Международная
«Лига развития науки и образования» (Россия)
Международная ассоциация развития науки,
образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск) ----------------------------------------------------
ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ
Учебно-методические материалы
по дисциплине «Бюджетная система РФ»
для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
ЯРОСЛАВЛЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
2012 СОДЕРЖАНИЕ:
5.1.4 ГЛОССАРИЙ 27
1 Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе (пояснительная записка)
Дисциплина «Бюджетная система РФ» входит в число дисциплин, формирующих профессиональную подготовку студентов специальности «Финансы и кредит» и способствует выработке современного экономического мышления, формирует комплексность подхода к анализу социально-экономических явлений и процессов.
Необходимость проведения всестороннего анализа изменений бюджетного законодательства и принятия на основе его результатов грамотных и обоснованных экономических решений обуславливает значение учебной дисциплины «Бюджетная система РФ» в учебном процессе подготовки кадров для финансовых органов государства и предприятий различных форм собственности. В курсе рассматриваются теоретические основы и практические вопросы формирования и функционирования бюджетной системы. На основе Бюджетного кодекса РФ и других действующих нормативных актов излагаются экономическое содержание бюджета, принципы построения бюджетной системы, порядок формирования и исполнения бюджетов различных уровней.
Для детальной систематизации знаний студента в курсе «Бюджетная система РФ» предусмотрено выполнение контрольной работы, которая должна раскрывать один из основных вопросов курса. Цель работы – выработка у студента конкретных представлений по рассматриваемому вопросу, получение навыков в отборе необходимого материала при работе с законодательной, нормативной, учебной и периодической литературой.
Цель изучения дисциплины «Бюджетная система РФ» заключается в формировании у обучающихся знаний, которые позволят уяснить устройство бюджетной системы РФ, механизм принятия бюджетов разных уровней и направления бюджетных расходов, а также в получении навыков анализа и непрерывного мониторинга проводимой бюджетной политики.
Задачами изучения дисциплины «Бюджетная система РФ» являются:
дать теоретическую основу знаний по специальности в рассматриваемой сфере экономических отношений;
сформировать у студентов твердые знания законодательства, регламентирующего порядок принятия и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
научить обучающихся применять теоретические знания на практике в сфере финансового планирования и управления;
привить навыки анализа финансовых показателей, характеризующих как бюджет страны в целом, так и отдельные направления текущих доходов и расходов бюджета;
определять направленность бюджетной политики.
2. Требования к уровню освоения рабочей программы
Изучение данной дисциплины в комплексе с другими учебными дисциплинами формирует профессиональные знания экономистов. В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представление:
об основных исторических аспектах становления бюджетной системы;
о взглядах экономистов по основным проблемам в области бюджета.
об основах организации бюджетного процесса в РФ.
Знать:
Законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления органов государственной власти и местного самоуправления и другие руководящие документы, регламентирующие порядок организации и осуществления бюджетного процесса в РФ;
экономическую сущность бюджета, принципы и основы построения бюджетной системы;
порядок подготовки и исполнения бюджетов различных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
задачи, права, обязанности органов, осуществляющих бюджетный контроль.
Уметь:
правильно применять полученные знания для анализа современных экономических явлений и процессов;
критически оценивать позитивные и негативные процессы в области функционирования бюджетных отношений;
разъяснять основные направления бюджетной политики РФ.
Иметь навык:
работы с законодательными актами о бюджетах различных уровней;
применения теоретических знаний при практической деятельности по осуществлению бюджетных полномочий.
3 Содержание дисциплины В соответствии с учебными планами по специальности 080105 «Финансы и кредит», утвержденными 24 апреля 2008 г., время, отводимое на изучение дисциплины (Таблица ), составляет:
Таблица – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины «Бюджетная система РФ»
Форма обучения
| База
| Срок обучения
| Всего часов по дисциплине
| в т.ч.
| аудиторных занятий
| СРС
| Лекций
| Практических
| заочная
| общее среднее (полное) образование
| 6 лет
| 100
| 14
| --
| 86
| заочная
| среднее профессиональное образование
| 4 года
| 100
| 12
| --
| 88
| заочная
| высшее образование
| 3,5 года
| 100
| 12
| --
| 88
|
3.1 Примерный тематический план
Таблица .1 – Распределение учебного времени для студентов, обучающихся на базе общего среднего (полного) образования Тема
|
| Всего
| в том числе
| Уч. занят.
| СРС
| Лекц.
| Практ.
| Раздел 1.
Экономическая сущность бюджета.
| 20
| 3
| --
| 17
| Тема 1. Сущность и принципы построения бюджета.
| 6
| 2
| --
| 4
| Тема 2. Бюджетное устройство РФ.
| 8
| --
| --
| 8
| Тема 3. Бюджетная система РФ и бюджетный федерализм.
| 6
| 1
| --
| 5
| Раздел 2.
Основы организации бюджетного процесса в РФ.
| 18
| 2
| --
| 16
| Тема 4. Организация бюджетного процесса в РФ.
| 6
| 2
| --
| 4
| Тема 5. Бюджетные права различных органов власти.
| 6
| --
| --
| 6
| Тема 6. Сущность и виды бюджетной классификации.
| 6
| --
| --
| 6
| Раздел 3.
Доходы бюджетов РФ.
| 22
| 3
| --
| 19
| Тема 7. Структура доходов бюджета и их материальные источники.
| 7
| 2
| --
| 5
| Тема 8. Налоговые доходы бюджета.
| 8
| --
| --
| 8
| Тема 9. Неналоговые доходы бюджета.
| 7
| 1
| --
| 6
| Раздел 4.
Расходы бюджетов РФ.
| 20
| 3
| --
| 17
| Тема 10. Сущность и структура расходов бюджетов РФ.
| 8
| 1
| --
| 7
| Тема 11. Роль расходов бюджета в финансировании социальной сферы.
| 8
| 2
| --
| 6
| Тема 12. Обслуживание государственного долга РФ.
| 4
| --
| --
| 4
| Раздел 5.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.
| 20
| 3
| --
| 17
| Тема 13. Понятие и структура внебюджетных и специальных фондов.
| 5
| 1
| --
| 4
| Тема 14. Особенности функционирования Пенсионного фонда РФ.
| 6
| 1
| --
| 5
| Тема 15. Особенности функционирования социальных государственных внебюджетных фондов.
| 9
| 1
| --
| 8
| ВСЕГО
| 100
| 14
| --
| 86
|
Таблица 2.2 – Распределение учебного времени для студентов, обучающихся на базе среднего профессионального и высшего образования Тема
|
| Всего
| в том числе
| Уч. занят.
| СРС
| Лекц.
| Практ.
| Раздел 1.
Экономическая сущность бюджета.
| 20
| 3
| --
| 17
| Тема 1. Сущность и принципы построения бюджета.
| 6
| 2
| --
| 4
| Тема 2. Бюджетное устройство РФ.
| 8
| --
| --
| 8
| Тема 3. Бюджетная система РФ и бюджетный федерализм.
| 6
| 1
| --
| 5
| Раздел 2.
Основы организации бюджетного процесса в РФ.
| 18
| 2
| --
| 16
| Тема 4. Организация бюджетного процесса в РФ.
| 6
| 2
| --
| 4
| Тема 5. Бюджетные права различных органов власти.
| 6
| --
| --
| 6
| Тема 6. Сущность и виды бюджетной классификации.
| 6
| --
| --
| 6
| Раздел 3.
Доходы бюджетов РФ.
| 21
| 2
| --
| 19
| Тема 7. Структура доходов бюджета и их материальные источники.
| 7
| 2
| --
| 5
| Тема 8. Налоговые доходы бюджета.
| 8
| --
| --
| 8
| Тема 9. Неналоговые доходы бюджета.
| 6
| --
| --
| 6
| Раздел 4.
Расходы бюджетов РФ.
| 20
| 3
| --
| 17
| Тема 10. Сущность и структура расходов бюджетов РФ.
| 8
| 1
| --
| 7
| Тема 11. Роль расходов бюджета в финансировании социальной сферы.
| 8
| 2
| --
| 6
| Тема 12. Обслуживание государственного долга РФ.
| 4
| --
| --
| 4
| Раздел 5.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.
| 21
| 2
| --
| 19
| Тема 13. Понятие и структура внебюджетных и специальных фондов.
| 6
| 1
| --
| 5
| Тема 14. Особенности функционирования Пенсионного фонда РФ.
| 6
| --
| --
| 6
| Тема 15. Особенности функционирования социальных государственных внебюджетных фондов.
| 9
| 1
| --
| 8
| ВСЕГО
| 100
| 12
| --
| 88
|
3.2 Содержание разделов и тем Раздел 1. Экономическая сущность бюджета.
|