МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Инженерно-экономический Кафедра Экономики и управления на предприятии
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
____________М.К. Беданоков
«_____»__________ 200____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Б.3.9. Гостиничный менеджмент по направлению
подготовки бакалавров 100100.62 Гостиничное дело
по профилю подготовки Гостиничная деятельность
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 101100.62 Г03 Гостиничное дело Составитель рабочей программы:
канд. экон. наук, доцент
|
|
| Шаповалова Н.Г.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экономики и управления на предприятии
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________200__г.
|
|
| Е.С. Богомолова
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Беданоков М.К.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
| Богомолова Е.С.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель преподавания дисциплины «Гостиничный менеджмент» – дать будущим специалистам в сфере гостеприимства необходимые теоретические и практические знания, позволяющие грамотно управлять предприятиями индустрии гостеприимства. Дисциплина «Гостиничный менеджмент» рассматривает основные аспекты современного менеджмента гостиничных и ресторанных предприятий. В процессе освоения дисциплины анализируется возможность использования передового зарубежного опыта управления предприятиями индустрии гостеприимства в российской практике. В соответствии с указанной целью при изучении дисциплины ставятся следующие задачи:
изучить современные тенденции развития индустрии гостеприимства и туризма и их влияние на основные подходы к управлению данной деятельностью;
проанализировать организационные аспекты управления индустрией гостеприимства и туризма;
изучить особенности управления финансами в данной сфере;
рассмотреть качество услуг как объект управления в индустрии гостеприимства;
проанализировать особенности управления персоналом в гостиничном и ресторанном бизнесе;
рассмотреть управленческие решения в индустрии туризма и гостеприимства.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в перечень курсов базовой части профессионального цикла ООП. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплиной базовой части профессионального цикла «Организация гостиничного дела», «Экономика гостиничного предприятия», «Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг» и с дисциплиной вариативной части профессионального цикла «Управление персоналом», «Экономика санаторно-курортного комплекса»,а также сопутствующие связи с дисциплинами базовой части профессионального цикла «Организация гостиничного дела». Теоретические и практические положения используются дисциплинами вариативной части профессионального цикла «Стратегическое управление обслуживанием гостиничной деятельности».
Дисциплина основана на знаниях методологических основах менеджмента и управления человеком и управление группой. Материал курса гостиничного менеджмента предназначен для использования решения различных задач, возникающих в практике организации, связанных с возможностью применения туристского и гостиничного менеджмента.
Содержание дисциплины определяется такими взаимосвязанными категориями как управление инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: методические основы процесса организации гостиничного менеджмента;(ПК-6); современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем; современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг; (ПК-13)этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой (ПК-15);
уметь: находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, готовностью нести за них ответственность, руководить людьми и подчиняться (ПК-6); анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-15); контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности;
владеть: специальной терминологией и лексикой данной дисциплины; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории и практике данной дисциплины (ПК-6); логикой принятия управленческих решений в сфере гостиничного менеджмента; методикой анализа затрат гостиничного предприятия и других средств размещения; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ПК-15). 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часов).
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 48/1,34
| 48/1,34
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 24/0,665
| 24/0,665
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 24/0,665
| 24/0,665
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 96/2,66
| 96/2,66
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 45,6/1,26
| 45,6/1,26
|
|
|
| Реферат
| -
| -
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ финансовой отчетности
|
7,2/0,2
7,2/0,2
|
7,2/0,2
7,2/0,2
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 14/0,39
| 14/0,39
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,16
| 6/0,16
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 8/0,23
| 8/0,23
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 130/3,61
| 130/3,61
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Контрольная работа
| 18/0,25
| 18/0,25
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| Реферат
| 18/0,25
| 18/0,25
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Проведение мониторинга, подбор и анализ финансовой отчетности
|
11/0,3
11/0,8
|
11/0,3
11/0,8
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 144/4
| 144/4
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Тема 1. Индустрия гостеприимства: понятие, сущность, структура
- индустрия гостеприимства в данный период времени;
- понятие гостиничного менеджмента;
- рыночное хозяйство и его влияние на развитие индустрии гостеприимства;
- влияние экономических, социальных, технико-технологических и культурных факторов на развитие менеджмента в индустрии гостеприимства;
- цель и задачи гостиничного менеджмента.
| 1
| 2
| 2
| -
| 8
| Обсуждение
темы
| 2.
| Тема 2. Система и структура управления индустрией гостеприимства:
- система управления индустрией гостеприимства;
- субъект и объект индустрии гостеприимства;
- факторы влияющие на индустрию гостеприимства;
- социальная сфера как внешняя среда индустрии гостеприимства.
| 2
| 2
| 2
| -
| 8
| Блиц-опрос
| 3.
| Тема 3. Политика и ее влияние на индустрию гостеприимства:
- воздействие политики на индустрию гостеприимства;
- влияние политики на индустрию гостеприимства;
- технологии обеспечивающие развитие индустрию гостеприимства;
- виды воздействия индустрии гостеприимства на экологию.
| 3
| 2
| 2
| -
| 8
| Тестирование
| 4.
| Тема 4. Менеджмент региональной индустрии гостеприимства:
- формирование гостиничного предложения;
- гостиничный регион;
- стратегическая цель региона и взаимодействие обслуживающих отраслей (турфирм, транспортных предприятий, торговли);
-сфера деятельности региона индустрии гостеприимства;
- предприятия индустрии гостеприимства и их структура;
-виды гостиничных предприятий;
- услуги предоставляемые предприятиями индустрии гостеприимства.
| 4
| 2
| 2
| -
| 8
| Блиц-опрос
| 5.
| Тема 5.Экскурсионный менеджмент:
- роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности;
- деятельность менеджера и его задачи;
- профессиональные требования к менеджеру;
-основные функции внутрифирменного управления;
- исходный этап планирования.
| 5
| 2
| 2
| -
| 8
| Тестирование
| 6.
| Продолжение темы 5
- особенности планирования экскурсионного менеджмента;
- цель и задачи экскурсионного менеджмента;
-маркетинг как функция управления и
организационная структура экскурсионной фирмы;
-разработка экскурсионных услуг.
| 6
| 2
| 2
| -
| 8
| Блиц-опрос
| 7.
| Тема 6.Управление персоналом на предприятиях индустрии гостеприимства:
- значение управления человеческими ресурсами на предприятиях индустрии гостеприимства
- характерные особенности услуг предприятия индустрии гостеприимства;
- особенности человеческих ресурсов;
- функции и задачи менеджера по персоналу.
| 7
| 2
| 2
| -
| 8
| Тестирование
| 8.
| Продолжение темы 6
- характеристика профессионального состава кадровой службы;
- управление комплектованием кадров; - задачи менеджера при комплектовании кадров;
- минимизация ошибок при найме.
| 8
| 2
| 2
| -
| 8
| Блиц-опрос
| 9.
| Тема 7. Методы менеджмента :
- понятие и классификация методов менеджмента;
-организационно-административные методы управления;
- экономические методы управления;
- социально-
психологические методы управления;
- самоуправление.
| 9
| 2
| 2
| -
| 8
| Тестирование
| 10.
| Тема 8. Внешнее экономическое действие менеджмента:
- управление внешнеэкономической деятельностью предприятия индустрии гостеприимства.
- основные направления внешнеэкономической деятельности и ее регулирование;
- международные ярмарки.
- элементы регулирования внешней торговли;
- экономические и административные механизмы поддержки развития индустрии гостеприимства.
| 10
| 2
| 2
| -
| 8
| Блиц-опрос
| 11.
| Тема 9. Управление фирмой в условиях корпоративных сетей:
- виды корпоративных объединений;
- франчайзинговых объединения;
- недостатки франчайзинга;
- холдинговая компания;
- функционирование корпоративных сетей на гостиничном рынке.
- кадровая политика корпоративных объединений;
- корпоративная культура;
- преимущества и недостатки корпоративной деятельности;
-сравнительная характеристика конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства.
| 11
| 2
| 2
| -
| 8
| Тестирование
| 12.
| Тема10. Эффективность менеджмента в индустрии гостеприимства:
- понятие эффективности менеджмента в индустрии гостеприимства;
-экономическая эффективность менеджмента индустрии гостеприимства;
- измерение экономической эффективности индустрии гостеприимства;
-определение издержек, связанных с индустрией гостеприимства;
- социальная эффективность менеджмента индустрии гостеприимства.
| 12
| 2
| 2
| -
| 8
| Тестирование
|
| Промежуточная аттестация
| 36/1
| -
| -
| -
| 36/1
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 24
| 24
|
| 96
|
|
5.2. Структура дисциплины ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Тема 1. Введение в предмет «гостиничный менеджмент»:
- индустрия гостеприимства в данный период времени;
- понятие гостиничного менеджмента;
- рыночное хозяйство и его влияние на развитие индустрии гостеприимства;
- влияние экономических, социальных, технико-технологических и культурных факторов на развитие менеджмента в индустрии гостеприимства;
- цель и задачи гостиничного менеджмента.
| 1-2
| 1
| 2
| -
| 18
| Обсуждение
темы
| 2.
| Тема 2. Система и структура управления индустрией гостеприимства:
- система управления индустрией гостеприимства;
- субъект и объект индустрии гостеприимства;
- факторы влияющие на индустрию гостеприимства;
- социальная сфера как внешняя среда индустрии гостеприимства.
| 3-4
| 1
| 1
| -
| 18
| Блиц-опрос
| 3.
| Тема 3. Политика и ее влияние на индустрию гостеприимства:
- воздействие политики на индустрию гостеприимства;
- влияние политики на индустрию гостеприимства;
- технологии обеспечивающие развитие индустрию гостеприимства;
- виды воздействия индустрии гостеприимства на экологию.
| 5-6
| 1
| 1
| -
| 18
| Тестирование
| 4.
| Тема 4. Менеджмент региональной индустрии гостеприимства:
- формирование гостиничного предложения;
- гостиничный регион;
- стратегическая цель региона и взаимодействие обслуживающих отраслей (турфирм, транспортных предприятий, торговли);
-сфера деятельности региона индустрии гостеприимства;
- предприятия индустрии гостеприимства и их структура;
-виды гостиничных предприятий;
- услуги предоставляемые предприятиями индустрии гостеприимства.
| 7-8
| 1
| 1
| -
| 19
| Блиц-опрос
| 5.
| Тема 5.Экскурсионный менеджмент:
- роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности;
- деятельность менеджера и его задачи;
- профессиональные требования к менеджеру;
-основные функции внутрифирменного управления;
- исходный этап планирования.
| 9-10
| 1
| 1
| -
| 19
| Тестирование
| 6.
| Продолжение темы 5
- особенности планирования экскурсионного менеджмента;
- цель и задачи экскурсионного менеджмента;
-маркетинг как функция управления и
организационная структура экскурсионной фирмы;
-разработка экскурсионных услуг.
| 11-12
| 1
| 1
| -
| 19
| Блиц-опрос
| 7.
| Тема 6.Управление персоналом на предприятиях индустрии гостеприимства:
- значение управления человеческими ресурсами на предприятиях индустрии гостеприимства
- характерные особенности услуг предприятия индустрии гостеприимства;
- особенности человеческих ресурсов;
- функции и задачи менеджера по персоналу.
| 13-14
| -
| 1
| -
| 19
| Тестирование
|
| Промежуточная аттестация
| 36/1
| -
| -
| -
| 36/1
| Экзамен в устной форме
|
| ИТОГО:
|
| 6
| 8
|
| 130
|
|
|