Международная
«Лига развития науки и образования» (Россия)
Международная ассоциация развития науки,
образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск)
Ярославский филиал Кафедра общегуманитарных и
естественно-математических дисциплин
. УТВЕРЖДЕНО
Протоколом
заседания
УМС ЯФ
«Институт управления»
(г. Ярославль)
от __________ № ____
Учебно-методические материалы для студентов
по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
(наименование дисциплины) для специальностей 080105 «Финансы и кредит»,
080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»,
080507 «Менеджмент организации»,
80801 «Прикладная информатика в экономике»
030501 «Юриспруденция».
Ярославль
2011 г. Рабочая программа составлена Переваловым Виктором Дмитриевичем в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267 на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:
Одобрена на заседании кафедры
______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________ Согласована с кафедрами:
______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________ ______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________ ______________________________________
Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________ Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________ Протокол № ___ от «__» _________ 201__ г.
Зав. кафедрой _________________________
Утверждена к изданию учебно-методическим советом ЯФ НОУ ВПО «Институт управления»
Протокол № __ от «__» _________ 201__ г.
Председатель учебно-методического совета А.Е. Кальсин
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе (пояснительная записка) Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» строится исходя из требований мировоззренческой подготовки юристов, управленцев, информационщиков и экономистов. Дисциплина «Концепции современные естествознания» является довольно новой в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Ее появление – результат развития науки, взаимодействия и взаимопроникновения различных ее отраслей, возрастающей роли науки, научных знаний в жизни общества.
Дисциплина направлена на повышение гуманистической и естественнонаучной подготовки выпускников высшего учебного заведения. Ее успешное изучение будет способствовать усвоению студентами других естественнонаучных и социально-экономических дисциплин.
Основной целью дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование у студентов целостного мировосприятия, современной естественно-научной картины мира, современного типа мышления. Целью изучения дисциплины «КСЕ» состоит в обеспечении прочной теоретической базы для понимания студентами законов развития природы , исторического опыта человечества, анализа современного научного развития и осмыслению общечеловеческих ценностей и способствовать на этой основе формированию у них прочных научных мировоззренческих ориентаций, необходимого уровня общей культуры. Научить студентов умело применять основные положения естественнонаучного знания в деле формирования духовного мира личности, свободы ее проявления и высокой ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, сформировать прочные навыки и умения систематической и творческой работы над литературой, совершенствованием своих профессиональных знаний.
Задачами изучения дисциплины «Концепции современные естествознания » являются:
развитие интеллекта и творческого мышления студентов, их культуры и нравственности;
формировании твёрдых теоретических знаний по наиболее важным естественнонаучным проблемам, идеям, концепциям, которые будут способствовать более глубокому усвоению знаний по другим дисциплинам;
-- овладение с адекватной современным требованиям методологией научного анализа противоречивых процессов в сфере экономической, социально-политической и духовной жизни общества и формированием на этой основе ответственности за выполнение профессионального долга;
- расширение кругозора, повышение культурного уровня будущего специалиста;
- знакомство с методологией естественнонаучного познания, изучение и освоение всеобщих методов познания, что позволит применять полученные навыки при изучении специальных дисциплин, в практической деятельности, научной работе;
- рассмотрение предмета, проблем и задач современного естествознания как отрасли научного познания и важнейшей части духовной культуры общества;
формирование у студентов научного мировоззрения, естественно-научного материалистического мышления и умения критического восприятия любых антинаучные концепций;
изучение основ микро-, макро- и мегамира, основных концепций современного естествознания, а также знакомство с основными историческими этапами их формирования;
формирование у студентов понимания роли науки и ученых в развитии человеческой цивилизации;
формирование у студентов умения работать с научной литературой.
2. Требования к уровню освоения программы
Изучение данной дисциплины в комплексе с другими учебными дисциплинами реализует требования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, формирует общетеоретические профессиональные знания будущих специалистов, должно помочь студентам в понимании современных научных проблем, использовать знания основных законов естественно научных дисциплин в профессиональной деятельности, овладению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору пути её достижения . Привить студентам умение логически мыслить, делать объективные выводы, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, определять, представлять и обоснованно защищать свою точку зрения. В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представление: - о научном методе познания;
- о ненаучных формах духовной культуры и их значении;
- об основных проблемах современного естествознания и путях их преодоления;
- о своеобразии философии, её месте в культуре;
- о научных картинах мироздания, о многообразии форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в современном обществе;
- о связанных с наукой и техникой современных социальных проблемах.
Знать:
- место и роль науки в жизни общества на разных этапах его развития;
- современную научную картину мира, место и роль человека в ней;
- основные концепции современного естествознания;
- основные проблемы взаимодействия человека, человеческого общества и окружающего мира;
- роль и перспективы естественнонаучного познания, роль и место человека в развитии природы и общества, характера современных глобальных проблем и путей их разрешения.
- научную концепции бытия, самоорганизацию бытия, понятия материального и идеального, пространство, время, движение и развитие;
-основные формы человеческого знания, особенности его функционирования в современном информационно-техническом мире; исторические типы и эволюции форм научного познания, роль науки в развитии современной цивилизации. Уметь:
- применять на практике методы научного познания;
- отличать научно-обоснованные представления от псевдонаучных;
- критически оценивать ненаучные объяснения явлений внешнего мира и отстаивать естественнонаучную точку зрения на явления внешнего мира с учетом последних достижений современного естествознания;
- работать с научной литературой, применять полученные знания при изучении других предметов.
использовать основные законы естественно научных дисциплин в профессиональной деятельности;
правильно поставить цель и выбрать пути её достижения;
умело применять знания в деле формирования духовного мира личности, свободы ее проявления и высокой ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
– на основе научного анализа явлений и процессов, происходящих в природе, логично, обоснованно и творчески применять основные положения знаний, делать из этого анализа научные выводы и обобщения, а также активно использовать их в своей повседневной практической деятельности;
– уяснить роль и место науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные проблемы, ценность научной рациональности и её исторических типов;
Иметь навык:
владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу информации;
подготовки к процессу научно-исследовательской деятельности;
– работы с научными текстами, охватывающими различные мыслительные эпохи и традиции;
– для анализирования природных процессов и нахождения эффективных приёмов и способов организации своей деятельности.
3. Содержание дисциплины Таблица 1 – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины «КСЕ» по специальности 080105 «Финансы и кредит»
Форма обучения
| База
| Срок обучения
| Всего часов по дисциплине
| в т.ч.
| аудиторных занятий
| СРС
| Лекций
| Практических
| заочная
| общее среднее (полное) образование
| 6 лет
| 100
| 12
| --
| 88
| заочная
| среднее профессиональное образование
| 4 года
| 100
| 10
| --
| 90
| заочная
| высшее образование
| 3,5 года
| 100
| 12
| --
| 88
| Таблица 1а – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины « КСЕ» по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Форма обучения
| База
| Срок обучения
| Всего часов по дисциплине
| в т.ч.
| аудиторных занятий
| СРС
| Лекций
| Практических
| заочная
| общее среднее (полное) образование
| 6 лет
| 100
| 12
| --
| 88
| заочная
| среднее профессиональное образование
| 4 года
| 100
| 10
| --
| 90
| заочная
| высшее образование
| 3,5 года
| 100
| 12
| --
| 88
|
Таблица 1б – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины « КСЕ» по специальности 080507 «Менеджмент организации»
Форма обучения
| База
| Срок обучения
| Всего часов по дисциплине
| в т.ч.
| аудиторных занятий
| СРС
| Лекций
| Практических
| заочная
| общее среднее (полное) образование
| 6 лет
| 144
| 16
| --
| 128
| заочная
| среднее профессиональное образование
| 4 года
| 144
| 16
| --
| 128
| заочная
| высшее образование
| 3,5 года
| 144
| 16
| --
| 128
|
Таблица 1в – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины «КСЕ» по специальности 80801 «Прикладная информатика в экономике»
Форма обучения
| База
| Срок обучения
| Всего часов по дисциплине
| в т.ч.
| аудиторных занятий
| СРС
| Лекций
| Практических
| заочная
| общее среднее (полное) образование
| 6 лет
| 108
| 10
| 4
| 94
| заочная
| среднее профессиональное образование
| 4 года
| 100
| 8
| 2
| 90
| заочная
| высшее образование
| 3,5 года
| Нет обучения
|
|
|
|
Таблица 1г – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины КСЕ» по специальности 030501 «Юриспруденция».
Форма обучения
| База
| Срок обучения
| Всего часов по дисциплине
| в т.ч.
| аудиторных занятий
| СРС
| Лекций
| Практических
| заочная
| общее среднее (полное) образование
| 6 лет
| 100
| 10
| --
| 90
| заочная
| среднее профессиональное образование
| 4 года
| 100
| 10
| --
| 90
| заочная
| высшее образование
| 3,5 года
| 100
| 10
| --
| 90
| |