого процесса должна возрастать по мере становления и развития российских стандартов социального бухгалтерского учета и социальной отчетности. Причиной роста значимости факторов "прозрачности" и "открытости" должно стать также повышение роли российских корпораций в международных инвестиционных процессах и возрастание объективных возможностей для слияния и поглощения отечественными компаниями западных и наоборот.

Социальная ответственность любой компании реализуется через взаимодействие с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), которые подразделяются на внутренних (собственный персонал компании) и внешний. Эти взаимоотношения между компанией и заинтересованными сторонами регламентируются Стандартом взаимодействия с заинтересованными сторонами АА1000.

Общей целью взаимодействия с заинтересованными сторонами является определение стратегического направления и принципов деятельности организаций, а также внесение вклада в дело устойчивого развития, способного наделить определенными преимуществами сами организации, соответствующие заинтересованные стороны и более широкие слои общества. В частности, речь должна идти о следующих направлениях деятельности:

1. Изучение, которое предполагает выявление и осознание потребностей, ожиданий и представлений внутренних и внешних заинтересованных сторон; проблем и возможностей, которые обозначены указанными заинтересованными сторонами; и существенных вопросов, которые имеют отношение к внутренним и внешним заинтересованным сторонам.

2. Инновационная деятельность, которая заключается в установлении круга знаний и способностей стейкхолдеров в целях формирования стратегического направления и осуществления успешной деятельности, и корректировке деятельности с учетом потребностей в устойчивом развитии и ожиданий общества.

3. Практическое воплощение подразумевает повышение эффективности практической деятельности, а также разработку и реализацию индикаторов эффективности, которые позволят внутренним и внешним заинтересованным сторонам оценивать деятельность организации.

В рамках серии стандартов АА1000 понятие «ответственность» определяется исходя из следующих значений:

  • прозрачность: отчетность перед заинтересованными сторонами;

  • оперативное реагирование: реагирование на озабоченности, которые имеются у заинтересованных сторон;

  • обеспечение соответствия: обеспечение соответствия правовым требованиям, стандартам, кодексам, принципам, политикам и другим в добровольно порядке принимаемым на себя обязательствам.

Данные аспекты понятия «ответственность» могут иметь в своей основе различные движущие мотивы, включая, в частности, соответствие правовым нормам, заявленные политические обязательства, управление репутацией и рисками, а также присущее компании чувство морального и этического долга.

Основополагающие принципы в области социальной ответственности сформулированы и определены в международных стандартах ISO, Глобальной инициативой отчетности по устойчивому развитию GRI Sustainability Reporting Guidelines (GRI, или ГИО).

Принципы отчетности (по сути, принципы собственно социальной ответственности) по стандарту ГИО можно разделить на 4 группы:

1. системообразующие принципы подготовки отчёта (открытость, вовлечение заинтересованных сторон, верифицируемость);

2. принципы, определяющие решения о том, что следует включать в отчёт (полнота, значимость, контекст устойчивого развития (экономика + экология + социальная сфера));

3. принципы, относящиеся к качеству и достоверности отчёта (точность, объективность, сопоставимость);

4. принципы, относящиеся к доступности отчета (ясность, своевременность). Очевидно, что данные принципы соответствует принципам АА1000. Здесь стоит обратить свое внимание только на принцип контекста устойчивого развития, который является основным для социальной отчётности, так как именно в соответствии с этим принципом компания должна отражать в своих отчётах социальную, а также экологическую составляющие своей деятельности.

Принципы стандарта ГИО представляют собой цели, к которым должен стремиться составитель отчета. Составляя отчеты, компании отслеживают улучшения в том, насколько полно они следуют принципам в своём процессе отчётности, подобно тому, как они выявляют улучшения в различных аспектах экономической, экологической и социальной результативности.

В конце 2010 г. портфель стандартов ISO пополнился стандартом ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»6. Этот стандарт отражает широкий международный консенсус относительно содержания и определения границ социальной ответственности организаций, принципов, следование которым предполагается этим понятием, круга тем, которые определяют основные направления деятельности в этой области.

Появление стандарта ISO 26 000 подвело черту под дискуссиями, длившимися в течение десятилетия, относительно содержания и соотношения терминов «социальная ответственность»/«устойчивое развитие»/«благотворительность».

Стандарт нацеливает на интеграцию принципов социальной ответственности (прозрачность, подотчетность, этичность поведения и пр.) в бизнес-процессы, включая все области активности и уровни управления.

В комплексе документов, отражающих международно признанные представления о принципах социальной ответственности и путях их добровольного внедрения в практику организаций, стандарт ISO 26000 служит своего рода «связующим звеном» между сводами общих принципов и системами практического решения конкретных проблем в сфере социальной ответственности, а также системами отчетности, представляющей результаты этой деятельности.

В контексте этого стандарта принципами социальной ответственности являются7:

  • принцип системности, обеспечивающий эффективность реализации функций и направлений социальной ответственности в системе корпоративного управления;

  • принцип комплексности подразумевает скоординированность деятельности предприятия по трем направлениям устойчивого развития: экономическому, социальному, экологическому;

  • принцип интегрированности предполагает, что с одной стороны – социальная ответственность интегрирована в основную деятельность предприятия, с другой – подразумевается ответственность перед обществом в целом, а так же перед отдельными входящими в него членами (заинтересованными сторонами), уважение интересов заинтересованных сторон;

  • принцип подотчетности состоит в подотчетности перед заинтересованными сторонами и обществом в целом, а также соответствие принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам, этичное поведение, соблюдение международных норм поведения, соблюдение прав человека, уважение верховенства закона;

  • принцип адресности означает ожидание выполнения определенной обязанности по отношению к определенному заинтересованному лицу;

  • принцип динамичности, под которым понимается, что концепция социальной ответственности претерпевает постоянные изменения под влиянием принятой парадигмы, мировых, страновых и региональных особенностей ведения бизнеса;

  • принцип инновационности мероприятий и технологий их реализации означает непрерывное совершенствование и гармонизацию из-за высокой динамичности внешней среды;

  • принцип открытости всех действий предприятия в области социальной ответственности и адекватность отчетности предприятий их составу и содержанию;

  • принцип кооперации, предполагающий объединение предприятия как с другими компаниями, ассоциациями, союзами, так и непосредственно с различными заинтересованными сторонами для решения социально-экономических проблем страны и других административно-территориальных образований;

  • принцип результативности обеспечивает взаимосвязь финансовых показателей деятельности предприятия с его активной социально-ответственной позицией;

  • принцип могоуровневости подразумевает, что деятельность предприятия в области социальной ответственности развивается в определенной последовательности. Выделяется пять уровней социальной ответственности, которые располагаются по принципу иерархии от низшей формы к высшей.

Представляется, что одним из наиболее существенных и решающий в обеспечении социальной ответственности выступает прозрачность, транспарентность компании, доступность информации о ее деятельности всем заинтересованным сторонам, открытость компании для обсуждения и дискуссий. И в реализации принципа прозрачности ведущее место занимает нефинансовая отчетность компании.

1.3 ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ БИЗНЕСА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Введение социальной отчетности ведущими мировыми корпорациями с конца 70-х годов прошлого века и регулярная отчетность западных компаний о расходах на социальные проекты не только существенно улучшили их имидж в глазах клиентов, но и привлекли к ним внимание инвесторов. Сегодня социально-этический маркетинг становится новой составляющей концепции функционирования компаний, для которых социальные инициативы приобретают определенную значимость в числе факторов, предопределяющих их прибыльность и коммерческий успех.

Масштабность этих процессов к началу нового века привела к пониманию необходимости раскрытия в приложениях к бухгалтерским отчетам компаний корпоративной информации об их взаимодействии с окружающей средой и проводимых мероприятиях, направленных на охрану природы. В соответствии с требованиями действующего международного стандарта в области экологического менеджмента ISO 14001, документация

по экологической политике компании не должна быть коммерческой тайной и подлежит раскрытию в ее социальном отчете.

Рассматривая нефинансовый отчет как инструмент корпоративного управления и одновременно как средство повышения прозрачности в деятельности компаний, улучшения диалога с социальными партнерами и обществом, расширение и совершенствование практики добровольной отчетности имеет значение как для отдельных компаний, демонстрирующих свою социальную ответственность, устойчивость и конкурентоспособность, так и для делового сообщества в целом, многообразный вклад которого в общественное развитие необходимо адекватно отражать, делая этот вклад достоянием общества, и способствовать тем самым повышению его доверия к бизнесу.

Нефинансовая отчетность все больше воспринимается как норма корпоративного поведения компаниями - лидерами, для которых в актуальной повестке дня – повышение информационной открытости, раскрытие преимуществ ответственной деловой практики, демонстрация свидетельств ее влияния на рост материальных и нематериальных активов компаний, на развитие регионов и общества в целом, на повышение конкурентоспособности.

Информационная открытость компаний отражает как общее состояние деловой среды, так и уровень развития систем корпоративного управления. Изменения делового и общественного климата в России, растущие ожидания различных заинтересованных сторон, оказывающих влияние на бизнес, а также выход российских компаний на IPO способствуют росту качества процессов управления, повышению прозрачности деятельности компаний, развитию процедур и инструментов, которые обеспечивают эти процессы. В числе таких инструментов, получающих все большее применение в корпоративной практике в мире и в России, свое место сегодня уже прочно занимает нефинансовая отчетность.

Причины, побуждающие различные организации включиться в процесс добровольной публичной отчетности, могут быть разными. При этом важно отметить, что в среде российских предпринимателей формируются тенденции, характерные для мирового делового сообщества, которое постепенно приходит к пониманию того, что нефинансовый отчёт, включая весь процесс его подготовки и распространения, – важный элемент системы управления, повышения информационной открытости, инструмент диалога с заинтересованными сторонами.

Регулярная оценка информации, которую компании публично предоставляют о своей позиции и деятельности в области корпоративной социальной ответственности (КСО) и устойчивого развития, способствует повышению уровня доверия и развитию диалога в обществе.

Под нефинансовыми отчетами понимаются официально опубликованные компаниями и организациями документы, в которых они отчитываются обо всех или ряде ключевых аспектов своей деятельности. Как правило, речь идет о стратегии КСО во взаимосвязи со стратегией развития компании, соблюдении этических принципов ведения бизнеса, качестве корпоративного управления, вкладе в охрану окружающей среды, соблюдении прав человека, управлении персоналом, качеством продукции и услуг, поддержке местных сообществ, воздействиях компании на общество по всем ключевым направлениям ее активности.

В 2008–2010 годах произошел ряд событий, которые существенно повлияли на будущее нефинансовой отчетности в мире. Независимо от оценки характера этого влияния, однозначно можно говорить о том, что требования к прозрачности компаний продолжают нарастать и все чаще приобретают формализованную форму (в виде новых законодательных требований или общественных инициатив).

В развитых странах все большее распространение получили стандарты GRI, основным направлением деятельности которой является согласование корпоративной социальной отчетности и бухгалтерской финансовой отчетности. Основной чертой стандарта ГИО (GRI) является то, что социальный отчёт компании формируется на основе тех же принципов, на каких формируется обычная финансовая отчётность. Основное достоинство этого стандарта состоит в том, что компания, которая только начинает составлять социальную отчётность, сможет легко использовать и учесть в ней уже имеющуюся информацию о своей деятельности. Для тех компаний, которые не могут сразу и в полном объёме отвечать требованиям стандарта, предоставляются указания по постепенному введению отчётности на основе показателей ГИО.

Это модель социальной ответственности бизнеса, нацеленная на комплексный подход к оценке деятельности компании с экономических, социальных и экологических позиций. Организация «Глобальная инициатива отчетности» как инструмент ведения экономического, экологического, социального учета и отчетности была учреждена в конце 1997 г. Ее основная цель - разработка для социально ответственных корпораций руководства по подготовке сопоставимых трехуровневых отчетов о практических результатах их деятельности в экономических, социальных и экологических терминах. О значении, которое придается GRI, говорит тот факт, что Коалицией экологически ответственных экономических систем (CERES) она признана организацией, ответственной за разработку «общепринятых принципов учета показателей устойчивости», и рассматривается как этап международного сотрудничества, поскольку ее положения скоординированы с концепцией устойчивого развития ООН и Всемирной конвенцией глобального развития. В работе GRI активно принимают участие корпорации, неправительственные организации, деловые ассоциации, в том числе ассоциации профессиональных бухгалтеров и другие заинтересованные в развитии социальных инициатив лица всего мира. Директивы глобальной отчетности имеют принципиально значение, поскольку направлены на разработку гармонизированного подхода к социальной корпоративной отчетности, позволяющего сравнивать различные корпоративные экологические или социальные отчеты.

По данным Регистра нефинансовых отчетов, который ведет Corporateregister.com, по состоянию на конец 2011 г. были опубликованы 38 030 отчетов8 8673 компаний (рис. 1.3). Причем, каждые 5 лет количество опубликованных отчетов удваивается.
Р
ис. 1.3. Количество нефинансовых отчетов, представленных в регистре Corporateregister.com за период 1991–2011 гг

Источник: www.Corporateregister.com

Е
сли рассмотреть страновую принадлежность компаний, выпускающих отчеты, заметно преобладание компаний из Великобритании, США и Японии (более 3 тыс. отчетов) (рис. 1.4). Наиболее активны в обнародовании социальных отчетов европейские компании.

Рис. 1.4. Страны–лидеры в области нефинансовой отчетности

Источник: www.Corporateregister.com

В последние несколько лет наиболее динамично процесс развивается в странах БРИК: вслед за Бразилией, где за последние 5 лет наблюдался взрывной рост количества отчитывающихся компаний, такими же быстрыми темпами удивляет Китай, а в последнее время начали появляться нефинансовые отчеты и в Индии. При этом, согласно одному из исследований, почти треть крупных компаний развивающихся рынков при подготовке нефинансовых отчетов используют систему отчетности «Глобальной инициативы по отчетности» (GRI), т.е. считают целесообразным анализировать свою деятельность комплексно: с позиций экономической, экологической и социальной результативности.

В странах, входящих в Ассоциацию южноазиатских стран (ACEAN), согласно исследованию ACCA, отчетность развивается с 1999 г. Сегодня от 11 до 49 компаний этих стран включены в процесс нефинансовой отчетности, лидером является Малайзия.

К аналогичным выводам пришли авторы еще одного исследования, проведенного в этом же регионе, – в Индии, Индонезии, Филиппинах, Вьетнаме и Таиланде: в этих странах наблюдается рост количества отчитывающихся компаний, что является, по мнению авторов исследования, в основном заслугой местных правительств, регуляторов финансовых площадок, а также консалтинговых и аудиторских компаний.

Выводы, которые можно сделать, руководствуясь сведениями, содержащимися в Corporateregister.com, хорошо коррелируют с результатами исследований и рейтингов, которые публикуют другие организации. Например:

• В 2006 г. около 50% компаний, представленных в списке Fortune 250, выпускали отчеты в области устойчивого развития. В 2009 г. количество таких компаний составило более 90%.

• По состоянию на конец 2010 г. 93 из 100 компаний, входящих в рейтинг Standard&Poor’s, регулярно выпускают нефинансовые отчеты.

• По данным GRI, в 2010 г. количество отчетов, выполненных с использованием данного руководства, возросло на 60% по сравнению с 2009 г.

• Исследование Sethi International Center for Corporate Accountability (2010) показало, что из 1384 компаний разных стран (включая страны Азиатского региона), чьи акции обращаются на фондовых биржах, 513 регулярно выпускают нефинансовые отчеты.

Таким образом, нефинансовая отчетность все больше воспринимается как общепринятый атрибут корпоративного поведения компаниями, которые:

• занимают лидерские позиции в своей отрасли и в мире;

• являются публичными и присутствуют на международных финансовых площадках;

• находятся под пристальным вниманием финансовых аналитиков и инвесторов;

• восприимчивы к инновационным управленческим подходам и новым правилам игры на международных рынках.

Большинство зарубежных экспертов и представителей компаний, выпускающих отчеты, уверены, что нефинансовая отчетность взаимосвязана с повышением качества стратегического управления компанией с учетом задач КСО или устойчивого развития. Нефинансовый отчет, включая процедуры его подготовки и распространения (а тем более отчет, имеющий заключение об общественном заверении), – это действенный инструмент налаживания диалога и взаимопонимания между компаниями и внешним сообществом, а также инструмент самосовершенствования компании в части систем управления.

В международном контексте Россия сегодня выглядит хоть и скромно, но вполне оптимистично (рис. 1.5, рис. 1.6 и рис. 1.7). По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов РСПП, в России насчитывается уже 111 компаний и организаций, которые когда-либо выпускали нефинансовые отчеты в виде отдельного документа; ими опубликовано 327 нефинансовых отчетов за период с 2000 по 2011 гг.

Р
ис. 1.5. Россия на фоне четырех стран–лидеров отчетности

И
сточник: РСПП по материалам www.Corporateregister.com

Рис. 1.6. Россия на фоне европейских стран

И
сточник: РСПП по материалам www.Corporateregister.com

Рис. 1.7. Россия и страны развивающихся рынков

Источник: РСПП по материалам www.Corporateregister.com

Уровень развития публичной отчетности, раскрывающей цели, задачи и результаты деятельности компаний, может служить одним из индикаторов повышения информационной открытости бизнеса. Сведения по вопросам корпоративной социальной ответственности в наиболее обобщенной и последовательной форме раскрываются именно в нефинансовом отчете, который включает наряду с экономическими результатами нефинансовые показатели, характеризующие эффективность использования нематериальных активов компаний. Нефинансовый отчет, особенно отчет в области устойчивого развития, – это доступное, достоверное, сбалансированное и связное описание основных аспектов и результатов деятельности компании, отражение вопросов, представляющих интерес для ключевых заинтересованных сторон. В их числе инвесторы, акционеры, работники, клиенты, властные структуры, различные институты гражданского общества, средства массовой информации.

Учитывая, что социальная ответственность рассматривается в трех основных разрезах – экономическом, социальном и экологическом, показатели нефинансовой отчетности также группируются в 3 блока: финансово-экономические, социальные, экологические.

Блок финансово-экономических показателей включает показатели, которые дают общее представление о состоянии компании Социальные воздействия, как правило, компании анализируют в двух блоках отчетов: блоке, посвященном управлению трудовыми ресурсами и взаимоотношению с персоналом, и блоке, посвященном участию компаний в жизни местных сообществ.

Ключевыми темами нефинансовых отчетов зарубежных компаний по взаимоотношению с собственным персоналом являются:

  • безопасность (охрана труда и здоровья при выполнении профессиональных обязанностей);

  • развитие профессионального и личностного потенциала работников (программы обучения и образования);

  • повышение удовлетворенности работников своей работой в компании.

Таким образом, внутренняя социальная политика и ее результативность анализируется компаниями в основном с позиций прав человека и применения основных конвенций по социально-трудовым отношениям МОТ (Международной организации труда).

В отчетах некоторых компаний (Total, Eni) отражается информация в отношении политики оплаты труда, внутренних коммуникаций и т.д., однако признать такой подход широко распространенным нельзя.

Российская практика отчетности в отношении внутренней социальной политики коренным образом отличается от зарубежной. Хотя указанные выше ключевые темы также находят в них отражение, более пристальное внимание по-прежнему уделяется таким вопросам, как система оплаты труда

и мотивации, социальные льготы и компенсации, программы корпоративного спорта и отдыха, корпоративная культура и т.д.

Основные показатели, наиболее часто используемые в отчетах зарубежных компаний:

  • среднесписочная численность сотрудников предприятия;

  • количество несчастных случаев со смертельным исходом (сотрудники, подрядчики);

  • травматизм – частота всех регистрируемых несчастных случаев (на 1 млн рабочих часов);

  • общая частота регистрируемых профессиональных заболеваний;

  • отсутствие по болезни (число дней в % к общему числу рабочих дней);

  • гендерный состав (на низших, средних и высших руководящих должностях);

  • охват работников коллективным договором;

  • удовлетворенность работников (%);

  • уровень текучести кадров;

  • коэффициент оборота работников;

  • доля работников представленных в профсоюзах;

  • расходы на приобретение товаров и услуг у местных компаний;

  • количество контрактов, аннулированных из-за несоблюдения деловых принципов;

  • количество совместных предприятий, с которыми было прекращено сотрудничество;

  • инвестиции в сообщество;

  • затраты на работников, в том числе выплаты социального характера, инвестиции в социальные программы.

Количество экологических показателей в отчетах зарубежных компаний значительно разнится и колеблется от 10–20 до 100–150. Основными экологическими показателями, наиболее часто используемыми в отчетах зарубежных компаний являются:

  • объемы выбросов парниковых газов;

  • объем сжигаемого газа в факелах (двуокись серы, оксиды азота, летучие органические вещества) ;

  • разливы нефти;

  • потребление пресной воды, повторное использование воды;

  • отходы (опасные, неопасные, всего, повторно используемые отходы);

  • количество энергии, сэкономленной в результате мероприятий;

  • энергоэффективность (показатели Energy Intensity Index, Chemicals Energy Index);

  • внешняя оценка деятельности по охране окружающей среды (награды);

  • затраты на мероприятия по охране окружающей среды;

  • штрафы за нарушение экологических норм и требований.

Представляется целесообразным такой состав показателей отчетов по социальной ответственности для российских компаний (рис.1.8).




Показатели отчетов по социальной ответственности






















Экономические




Социальные




Экологические

  • объем реализации;

  • темпы роста налогов и обязательных платежей;

  • недоимка по налоговым и и др. обязат. платежам;

  • среднесписочная численность работников;

  • текучесть кадров;

  • среднемесячная з/п;

  • мин. размер оплаты труда;

  • количество доп.созданных мест; и т.д.




  • страховые платежи;

  • затраты на питание;

  • оплата стоимости проезда;

  • материальная помощь;

  • расходы на приобретение; жилья за счет предприятия;

  • поддержка работающих ветеранов;

  • доплаты работникам;

  • расходы на переподготовку кадров и т.д.

  • объемы выбросов парниковых газов;

  • разливы нефти;

  • потребление пресной воды;

  • повторное использование воды

  • количество энергии, сэкономленной;

  • энергоэффективность;

  • внешняя оценка деятельности по охране окружающей среды;

  • затраты на мероприятия по охране окружающей среды;

  • штрафы за нарушение и т.д.


Рис.1.8. Состав показателей отчетов по социальной ответственности

Выводы по первой главе:

  • нет однозначного определения понятия «социальная ответственность». Социальную ответственность следует рассматривать как приверженность компаний учитывать интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности, как на внешнюю заинтересованную сторону общественной сферы, так и на внутреннюю, причем это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни общества в целом ;

  • принципы, подходы и модели социального поведения фирмы определяют, исходя из рекомендаций международных стандартов, в первую очередь, это стандарты АА1000 и GRI;

  • важнейшим системообразующим принципом социальной ответственности, а значит и социальной отчетности выступает прозрачность и открытость информации о хозяйственной и экономической деятельности компаний. В обеспечении прозрачности решающую роль играет нефинансовая отчетность. Под нефинансовая отчетностью понимаются в добровольном порядке официально опубликованные компаниями и организациями документы, в которых они отчитываются обо всех или ряде ключевых аспектов своей деятельности. В составе этой отчетности все показатели сгруппированы в три группы: экономические, социальные и экологические.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconДиплом За участие в семинаре «Использование икт, как фактор повышения эффективности увп»
За участие в семинаре «Использование икт, как фактор повышения эффективности увп»
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconКурсовая работа “ Управление в автомобилестроении” по дисциплине “Основы менеджмента”
Ценности компании: персонал компании лояльность потребителей сильная торговая марка высокий научно-технический потенциал прочная...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconПеречень методических разработок учителей
Доклад «Профилактика профессионального «выгорания» педагогов как фактор повышения эффективности реализации фгос»
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconДипломный проект на тему: Проведение реструктуризации туристической компании
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconИнформационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов...
Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов Российской Федерации как фактор повышения
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconСоциальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития отечественной экономики
...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconРеферат Баранов К. Г., Игнатенков А. И. Дипломный проект на тему...
Общий объем проекта составляет 78 страниц. Дипломный проект содержит 1 рисунок, 16 таблиц. Список литературы представлен 30 источниками...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconДипломный проект на тему: «Проект реконструкции участка текущего...
Общий объем проекта составляет 70 страниц. Дипломный проект содержит 4 рисунка, 15 таблиц. Список литературы представлен 29 источниками...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconДипломный проект на тему: «Проект реконструкции участка текущего...
Общий объем проекта составляет 70 страниц. Дипломный проект содержит 4 рисунка, 15 таблиц. Список литературы представлен 29 источниками...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconПсихофизиологические технологии как фактор повышения эффективности производства
В пособии описаны найденные авторами математические модели количественных связей характеристик кардиореспираторной системы человека:...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconРеферат по экономике как форма самостоятельной работы студентов Гарантии...
Научно-технический прогресс как фактор повышения эффективности социалистического производства преимущественно интенсивного типа
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconЭтика и культура управления
Тема Культура управления как фактор повышения эффективности деятельности организации. Специфика этической регуляции поведения в организации...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconТребования к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломный проект) введение
Дипломный проект (ДП) является квалификационной работой, итоговой аттестацией, завершающей подготовку студента по специальности 220601...
Дипломный проект социальная ответственность как фактор повышения эффективности компании iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск