Автор проекта
| Фамилия, имя отчество
| Астраханцева Екатерина Андреевна
| Регион
| Россия, Волгоградская область
| Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| г. Волгоград
| Номер и/или название школы/ОУ
| Волгоградская Государственная Сельскохозяйственная Академия
| Описание проекта
| Название темы вашего учебного проекта
| Происхождение, сущность и функции денег.
| Краткое содержание проекта
| Целью работы является углубление знаний в области денежного обращения, сущности и функций денег. В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.
| Предмет(ы)
| Экономическая теория.
| Класс(-ы)
| Для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям.
| Приблизительная продолжительность проекта
| 12 часов.
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 060100 Экономическая теория Экономическая теория
Введение в экономическую теорию.
Общеэкономические понятия. Экономическая теория и экономическая практика; экономические агенты (рыночные и нерыночные), теневая экономика; собственность и хозяйствование: теория "пучка прав собственности", экономические интересы, цели и средства, экономическая рациональность: выбор оптимального решения; конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации (в т.ч. классификация ресурсов), полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, товар и деньги; фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; ex ante и ex post величины; сравнительное преимущество; Парето-эффективность.
Микроэкономика. Рынок, совершенная конкуренция, закон предложения, закон спроса, равновесие, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, эластичнось; теории поведения потребителя и производителя (предприятия); бюджетное ограничение, кривые безразличия, предельные нормы замещения, эффекты дохода и замещения по Хиксу, кривая компенсированного спроса; максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков, включая ресурсные; рыночная власть, индекс Херфиндаля-Хиршмана, монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, теория игр и стратегическое поведение фирм, равновесие Курно, Нэша, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); производственная функция (общий случай, линейная, Кобба-Дугласа, CES), валовые выручка (доход) и издержки; чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; отдача от масштаба производства; экономика неопределенности и риска: причины, виды, пути снижения риска; теория поведения домашних хозяйств бюджетные ограничения, межвременной выбор, ограничения ликвидности; общественные блага: спрос и предложение, поиск ренты; трансакционные издержки и теорема Коуза; асимметрия информации и негативный отбор, сигналы рынка, анализ отношений "принципал-агент"; ящик Эджуорта, общее равновесие.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, система национального счетоводства, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: национальное богатство, валовой внутренний продукт (ВВП) – методы расчета, национальный доход, личный располагаемый доход, качество и уровень жизни, индекс человеческого развития, конечное потребление, модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Модильяни), постоянного дохода (Фридмана), сбережения, инвестиции (валовые и чистые), q-теория инвестиций Тобина; отраслевая структура национальной экономики, реальный и финансовый секторы, межотраслевой баланс; теории экономического роста, модель Солоу, "золотое правило накопления"; макроэкономическое равновесие: основные модели совокупного спроса и совокупного предложения – модель AD-AS, модель IS-LM; основные макроэкономические проблемы: цикличность, безработица, социальная политика, инфляция; формулы Оукена, Лукаса и кривые Филлипса; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; теории денег, денежное обращение, равновесие денежного рынка, модель оптимального управления наличностью Баумоля-Тобина, рынок ценных бумаг и виды биржевых операций, монетарная политика; государственный бюджет, теорема эквивалентности Рикардо; налоговая система, фискальная политика, стабилизационная политика; закрытая и открытая экономика, валютные курсы, паритет покупательной способности; сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
| После завершения проекта студенты смогут:
освоить понятие денег
назвать функции денег
объяснить сущность денег
назвать виды и формы денег
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Почему деньги являются важнейшим атрибутом экономики?
| Проблемные вопросы учебной темы
| Какие концепции существуют по вопросу происхождения денег?
Для чего нужно изучение основных функций денег?
| Учебные вопросы
| Что такое деньги?
Как произошли деньги?
Чем характеризуется сущность денег?
Какие функции выполняют деньги?
Какой вид имеют деньги?
Что такое форма денег?
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Студенты работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Анкета Карта З-И-У Презентация преподавателя
| Планирование проекта
Планирование презентации
Разработка критериев оценивания
Ведение журнала заметок
Обсуждение промежуточных результатов деятельности
| Конференция Оценочные листы
(презентации, буклеты, рефераты) Решение задач Итоговая рефлексия Самооценка Отзыв партнеров
| Описание методов оценивания
| Оценивание работы над проектом происходит согласно графику оценивания. В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний студентов для этого заполняется карта З-И-У, анкета и просматривается Презентация преподавателя (формирующее оценивание).
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, реферат, сообщение), по которым происходит в группах контроль и самоконтроль с помощью листов самооценки. По итогам работы каждой группы преподавателями ведутся бланки контроля, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь.
Также проводится тестирование на усвоение материала.
После завершения работы над проектом проводится конференция, где заслушиваются выступления студентов с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.
В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – Презентации. Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось ли достичь основной цели обучения? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Навыки обработки различных видов информации на компьютере.
Навыки подготовки и проведения презентации.
Навыки поиска информации в Интернет.
Общее представление об экономической теории.
| Учебные мероприятия
| Проект рассчитан на 12 часов.
Проект начинается с обсуждения со студентами вопросов по темам проекта (для этого используется Презентация преподавателя). Студенты заполняют таблицы ЗИУ. В ходе обсуждения уточняется план работы по проекту. Студенты распределяются на подгруппы, каждая из которых будет исследовать свою тему. 2 часа
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, реферат, сообщение), которые затем обсуждаются и по необходимости корректируются. Осуществляется поиск информации по тематике проекта. Выполнение практических работ по проекту, в соответствии с вопросами проекта, - сопровождается ведением дневника наблюдений, в котором студенты фиксируют свои этапы, размышления, наблюдения. Далее происходит обработка материала, оценивание списка наблюдений, проводится совместное обсуждение промежуточных итогов. 4 часа
В завершении работы над проектом создаются отчеты о проделанной исследовательской работе (презентации), идет подготовка к конференции. 2 часа
Проводится итоговая конференция, где каждая подгруппа выступает с итогами своей работы (при выступлении оценивается умение задавать и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход). Оценивание ведется с помощью оценочных листов. 2 часа
Завершается проект решением задач по теме проекта, коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах? 2 часа
| Материалы для дифференцированного обучения
| Студент, с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный студент)
| Для таких студентов проводятся дополнительные занятия, составляется график и список источников на каждый этап, информацию из которых он должен проанализировать, результаты анализа описываются учеником в блоге. Таким образом, происходит контроль за усвоением материала и оперативная корректировка знаний.
| Студент, для которого язык преподавания не родной
| Для организации обучения студентов на не родном языке необходимо использование ассоциативного иллюстративного материала с минимумом текста. При необходимости организовать языковую поддержку можно использовать двуязычные словари и другие средства для перевода. Интернет технологии позволяют делать это оперативно.
| Одаренный студент
| В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам студент. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
| Компьютер, принтер, сеть Интернет, съемные носители информации, оборудование для видеоконференций.
| Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные программы, электронные таблицы.
| Материалы на печатной основе
| Алпатов, Г.Е. Деньги, Кредит, Банки: Учебное пособие / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин. – Москва: Изд-во Проспект, 2006. – 624 с.
Базылева, Р.Г. Макроэкономика: Учебное пособие / Р.Г. Базылев, А.С. Гурко. – Москва: Изд-во Инфра, 2006. – 180 с.
Белоглазова, Г.Н. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Г.Н. Белоглазова – Москва: Изд-во НОРМА, 2009. – 392 с.
Владимирова, М.П. Деньги, Кредит, Банки: Учебное пособие / М.П. Владимирова, А.И. Козлов. – Москва: Изд-во КНОРУС, 2006. – 285 с.
Горина, Т.И. Деньги, Кредит, Банки / Т.И. Горина – Хабаровск: Изд-во ХГА, 2007. – 144 с.
Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – Москва: Изд-во Инфра, 2008. – 345 с.
Жуков, Е.Ф. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова. – Москва: Изд-во ЮНИТИ, 2007. – 359 с.
Иванова, В.В. Деньги. Кредит. Банки.: Учебное пособие / В.В. Иванова – Москва: Изд-во Проспект 2007. – 654 с.
Козырев, В.Ш. Основы современной экономики / В.Ш. Козырев – Москва: Изд-во НОРМА, 2007. – 354 с.
Камаева, В.Д. Экономическая теория: учебник для вузов/ Под ред. В.Д Камаева. - 8-е изд.,перераб. и доп. - Москва: Изд-во ВЛАДОС, 2009 г.-640 с.
Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Г.И. Кравцова. – Москва: Изд-во БГЭУ, 2010 г. – 296 с.
Лаврушин, И. О. Деньги, Кредит, Банки: Учебное пособие / И.О. Лаврушин – Москва: Изд-во Инфра-М, 2007. – 282 с.
Маркс К.Г. Капитал: Учебное пособие / К.Г. Маркс. – Москва: Изд-во КНОРУС, 2007г. – 1108 с.
Макконнелл, К.Р. Экономикс: Учебное пособие / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – Москва: Изд-во Инфра-М, 2007. – 958 с.
Миллер, Р.Л. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. / Р.Л. Миллер, Д.Д. Ван-Хуз. – Москва: Изд-во Инфра-М, 2007. – 768 с.
Носова, С.С. Экономическая теория: Учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. – Москва: Изд-во КНОРУС, 2009. – 543 с.
Никитин, В.М. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / В.М. Никитин. – Барнаул: Изд-во Азбука, 2009. – 296 с.
Портной, М.А. Деньги: их виды и функции: Учебное пособие / М.А. Портной. – Москва: Изд-во АНКИЛ, 2004. – 345 с.
Турковская, М.Б Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / М.Б. Турковская. – ЮУрГУ. – Челябинск 2006. – 538 с.
Усов, В.В. Деньги, денежное обращение. Инфляция: Учебное пособие / В.В. Усов, - Москва: Изд-во ИНФРА-М 2006. – 398 с.
Харрис, Л. Денежная теория: Пер. с англ. / Общ. ред. и выступ. ст. В.М. Усоскина. – Москва: Изд-во Прогресс 2006. – 750 с.
| Интернет-ресурсы
| www. wikipedia. org
http://revolution.allbest.ru/finance/00159442_0.html
| Другие ресурсы
| Для успешного проведения необходимо организовать открытую лекцию по теме проекта.
| |