Что такое экономика?





Скачать 116.26 Kb.
НазваниеЧто такое экономика?
Дата публикации19.01.2015
Размер116.26 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Экономика > Вопрос
Реферат по экономике

ТРАДИЦИОННАЯ
ЭКОНОМИКА



  1. Введение


Что такое экономика?

Это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.

Это хозяйственный комплекс, включающий отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Производство, потребление и распределение экономического продукта происходит в различных границах и масштабах.

Это научная дисциплина, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путём создания необходимых благ.

Экономика связана с практикой жизни каждого из нас, т. е.: мы работаем и создаём определённые блага, мы учимся, - следовательно, формируем человеческий капитал, каждый день, бывая на рынке или в магазине, мы сталкиваемся с ценами, которые порой нас удивляют, а порой радуют. Следовательно, экономика – это наука, в центре которой постоянно подразумевается экономический человек с его определённой психологией и отношением к различным товарам и явлениям.

Каждый из нас совершенно чётко даёт оценку при покупке товара: выгодно или невыгодно. Такой же простой тест лежит в основе научного подхода рационального использования ресурсов, капиталов, увеличения производства товаров, сокращения затрат, увеличения прибыли, удовлетворения спроса. Чтобы лучше понять, как сложилась современная экономика, как человечество научилось находить ответы на её главные вопросы, полезно оглянуться назад и проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

  1. способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства

  2. типу собственности на экономические ресурсы.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем:

1) традиционная

2) рыночная (капитализм)

3) командная (социализм)

4) смешанная.

Из них самая древняя – традиционная экономическая система, о которой далее пойдёт речь.


  1. Основная часть


Традиционная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа:

Выгодно ли это?

Что иное стоит выращивать?

Какой способ организации производства более рационален? – здесь просто не приходят никому в голову.

Доиндустриальная стадия производства

В условиях первобытной общины регулярно налаженного производства не было. Средства существования добывались преимущественно путём собирательства готовых продуктов природы.

Для охоты и рыболовства использовались примитивные орудия в виде камней, палок, костей убитых животных.

Процесс добывания пищи собирательством и охотой привёл человечество к осмысленному земледелию в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна и к скотоводству в виде приручения диких животных, а затем разведения в домашних условиях. Иными словами, произошла аграрная революция, которая породила постоянно производящую экономику.

Труд становится основой жизни человека, что выделяет его из мира животных. Появились необходимые для работы орудия труда, вначале из кремня, обработанного камня. Позже их заменяют более совершенные технические средства (колесо, плуг) из металла.

Революционные изменения в материальной культуре вызывали более быстрое развитие домашнего ремесла. Изготовление различных изделий из металла, дерева, камня, появление гончарного круга и создание глиняной посуды говорит о начале промышленной деятельности.

Развитие домашнего ремесла потребовало осёдлого образа жизни. Люди стали заниматься строительством жилища и хозяйственных построек.

Все эти события способствовали резкому увеличению численности населения – произошёл первый демографический взрыв.

В Старом свете древнейшие земледельческо–скотоводческие культуры на Ближнем Востоке датируются восьмым – седьмым тысячелетием до нашей эры. В Новом свете неолитическая культура земледельцев возникла в пятом – втором тысячелетии до нашей эры. Этим было положено начало самой длительной эпохе экономической истории.

В доиндустриальном периоде производства господствовало натуральное сельскохозяйственное производство, где подавляющая часть трудоспособного населения была занята земледелием и скотоводством. В экономике присутствовал ручной труд. Следует отметить, что тяжесть труда диктовала необходимость усовершенствования орудий труда. Более простые орудия эволюционно превращаются в более сложные и более производительные.

В обществе было слабо развито разделение труда и сохранились примитивные формы организации, что влекло за собой низкую производительность труда и огромные физические и моральные затраты на производство единицы продукции. Всё это характеризует общество как застойное, с трудом удовлетворяющее самые элементарные потребности человека.

К сожалению, в конце XX века в некоторых странах Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.) сохранилась первоначальная модель производства, где в сельском хозяйстве занято две трети населения. Примитивные орудия труда, применяемые в этих странах, позволяют работнику прокормить более двух человек. Производители продукции опираются на силу традиций, существующих в данном обществе. Практически не изменяются производственные пропорции. Технические изобретения и передовые производственные навыки внедряются крайне медленно, а порой – под влиянием сложившихся устоев – и неохотно.

В современной науке такую экономическую систему называют традиционной.

Традиционная система

Традиционная система существует в слаборазвитых странах. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально – общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина. Сюда относится крестьянское и ремесленное хозяйства.

В основе жизнедеятельности традиционной системы лежат передающиеся из поколения в поколения традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовое и сословное деление, выступающие тормозом социально – экономического прогресса.

Существующие уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно отражается на производительности труда. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства большую роль играет иностранный капитал.

Например, Японская модель построена на сохранении национальных традиций при одновременном заимствовании у других стран всех экономических новаций. Национальные традиции позволяют создать такие модели управления и организации производства, которые дают наибольший эффект только в условиях Японии. Для этой национальной модели характерно развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (необязательный) характер. Планы (государственные программы) ориентируют отдельные звенья экономики на выполнение определённых общенациональных задач.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира, как уже приводилось выше, остатки такой собственности сохранились. И это не случайно.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX века, когда реформы П.А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землёй, сменившееся на владение землёй отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 году коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив своё сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX века добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объёмов производства жизненных благ, чем советы старейшин – органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Её элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная система.

Хозяйство России исторически складывалось постепенно, по мере освоения всё новых и новых территорий. Первоначально в экономике страны преобладало сельское хозяйство, сначала на вольном крестьянском труде, а затем на труде крепостном. Недостаток хлеба ощущался на Европейском Севере и Северо-западе с XVII века. Поэтому старые районы сельскохозяйственного производства (в центре Русской равнины на плодородных землях полей и по долинам рек), которые обеспечивали продовольствием население России до XVIII века, сменились новыми – на юге, после присоединения степных и лесостепных районов (Поволжья, Предкавказья, Южного Урала, юга Украины и Западной Сибири).

Таким образом, после отмены крепостного права в России чётко определились 2 зоны:

1) производящая (на юге), поставляющая хлеб (на север страны, на экспорт в другие страны)

2) потребляющая (Центральная Россия и северная половина современной Российской Федерации, т.е. 75% территории).

В границах современной Российской Федерации сложилась мощная промышленность (в Москве, Санкт – Петербурге, на Урале).

Даже после создания на юге (в границах современной Украины) мощной угольно – металлургической базы промышленная роль европейских районов России оставалась огромной.

Российская Федерация обладает огромным природным, экономическим и научным потенциалом. К тому же ныне через её территорию осуществляются экономические и транспортно – информационные связи многих суверенных государств содружества, не граничащих друг с другом. В Российской Федерации производилась основная часть национального дохода бывшего Союза, 70% общесоюзной промышленной продукции, 80% научных разработок и только 45 – 47% сельскохозяйственной продукции. В рамках СНГ доля промышленного производства и научной продукции России ещё выше. Столь значительные масштабы промышленного производства и скромные показатели сельскохозяйственного производства, а также их общее падение в последние годы нельзя оценить однозначно. Требуется глубокое понимание как общих особенностей и проблем экономики России, так и проблем различных её регионов.

Чтобы реально представить своеобразие народного хозяйства России на современном, переходном этапе её развития, кратко рассмотрим некоторые общие понятия экономики (начало см. во введении).
В любой стране общество решает три взаимосвязанные проблемы:

  • что нужно производить (какие товары и услуги,

в каких количествах)

  • как производить эти товары и услуги (с использованием

каких технологий и каких ресурсов)

  • для кого они предназначены (как эти товары и

услуги будут распределены)

Задачи эти были бы просто решаемы и не превращались в сложнейшие проблемы, если бы ресурсы (природные, трудовые, финансовые, информационные) оказывались в изобилии в каждой стране. Но они всегда ограничены и для каждого периода ограничены по – разному.

Поэтому, главная задача экономики – выбор наилучшего варианта решения проблемы, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.

Для иллюстрации этой задачи используем пример, противопоставляющий выпуск двух товаров: с одной стороны, пушек (или ракет), а с другой – масла (или зерна). При недостаточном обеспечении ресурсами увеличение выпуска оружия приведёт к вынужденному сокращению производства продовольствия. Например, Германия, готовясь к Первой мировой войне, использовала лозунг «Пушки вместо масла».

Но в любой стране не производится только два вида товаров. Выбор масштаба производства каждого товара – задача сверхсложная. В условиях ограниченных возможностей и дефицита ресурсов эти вопросы в различных экономических системах решаются по – разному. Исторически для всех стран, в том числе и для России, в течение многих веков была характерна так называемая традиционная экономика. Вопросы – что, как и для чего (кого) производить – решались исходя из обычаев и традиций (отсюда и название – традиционная). В течение столетий из поколения в поколение использовались одни и те же способы производств и в сельском хозяйстве, (которое было натуральным), и в ремёслах. Технический прогресс в подобной системе шёл крайне медленно. Сейчас эта экономика сохранилась в нескольких формах. Небольшие ареалы кустарных промыслов остались в некоторых районах современной России: хохломская роспись, палехские миниатюры, семёновский ложкарный промысел (деревянные ложки), производство расписных подносов в Подмосковье (Жостово), вятская игрушка. Традиционная экономика встречается у малочисленных народов Российского Севера (оленеводство, охота, рыбная ловля, промыслы: косторезный, изготовление национальной одежды, постройка традиционных жилищ), в ряде национальных республик России (Тыва, Калмыкия).

  1. Заключение


Элементы традиционной экономики можно найти практически в любой экономической системе, потому что экономика любого района, региона, страны и т.п., неразрывно связана с географическим положением, климатическими условиями, политическим статусом и пр., в т.ч. и традициями.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы есть в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и в них преобладает рыночная система).


  1. Использованная литература


В.Г. Слагода. Основы экономики. М., 2002

Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики. М., 1998

Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. Основы экономических знаний. М., 1997

К. Макконнелл, С. Брю. Экономикс. В 2-х т. Т.1. М., 1992

Р.М. Нуреев. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996

Я.С. Ядгаров. История экономических учений. М., 1999

В.П. Дронов, В.Я. Ром. География: население и хозяйство России, 9 класс. М., 1995

Е.М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. М., 2000

Р.С. Белоусов, Д.С. Докучаев. Я познаю мир: экономика (детская энциклопедия). М., 2001

И.В. Липсиц. Экономика, 9 класс. М., 1996




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое экономика? iconТесты контроля знаний по общей хирургии 2-3 курс Ставрополь 2011...
Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской...
Что такое экономика? iconТема урока Основные понятия
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое экономика? iconТема: «Что такое экономика?» Цели: познакомить с понятием «экономика»
В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...
Что такое экономика? iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Светская этика»
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Что такое экономика? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое периодическое колебание? Каковы его характеристики? Что такое основная частота сложного колебания?
Что такое экономика? iconЧто такое мировоззрение?
...
Что такое экономика? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое экономика? iconЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи
Что такое экономика? iconТы и твоя семья
Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и...
Что такое экономика? iconКонспект урока по теме: «Алгоритмы»
На прошлом уроке мы изучили, что такое алгоритм, исполнитель, ски, его свойства. Теперь напомните мне, что такое алгоритм…
Что такое экономика? iconДоклад Экономическое воспитание
Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время?...
Что такое экономика? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое философия?: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? (лек. 1—8) или как альтернатива
Что такое экономика? iconУченик 9 ”Б” класса, Шандалов Дмитрий Научный
В этой главе вы узнаете что такое импульс,удельный импульс, закон сохранения импульса,принцип реактивного движения, а также, что...
Что такое экономика? iconСодержание обращение к читателям 3 Введение 6 раздел 1
Урок Что такое экономика 15 Урок Основы хозяйственной жизни человечества 19
Что такое экономика? iconЧто такое болото?
Что такое болото? В зависимости от состава растительного покрова ботаники делят болото на лесные, кустарниковые, кустарничковые,...
Что такое экономика? iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассматривается что такое загрязнённые воды, какова роль и влияние загрязнений, какие существуют источники загрязнений,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск