МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Бюджетная система Российской Федерации»
Специальность - 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная
Кафедра – «Экономика»
Рубцовск - 2011При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 181 эк / сп 2) Учебный план по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный решением Ученого совета РИ (филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол №12
СОДЕРЖАНИЕ
2. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 29
3.1 Общие требования к уровню освоения дисциплины 44
3.2 Самостоятельная работа студентов 46
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
1. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Бюджетная система Российской Федерации» является одной из базовых в системе подготовки специалистов в области финансов.
В рыночной экономике, в условиях ограниченных возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль государственной финансовой системы как одного из важнейших инструментов государственного и социального регулирования в интересах общества.
Центральным звеном финансовой системы страны является бюджетная система РФ, в которой сосредоточены значительные финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, предназначенные для удовлетворения коллективных потребностей граждан России.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления и возможности использовать полученные теоретические знания на практике. Цели освоения дисциплины – дать студентам прочные и глубокие знания в области организации бюджетных отношений, основ построения современной бюджетной системы Российской Федерации, этапов ее становления и перспектив развития. Задачи дисциплины:
изучение бюджетного устройства РФ;
изучение бюджетной политики страны;
изучение механизмов межбюджетных отношений;
изучение конкретных видов доходов и расходов, формируемых на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной
системы страны;
практическое ознакомление с бюджетной классификацией и содержанием работы на разных этапах бюджетного процесса.
Особенность и новизна разработанного курса заключается:
в расширении его содержания, в частности, отдельные его главы нацелены на изучение методик расчета, планирования и прогнозирования отдельных видов доходов бюджета с учетом инфляционных процессов и рыночных методик оценки облагаемой базы объектов разных форм собственности;
в самостоятельном изучении законов и нормативных актов определяющих методику планирования отдельных видов государственных и муниципальных расходов;
в подробном изучении Бюджетного кодекса РФ, регулирующего бюджетный процесс в центре, регионах и на местах.
в подробном изучении межбюджетных отношений на региональном уровне на примере Алтайского края.
Основные разделы курса:
Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ;
Доходы бюджета, их планирование;
Расходы бюджета, их планирование и финансирование;
Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
Бюджетный процесс.
Дисциплина «Бюджетная система Российской Федерации» относится к циклу СД.В3 Дисциплины по выбору.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса:
Преподавание дисциплины «Бюджетная система РФ» базируется на знании экономической теории, основ финансов, налогообложения, статистики и права. Освоение данной учебной дисциплины требует знаний дисциплин “Финансы” и «Налоги и налогообложение».
В основу курса положено изучение нормативных документов в сфере бюджетных правоотношений, и в первую очередь Бюджетного кодекса РФ, а также бюджетного законодательства Алтайского края, в том числе и нормативно-правовых актов на уровне муниципальных образований. Кроме того, достаточно подробно изучаются и ежегодно принимаемые законы (решения) о федеральном, региональном и местных бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в части доходов, расходов и межбюджетных трансфертов.
Итоговой контрольной точкой после освоения данного курса является зачет . 1.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(распределение часов курса по разделам и видам работ)
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 (20 баллов)
| 1. Экономическая сущность бюджета. Бюджет в условиях рынка.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 2. Бюджетное устройство РФ, принципы бюджетной системы
| 8
| 2
|
|
| 6
| 3. Бюджетная классификация Российской Федерации
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 2
(30 баллов)
| 4.Доходы бюджетов, основы их мобилизации
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 5.Доходы федерального бюджета.
| 4
| 2
| 2
|
|
| 6.Доходы региональных и местных бюджетов
| 4
| 2
| 2
|
|
| 7.Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов
| 4
| 2
|
|
| 2
| 8.Общие положения о расходах бюджетов. Расходные обязательства
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 9.Расходы Федерального и региональных бюджетов
| 8
| 2
|
|
| 6
| 10. Расходы местных бюджетов
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 3
(50 баллов)
| 11.Межбюджетные отношения на федеральном уровне
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 12. Межбюджетные отношения на региональном уровне
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 13. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне
| 6
| 2
|
|
| 4
| 14. Межбюджетные трансферты в Алтайском крае
| 6
| 2
|
|
| 4
| 15. Бюджетный процесс в РФ
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 16. Бюджетный процесс в Алтайском крае
| 2
|
|
|
| 2
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 100
| 30
| 20
|
| 50
|
Заочная, заочная (сокращенная) на базе ВПО формы обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1. Экономическая сущность бюджета. Бюджет в условиях рынка.
| 8
|
|
|
| 8
| 2. Бюджетное устройство РФ, принципы бюджетной системы
| 8
|
|
|
| 8
| 3. Бюджетная классификация Российской Федерации
| 8
|
|
|
| 8
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 2
| 4.Доходы бюджетов, основы их мобилизации
| 6
| 2
|
|
| 4
| 5.Доходы федерального бюджета.
| 4
|
| 2
|
| 2
| 6.Доходы региональных и местных бюджетов
| 4
|
|
|
| 4
| 7.Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов
| 4
|
|
|
| 4
| 8.Общие положения о расходах бюджетов. Расходные обязательства
| 8
| 2
|
|
| 6
| 9.Расходы Федерального и региональных бюджетов
| 8
|
| 2
|
| 6
| 10. Расходы местных бюджетов
| 6
|
|
|
| 6
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 3
| 11.Межбюджетные отношения на федеральном уровне
| 8
| 2
|
|
| 6
| 12. Межбюджетные отношения на региональном уровне
| 8
|
| 2
|
| 6
| 13. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне
| 6
| 2
|
|
| 4
| 14. Межбюджетные трансферты в Алтайском крае
| 6
|
|
|
| 6
| 15. Бюджетный процесс в РФ
| 6
| 2
|
|
| 4
| 16. Бюджетный процесс в Алтайском крае
| 2
|
|
|
| 2
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 100
| 10
| 6
|
| 84
|
Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО
форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очно - заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1. Экономическая сущность бюджета. Бюджет в условиях рынка.
| 8
| 2
|
|
| 6
| 2. Бюджетное устройство РФ, принципы бюджетной системы
| 8
|
| 2
|
| 6
| 3. Бюджетная классификация Российской Федерации
| 8
|
| 2
|
| 6
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 2
| 4.Доходы бюджетов, основы их мобилизации
| 6
| 2
|
|
| 4
| 5.Доходы федерального бюджета.
| 4
|
| 2
|
| 2
| 6.Доходы региональных и местных бюджетов
| 4
|
| 2
|
| 2
| 7.Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов
| 4
|
|
|
| 4
| 8.Общие положения о расходах бюджетов. Расходные обязательства
| 8
| 2
|
|
| 6
| 9.Расходы Федерального и региональных бюджетов
| 8
|
| 2
|
| 6
| 10. Расходы местных бюджетов
| 6
| 2
|
|
| 4
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум
| ДЕ 3
| 11.Межбюджетные отношения на федеральном уровне
| 8
| 2
|
|
| 6
| 12. Межбюджетные отношения на региональном уровне
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 13. Межбюджетные отношения на муниципальном уровне
| 6
|
|
|
| 6
| 14. Межбюджетные трансферты в Алтайском крае
| 6
|
|
|
| 6
| 15. Бюджетный процесс в РФ
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 16. Бюджетный процесс в Алтайском крае
| 2
|
|
|
| 2
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Зачет
| Итого часов
| 100
| 14
| 14
|
| 72
| 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дидактические единицы) Обязательный минимум содержания образовательной программы (выписка из ГОС) по дисциплине
«Бюджетная система Российской Федерации»
Содержание и значение государственного бюджета. Влияние бюджета на социально-экономические процессы. Бюджетная политика. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ. Бюджетное право. Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы. Формирование федерального, регионального и местных бюджетов. Управление бюджетами разных уровней. Бюджетная классификация. Содержание и принципы формирования доходов бюджета; методология их планирования по звеньям бюджетной системы и видам налогов и неналоговых доходов. Экономическая и контрольная работа финорганов по доходам и расходам бюджета. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Методология планирования, порядок их финансирования. Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, искусство. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Государственная поддержка науки. Расходы бюджета на государственное управление, обеспечение безопасности граждан и государства. Расходы бюджета на международную деятельность, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Финансовая поддержка субъектов Федерации. ДЕ1 Бюджетное устройство Российской Федерации
|