Скачать 0.75 Mb.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА «ЭКОНОМИКА» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................. 1. Краткая характеристика основной образовательной программы...... 1. 2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы дисциплины)………………………………………………………. 2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.......................... 2.1. Цель и задачи изучения дисциплины................... 2.2. Содержание, структурированное по разделам (темам, модулям) 2.3. Содержание дисциплины по видам занятий......................... 2.3.1. Содержание аудиторных занятий................................ 2.3.2. Самостоятельная работа студентов.................................... 2.4. Требования к уровню освоения программы..................... 2.4.1. Основные требования, предъявляемые к специалисту, бакалавру.......... 2.4.2. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля....................... 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………… 3.1. Основная и дополнительная литература....................................................... 3.2. Методические указания студентам................................................................ 3.4. Технические средства обучения..................................................................... ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………............................................. 1. Пояснительная записка. 1.1. Краткая характеристика основной образовательной программы. Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономика» составлен в соответствии с требованиями действующего с 2000 года Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГСЭ.Ф.11. по направлению «Физическая культура», специальности «Физическая культура и спорт», Специальности "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК) и специальности "БЖД с дополнительной специальностью". В нем с учетом новых подходов в экономической науке изложены основные темы рыночной экономики, определенное внимание уделено проблемам становления рыночных отношений в России, особенностям функционирования отрасли физической культуры и спорта в нынешних условиях. Экономические знания являются обязательной составляющей гуманитарного образования и профессиональной подготовки студентов, воспитания их как граждан с активной жизненной позицией. Главная задача экономического образования студентов состоит в формировании современного типа экономического мышления на основе выработки представлений о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логике и эффективности экономических процессов, принципов принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. Экономика относится к числу гуманитарных дисциплин, построенных на фактах реальной действительности, она помогает понять всю сложность происходящих в мире процессов, ориентироваться в историческом движении. При изучении дисциплины «Экономика» важное место уделяется экономическим вопросам, изложенным в Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 30 марта 2008 г., материалах и документах заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. 1.2. Выписка из образовательного стандарта "Экономика". ГСЭ.Ф.11. (всего часов на освоение учебного материала 80 часов). Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономическое теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизация политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. Основные дидактические единицы дисциплины. Современная экономика и экономическая наука. Экономическая система общества. Ресурсы и факторы производства. Отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Микроэкономика. Рыночная экономика и механизм ее функционирования. Товарная организация общественного производства и товарно-денежные отношения. Предпринимательство и его организационные формы. Рыночная оценка факторов производства. Формирование и распределение доходов в условиях рынка. Макроэкономика. Национальная экономика и ее государственное регулирование в рыночных условиях. Воспроизводство и экономический рост. Международные аспекты экономических отношений. Мировой рынок: сущность, формы торговли. 2. Рабочая учебная программа дисциплины «Экономика». 2.1. Цель и задачи изучения дисциплины. Цель курса. Целью изучения дисциплины «Экономика» является овладение студентами экономическими знаниями, необходимыми для выполнения гражданских и профессиональных обязанностей; формирование у будущих специалистов физической культуры и спорта экономического мышления на основе познания общих основ экономической теории, практики хозяйственной деятельности государства, предприятий и фирм, организаций физической культуры и спорта в рыночных условиях, закономерностей совершенствования производственных отношений и производительных сил общества. Задачи курса. Основными задачами курса, которые должны достигаться в процессе обучения, является развитие у студентов:
Место курса в профессиональной подготовке выпускника физической культуры. Изучение экономики базируется на знаниях таких дисциплин, как отечественная история, философия, культурология, история физической культуры, правоведение. Взаимосвязь экономики с историей цивилизационного развития России, Америки, Европы, их экономических учений, философским осмыслением и восприятием сущности, назначения и смысла жизни человека, глобальных проблем человечества, способов порождения культурных норм, ценностей, механизмов сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта способствует более эффективному и прочному усвоению предмета. В свою очередь, экономическая наука обеспечивает изучение социологии, политологии, экономики и управления физической культуры. 2.2. Содержание, структурированное по разделам, темам, по видам учебных занятий с указанием их объемов. Очное обучение
Заочное обучение
2.3. Содержание дисциплины по видам занятий. 2.3.1. Содержание аудиторных занятий. Темы лекционных занятий ТЕМА 1. Современная экономика и экономическая наука (6 ч). Содержание понятия «Экономика» в ее современном смысле. Предмет и метод дисциплины, ее место в системе научных знаний. Блага и потребности человека. Экономические категории и законы. Экономические отношения. Задачи экономической науки, ее функции. Главные проблемы экономики. Роль и значение экономического образования в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта. ТЕМА 2. Экономическая система общества. Ресурсы и факторы производства (6 ч.). Понятие экономической системы, ее элементы. Материальный базис экономической системы. Типы экономических систем. Структура общественного производства. Материальное и нематериальное производство, сфера услуг. Ресурсы и факторы производства. Оптимальный выбор. Производительные силы и производственные отношения, их взаимодействие. Результаты общественного производства. ТЕМА 3. Отношения собственности. Разгосударствление и приватизация (10 ч.). Экономическое и правовое содержание собственности, ее основные типы и формы. Федеральная и муниципальная собственность. Частная собственность. Коллективные формы собственности. Право собственности на землю. Создание многообразия форм собственности в сельском хозяйстве. Преобразование отношений собственности. Разгосударствление и приватизация. Механизм приватизации федеральной и муниципальной собственности. ТЕМА 4. Рыночная экономика и механизм ее функционирования (10 ч.). Экономические предпосылки перехода к рыночной системе хозяйствования. Понятие рынка. Признаки свободного, «идеального» рынка. Структура и инфраструктура рынка. Условия перехода к рыночной системе в России. Модель российского рынка. Функции рынка. Механизм действия рыночной экономики. Законы спроса и предложения. Установление и динамика равновесной цены. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Конкуренция и ее виды. Монополия и олигополия. Физическая культура и спорт в период становления рыночных отношений в России. ТЕМА 5. Товарная организация общественного производства и товарно-денежные отношения (10 ч.). Натуральное и товарное хозяйство: сущность, отличительные черты. Условия возникновения товарного производства. Товар как специфическая форма продукта. Потребительная стоимость и стоимость товара. Понятие полезности. Рабочая сила как товар. Зависимость стоимости товара от производительности и интенсивности труда. Закон стоимости - основной закон товарного производства. Функции закона стоимости. Сущности и функции денег. Закон денежного обращения. Инфляция: причины, последствия и пути преодоления. ТЕМА 6. Предпринимательство и его организационные формы (10 ч.). Предприятие (фирма) - главный субъект микроэкономики. Производственная характеристика и структура предприятия (фирмы). Сущность предпринимательской деятельности в рыночной экономике. Организационные формы хозяйствования (частные фирмы, акционерные общества, товарищества, государственные предприятия). Основные фонды и оборотные средства предприятия (фирмы). Издержки производства и ценообразование на предприятии. Прибыль и ее стимулирующее значение. Система маркетинга и менеджмента как обобщение практики рационального управления производством. Основные задачи и функции маркетинга и менеджмента. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта. ТЕМА 7. Рыночная оценка факторов производства. Формирование и распределение доходов в условиях рынка (10 ч.). Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства. Функциональные и вертикальные доходы. Распределение и перераспределение доходов. Доходы собственников факторов производства. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Финансирование в рыночных условиях физической культуры и спорта. Доходы населения и источники их формирования. Заработная плата, ее формы. Номинальная и реальная заработная плата. Система социальной защиты населения. Оплата труда и социальная защита работников физической культуры и спорта. ТЕМА 8. Национальная экономика и ее государственное регулирование в рыночных условиях (6 ч.). Национальная экономика как целое. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Безработица и ее формы. Экономические циклы. Концепция экономической роли государства в современных условиях. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Важнейшие функции государства в условиях рынка. Принципы и цели государственного регулирования. Формы и методы государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование, программирование. Государственное предпринимательство. Социальное регулирование. Государственные закупки, стабилизационные меры. Экономические рычаги регулирования: Федеральный бюджет, налоги, цены, процент за кредит, нормы амортизационных отчислений, налоговые льготы и экономические санкции, целевые дотации и субсидии. Льготы для организаций физической культуры и спорта. ТЕМА 9. Воспроизводство и экономический рост (6 ч.). Понятие воспроизводства. Воспроизводство производительных сил и производственных отношений. Экономические условия функционирования простого и расширенного воспроизводства. Структура общественного продукта и проблема пропорциональности при воспроизводстве. Экономический рост, его типы и критерии. Факторы экономического роста. Системы показателей и способы измерения экономического роста. НТП как фактор экономического роста. Процесс накопления и инвестиционная политика государства. Цикличность рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Проблемы циклов и кризисов в отечественной экономике. ТЕМА 10. Международные аспекты экономических отношений (6 ч.). Характеристика мирового хозяйства. Интернационализация производства. Международное разделение труда. Мировая торговля и ее современные виды. Участие государства в организации и стимулировании национального экспорта. Механизм действия мирового рынка. Мировая валютная система и этапы ее развития. Структура платежного баланса. Валютный курс и факторы его определяющие. Международные организации, регулирующие валютные отношения: МВФ, МБРР. Конвертируемость валют. Место России в современном мире. |
Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика» Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика... Данный учебно-методический комплекс построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебно-методический... | Учебно-методический комплекс Для специальностей 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по "Истории мировой экономики" составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс «Международные валютно-кредитные отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 080. 100. 62 «Экономика» А. Н. Янин. Экономика тюменской области. Учебно-методический комплекс для студентов направления 080. 100. 62 «Экономика». Тюмень,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «экономика природопользования» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по специальностям: 080102 (060600) «Мировая... Государственное регулирование экономики в регионе: Учебно-методический комплекс /Авт сост. И. Л. Маценович | Учебно-методический комплекс дисциплины «Мировая экономика» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономика строительного предприятия и отрасли» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления инвестициями и недвижимостью (протокол... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Мировая экономика» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт, связь, лесной комплекс) | Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |